Положение о формах получения образования

  • docx
  • 31.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Положение о формах обучения.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Тимшерская средняя общеобразовательная школа

 

Утверждаю:

 Директор школы                              Н.А.Паршукова

 Введено в действие приказом № 77/2      

 От  «28»  октября  2005 года

Принято педсоветом

Протокол №4  от   «20» ноября  2004 года

 

Положение о формах получения образования

(экстернат, семейное обучение, самообразование)

 

1.      Общие положения.

 

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами РФ «Об образовании», «О правах ребенка», Декла­рацией о правах ребенка, Уставом МОУ Тимшерской СОШ (далее - Школа) и определяет порядок организации получения общего обра­зования.

1.2.С учетом потребностей и возможностей развития личнос­ти образовательные программы в Школе осваиваются в следующих формах:

·         очное обучение;

·         семейное образование;

·         образование на дому (индивидуальное обучение);

·         экстернат;

·         самообразование.

1.3.Очное обучение предполагает усвоение образовательных программ при непосредственном посещении Школы.

Семейное образование есть форма освоения ребенком общеобразовательных  про­грамм начального общего, основного общего, среднего (полного) общего   образова­ния в семье.

Образование на дому есть форма получения образования учащимися, имеющим хронические заболевания, входя­щие в соответствующий перечень Министерства здравоохра­нения РФ.

Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение об­щеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией Школе.

1.4.Для всех форм получения образования в пределах кон­кретной основной общеобразовательной программы действует единый государ­ственный образовательный стандарт.

1.5.В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" граждане Российской Федерации имеют право на выбор общеобразовательного учреждения и формы получения образования.

 

2.Очное обучение.

2.1.Порядок организации получения общего образования в форме очного обучения определяется Уставом Школы и другими локальными актами.

 

 

 

 

3.Семейное образование.

 

3.1.Организация семейного обучения.

3.1.1.Право дать ребенку образование в семье предоставляется родителям (лицам, их заменяющим).

3.1.2.Перейти на семейную форму получения образования могут обучающиеся на лю­бой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего.

Обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обуче­ния по решению родителей (лиц, их заменяющих) продолжить образование в Школе.

3.1.3.Отношения между Школой и родителями (лицами, их заменяющими) по организации семейного образования регулируется договором, кото­рый не может ограничивать права сторон по сравнению с действующим законода­тельством.

3.1.4.Для осуществления семейного образования родители (лица, их заменяющие) мо­гут:

·         пригласить преподавателя самостоятельно;

·         обратиться за помощью в Школу;

·         обучать самостоятельно.

Родители (лица, их заменяющие) информируют Школу о приглашенных ими преподавателях и определяют совместно с администрацией Школы возможности их участия в промежуточной и итого­вой аттестации.

3.1.5.Школа осуществляет прием детей, желающих полу­чить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (лиц, их за­меняющих) с указанием выбора семейной формы получения образования.

В приказе о зачислении ребенка в Школу указывается форма получения образования. Приказ хранится в личном деле обучающегося.

Личное дело обучающегося и результаты промежуточной и итоговой аттестации сохраняются в Школе в течении всего срока обучения.

3.1.6.Школа в соответствии с договором:

·         предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и дру­гую литературу, имеющуюся в библиотеке Школы;

·         обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, не­обходимую для освоения общеобразовательных программ;

·         осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося.

3.1.7.Школа вправе расторгнуть договор при условии неус­воения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

В случае расторжения договора обучающемуся предоставляется возможность продолжить по желанию родителей (лиц, их заменяющих) обучение в Школе. По решению педагогического совета Школы и с согласия родителей (лиц, их заменяющих) обучаю­щийся может быть переведен в класс компенсирующего обучения или оставлен на повторный курс обучения.

3.1.8.Родители (лица, их заменяющие) совместно со Школой несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами (до введения государственных образовательных  стандартов  общеобразовательные  программы разрабатываются, принимаются и реализуются общеобразовательным учреждением в соответствии с базисным учебным планом), прилагают усилия к освоению обучающимися общеобра­зовательных программ.

 

 

3.2. Аттестация обучающегося.

3.2.1.Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся в форме семейного образования определяются Школой самостоятельно, от­ражается в договоре.

3.2.2.Перевод обучающегося в последующий класс производится по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения по результатам проме­жуточной аттестации.

3.2.3.Освоение обучающимся общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттеста­цией.

3.2.4.Итоговая аттестация выпускников в 9-х и  11-х классов, получающих образо­вание в   семье, проводится Школой в общем порядке в форме устных и письменных экзаменов в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных об­щеобразовательных учреждений Российской Федерации.

3.2.5.Выпускникам 9-х и 11-х классов, прошедшим итоговую аттестацию, Школа выдает до­кумент государственного образца о соответствующем образовании.

3.2.6.Обучающийся в форме семейного образования может быть награжден золотой или серебряной медалью в случае успешного прохождения полугодовой, годовой и итоговой аттестации по всем учебным предметам, изучавшимся в 10-11-х классах. Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предме­тов, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов". Награждение производится в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных об­щеобразовательных учреждений в Российской Федерации.

 

3.3. Финансовое обеспечение семейного образования.

3.3.1.Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в Школе, определяемых федеральными нормативами. (До введения федеральных нормативов денежные сред­ства на образование каждого ребенка выплачиваются в соответствии с местными нормативами исходя из финансово-экономических условий).

Выплаты производятся из средств бюджета учредителя Школы в порядке, устанавливаемом учредителем в соответствии с законодательством.

Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан.

3.3.2.Дополнительные расходы, произведенные семьей сверх выплаченных денежных средств, покрываются родителями (лицами, их заменяющими) самостоятельно.

3.3.3.Родители (законные представители), осуществляющие образование несовершенно­летнего ребенка в семье, не лишаются права на получение компенсаций, установлен­ных государственными и муниципальными органами власти на детей соответствую­щего возраста.

 

3.4.Правовое положение педагогического работника, осуществляющего обучение детей в семье по договору с родителями (законными представителями).

3.4.1.Родители (законные представители), осуществляющие образование ребенка в семье, могут заключать договор с учителем (преподавателем), приглашенным ими самостоя­тельно.

3.4.2.Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающая приоб­ретением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистра­ции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.4.3.Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправле­ние заявление и документ об уплате регистрационного сбора.

3.4.4.Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с за­конодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятель­ности, подлежат взысканию, в доход соответствующего местного бюджета в установ­ленном порядке.

 

4.      Индивидуальное образование.

 

4.1. Организация индивидуального обучения регламентируется отдельным Положением об организации индивидуального обучения на дому с обучающимися, освобожденными  от посещения занятий по состоянию здоровья.

 

5.      Экстернат.

5.1. Организация экстерната.

5.1.1.Экстерн - лицо, обучающееся в форме экстерната. Возможность получить общее образование в форме экстерната имеют:

·         обучающиеся Школы на II и III ступенях общего образования (основного общего и среднего (полного) общего):

·         граждане, не завершившие обучение в общеобразовательном учреждении среднего (полного) общего образования и учреждениях начального и среднего профессионального образования;

·         обучающиеся вынуждено не посещающие общеобразовательное учреждение:

·         ранее не обучавшиеся и желающие получить образова­ние в форме экстерната;

·         другие желающие получить общее образование в форме экстерната.

5.1.2.      Возможность ускоренного освоения программы обу­чения, как в целом, так и по отдельным блокам, модулям, предметам, курсам и ступеням обучения в форме экстерната, в том числе обучение по индивидуальному учебному плану пре­доставляется на основании решения Педагогического совета Школы, утвержденному приказом директора Школы.

5.1.3.      Родители (законные представители) лиц, избравших экстернат как форму получения образования, подают соответ­ствующее заявление на имя директора Школы не позднее, чем за 3 месяца до атте­стации, приложив к нему (по необходимости) имеющиеся документы о промежуточной аттестации или документ об уровне образования.

5.1.4.      Администрация Школы знакомит экстерна с настоящим Положением, порядком проведения аттеста­ции, программой учебных курсов или учебных предметов.

5.1.5.      Экстерну предоставляется возможность получить необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда Школы, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных и практических работ, продолжить обучение в Школе в порядке, определяемом Школой и закрепленным в Уставе Школы.

 

5.2.Аттестация экстернов.

5.2.1.Продолжительность обучения экстерна, сроки проведе­ния промежуточной и итоговой аттестации устанавливаются с учетом интересов экстерна и возможностей Школы, но, как правило, в соответствии со сроками проме­жуточной аттестации в Школе.

5.2.2.Аттестация экстерна подразделяется на промежуточную (по отдельным учебным предметам, курсам, ступеням обуче­ния) и итоговую.

5.2.3.Порядок проведения промежуточной аттестации экстер­на по отдельным темам, блокам, модулям устанавливается учи­телем-предметником самостоятельно.

5.2.4.Экстерны, прошедшие промежуточную аттестацию по предметам одного года, ступени обучения, переводятся в следую­щий класс, ступень обучения на основании решения Педагогического совета, утвержденного приказом директора Школы

5.2.5.Результаты промежуточной аттестации фиксируются в специальной ведомости, которая подписывается членами ат­тестационной комиссии (учителями-предметниками) и заверяется печатью Школы.

5.2.6.Для получения документа об основном общем и среднем (полном) общем образо­вании экстерн проходит итоговую аттестацию по общеобразовательным программам, разрабатываемым на основе государственных образовательных стандартов.

5.2.7.К итоговой аттестации допускаются экстерны, прошедшие промежуточную атте­стацию по всем или отдельным предметам за курсы одного или нескольких классов на II и III ступенях общего образования.

При желании экстерн может сдавать экзамены по программам для классов с углубленным изучением ряда предметов.

5.2.8.Экстерны, проявившие особые способности в какой-либо из областей знаний, по их  желанию и по решению педагогического совета общеобразовательного учрежде­ния проходят итоговую аттестацию по индивидуальным программам.

5.2.9.Проведение итоговой аттестации экстернов осуществляется один раз в год в по­рядке   и в сроки, установленные Положением об итоговой аттестации выпускников государственных муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреж­дений в Российской Федерации, утвержденным Министерством образования Россий­ской Федерации.

5.2.10.  Экстерны, не завершившие обучение в Школе освобождаются от промежуточной аттестации в поряд­ке экстерната по отдельным предметам при наличии справки установленного образца с положительной оценкой за полный курс по данной дисциплине.

5.2.11.  Экстерны, заболевшие перед началом или в период итоговой аттестации и выздо­ровевшие до ее окончания, предоставляют медицинскую справку, на основании которой им предоставляется право завершить аттестацию в течение данного или следую­щего экзаменационного периода. Экстерны, не явившиеся на экзамены без уважи­тельных причин, не могут быть допущены к последующим экзаменам.

5.2.12.  Аттестацию экстерны проходят в Школе. При перемене места жительства и в других исключительных случаях экстерны получают справку, подписанную руководителем Школы, его  замес­тителем по учебно-воспитательной работе, не менее чем тремя учителями, проводив­шими аттестацию, и заверенную печатью Школы. Справ­ка, в которой указывается, когда и по каким предметам проводилась аттестация, какие оценки получены по каждому предмету, дает право экстерну закончить аттестацию в другом общеобразовательном учреждении, реализующем  общеобразовательную про­грамму соответствующего уровня.

5.2.13.  Для проведения итоговой аттестации экстернов директором Школы издается приказ о создании комиссии, в состав которой входят председатель, учитель по данному предмету, ассистент.

5.2.14.  Результаты аттестации экстернов фиксируются в протоколе комиссии с помет­кой "Экстернат" и подписываются членами комиссии.

5.2.15.  Экстернам, прошедшим итоговую аттестация, Школой выдается аттестат об основном общем или среднем (полном) общем образовании. В до­кументе в правом верхнем углу делается пометка "Экстернат".

5.2.16.  Аттестаты об основном общем и среднем (полном) общем образовании, выда­ваемые экстернам, прошедшим итоговую аттестацию в порядке экстерната, регистри­руются в книгах установленного образца с пометкой "Экстернат".

5.2.17.  Журнал регистрации заявлений, протоколы итоговой аттестации, письменные экзаменационные работы экстернов хранятся в установленном порядке

5.2.18.  Экстерны, освоившие общеобразовательные программы 10-11-х классов и достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награжда­ются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении   отдельных предметов". Экстерн может быть награжден золотой или серебряной медалью в случае успешного прохождения промежуточной аттестации (полугодовой) по всем учеб­ным предметам в объеме программ III ступени общего образования. Награждение производится в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников го­сударственных, муниципальных общеобразовательных учреждений Российской Фе­дерации.

5.2.19.  Экстерн, вернувшийся для продолжения обучения в Школу на очное обучение в течение учебного года, проходит аттестацию в установленном уставом уч­реждения порядке.

 

5.3.Финансовое обеспечение экстерната.

5.3.1.Экстернат является бесплатной формой освоения общеобразовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта.

5.3.2.Оплата труда работников, привлекаемых для проведения занятий с экстерном при приеме устных и письменных экзаменов, зачетов, проведения собеседования, консультаций, осуществляется за счет выделения Школе средств с учетом следующего:

на письменные экзамены:

·          при получении основного общего образования - 5 учебных часов по русскому языку и литературе и 4 учебных часа по   математике на группу экстернов, не превышающую установленную наполняемость класса;

·         при получении среднего (полного) общего образования - 8 учебных часов по русскому языку и литературе и 5 учебных часов по математике на группу экс­тернов, не превышающую установленную наполняемость класса.

на проверку письменных работ:

·         по 15 минут на каждую письменную работу при получении основного общего образования;

·         по 20 минут на каждую письменную работу по алгебре и началам анализа и по 25 минут на каждую письменную работу по литературе при получении средне­го       (полного) общего образования.

на устные экзамены и собеседования:

·                      на проведение устных экзаменов или собеседований (в том числе в  перевод­ных    классах) - по 20 минут на каждый устный экзамен или собеседование для  каж­дого   экстерна.

5.3.3.За указанные виды работ, если они осуществляются сверх учебной нагрузки, установленной педагогическому работнику при тарификации, производится почасовая оплата по ставкам, установленным учителям, Единой тарифной сетки.

5.3.4.Школа по желанию экстер­на может оказывать дополнительные платные образовательные услуги (дополнитель­ные консультации, семинарские и лекционные занятия и другие виды услуг).

6. Самообразование.

6.1. Самообразование есть форма освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
5.2. Для самообразования, как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, действует единый государственный стандарт. 
         6.3. Перейти на данную форму получения образования могут обучающиеся на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего.
        6.4. Обучающийся, получающий образование в форме самообразования, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (лиц, их заменяющих) продолжить образование в общеобразо­вательном учреждении.


     6.5. Отношения между школой и родителями (лицами, их заменяющими) по организации образования в форме самообразования определяется на основе заявления родителей (лиц их заменяющих) и  не может ограничивать права сторон по сравнению с действующим законодательством.
     6.6. Для осуществления самообразования родители (лица их заменяющие) для получения консультаций могут:

·  пригласить преподавателя самостоятельно;

·  обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение;

·  консультировать самостоятельно.

    6.7. Родители (лица, их заменяющие) школу о приглашенных ими преподавателях и определяют совместно с администрацией школы  возможности их участия в промежуточной и итого­вой аттестации.
    6.8. Школа осуществляет прием детей, желающих получить образование в форме самообразования, на общих основаниях по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) с указанием выбора формы получения образования. В приказе о зачислении ребенка в школу указывается форма получения образования. Приказ хранится в личном деле обучающегося. 
    6.9. Личное дело обучающегося сохраняется в школе в течение всего срока обучения, результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в журнале класса.  
    6.10. Школа:

·         предоставляет на время обучения учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке школы;

·         обеспечивает методическую и консультативную помощь, необхо­димую для освоения общеобразовательных программ;

·         осуществляет промежуточную и итоговую аттестации обучающегося.

     6.11. Школа вправе отказать в получении образования в форме самообразования при условии:

·       неосвоения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основ­ного общего, среднего (полного) общего образования по итогам двух и более четвертей по двум и более предметам;

·       в случае неуспеваемости обучающегося по итогам года по одному и более предметам.

      6.12. Повторное освоение учащимся образовательных программ на любой ступени обучения в форме самообразования не допускается. В этом случае, по желанию родителей (лиц, их заменяющих),  обучающемуся предоставляется возможность продолжить обучение в данном общеоб­разовательном учреждении.


      6.13. Родители (лица, их заменяющие) совместно со школой несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ в соответ­ствии с государственными образовательными стандартами, прилагают усилия к освое­нию учащимися общеобразовательных программ.


      6.14. Аттестация учащегося:

·       Порядок проведения промежуточной аттестации учащихся в форме самообразования определяется школой.

·       Перевод обучающегося в последующий класс производится по решению педагогического совета школы по результатам промежуточной аттестации.

·       Освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттеста­цией, которая проводится школой в общем порядке аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации.

·       Выпускникам IX и XI (XII) классов, прошедшим итоговую аттестацию, школа выдает доку­мент государственного образца о соответствующем образовании.

·       На лиц, получивших среднее образование (общее) в форме самообразования, распространяются условия и порядок  награждения золотой и серебряной медалями, установленные для выпускников государственных муниципальных общеобразовательных учреждений.


 

Скачано с www.znanio.ru