Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий электрометаллургический техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР Директор ГПОУ
_______________ ______________
«29» августа 20 г. «29» августа 20 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о комплексном экзамене (квалификационном)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения комплексного экзамена (квалификационного) по профессиональным модулям образовательной программы среднего профессионального образования, реализуемой в ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум».
1.2. Настоящее Положение составлено в соответствии со следующими регламентирующими документами:
- Закон Донецкой Народной Республики от 19.06.2015г. № 55-IHC «Об образовании»;
- Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16.10.2015г. № 19-19 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования»;
- Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ГОС СПО (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 27.08.2015г. № 3606);
- Методические рекомендации по разработке рабочих программ профессиональных модулей (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 09.09.2015г. № 3806);
- Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 14.08.2015г. № 401 «Об утверждении Типового положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программ СПО»;
- Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 20.07.2015г. № 328 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Инструктивно-методические рекомендации по организации текущего контроля знаний и промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 14.10.2015г. № 4619);
- Методические рекомендации по разработке и формированию образовательных программ среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.12.2015г. № 5950);
- Методические рекомендации по разработке и формированию фондов оценочных средств образовательных программ среднего профессионального образования на основе ГОС СПО (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.05.2016г. № 2056);
- Методические рекомендации по учебно-методическому обеспечению практики студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.05.2016г. № 2057);
- Рекомендации по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 3 августа 2015г. № 3154);
- Рекомендации по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 8 июня 2016г. № 2415)
- ГОС СПО ДНР;
- Устав ГПОУ ДЭМТ;
- Локальные акты ГПОУ ДЭМТ.
1.3. Комплексный экзамен (квалификационный) – форма итоговой аттестации по профессиональным модулям, проверка сформированности компетенций и готовности к выполнению вида профессиональной деятельности, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» государственного образовательного стандарта. Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен/ не освоен».
1.4. Комплексный экзамен (квалификационный) по профессиональным модулям проводится после реализации теоретической части, учебной и производственной практик, по результатам которого определяется сформированность компетенций и готовность к выполнению видов профессиональной деятельности, а также с целью присвоения студентам разряда по рабочей профессии.
1.5. К комплексному квалификационному экзамену допускаются студенты, успешно освоившие все элементы программы подготовки специалиста среднего звена: профессиональные модули, учебную и производственную практику, курсовую работу (проект).
2. Содержание и формы проведения комплексного экзамена (квалификационного)
2.1. Содержание комплексного экзамена (квалификационного) определяется цикловой комиссией по соответствующей специальности СПО, для чего разрабатывается комплекс контрольно-оценочных средств для проведения комплексного экзамена (квалификационного) по профессиональным модулям. Первоначальную экспертизу проводит преподаватель, затем КОС подлежит прохождению процедуры согласования на ЦК, цикловая комиссия дает заключение об одобрении КОС, подтверждением чему является протокол заседания ЦК. Затем КОС проходит процедуры содержательной внутренней и внешней экспертиз ведущими преподавателями образовательных учреждений СПО, а также согласование с работодателем. На титульном листе КОС ставится дата и подпись заместителя директора по учебной работе, этот этап устанавливает статус КОС как локального учебно-планирующего документа, регламентирующего реализацию содержания профессиональных модулей.
2.2. Задания комплексного экзамена (квалификационного) должны быть рассчитаны на комплексную проверку профессиональных и общих компетенций.
2.3. Задания комплексного экзамена (квалификационного) должны носить практикоориентированный комплексный характер. Задания должны быть направлены на решение профессиональных задач. Содержание заданий должно быть максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности. Формулировка заданий должна включать требования к условиям их выполнения (время, отводимое на выполнение задания; источники, которыми можно пользоваться и др.).
2.4. Задания для комплексного экзамена (квалификационного) должны охватывать все виды профессиональной деятельности, заявленные в экзамене которые, могут быть следующих типов:
– задания, ориентированные на проверку освоения вида (видов) профессиональной деятельности в целом;
– задания, проверяющие освоение группы компетенций, соответствующих определенному разделу профессионального модуля (модулей);
– задания, проверяющие отдельные группы компетенции внутри профессионального модуля (модулей).
2.5. Методы оценивания и условия проведения комплексного экзамена (квалификационного) определяются техникумом. Комплекты контрольно-оценочных средств для проведения оценочных процедур в рамках комплексного экзамена (квалификационного) разрабатываются преподавателями цикловой комиссии, задействованными в реализации программы подготовки специалиста среднего звена.
2.6. Комплексный квалификационный экзамен проходит одновременно для всей группы, задания выполняются в учебном кабинете (лаборатории) в присутствии экзаменационной комиссии. Ответы предоставляются в письменной и устной форме. Время выполнения задания - 80 минут без перерыва. Проверка происходит без присутствия студентов.
При успешной сдаче комплексного квалификационного экзамена, по итогам заседания квалификационной комиссии заполняется протокол, студентам присваивается разряд рабочей профессии и выдается свидетельство.
2.7. Форма и процедура проведения комплексного экзамена (квалификационного) доводится до студентов в течение первого месяца от начала освоения профессиональных модулей.
3. Процедура проведения комплексного экзамена (квалификационного)
3.1. Комплексный экзамен (квалификационный) проводится в день, освобожденный от других видов учебных занятий.
3.2. Комплексный экзамен (квалификационный) проводится непосредственно после реализации теоретической части, учебной и производственной практик (в конце установленного срока прохождения производственной практики (преддипломной)).
3.3. Комплексный экзамен (квалификационный), как правило, проводится в письменной и устной форме. Проверка выполнения студентами заданий комплексного экзамена (квалификационного) проводится в тот же день без присутствия студентов. В случае возникновения у членов экзаменационной комиссии вопросов по правильности выполнения заданий экзамена, обучающиеся приглашаются на собеседование.
3.4. В период подготовки к комплексному экзамену (квалификационному) могут проводиться консультации за счет общего бюджета времени, отведенного учебным планом на консультации.
3.5. Перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и различных образцов, которые разрешены к использованию на комплексном экзамене (квалификационном), устанавливается в контрольно-оценочных средствах.
3.6. К началу комплексного экзамена (квалификационного) должны быть подготовлены следующие документы:
– рабочие программы профессиональных модулей;
– контрольно-оценочные средства для проведения комплексного экзамена (квалификационного);
– наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы, разрешенные к использованию на комплексном экзамене (квалификационном);
– раздаточный материал для проведения комплексного экзамена (квалификационного);
– ведомости оценки освоения профессиональных модулей для каждого члена экзаменационной комиссии (Приложение 1);
– итоговая ведомость оценки освоения профессиональных модулей экзаменационной комиссии на группу студентов, сдающих комплексный экзамен (квалификационный) (Приложение 2);
– оценочная ведомость по профессиональному модулю на обучающегося сдающего комплексный экзамен (квалификационный) (Приложение 4, 4А);
– экзаменационная ведомость по профессиональному модулю на группу студентов, сдающих комплексный экзамен (квалификационный) (Приложение 3);
– аттестационные листы по результатам учебной и/или производственной практики студентов (Приложение 5);
– зачетные книжки студентов.
4. Экзаменационная комиссия для проведения экзамена (квалификационного)
4.1. Комплексный экзамен (квалификационный) принимается экзаменационной комиссией, утверждаемой приказом директора.
4.2. Экзаменационные комиссии создаются на каждый учебный год.
4.3. Предложения по составу экзаменационной комиссии формируются цикловой комиссией и представляются на отделение не позднее 10 сентября текущего учебного года. Сотрудники отделения готовят проект приказа о составе экзаменационной комиссии не позднее 20 сентября текущего учебного года.
4.4. В состав экзаменационной комиссии включаются:
- представитель работодателя (председатель комиссии);
- директор, заместитель директора по учебной работе (заместитель председателя комиссии)
- председатель цикловой комиссии по соответствующей специальности;
- преподаватели, осуществляющие подготовку студентов по профессиональным модулям;
- ответственный секретарь комиссии (без права голоса в процедурах принятия решений).
4.5. Численный состав экзаменационной комиссии должен составлять не менее трех человек, включая председателя.
4.6. Комплексный экзамен (квалификационный) считается правомочным, если в его проведении участвуют не менее 3-х членов экзаменационной комиссии. Решения принимаются большинством голосов от числа членов экзаменационной комиссии, присутствующих на заседании.
4.7. Членом экзаменационной комиссии (с правом голоса) каждому студенту выставляются оценки по каждому заданию, входящему в состав комплексного экзамена (квалификационного), по установленным в комплекте контрольно-оценочных средств критериям, которые заносятся им в ведомость оценки освоения профессиональных модулей (Приложение 1). По сумме всех оценок членом экзаменационной комиссии определяется результирующая оценка освоения профессиональных модулей (как среднее арифметическое всех оценок, округленная до целого значения).
4.8. Секретарь экзаменационной комиссии:
– заполняет итоговую ведомость оценки освоения профессионального модуля на группу студентов;
– заполняет оценочную ведомость по профессиональному модулю на студента.
– заполняет экзаменационную ведомость по профессиональному модулю на группу студентов;
4.9. В итоговую ведомость оценки освоения профессионального модуля по каждому студенту секретарем заносятся оценки, выставленные всеми членами экзаменационной комиссии (Приложение 2). Общая оценка вычисляется как среднее арифметическое оценок, выставленных всеми членами комиссии, округленная до целого значения по правилам округления, принятым в математике. Итоговая ведомость подписывается всеми членами экзаменационной комиссии.
4.10. В оценочную ведомость по профессиональному модулю по каждому студенту секретарем вносятся результаты сдачи комплексного экзамена (квалификационного) – «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен» и оценка (Приложение 4). Заключение «освоен» и оценка выставляется студенту в оценочную ведомость при наличии положительной общей оценки («удовлетворительно», «хорошо», «отлично») в экзаменационной ведомости. В случае, если у большинства членов экзаменационной комиссии имеется общая оценка «неудовлетворительно», то студенту выставляется заключение «не освоен» и оценка «неудовлетворительно». Затем секретарем вносятся результаты сдачи экзамена в экзаменационную ведомость на группу студентов (Приложение 3). Итоговая, оценочная и экзаменационная ведомости подписывается всеми членами экзаменационной комиссии.
4.11. По результатам сдачи комплексного экзамена (квалификационного) секретарем экзаменационной комиссии делается запись в зачетной книжке студента с наименованием профессионального модуля и оценкой, которая удостоверяется подписью председателя экзаменационной комиссии.
4.12. В случае неявки студента на комплексный экзамен (квалификационный) в экзаменационной ведомости в столбце «Общая оценка экзаменационной комиссии» производится запись «не явился». Повторная сдача комплексного экзамена (квалификационного) по профессиональным модулям проводится на дополнительном заседании экзаменационной комиссии, определяемом распоряжением заместителя директора по учебной работе.
Приложение 1
ВЕДОМОСТЬ
по профессиональным модулям ПМ.00
ПМ.01
ПМ.02
ПМ.03
ПМ.04
ПМ.05
ПМ.06
Специальность ____________________________________________________
Группа _________Семестр _____ Дата __________Форма обучения очная
Члена экзаменационной комиссии
Каждый показатель оценивается по 5-ти балльной шкале:
№ п/п |
Ф.И.О. студента |
№ билета |
Показатели оценки заданий |
Сумма баллов |
Оценка (рассчитывается как среднее арифметич.) |
||
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
|||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
«____» ___________ 20___ г. |
Подпись эксперта _________________ |
Приложение 2
Итоговая ведомость
оценки освоения профессиональных модулей
ПМ.01
ПМ.02
ПМ.03
ПМ.04
ПМ.05
ПМ.06
Специальность ____________________________________________________
Группа _________Семестр _____ Дата __________Форма обучения очная
№ п/п |
Ф.И.О. студента |
№ экз. билета |
Оценки экспертов |
Общая оценка экзаменационной комиссии |
||
Ф.И.О. |
Ф.И.О. |
Ф.И.О. |
||||
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
«___» ___________ 20__ г. |
Председатель экзаменационной комиссии ________________ / И.О. Фамилия / Подписи членов экзаменационной комиссии _______________ / И.О. Фамилия/ _______________ / И.О. Фамилия/ |
Приложение 3
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ
по профессиональным модулям ПМ.00
ПМ.01
ПМ.02
ПМ.03
ПМ.04
ПМ.05
ПМ.06
Специальность ____________________________________________________
Группа _________Семестр _____ Дата __________Форма обучения очная
Итоги комплексного экзамена (квалификационного)
№ п/п |
Ф.И.О. студента |
Вид профессиональной деятельности: освоен (не освоен) / оценка |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
«___» __________ 20__ г. |
Председатель экзаменационной комиссии ________________ / И.О. Фамилия / Подписи членов экзаменационной комиссии _______________ / И.О. Фамилия / _______________ / И.О. Фамилия / |
|
|||||||
Приложение 4
ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО ПРОФЕСИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ Ф.И.О. (студента) Курс , Группа Специальности _______________________________________________________________________ Освоил (а) программу профессионального модуля ПМ.01… ПМ.02 … ПМ.0n … в объеме ______ часа Результаты промежуточной аттестации по элементам профессионального модуля |
|||
Элементы модуля, профессиональный модуль |
Формы промежуточной аттестации (по учебному плану) |
Оценка |
|
Индекс, наименование МДК |
Дифференцированный зачет/Экзамен |
|
|
Индекс, наименование МДК |
Дифференцированный зачет/Экзамен |
|
|
… |
Дифференцированный зачет/Экзамен |
|
|
Учебная практика |
Дифференцированный зачет |
|
|
Производственная практика |
Дифференцированный зачет |
|
|
Итоги экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю |
|||
Коды проверяемых компетенций |
Показатели оценки результата |
Оценка (освоен/не освоен) |
|
ПК … |
… |
|
|
ПК … |
… |
|
|
ПК … |
… |
|
|
ОК…. |
… |
|
|
ОК…. |
… |
|
|
ОК…. |
… |
|
|
ОК…. |
… |
|
|
ОК…. |
… |
|
|
ОК…. |
… |
|
|
Итог экзамена квалификационного: (освоен/не освоен) Дата Подписи членов экзаменационной комиссии: Председатель комиссии Члены комиссии
|
|||
Приложение 5
1. Ф.И.О. студента
2. Отделение
3. Группа
4. Специальность
5. Место проведения практики (организация), наименование, юридический адрес
6. Время проведения практики
7. Виды и объем работ, выполненные обучающимся:
- во время учебной практики (___________________________ - ____ ч.):
1)
2)
3)
4) …
- во время производственной практики (___________________- ____ч.):
1)
2)
3)
4) …
8. Качество выполнения работ в соответствии с технологией и требованиями организации, в которой проходила практика:
Дата Подписи руководителя практики,
Ответственного лица организации
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий электрометаллургический техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР Директор ГПОУ
_______________ Р.Н. Михненко ______________ И.А.Караван
«29» августа 2016 г. «29» августа 2016 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об экзамене (квалификационном) по профессиональному модулю
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю образовательной программы среднего профессионального образования, реализуемой в ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум».
1.2. Настоящее Положение составлено в соответствии со следующими регламентирующими документами:
- Закон Донецкой Народной Республики от 19.06.2015г. № 55-IHC «Об образовании»;
- Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16.10.2015г. № 19-19 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования»;
- Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ГОС СПО (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 27.08.2015г. № 3606);
- Методические рекомендации по разработке рабочих программ профессиональных модулей (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 09.09.2015г. № 3806);
- Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 14.08.2015г. № 401 «Об утверждении Типового положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программ СПО»;
- Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 20.07.2015г. № 328 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Инструктивно-методические рекомендации по организации текущего контроля знаний и промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 14.10.2015г. № 4619);
- Методические рекомендации по разработке и формированию образовательных программ среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.12.2015г. № 5950);
- Методические рекомендации по разработке и формированию фондов оценочных средств образовательных программ среднего профессионального образования на основе ГОС СПО (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.05.2016г. № 2056);
- Методические рекомендации по учебно-методическому обеспечению практики студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.05.2016г. № 2057);
- Рекомендации по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 3 августа 2015г. № 3154);
- Рекомендации по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 8 июня 2016г. № 2415)
- ГОС СПО ДНР;
- Устав ГПОУ ДЭМТ;
- Локальные акты ГПОУ ДЭМТ.
1.3. Экзамен (квалификационный) представляет собой процедуру оценивания результатов освоения студентами профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) с участием представителей работодателя (при необходимости) и, в целом, направлен на оценку овладения квалификацией.
1.4. Экзамен (квалификационный) выявляет готовность студента к выполнению соответствующего профессиональному модулю вида профессиональной деятельности и сформированности у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы» государственного образовательного стандарта (ГОС) среднего профессионального образования (СПО).
1.5. Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю проводится по завершении студентами освоения программы профессионального модуля.
1.6. К квалификационному экзамену допускаются студенты, успешно освоившие все элементы программы профессионального модуля: междисциплинарные курсы, учебную и производственную практику, курсовую работу (проект).
2. Содержание и формы проведения экзамена (квалификационного)
2.1. Содержание экзамена (квалификационного) определяется цикловой комиссией по соответствующей специальности СПО, для чего разрабатываются фонды оценочных средств по профессиональному модулю, которые рассматриваются на заседаниях цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по учебной работе.
2.2. Задания экзамена (квалификационного) могут быть рассчитаны на проверку как профессиональных, так и общих компетенций, а также на комплексную проверку профессиональных и общих компетенций.
2.3. Задания экзамена (квалификационного) должны носить практикоориентированный комплексный характер. Задания должны быть направлены на решение профессиональных задач. Содержание заданий должно быть максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности. Формулировка заданий должна включать требования к условиям их выполнения (время, отводимое на выполнение задания; источники, которыми можно пользоваться и др.).
2.4. Задания для экзамена (квалификационного) могут быть трех типов:
– задания, ориентированные на проверку освоения вида профессиональной деятельности в целом;
– задания, проверяющие освоение группы компетенций, соответствующих определенному разделу профессионального модуля;
– задания, проверяющие отдельные компетенции внутри профессионального модуля.
2.5. Методы оценивания и условия проведения экзамена (квалификационного) определяются техникумом. Комплекты контрольно-оценочных средств для проведения оценочных процедур в рамках экзамена (квалификационного) разрабатываются преподавателями цикловых комиссий, задействованными в реализации данного профессионального модуля.
2.6. Экзамен (квалификационный) в зависимости от области профессиональной деятельности может включать в себя вопросы или тестовые задания для проверки теоретических знаний, полученных при изучении программы профессионального модуля (теоретическая часть), и в обязательном порядке должен включать в себя один или несколько видов аттестационных испытаний (практическая часть), направленных на оценку готовности студентов, завершивших освоение профессионального модуля, к реализации вида профессиональной деятельности:
- выполнение комплексного практического задания - для оценки готовности к выполнению вида профессиональной деятельности. Технология оценивания: сопоставление продемонстрированных параметров деятельности и/или характеристик продукта деятельности с заданными эталонами и стандартами по критериям;
- выполнение серии практических заданий - для оценки готовности к выполнению отдельных трудовых функций (профессиональных компетенций). Технология оценивания: сопоставление параметров продемонстрированной деятельности и/или характеристик продукта деятельности с заданными эталонами и стандартами по критериям;
- защита курсовой работы (проекта) в рамках образовательной программы СПО. Технология оценивания: сопоставление продукта (проекта) с эталоном (осуществляется экспертами-экзаменаторами до процедуры защиты) и оценка продемонстрированных на защите умений посредством экспертных оценок членов аттестационной комиссии. При организации экзамена (квалификационного) в форме защиты студентом курсовой работы (проекта) необходимо соблюдение следующих требований: выполнение студентом курсовой работы (проекта) ориентировано на решение приоритетных комплексных профессиональных задач, определяемых заказчиками кадров, в том числе организациями, в которых проходит практика по профилю специальности;
- защита производственной практики используется в тех случаях, когда оценивание освоения вида деятельности в рамках профессионального модуля, невозможно обеспечить в режиме «здесь и сейчас». При этом производственная практика может обеспечить оценку всех или большинства компетенций, относящихся к профессиональному модулю. Выбор защиты производственной практики целесообразен, если её содержание отражает уровень освоения закрепленных за модулем компетенций. Технология оценивания: оценка продемонстрированных при защите производственной практики профессиональных и общих компетенций, приобретённого практического опыта и умений посредством экспертных оценок членов аттестационной комиссии;
- накопительный экзамен. При организации экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю могут использоваться элементы накопительной системы оценивания квалификации студентов, а именно выполненные и успешно защищённые курсовые проекты (работы), лабораторно-практические работы, успешно сданные экзамены и дифференцированные зачёты по междисциплинарным курсам, учебной и производственной практикам, входящим в состав профессионального модуля. Технология оценивания: отдельные компетенции в составе вида профессиональной деятельности, трудоемкость выполнения которых существенно превышает ограниченное время экзамена (квалификационного), решением экзаменационной комиссии в ходе экзамена (квалификационного) могут быть перезачтены по результатам собеседования со студентом. В этом случае на экзамен (квалификационный) представляются аттестационные листы по практике с подписями работодателей, экзаменационные ведомости и другие документы.
2.7. Форма и процедура проведения экзамена (квалификационного) доводится до студентов в течение первого месяца от начала освоения профессионального модуля.
3. Процедура проведения экзамена (квалификационного)
3.1. Экзамен (квалификационный) проводится в день, освобожденный от других видов учебных занятий.
3.2. Экзамен (квалификационный) проводится непосредственно по завершении обучения по профессиональному модулю (в период экзаменационной сессии или в конце установленного срока прохождения производственной практики). Если профессиональный модуль осваивается более одного полугодия, экзамен (квалификационный) организуется в последнем семестре его освоения.
3.3. Возможно проведение комплексного экзамена (квалификационного) по двум или нескольким профессиональным модулям.
3.4. Экзамен (квалификационный), как правило, проводится в письменной форме. Проверка выполнения студентами заданий экзамена (квалификационного) проводится в тот же день. В случае возникновения у членов экзаменационной комиссии вопросов по правильности выполнения заданий экзамена, студенты приглашаются на собеседование.
3.5. В период подготовки к экзамену (квалификационному) могут проводиться консультации за счет общего бюджета времени, отведенного учебным планом на консультации.
3.6. Экзамен (квалификационный) в зависимости от профиля и содержания профессионального модуля, других значимых условий организации образовательного процесса может проводиться в организациях-партнерах, в том числе по месту прохождения студентами производственной практики, или в специально подготовленных учебных кабинетах (лабораториях) техникума.
3.7. Перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и различных образцов, которые разрешены к использованию на экзамене (квалификационном), устанавливается в контрольно-оценочных средствах по профессиональному модулю.
3.8. К началу экзамена (квалификационного) должны быть подготовлены следующие документы:
– рабочая программа профессионального модуля;
– контрольно-оценочные средства для проведения экзамена (квалификационного);
– наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы, разрешенные к использованию на экзамене (квалификационном);
– раздаточный материал для проведения экзамена (квалификационного);
– ведомости оценки освоения профессионального модуля для каждого члена экзаменационной комиссии (Приложение 1);
– итоговая ведомость оценки освоения профессионального модуля экзаменационной комиссии на группу студентов, сдающих экзамен (квалификационный) (Приложение 2);
– оценочная ведомость по профессиональному модулю на обучающегося сдающего экзамен (квалификационный) (Приложение 3);
– экзаменационная ведомость по профессиональному модулю на группу студентов, сдающих экзамен (квалификационный) (Приложение 4);
– аттестационные листы по результатам учебной и/или производственной практики студентов (Приложение 5);
– зачетные книжки студентов.
4. Экзаменационная комиссия для проведения экзамена (квалификационного)
4.1. Экзамен (квалификационный) принимается экзаменационной комиссией, утверждаемой приказом директора.
4.2. Экзаменационные комиссии организуются по каждому профессиональному модулю. Возможно создание единой экзаменационной комиссии для всех профессиональных модулей, входящих в образовательную программу специальности СПО.
4.3. Экзаменационные комиссии создаются на каждый учебный год.
4.4. Предложения по составу экзаменационной комиссии формируются цикловой комиссией и представляются на отделение не позднее 10 сентября текущего учебного года. Сотрудники отделения готовят проект приказа о составе экзаменационной комиссии не позднее 20 сентября текущего учебного года.
4.5. В состав экзаменационной комиссии включаются:
- представитель работодателя (председатель комиссии);
- директор, заместитель директора по учебной работе (заместитель председателя комиссии)
- председатель цикловой комиссии по соответствующей специальности;
- преподаватели, осуществляющие подготовку студентов по профессиональным модулям;
- ответственный секретарь комиссии (без права голоса в процедурах принятия решений).
4.6. Численный состав экзаменационной комиссии должен составлять не менее трех человек, включая председателя.
4.7. Экзамен (квалификационный) считается правомочным, если в его проведении участвуют не менее 3-х членов экзаменационной комиссии. Решения принимаются большинством голосов от числа членов экзаменационной комиссии, присутствующих на заседании.
4.8. Членом экзаменационной комиссии (с правом голоса) каждому студенту выставляются оценки по каждому заданию, входящему в состав экзамена (квалификационного), по установленным в комплекте контрольно-оценочных средств критериям, которые заносятся им в ведомость оценки освоения профессионального модуля (Приложение 1). По сумме всех оценок членом экзаменационной комиссии определяется результирующая оценка освоения профессионального модуля (как среднее арифметическое всех оценок, округленная до целого значения).
4.9. Секретарь экзаменационной комиссии:
– заполняет итоговую ведомость оценки освоения профессионального модуля на группу студентов;
– заполняет оценочную ведомость по профессиональному модулю на студента.
– заполняет экзаменационную ведомость по профессиональному модулю на группу студентов;
4.10. В итоговую ведомость оценки освоения профессионального модуля по каждому студенту секретарем заносятся оценки, выставленные всеми членами экзаменационной комиссии (Приложение 2). Общая оценка вычисляется как среднее арифметическое оценок, выставленных всеми членами комиссии, округленная до целого значения по правилам округления, принятым в математике. Итоговая ведомость подписывается всеми членами экзаменационной комиссии.
4.11. В оценочную ведомость по профессиональному модулю по каждому студенту секретарем вносятся результаты сдачи экзамена (квалификационного) – «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен» и оценка (Приложение 3). Заключение «освоен» и оценка выставляется студенту в оценочную ведомость при наличии положительной общей оценки («удовлетворительно», «хорошо», «отлично») в экзаменационной ведомости. В случае, если у большинства членов экзаменационной комиссии имеется общая оценка «неудовлетворительно», то студенту выставляется заключение «не освоен» и оценка «неудовлетворительно». Затем секретарем вносятся результаты сдачи экзамена в экзаменационную ведомость на группу студентов (Приложение 4). Итоговая, оценочная и экзаменационная ведомости подписывается всеми членами экзаменационной комиссии.
4.12. По результатам сдачи экзамена (квалификационного) секретарем экзаменационной комиссии делается запись в зачетной книжке студента с наименованием профессионального модуля и оценкой, которая удостоверяется подписью председателя экзаменационной комиссии.
4.13. В случае неявки студента на экзамен (квалификационный) в экзаменационной ведомости в столбце «Общая оценка экзаменационной комиссии» производится запись «не явился». Повторная сдача экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю проводится на дополнительном заседании экзаменационной комиссии, определяемом распоряжением заместителя директора по учебной работе.
Приложение 1
ВЕДОМОСТЬ
оценки освоения профессионального модуля
ПМ.00 ________________________________________________________
Специальность _______________________________________________________
Группа _______________ Семестр ______________ Дата ________________
Форма обучения (очная, заочная)
Члена экзаменационной комиссии _________________________
Каждый показатель оценивается по 5-ти балльной шкале:
№ п/п |
Ф.И.О. студента |
№ билета |
Показатели оценки заданий |
Сумма баллов |
Оценка (рассчитывается как среднее арифметич.) |
||
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«____» ___________ 20___ г. |
Подпись эксперта _________________
|
Приложение 2
Итоговая ведомость
оценки освоения профессионального модуля
По профессиональному модулю ПМ.00 _______________________________
________________________________________________________________
Специальность ____________________________________________________
Группа _______________ Семестр ______________ Дата ________________
Форма обучения (очная, заочная)
№ п/п |
Ф.И.О. студента |
№ экз. билета |
Оценки экспертов |
Общая оценка экзаменационной комиссии |
||
Ф.И.О. |
Ф.И.О. |
Ф.И.О. |
||||
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«___» ___________ 20__ г. |
Председатель экзаменационной комиссии ________________ / И.О. Фамилия / Подписи членов экзаменационной комиссии _______________ / И.О. Фамилия/ _______________ / И.О. Фамилия/ _______________ / И.О. Фамилия/ |
Приложение 3
ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО ПРОФЕСИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
Ф.И.О. (студента) Курс , Группа Специальности _______________________________________________________________________ Освоил (а) программу профессионального модуля (индекс, наименование модуля) в объеме ______ часа
Результаты промежуточной аттестации по элементам профессионального модуля
|
|||
Элементы модуля, профессиональный модуль |
Формы промежуточной аттестации (по учебному плану) |
Оценка |
|
Индекс, наименование МДК |
Дифференцированный зачет/Экзамен |
|
|
Индекс, наименование МДК |
Дифференцированный зачет/Экзамен |
|
|
… |
Дифференцированный зачет/Экзамен |
|
|
Учебная практка |
Дифференцированный зачет |
|
|
Производственная практика |
Дифференцированный зачет |
|
|
Итоги экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю |
|||
Коды проверяемых компетенций |
Показатели оценки результата |
Оценка (освоен/не освоен) |
|
ПК … |
… |
|
|
ПК … |
… |
|
|
ПК … |
… |
|
|
ОК…. |
… |
|
|
ОК…. |
… |
|
|
ОК…. |
… |
|
|
ОК…. |
… |
|
|
ОК…. |
… |
|
|
ОК…. |
… |
|
|
Итог экзамена квалификационного: (освоен/не освоен) Дата Подписи членов экзаменационной комиссии: Председатель комиссии Члены комиссии
|
|||
Приложение 4
Экзаменационная ведомость
Профессиональный модуль (индекс, наименование профессионального модуля)
____ курс, ______группа
Специальность (код, наименование специальности)
№ п/п |
Ф.И.О. студента |
Итог экзамена (квалификационного) |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
12 |
|
|
13 |
|
|
14 |
|
|
15 |
|
|
16 |
|
|
17 |
|
|
18 |
|
|
19 |
|
|
20 |
|
|
21 |
|
|
22 |
|
|
23 |
|
|
24 |
|
|
25 |
|
|
Дата: «____» _________________20___г.
Всего часов на проведение ________часов _______минут
Подписи членов экзаменационной комиссии:
Председатель комиссии
Члены комиссии
Приложение 5
1. Ф.И.О. студента
2. Отделение
3. Группа
4. Специальность
5. Место проведения практики (организация), наименование, юридический адрес
6. Время проведения практики
7. Виды и объем работ, выполненные обучающимся:
- во время учебной практики (___________________________ - ____ ч.):
1)
2)
3)
4) …
- во время производственной практики (___________________- ____ч.):
1)
2)
3)
4) …
8. Качество выполнения работ в соответствии с технологией и требованиями организации, в которой проходила практика:
Дата Подписи руководителя практики,
Ответственного лица организации
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.