ПОЛОЖЕНИЕ о профильной психолого-педагогической группе
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок осуществления в Наименование ОО (далее – ОО) образовательной деятельности в профильных психолого-педагогических группах в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования (далее – СОО).
1.2. Профильная педагогическая группа – это объединение обучающихся, состоящее из представителей одной общеобразовательной организации, или имеющее сборный состав и включающее представителей других общеобразовательных организаций, объединенное профилированием обучения за счет включения в образовательную программу предметов/курсов/модулей психолого-педагогической направленности.
1.3. Профильные психолого-педагогические группы, далее – ППГ, создаются в рамках обеспечения необходимых условий для формирования у обучающихся психолого-педагогических компетенций, востребованных современным рынком труда, а также осознанного выбора профессии в педагогической и социальной сферах.
1.4. Нормативным правовым и методическим обеспечением деятельности ППГ являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 года № 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (на 2022 – 2024 годы)».
- План мероприятий по реализации Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (на 2022 – 2024 годы), утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т. Голиковой 28 декабря 2022 года № 16029п-П8.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 12.08.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 6 сентября 2022 г. № 804 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 августа 2023 года № 650 «Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования».
- План мероприятий («Дорожная карта») по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп) в субъектах Российской Федерации на 2023-2024 годы, утвержденный Заместителем Министра просвещения Российской Федерации Т.В. Васильевой от 12 апреля 2023 г. № ТВ-60/08вн.
- Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования, направленные письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 марта 2021 г. № ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций».
- Методические рекомендации по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп) в субъектах Российской Федерации, направленные письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 августа 2023 г. № 08-1552 руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и ректорам образовательных организаций высшего (педагогического) образования, находящихся в ведении Минпросвещения России.
2. Основные цели и задачи
2.1. Целями организации ППГ являются:
- выявление педагогически одаренных школьников и формирование у них готовности к профессиональному самоопределению;
- обеспечение доступности профильного обучения психолого-педагогической направленности для обучающихся, мотивированных на получение педагогической профессии;
- привлечение в систему образования молодых специалистов и повышение качества педагогических кадров.
2.2. Задачи создания ППГ:
- формирование у обучающихся представления о педагогической профессии, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности;
- предоставление возможностей для получения обучающимися опыта психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности (профессиональные пробы);
- формирование у школьников мотивации к самопознанию, соотнесению собственных возможностей, особенностей с представлениями о профессии;
- развитие у обучающихся склонностей и способностей к психолого-педагогической деятельности.
3. Организация деятельности ППГ
3.1. ППГ создаются в ОО на уровне СОО.
3.2. ОО принимает решение о реализации учебных планов одного или нескольких профилей обучения ППГ (естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный), о выборе учебных предметов, которые будут изучаться на углубленном уровне, с учетом:
- социального запроса (потребностей обучающихся);
- кадровых возможностей ОО;
- материально-технического и учебно-методического обеспечения ОО.
Решение принимается Педагогическим советом с учетом мнения Совета обучающихся и Совета родителей и утверждается приказом директора ОО.
3.3. В зависимости от условий, созданных в ОО, образовательная программа ППГ может быть реализована на основе модели:
- внутришкольной: за счет интеграции всех видов деятельности (урочной, внеурочной, воспитательной) и/или программ разных видов (основной и дополнительной);
- сетевой: за счет интеграции ресурсов и конвергенции возможностей ОО и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и/или иных организаций.
3.4. При организации обучения в сетевой форме реализации образовательной программы в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» обязательным условием является заключение договора о сетевой форме реализации основной образовательной программы.
3.5. При организации обучения по дополнительным общеобразовательным программам обязательным условием является заключение договора по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с приказом Министерства просвещения России от 16 сентября 2020 года № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам».
3.6. В случаях и в порядке, предусмотренных в п. 5 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», при зачислении обучающихся в ППГ может быть организован индивидуальный отбор.
3.7. Преимущественным правом при поступлении в ППГ пользуются обучающиеся, которые:
- получили по итогам государственной итоговой аттестации отметки «хорошо» и/или «отлично» по профильным учебным предметам;
- обладают похвальными грамотами «За особые успехи в изучении отдельных предметов» (по профильным предметам);
- являются победителями и призерами олимпиад по соответствующим профильным учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) муниципального/регионального/федерального уровней и/или олимпиад по педагогике;
- успешно освоили предпрофильные программы на уровне основного общего образования;
- имеют по итогам учебного года за 9 класс средний балл не ниже 4.0;
- являются активными участниками вожатских отрядов.
3.8. Срок обучения в ППГ составляет 2 года (10-11 классы).
3.9. При наличии вакантных мест прием обучающихся в ППГ может производиться дополнительно в течение обучения.
3.10. Отчисление обучающихся осуществляется на основании и в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3.11. За обучающимися ППГ в течение обучения сохраняется право на переход класс иного профиля при наличии свободных мест.
3.12. По окончании обучения обучающимся может быть предоставлена возможность получения целевого направления на обучение в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования педагогического направления.
3.13. Режим занятий обучающихся определяется расписанием учебных занятий.
4. Содержание обучения в ППГ
4.1. Содержание профильного обучения в ППГ определяется содержанием отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), обеспечивающих преемственность между уровнем СОО и профессиональным педагогическим образованием.
4.2. Учебный план ППГ должен соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта СОО и предусматривать обязательное изучение не менее 2-х учебных предметов на углублённом уровне (в зависимости от профиля ППГ).
4.3. Программа обучения в ППГ реализуются за счет комбинации учебных часов, отводимых на урочную деятельность, и/или часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, может быть дополнена курсами дополнительного образования.
4.4. При разработке учебного плана ППГ ОО может предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов.
4.5. Содержание и планируемые результаты разработанной ОО программы обучения в ППГ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной основной общеобразовательной программы.
4.6. Содержание курсов психолого-педагогической направленности предусматривает теоритическую и практическую подготовку обучающихся, профессиональные пробы.
4.7. Права и обязанности участников образовательных отношений определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ОО, правилами внутреннего распорядка.
5. Управление ППГ и ведение документации
5.1. Деятельность ППГ организуется в соответствии с Уставом, настоящим Положением и правилами внутреннего распорядка ОО на основании решений Педагогического совета и приказов ОО.
5.2. Общее руководство ППГ осуществляет работник ОО, назначенный приказом руководителя ОО.
5.3. Контроль посещаемости и успеваемости обучающихся осуществляет классный руководитель, назначенный приказом руководителя ОО.
5.4. Ведение документации в рамках создания и деятельности ППГ осуществляется согласно номенклатуре дел ОО в соответствии с настоящим Положением.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.