Положение о системе оценки достижения результатов освоения комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)

  • doc
  • 31.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала полож ОРКСЭ.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение  Тимшерская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

Утверждаю:

 Директор школы ______________ Н.А.Паршукова

 Введено в действие приказом   № ________       

 От  «____»  ______________    2013  года

Принято педсоветом. Протокол № 7

от   «15»  апреля  2013 года

 

 

 

Положение о системе оценки достижения результатов

 освоения комплексного учебного  курса

 «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)

 

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа  2009 г. (ВП-П44-4632), Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января  2012 г. № 84-р.

 

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

 

1.     Основы православной культуры;

 

2.     Основы исламской культуры;

 

3.     Основы буддийской культуры;

 

4.     Основы иудейской культуры;

 

5.     Основы мировых религиозных культур;

 

6.     Основы светской этики.

 

      Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).

      Преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется  в  4 классе.

      Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

      Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

      Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих  основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

        Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

 

Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

       Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

     Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1.     знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2.     развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.     обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4.     развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В УСЛОВИЯХ КРИТЕРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ.

 

2.1.   Обучение  представляет собой систему, в которой 5-балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности не является единственной и применяется ограниченно исходя из следующего:

преемственности между разными ступенями общего образования;

преемственности между разными ОУ на всей территории РФ;

соблюдения единых требований к итоговой аттестации обучающихся за курс основной школы и оформления соответствующих документов (аттестата за курс основной школы, аттестата за курс средней школы).

2.2. Образовательная система в образовательных учреждениях  исходит из того, что контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения.

Основными принципами системы оценивания образовательных результатов обучающихся 4 класса  по курсу ОРКСЭ   являются: критериальность, содержательный контроль.

Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.

    Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).

 

         Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.

         Контроль и оценка должны проводиться в естественных для обучающихся условиях, снижающих стресс  и напряжение.

          В характеристику учебно-познавательной деятельности обучающихся включаются результаты наблюдении за их учебной деятельностью в обычных условиях.

2.3. Основной функцией контроля и оценки в критериальной системе является определение учеником границ своего знания - незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание проблем, возникших в учебной деятельности и способов их преодоления.

2.4. Перспективная цель критериального обучения заключается в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

2.5. Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики освоения обучающимися ОРКСЭ  и не допускает сравнения одного ученика с другими.

2.6. Для отслеживания уровня освоения обучающимися ОРКСЭ используются:

стартовые работы (сроки: сентябрь; цель: фиксирование удержанных обучающимися предметных и метапредметных результатов на начало учебного года);

диагностические работы (сроки: в течение года; цель: исследование эффективности выбранных учителем форм предъявления предметного содержания);

текущие проверочные работы (сроки: в течение года; цель: контроль освоения малых единиц предметного содержания);

модульные проверочные работы (сроки: по итогам модуля (раздела); цель: контроль освоения модуля (раздела) предметного содержания);

итоговые проверочные работы (сроки: апрель-май; цель: контроль освоения предметного и метапредметного содержания за учебный год).

 

Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в  программе обучения.

 

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

 

Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

 

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

 Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

 Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

 Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

 

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

 

Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,  деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс (ЗАЧЕТ).

 

3. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

 

3.1. Обучающиеся:

 

3.1.1. Для тренировочных работ, для предъявления текущих работ на оценивание  используется рабочая тетрадь. Учащиеся самостоятельно и взаимно, а также учитель, осуществляют контроль и оценку работ в данной тетради, предварительно указав совместно выработанные критерии оценивания. Результаты по каждому критерию могут быть обобщены в разных формах: например: поощрение  «смайликом»,  эмблемой, звездочкой, «солнце», «ракета» - коллективная  работа, сладким призом и т.д.

3.1.2. Для определения стартовых возможностей ученика в начале года, для проведения рубежных и итоговых проверочных работ используется отдельная тетрадь по каждому предмету – тетрадь для контрольных работ. В ней отражаются тексты и результаты работ. Данная тетрадь создается на учебный год и хранится учителем в течение учебного года, по окончании учебного года отдается ученику для формирования «портфеля достижений».

 

3.2. Учитель:

 

3.2.1. По  предмету составляет Рабочую учебную программу  на рефлексивной основе, которое отражает освоение предметного содержания в определенный год обучения. В планировании отражено примерное время проведения и содержание стартовых, модульных и итоговых проверочных работ на уровне личностных, предметных и метапредметных результатов.

3.2.2. Классный журнал является главным финансовым документом учителя и заполняется соответственно программе.

     Отметки в форме баллов 1-5 не выставляются, плотность устного опроса обучающихся определяется учителем исходя из специфики предметного содержания и особенностей класса, а качество освоения программы, выявленное в процессе устных ответов, групповой работы, при предъявлении текущих работ учащихся оценивается следующими видами устных оценочных суждений учителя:

- хорошо знает и может применить на практике полученное знание;

- знает;

- сомневается;

- не знает;

- не выявлено.

Все виды проверочных работ (стартовая, текущая, модульная, итоговая) по учебным предметам анализируются по отдельным критериям, уровень соответствия каждому критерию выражается в баллах или процентах. При использовании шкал, отличных от 100-балльной, для записи в журнал и для унифицирования статистических отчетов учитель переводит баллы в проценты.

    По итогам всех видов проверочных работ (стартовая, текущая, модульная, итоговая) учитель вычисляет среднеарифметический показатель выполнения работы, по которому определяется уровень освоения предметного содержания каждым обучающимся:

- очень высокий уровень - 95-100% выполнения;

- высокий уровень - 75-94% выполнения;

- средний уровень - 50-74% выполнения;

- ниже среднего уровень - 30-49% выполнения;

- низкий уровень - менее 30% выполнения.

     Среднеарифметический показатель выполнения проверочной работы, выраженный в процентах, выставляется в журнале напротив фамилии учащегося в клетке, соответствующей дате проверочной работы. В графе «Тема урока», соответствующей дате проверочной работы, указывается вид работы и ее тема.

По результатам каждой проверочной работы учитель выполняет анализ, схема которого разрабатывается учителем и согласуется с заместителем директора по УВР соответствующей ступени.

Результаты анализа работ каждого учащегося оформляются на листе в форме индивидуальной оценочной таблице и доводятся до сведения родителей учащихся через дневник или с помощью электронных форм учета образовательных результатов обучающихся.

Результаты анализа стартовых, модульных и итоговых проверочных работ учитель предоставляет заместителю директора по УВР соответствующей ступени на бумажном и электронном носителе в соответствии со сроками проверки работ, зафиксированными в должностных инструкциях;

     За каждый учебный цикл учитель определяет предварительный результат следующим образом: среднеарифметическое между средним показателем всех текущих результатов (текущих проверочных работ, устных ответов и т.п.) и модульными работами:

– текущие результаты

– количество текущих результатов

– результаты модульных работ

 – количество модульных работ

Оценка уровня освоения ОРКСЭ по итогам учебного года дает комбинированная характеристика, отраженная в итоговом оценочном листе.                                    

Вопрос о переводе обучающегося в следующий класс решается Педагогическим советом на основании следующих результатов: результаты учебных циклов и  результаты итоговой проверочной работы. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс (ЗАЧЕТ).

3.2.3. В конце учебных циклов и учебного года учитель составляет содержательный анализ своей педагогической деятельности, учитывая следующее:

динамику развития обучающихся за учебный период;

уровень освоения обучающимися программного содержания;

 

количество и фамилии учащихся с очень высоким и высоким, с ниже среднего и низким уровнем обученности, а также учащихся «резерва»;

сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей;

выводы о причинах проблем и неудач;

предложения по преодолению трудностей.

 

3.2.4. При переходе обучающегося в другую школу в течение учебного года учитель по желанию родителей или запросу той школы, в которую переходит ученик, выставляет в дневник  зачет, используя схему определения годового результата (составление проекта).

 

 

 

3.3. Администрация:

3.3.1. В своей деятельности администрация  общеобразовательного учреждения использует для анализа все необходимые материалы учителей, обучающихся и психолога для создания целостной картины эффективности образования.

3.3.2. Все материалы, получаемые от участников образовательного процесса, администрация классифицирует, используя информационные технологии, с целью определения динамики в образовании и развитии обучающихся.

3.3.3. По итогам года на основе получаемых материалов администрация проводит анализ работы педагогического коллектива, определяя проблемные места, достижения и трудности как обучающихся, так и учителей, и на их основе определяет стратегические задачи на следующий год обучения.

 

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ  КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

4.1. Отношения между учителями, обучающимися, родителями обучающихся  общеобразовательных  учреждениях в условиях критериального оценивания образовательных результатов строятся на принципах сотрудничества. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право, прежде всего, на самооценку своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки результатов деятельности одного субъекта другим.

4.3. Права и обязанности обучающихся:

4.3.1 .Обучающиеся имеют право:

на собственную оценку своих достижений и трудностей;

на оценку своей работы учителем;

на оценку проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;

на ошибку и время для ее ликвидации;

на участие в разработке критериев оценивания своей работы;

на перенос предъявления выполнения домашнего задания, если по каким-то причинам он затрудняется с его выполнением;

на предоставление и публичную защиту результатов своей деятельности.

 

4.3.2. Обучающиеся обязаны:

 

проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе в соответствии с возрастными возможностями;

овладевать способами оценивания, принятыми в общеобразовательном учреждении;

иметь и должным образом вести рабочие тетради, тетради для контрольных работ,  дневник, в которых бы отражалась контрольно-оценочная деятельность ученика.

4.4. Права и обязанности учителя:

4.4.1 .Учитель имеет право:

иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся;

оценивать работу учащихся в рабочих тетрадях;

оценивать деятельность обучающихся на основе совместно выработанных критериев оценки данной работы.

4.4.2.Учитель обязан:

соблюдать данное Положение;

соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности обучающихся;

учитывать разный темп освоения учебного материала обучающимися, обеспечивая им возможность исправить текущий неудовлетворительный результат;

работать над формированием у обучающихся самоконтроля и самооценки;

оценивать как предметные, так и метапредметные результаты освоения ОРКСЭ;

фиксировать динамику развития и обучения ученика только относительно его собственных возможностей и достижений;

доводить до сведения родителей информацию о результатах учебной деятельности обучающихся, их достижениях, успехах и трудностях;

давать индивидуальные консультации родителям по преодолению проблем и трудностей, возникающих у обучающихся.

4.5. Права и обязанности родителей:

4.5.1. Родитель имеет право:

знать о принципах и способах оценивания в общеобразовательном учреждении;

получать достоверную информацию о результатах учебной деятельности обучающихся, их достижениях, успехах и трудностях;

получать индивидуальные консультации учителей-предметников и психологов по преодолению проблем и трудностей, возникающих у своего ребенка в обучении.

4.5.2. Родитель обязан:

соблюдать такт по отношению к ребенку и учителю;

информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;

посещать родительские собрания, на которых проводится просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

 

5.1. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение одной из основных задач  общеобразовательного учреждения - становления у обучающихся учебной самостоятельности (умения учиться).

5.2. При нарушении основных принципов критериального оценивания одной из сторон образовательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации  образовательного учреждения с целью защиты своих прав в установленном Уставом общеобразовательного учреждения  порядке.

5.3. Нарушение правил оценочной деятельности, несоблюдение педагогического такта являются предметом административного разбирательства и общественного порицания.

5.4. При несогласии с отдельными разделами данного Положения родители имеют право перевести своего ребенка в другую школу.   

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru