Положение об учебно-исследовательской деятельности

  • doc
  • 15.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Положение об учебно - исследовательской деятельности обучающихся.doc

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся

 

1. Общие положения

 

     1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом  МОУ «Изварская СОШ».

1.2. Положение об учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (далее – Положение) определяет:

-          цели учебно-исследовательской и проектной деятельности;

-          основные этапы исследовательской работы;

-          требования к структуре и оформлению исследовательской работы;

-          требования к процедуре защиты результатов исследования.

1.3. Учебно-исследовательская деятельность  учащихся понимается как система учебных ситуаций, направленных на изучение  и освоение норм исследовательской деятельности, в том числе – норм современной научной исследовательской деятельности. Это учебная деятельность, направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на формирование у обучающихся культуры исследовательского поведения, как способа освоения новых знаний, развитие способностей к познанию, но, в отличие от научного исследования, не предполагающая получение нового научного результата.

1.4. Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности:

1.        Формирование универсальных учебных действий обучающихся через:

-          освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;

-          актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, готовность преодолевать трудности;

-          освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности;

-          овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;

-          развитие компетентностного общения.

2.        Овладение обучающимися продукто-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:

-          основных этапов, характерных для  исследования и проектной работы;

-          методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования;

-          технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания.

3.        Развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:

-          предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;

-          владения приемами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач.

4.        Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.

 

2. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности

 

2.1. Руководителями обучающихся могут быть учителя школы, педагоги дополнительного образования.

2.2. Выбор темы исследовательской работы проводится самими обучающимися с учетом их интересов, склонностей, рекомендаций учителей-предметников, классных руководителей. Ученик может сформулировать тему самостоятельно или выбрать из тем, сформулированных учителями – предметниками.

2.3. Тема утверждается руководителем по согласованию с методическим объединением учителей.

2.4. Тему исследовательской работы можно изменить (переформулировать) не позднее, чем за три месяца до ее защиты на научно-практической конференции.

2.5. Работа над исследовательской темой может быть рассчитана как на один учебный год, так и на два (10-11 классы).

2.6. Руководитель контролирует выполнение этапов, соблюдение сроков работы, консультирует обучающегося по вопросам планирования, содержания работы, оформления, представления результатов исследования.

2.7. К защите руководитель представляет подробную рецензию на работу.

 

3. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности

 

3.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи.

3.2. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты.

К общим характеристикам относятся:

-        практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;

-        структура проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов;

-        компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности являются не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности:

 

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата - продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

 

4. Формы организации учебно-исследовательской деятельности

 

4.1. На урочных занятиях формы организации учебно-исследовательской деятельности могут быть следующими:

-          урок - исследование, урок - лаборатория, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок - рассказ об учёных, урок - защита исследовательских проектов, урок - экспертиза, урок открытых мыслей;

-          учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

-          домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

4.2. На внеурочных занятиях могут быть следующими:

-          исследовательская практика обучающихся;

-          образовательный туризм - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательный туризм предусматривает активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

-          факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета;

-          круглые столы, дискуссии, дебаты, интеллектуальные игры;

-          встречи с представителями науки и образования;

-          экскурсии в учреждения науки и образования;

-          участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.

 

5. Организация работы над проектом

 

5.1. Проект - это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

5.2. Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся представлена по следующим основаниям:

• видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);

• содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;

• количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);

• длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта;

• дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.

5.3. Особое значение в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток - автор проекта - самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану - это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

5.4. Результатом (продуктом) проектной деятельности, который выносится на защиту может быть:

a)         письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, отчёты о проведённых исследованиях и др.;

b)        художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

c)        техническая творческая работа (материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийный и программный продукт)

5.5. Для защиты итогового индивидуального проекта обучающиеся готовят:

1)        продукт проектной деятельности;

2)        краткую пояснительную записку к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов:

a)        исходного замысла, цели и назначения проекта;

b)        краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;

c)        списка использованных источников.                     

Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта;

3)        краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе:

a)        инициативности и самостоятельности;

b)        ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);

c)        исполнительской дисциплины.

5.6. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

5.7. Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции в соответствии с графиком защит.

5.8. Оценка за выполнение итогового индивидуального проекта фиксируется в оценочном листах, которые хранятся в соответствующем разделе портфолио ученика.

 

6. Основные этапы учебно-исследовательской деятельности

 

            6.1. Содержание этапов учебно-исследовательской деятельности.

 

Деятельность учащихся

Деятельность руководителя исследования

 

Подбор противоречивой информации, формулирование проблемных ситуаций, дилемм, формулирование возможных тем исследований

Проблематизация, обнаружение противоречий в информации, формулирование проблемы

Предъявление учащимся интересных фактов, противоречий, тем исследований, обсуждение спорных, проблемных вопросов в той или иной научной области, организация «мозгового штурма», дискуссий, дебатов

Определение сферы исследования, формулирование вопросов, на которые учащийся хотел бы получить ответы

Инициирование постановки вопросов, поощрение поиска, помощь в определении сферы исследования

Определение темы исследования

 

Помощь в определении темы исследования

Выдвижение гипотезы

Помощь в формулировании гипотезы, обсуждение возможных объяснений выдвинутой гипотезы

Планирование исследования, определение методов его проведения

Помощь в определении этапов исследования, сроков их реализации, предложение различных методов исследования, помощь в обосновании выбора методов проведения исследования

Изучение теоретического материала, связанного с темой исследования, работа с литературой по теме

Помощь в определении круга источников, обсуждение их содержания. Совместный анализ различных точек зрения на проблему, представленных в литературе по проблеме исследования

Собственно исследование, сбор и систематизация полученной информации

Оказание помощи в фиксации, систематизации полученных данных

Анализ, синтез, объяснение данных, обобщение, формулирование выводов

 

Предложение различных способов обобщения информации, анализа и синтеза полученных данных

Подготовка к публичной защите результатов исследования.

Презентация и защита результатов исследования

Помощь в подготовке к публичной защите результатов исследования. Написание рецензии на работу

 

Обсуждение полученных результатов, этапов исследования

Организация рефлексии

 

Самоанализ учителем организации и результатов учебно-исследовательской деятельности.

           

            6.2. Защита учебно-исследовательских работ происходит по отдельному графику.

            6.3. Лучшие работы по решению экспертной комиссии выдвигаются для участия в школьной научно-практической конференции.