Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тимшерская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю: __________________ Директор школы -Н.А.Паршукова Введено в действие приказом №48 от «24 » января 2019 года Принято педсоветом. Протокол № 5 от «15 » января 2019 года Согласовано на общешкольном родительском комитете. Протокол № 3 от «14» января 2019 г Согласовано на заседании совета старшеклассников. Протокол № 2 от «14» января 2019 г
|
|
ПОЛОЖЕНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение «О разработке и утверждении дополнительных образовательных программ» МОУ Тимшерской средней общеобразовательной школы составлено в соответствии с Федеральным Законом №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», письмом Министерства образования и молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 года № 07-27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных – дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми», приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
1.2. Дополнительная образовательная программа (далее – Программа) – это нормативный документ, содержащий определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса дополнительного образования детей, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности.
1.3. Программы могут быть различного направления:
- техническое
- естественнонаучное
- физкультурно-спортивное
- художественное
- туристско-краеведческое
- социально-педагогическое
1.4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяется педагогами дополнительного образования осуществляющих образовательную деятельность.
1.5. Осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам может реализовываться в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
1.6. Занятия могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.
1.7. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
1.8. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальными нормативными актами школы. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
1.9. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
1.10. Расписание занятий объединения составляется педагогом дополнительного образования для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся с учётом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
1.11. При реализации дополнительных общеобразовательных программ педагог дополнительного образования может организовывать и проводить мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей).
1.12. При реализации дополнительных образовательных программ, при наличии условий и согласия педагога дополнительного образования могут участвовать их родители (законные представители).
1.13. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
1.14. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также на занятиях физической культуры и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитанияобучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся.
1.15. Программы рассматриваются предметным методическим объединением, методическим объединением классных руководителей, утверждаются директором.
1.16. Программа печатается с использованием текстового редактора MicrosoftOffisWord версии 2003 года и выше, шрифтом TimesNewRoman, размером № 12 через 1 междустрочный интервал на стандартных листах формата А-4. Каждый напечатанный лист программы имеет следующие размеры полей:
Левое – 3,5 см.,
Правое – от 1,5 см.,
Верхнее – 2,0 см.,
Нижнее – 2,0 см.
Разделы программы отделяются от предыдущего междустрочным интервалом 1,15. Наименования разделов программы печатаются размером № 14, выделяются полужирным шрифтом и выравниваются по центру. Основной текст выравнивается по ширине листа в зависимости от размеров полей.
1.17. Программа предоставляется администрации не позднее, чем за две недели до начала учебного года.
2. Цель и задачи:
2.1. Настоящее положение разработано с целью повышения качества организации и содержания педагогической деятельности и упорядочения общих требований к оформлению и разработке программ дополнительного образования детей.
2.2. Задачи:
- описать и раскрыть содержание структурных элементов программы;
- совершенствовать организацию образовательного процесса.
3. Структура Программы. Требования к содержанию и оформлению
программ дополнительного образования детей
Согласно письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006г № 06-1844 «О примерных требованиях к программ дополнительного образования детей» дополнительная образовательная программа включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
Титульный лист:
· Полное наименование образовательного учреждения;
· где, когда и кем утверждена программа;
· название программы;
· направленность (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая);
· срок реализации программы (сколько лет);
· возраст детей, на которых программа рассчитана;
· Ф.И.О., должность автора (авторов) программы;
· название города, населенного пункта;
· год разработки дополнительной образовательной программы.
Титульный лист оформляется в соответствии с (Приложением 1)
Пояснительная записка.
В пояснительной записке следует отразить:
· обоснование актуальности, практической значимости программы, связь с уже существующими по данному направлению программами;
· вид:
- модифицированная (указать автора, название год издания основной программы, на которую опирались);
- авторская программа (чётко описать, в чём заключается ваше авторство (новое содержание, новая методика и др.).
· ее новизну (для претендующих на авторство) и основные изменения, которые внесены в содержание имеющейся программы (для модифицированных);
· цель и задачи дополнительной образовательной программы(Приложение 2) с примером.
Цель — предполагаемый результат
образовательного процесса, к которому надо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы,
отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Задачи бывают:
- обучающие — развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;
- воспитательные — формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;
- развивающие — развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
· возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
· сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
· формы и режим занятий (общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий);
· ожидаемые результаты и способы их проверки (что будут знать и уметь обучающиеся и каким образом это определяется)
Ожидаемые результаты обучения: Требования к подготовке учащихся проектируются по годам обучения и разделам программы. В каждом разделе программы выделяются объем знаний и умений, которыми должен овладеть обучающийся и качества, которые могут быть развиты у детей в процессе занятий по программе.(Приложение 3)с примером.
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы включает:
· перечень разделов, тем;
· количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
Учебно-тематический план традиционно оформляется в виде таблицы.
Тема |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|
Теоретические часы |
Практические часы |
||
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
Количество часов указывается по каждой теме отдельно, в том числе теоретических и практических.
Содержание дополнительной образовательной программы
Содержание программы - это краткое описание разделов и тем внутри разделов.
· основные узловые моменты;
формы работы (теоретические, практические).
· формы контроля
Содержание излагается в виде констатации вопросов, выносимых на обсуждение. Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу, последняя – итоговое мероприятие.(Приложение 4) с примером.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программывключает в себя:
· краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических. Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий.
· описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса;
· техническое оснащение занятий (краткая характеристика дидактического материала, материально-технических средств, необходимых для реализации программы);
· описание форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
Список литературы.
1. Литература для педагога (источники, которые рекомендуется использовать педагогами организации образовательного процесса).
2. Литература для обучающихся (учебники, пособия, книги, которыми могут воспользоваться обучающиеся и их родители).
В списке литературы обязательно указываются все выходные данные книги: автор, название книги, издательство, год издания, количество страниц. Литература в списке располагается в алфавитном порядке.
Приложение1.
Титульный лист дополнительной образовательной программы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тимшерская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» на МО классных руководителей Руководитель МО ____________/_____________ Протокол № ___ «___» ___________________г. |
«Согласовано» Заместитель директора по ВР ___________/_____________/ «____» ________________г.
|
«Утверждаю» Директор __________/______/ Приказ № _______ «____» _________________г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШИК»
Направленность: художественная
Срок реализации программы – 1 год
Возраст обучающихся – 8 – 10 лет
Составитель: Ф.И.О,
Должность разработчика программы
п. Тимшер
2019 год
Приложение 2.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель — предполагаемый результат
образовательного процесса, к которому надо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы, отражать
ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи бывают:
─ обучающие — развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;
─ воспитательные — формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;
─ развивающие — развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
Например, цель и задачи образовательной программы «Работа с глиной».
Цель программы: формирование основ эстетической культуры в процессе приобщения младших школьников к изобразительной художественно-творческой деятельности (при работе с глиной).
Задачи программы:
1. Формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и художественно-творческого опыта;
2. Развитие интереса и способностей к художественно-творческой деятельности;
3. Воспитание нравственности и культуры поведения младших школьников.
Приложение 3.
Ожидаемые результаты обучения
Требования к подготовке учащихся проектируются по годам обучения и разделам программы. В каждом разделе программы выделяются объем знаний и умений, которыми должен овладеть обучающийся и качества, которые могут быть развиты у детей в процессе занятий по программе.
Например, к прогнозируемым результатам программы «Работа с глиной» относятся следующие знания и умения:
К концу первого года обучения ребенок
должен знать:
- название материала и его свойства;
- название и назначение инструментов, правил безопасности труда и личной гигиены;
- основные приемы и способы лепки;
- главные отличительные элементы орнамента в росписи каргопольской, дымковской и филимоновской игрушек;
- значение слов: керамика, палитра, линия, форма, объем, растительный и геометрический орнамент, ритм, композиция;
должен уметь:
- организовывать свое рабочее место;
- использовать в своей работе различные способы и приемы лепки;
- пользоваться стекой и печаткой;
- пользоваться кистью, красками, палитрой;
- лепить несложную игрушку на основе традиционной, расписывать по образцам каргопольского, дымковского, филимоновского орнаментов;
Описать систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей: тесты, зачеты, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.д.
Приложение 4.
Содержание дополнительной образовательной программы.
Например, фрагмент содержания программы «Школа дизайна одежды».
Тема: Стиль как основная категория в моде.
Понятие «стиль» в моде. Классификация стилей одежды: традиционный, нетрадиционный, диффузный. Психофизиологическая классификация типов личностей: авангард, интеллектуал, классический, романтический, молодежный, свободный. Выбор стиля в соответствии с ситуацией.
Формы работы: лекция, дискуссия, самостоятельная работа с журналами.
Формы контроля: конкурс-презентация выбора стиля
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.