Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы
Оценка 4.6

Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
20.03.2018
Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы
«Портфель достижений» - обязательный компонент определения итоговой оценки, включенный в основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. 1.2. Цель создания Портфеля: • собрать работы и результаты ученика, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), • мотивировать ученика на самоанализ своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы ИВАНЦОВА.docx
Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы  1. Общие положения 1.1. «Портфель достижений» ­ обязательный компонент определения итоговой оценки, включенный в   основную   образовательную   программу,   дополняющую   Федеральный   государственный образовательный стандарт. 1.2. Цель создания Портфеля: •   собрать   работы   и   результаты   ученика,   которые   показывают   усилия,   прогресс   и   достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), • мотивировать ученика на самоанализ своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. 1.3. Задачи создания Портфеля: • сохранять результаты ВСЕХ достижений ученика − учебных и внеучебных − за все четыре года начальной   школы.   В   течение   года   схожую   задачу   решают   Таблицы   результатов,     «Портфель достижений» может собирать и накапливать её; •   сохранить   информацию   о   процессе   решения   задач   учеником,   о   динамике   его   достижений   и ошибок, которые не в состоянии отобразить таблицы результатов и тем более официальный журнал, где отметки сохраняют информацию только о конечном результате решения; • развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат;   • подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации, когда материалы «Портфеля достижений»   могут   пройти   внешнюю   оценку,   фиксирующую   прогресс   ученика   через   сравнение исходных и конечных результатов. 1.4. Задачи участников образовательного процесса. учащихся: • научиться пополнять и оценивать материалы своего портфолио,  учителя: • обучать ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по   качественной   шкале:   «нормально»,   «хорошо»,   «почти   отлично»,   «отлично»,   «превосходно» (приложение №1), • использовать таблицы результатов после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в полугодие) и диагностик метапредметных результатов (примерно один­ два раз в год), •  помочь ребёнку в сборе и оформлении материалов портфолио, • помочь ребёнку в анализе и самооценке своих достижений, •   помочь   ребёнку   в   обдумывании   мотивов   своих   действий,   учить   ставить   цель,   планировать   и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат. 1.5. Содержание «Портфеля достижений»: • показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам); • показатели метапредметных результатов; • показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности). 2. Содержание Портфеля достижений и его наполнение (приложение 2) 2.1.Примерные   названия   разделов   портфолио   (выбирается   по   усмотрению   классного руководителя): Титульный лист   Содержит   основную   информацию   (фамилия   имя   и   отчество;   учебное   заведение,   класс), контактную информацию и фото ученика.  Раздел «Мой мир» Этот   раздел   содержит   личностную   рефлексию   ученика,   в   том   числе   и   по   материалам   самого «Портфеля», это часть его личностных результатов.  Содержит информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:  "Мое имя" ­ информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. "Моя семья" ­ здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. "Мой город" ­ рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры). "Мои друзья" ­ фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. "Мои увлечения" ­ небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях   в   спортивной   секции,   учебе   в   музыкальной   школе   или   других   учебных   заведениях дополнительного образования. "Моя школа" ­ рассказ о школе и о педагогах. "Мои   любимые   школьные   предметы"   ­   небольшие   заметки   о   любимых   школьных   предметах, построенные   по   принципу   "мне   нравится...,   потому   что...".   Также   неплох   вариант   с   названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что­ то важное и нужное для себя.  Раздел «Моя учеба» Этот раздел представляет предметные результаты ученика.  В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.    Раздел «Моя общественная работа»   Все   мероприятия,   которые   проводятся   вне   рамок   учебной   деятельности   можно   отнести   к общественной   работе   (поручениям).   Оформлять   этот   раздел   желательно   с   использованием фотографий и кратких сообщений на тему.   Раздел «Мое творчество»  В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.  Хорошо   бы   дополнить   это   сообщение   фотографией.   Если   событие   освещалось   в   СМИ   или Интернете   ­   надо   найти   эту   информацию.   Если   проводилось   Интернет­порталом,   сделать распечатку тематической странички   Раздел «Мои впечатления»  В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно­познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить   ребенку   творческое   домашнее   задание,   выполняя   которое,   он   не   только   вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.  Раздел «Мои достижения» Этот   раздел   отражает   личностные   метапредметные   и   результаты   –   универсальные   учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.  Раздел «Отзывы и пожелания» Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы». Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей».   Раздел «Работы, которыми я горжусь» Работы, которые представляют большую ценность, которые принесли победу в мероприятии или олимпиаде. 2.2. Форма представления «Портфеля достижений» ­ папка с файлами, хранящая материалы на бумаге и на электронных носителях (диски, флешки). Одновременно   «Портфель   достижений»   может   существовать   и   в   электронном   виде.   В   него автоматически могут поступать данные из электронных Таблиц результатов и из Электронного дневника. Его свободно может пополнять ученик и время от времени (не реже раза в год) его материалы могут копироваться и переноситься в папку – «официальный» «Портфель достижений» 2.3. Порядок и сроки пополнения портфолио. • Ученик в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п. • Начиная со 2­го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих   достижений   по  качественной   шкале:   «нормально»,   «хорошо»,  «отлично»,   «превосходно». Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфеле; в конце триместра или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой­то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части. • Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в полугодие помещает в папку ученика предметные контрольные работы и напоминает ему поместить туда копию страницы Дневника с Таблицей   •   В   конце   учебного   года   учитель   помещает   в   папку   диагностические   метапредметные   работы (кроме   личностных   результатов)   и   их   систематизированные   данные   –   копию   из   Таблицы результатов. 2.4. Порядок определения комплексной оценки по материалам «Портфеля достижений» Обязательные   материалы   (пополняются   педагогом):   предметные   контрольные,   диагностические метапредметные   работы   попадают   в   «Портфель   достижений»   уже   с   готовыми   качественными результатов. оценками по шкале уровней успешности. Таблицы результатов систематизируют эти оценки в виде выводов. Материалы, которые пополняются учеником, оцениваются по той же шкале уровней успешности самим учеником. Пример Максимальн ый уровень Повышенны й (программн ый) уровень Необходимы й уровень «Хорошо» Известная задача решена полностью самостоятельно Известная   привычная   задача   решена,   но   с   ошибками   или   с   чьей­то помощью «Отлично» Решена необычная, в чём новая задача «Превосходно» Решена   новая,   совершенно незнакомая задача «Нормально » Комплексная накопленная оценка – это вывод по всем материалам «Портфеля достижений», проводится в конце 4 класса педагогами­экспертами (учитель данного класса, несколько учителей других   начальных   классов;   возможно,   школьный   психолог,   представитель   школьной администрации). Эксперты выносят коллективное мнение, на основании анализа каждым экспертом «Портфеля   достижений»   каждого   ученика.     Мнение   фиксируется   в   виде   листа­опросника «Экспертная комплексная накопленная оценка достижений ученика» (приложение 3). Приложение №1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПОРТФОЛИО По признакам трёх уровней успешности. Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки ­ «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами). Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось: ­ либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы); ­ либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение   действовать   в   нестандартной   ситуации   –   это   отличие   от   необходимого   всем   уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами). Максимальный уровень (НЕобязательный) ­ решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой   потребовались   либо   самостоятельно   добытые,   не   изучавшиеся   знания,   либо   новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка ­ «превосходно». Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале:   традиционной   5­балльной   (переосмысленной   и   желательно   доработанной   с   помощью плюсов), в 10­балльную, 100­балльную, 6­балльную и т.д. Приложение №2  Дополнительные листы пополнения портфолио Пример листа «Наблюдение за участием в групповой работе»  (за  один урок наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – всеми учениками одной группы, за месяц – за всеми учениками класса) Схема фиксирования результатов наблюдения: Ученики Число  ответов  (размышлений ) ученика в  ходе дискуссии  («+/­» ­  логичные/ нет  Число  вопросов  ученика в  ходе  дискуссии  («+ + +») Стиль поведения в  обсуждении  (вежливость,  грубость,  внимание/невниман ие к чужому  мнению) Действия в конфликтной  ситуации столкновения мнений и  интересов  (реакция на критику, форма  критики чужого мнения,  проявление способности к  компромиссу, выработке и  признанию общего решения и т.п.) ++++ + + ­ + ­  Петя  М. Лена С. Оценка результатов наблюдения: Максимальный уровень Программный  уровень Необходимый  уровень «Я в начале  пути» «Настоящи й лидер» Может разрешить острый  конфликт, успокоить и  привлечь всех к работе,  привести группу к  результату «Отличны й  участник»  Длительно и устойчиво активен в процессе  решения и представления результатов,  постоянно корректен, считается с чужим  мнением Активен, логичен, вежлив в процессе решения (но не  всегда при представлении результата); слушает других,  но может не посчитаться с их мнением, может  вспылить, обидеться, отказаться от работы «Хороший  участник» Не очень активен, реагирует только на знакомый материал. Высказывается сам, но не слышит других, нарушает нормы  вежливости, пытается навязать свое мнение остальным «Мне еще  многому  надо  научиться » Почти не высказывается, соглашается с любым мнением или никак не реагирует Пример листа «Самооценка надпредметного проекта» 1.В начале этого проекта у меня была цель …. 2. Особенно хорошо мне удалось … 3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше … 4. Свой результат могу оценить так (на выбор) Максимальный  уровень Программный  уровень обычного «Превосходно» Необыкновенный результат, его  будет сложно повторить «Отлично»  Очень доволен, так как результат отличается от Необходимый  уровень «Хорошо»  Доволен, похоже на то, что делаю обычно «Нормально» Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе Пример «Листа самооценки предметных достижений» 1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: …. 2. Я с заданием справился / не справился. 3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие­то недочёты): … 4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)… 5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова­характеристики и, возможно, отметка): Максимальный  уровень «Превосходно » Программный  уровень Необходимый  уровень «Хорошо»  Решена новая,  совершенно  незнакомая задача Решена необычная, в чём­то новая  задача «Отлично »  Знакомая задача решена полностью  самостоятельно «Нормально» Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей­то  помощью Пример листа «Самооценка творческого дела»: 1. В начале этого дела у меня была цель …. 2. Особенно хорошо мне удалось … 3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше … 4. Свой результат могу оценить так (на выбор): Максимальный  уровень «Превосходно » Очень высокий  результат, его будет  сложно повторить «Отлично»  Очень доволен, так как результат  «Хорошо»  Доволен, похоже на то, что делаю обычно «Нормально» Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе отличается от обычного Программный  уровень Необходимый  уровень Приложение №3 «Экспертная комплексная накопленная оценка достижений ученика________ 1. Какой прогресс наблюдается в личностных результатах? Например:     появилось ли умение ставить цели личностного развития? (обозначение учеником этих  целей в начале каждого года). возросла ли способность к саморефлексии? (наличие самооценки своих достижений,  включение учеником в портфель материалов по самым разным достижениям в учёбе и  вне учебы); в материалах этого раздела явно преобладают оценки (самого ученика и педагога­ эксперта) «нормально» («зачёт») или «хорошо», «отлично», «превосходно». Недопустимо делать выводы по другим сферам личностных результатов (самоидентификация, моральный выбор и т.п.). 2. Каковы метапредметные результаты? (на основании диагностик, наблюдений и других  материалов «Портфеля достижений»):   сформировано ли умение учиться: ставить цель, планировать действия, получать и  оценивать результат?  а) Не сформировано  нет материалов о результатах достижений. б) Сформировано нормально  в материалах по этим действиям явно преобладают  оценки (самого ученика и педагога­эксперта) «нормально» /«зачёт». в) Сформировано хорошо или отлично  в материалах по этим действиям явно  преобладают оценки (самого ученика и педагога­эксперта) «хорошо» и «отлично»;  умеет ли ученик работать с информацией: добывать, перерабатывать, представлять в разных формах?  а) Не умеет  нет материалов о результатах достижений. б) Умеет нормально  в материалах по этим действиям явно преобладают оценки  (самого ученика и педагога­эксперта) «нормально» /«зачёт». в) Умеет хорошо или отлично  в материалах по этим действиям явно преобладают  оценки (самого ученика и педагога­эксперта) «хорошо» и «отлично»; умеет ли ученик вступать в коммуникации: излагать свои мысли, понимать  собеседника, договариваться с ним, чтобы сделать что­то сообща?   а) Не умеет  нет материалов о результатах достижений. б) Умеет нормально  в материалах по этим действиям явно преобладают оценки  (самого ученика и педагога­эксперта) «нормально» /«зачёт». в) Умеет хорошо или отлично  в материалах по этим действиям явно преобладают  оценки (самого ученика и педагога­эксперта) «хорошо» и «отлично». 3. Каковы предметные результаты? (на основании решения задач по предметам – текущих и  контрольных) По каждому предмету – освоил ли предметные умения с опорной системой предметных знаний?  а) Не освоил  нет материалов о результатах достижений. б) Освоил нормально  в материалах по этому предмету явно преобладают оценки  (самого ученика и педагога­эксперта) «нормально» /«зачёт». в) Освоил хорошо или отлично  в материалах по этому предмету явно преобладают  оценки (самого ученика и педагога­эксперта) «хорошо» и «отлично».

Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы

Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы

Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы

Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы

Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы

Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы

Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы

Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы

Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы

Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы

Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы

Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы

Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы

Положение о Портфеле достижений ученика начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018