Положение областной олимпиады
Оценка 5

Положение областной олимпиады

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
Взрослым
10.12.2018
Положение областной олимпиады
Настоящее Положение определяет цели и задачи олимпиады, порядок ее проведения, подведения итогов и награждения победителей. Олимпиада имеет статус областной и проводится в соответствии с планом работы ОМО педагогов-психологов колледжей ситемы ТиПО. Олимпиада по психологии «В мире психологии» (далее Олимпиада) нацелена на выявление и поддержку творческих способностей студентов, популяризацию психологических знаний,привлечение интереса студентов к изучению психологии.
положение Обл.олимпиады.docx
Безболезненная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в  общую систему образования, по мнению психологов, возможна только после  переосмысления обществом своего отношения к данной категории детей, а также признания их прав на получение качественного образования. Данное право  прописано и в Конституции РФ, и в Законе «Об образовании», однако на  практике для обеспечения такой возможности требуется внесение значительных изменений в организацию процесса обучения, а также организация  качественного психолого­педагогического сопровождения данной категории  обучающихся на протяжении всего срока их обучения. Психолого­педагогические сопровождение может рассматриваться в нескольких  основных аспектах: ­ профессиональная деятельность педагога, который обладает должной  компетенцией для оказания помощи и поддержки ребенку при его  индивидуальном образовании; ­ процесс, который включает в себя полноценную систему последовательных  педагогических действий, направленную на оказание помощи обучающемуся при  решении образовательных задач; ­ полноценное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; ­ технология, которая включает в себя множество последовательных этапов  деятельности психолого­педагогического состава по обеспечению обучающимися учебных достижений; ­ система, которая демонстрирует взаимосвязь целевого, процессуального,  результативного и содержательного элементов. Психолого­педагогическое сопровождение ставит своей целью обеспечение двух процессов, согласованных между собой: 1) сопровождение развития ребенка и процесса его обучения, воспитания и  коррекции различных отклонений. Коррекционные мероприятия включают в себя исправление/ослабление имеющихся нарушений, а развивающие направлены на  то, чтобы раскрыть потенциальные возможности ребенка и помочь ему достичь  оптимального уровня развития. 2) комплексная технология, которая включает в себя различные методики  поддержки ребенка при решении образовательных, воспитательных,  развивающих задач. Особенность психолого­педагогического сопровождения заключается в том, что  оно всегда является персонифицированным, то есть направлено на конкретного  обучающегося, вне зависимости от того, проходит обучение в группе или  индивидуально. В качестве субъектов психолого­педагогического сопровождения  индивидуальной образовательной деятельности выступают следующие лица: ­ психолог; ­ социальный педагог; ­ медицинские работники; ­ классный руководитель; ­ родители и другие ближайшие родственники обучающегося. Объектом же является сам ребенок, который обладает уникальным опытом  обучения и сотрудничества со взрослыми людьми и своими сверстниками, а  также обладает особым характером личностного и индивидуального развития. В  зависимости от особенностей ребенка и определяется содержание и формы  психолого­педагогического сопровождения, которые применяются для  обеспечения его индивидуальной образовательной деятельности. Основная цель психолого­педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которые проходят обучение в образовательных учреждениях, состоит в том, чтобы  обеспечить оптимальное развитие таких обучающихся и успешно интегрировать  их в социум. Задачами же психолого­педагогического сопровождения являются: ­ недопущение появлений проблем развития ребенка; ­ оказание полноценной помощи ребенку при решении им актуальных проблем  обучения, развития и социализации. К таковым проблемам, в частности, могут  быть отнесены трудности с дальнейшим выбором своего профессионального  развития, сложности в выстраивании контактов с педагогами, родителями,  сверстниками, различные нарушения эмоционально­волевой сферы и т.д.; ­ развитие психологической культуры не только обучающихся, но и родителей, и  педагогов; ­ психологическое обеспечение действующих образовательных программ. Под службой сопровождения следует понимать объединение специалистов  различного профиля, которые осуществляют сопровождение ребенка с ОВЗ в  ходе получения им образования. В состав команды входят не только учителя и  психологи, но учителя­дефектологи, социальные педагоги и даже представители родительского актива. В задачи данной группы входит и организация работы с  родителями и другими педагогами в целях реализации единой развивающей  программы, изучение мнений и ожиданий в отношении дальнейшего развития  детей с ОВЗ, а также оказание помощи в создании гармоничных внутрисемейных отношений. При помощи индивидуальной программы психолого­педагогического  сопровождения также могут решаться следующие задачи: ­ обеспечение профориентации ребенка с дальнейшим проведением  профессиональной подготовки по выбранному направлению; ­ оказание поддержки при решении трудностей, появляющихся в процессе  обучения; ­ нормализация отношений с окружающими, в первую очередь, сверстниками,  учителями и родителями; ­ коррекция различных нарушений психических процессов, при этом особое  внимание уделяется коррекции эмоционального состояния ребенка и его  мышлению. В образовательном учреждении организационной структурой, которая  занимается сопровождением ребенка с ОВЗ, является психолого­медико­ педагогический консилиум. Его основной задачей является регулирование  процесса сопровождения и обеспечение его комплексности. Под процессом сопровождения понимается комплекс мероприятий, реализация  которых позволяет субъекту сопровождения принимать решения и нести  ответственность за их выполнение. Метод сопровождения – это тот способ, который был выбран для практической  реализации процесса сопровождения после досконального изучения сущности  проблемы и возможных вариантах ее решения. Для того чтобы обеспечить в образовательных учреждениях полноценное  сопровождение детей с ОВЗ, необходимо наличие в штатном расписании ставки  педагогических работников, в первую очередь, педагога­психолога и учителя­ логопеда. Обязанностями учителя­логопеда в данном случае являются: ­ проведение с обучающимися с ОВЗ индивидуальных и групповых занятий; ­ постоянное и всестороннее изучение особенностей речи обучающихся; ­ оказание консультативной и методической помощи учителям­предметникам по  преодолению трудностей в общении с детьми с ОВЗ. В задачи педагога­психолога входит: ­ выявление особенностей интеллектуального развития детей с ОВЗ, изучение их личностных и поведенческих реакций; ­ проведение индивидуальных и групповых занятий, направленных на  профилактику отклонений межличностных отношений, формирование продуктивных методов мыслительной деятельности и нормализацию  эмоционально­волевой сферы; ­ оказание методической помощи учителям; ­ повышение психолого­педагогической компетентности как педагогов, так и  родителей. Для того чтобы повысить качество коррекционной работы, требуется  выполнение ряда условий, среди которых: ­ формирование универсальных учебных действий на протяжении всего  образовательного процесса; ­ постоянное и систематическое развитие способности выявлять характерные и  существенные признаки предметов, а также обучение их умению сопоставлять и  сравнивать эти признаки; ­ установление правильной взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его  словесным описанием и практическим действием; ­ стимулирование активной речевой деятельности, при этом обязательно следует осуществлять контроль за данным видом деятельности ребенка; ­ возможность прохождения материала в более медленном темпе, при этом при  необходимости следует многократно возвращаться к уже пройденным темам; ­ максимально возможное задействование сохранных анализаторов ребенка; ­ активное применение упражнений, которые позволяют развивать внимание,  память и восприятие; ­ необходимость разделения деятельности на отдельные составляющие,  элементы или операции, которые могли бы помочь ребенку осмыслить их во  внутреннем отношении друг к другу; ­ проведение групповых и индивидуальных занятий, которые по своему  содержанию будут дополнять коррекционно­развивающую работу. Психолог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья,  также проводит постоянное изучение ребенка. В содержание такого  исследования входят следующие пункты: ­ Сбор данных о ребенке у его родителей и педагогов. Также психолог совместно с логопедом должны в течение первых чисел сентября изучить медицинские  карты первоклассников в целях выявления групп риска. Далее осуществляется  наблюдение за процессом адаптации детей, для чего применяются различные  методы и анкеты: ­ Изучение истории развития ребенка. Для этого психолог проводит беседы с  родителями, предлагает им заполнить специальные анкеты, которые позволяют  выявить различные обстоятельства, повлиявшие на развитие ребенка. Это могут  быть, например, родовые травмы, внутриутробные поражения, заболевания,  перенесенные в первые месяцы и годы жизни. Также важное значение имеет и  наследственность (наличие родственников с психическими заболеваниями),  семья и среда, в которой живет и развивается ребенок. Для психолога значение  имеют и принципы воспитания, которых придерживаются в семье ребенка  (например, отсутствие внимания или, наоборот, гиперопека). Дополнительно  может проводиться изучение ребенка по его различным работам (рисунки,  поделки и т.д.). ­ Проведение обследования ребенка по завершении адаптационного периода  проводится в тех случаях, когда ребенок не справляется с программным  материалом. Для этого психолог применяет следующие методики: ­ Анализ материалов обследования. Этот этап предполагает проведение  психологом тщательного анализа всех собранных сведений, который также  позволяет выявить резервные возможности ребенка. При необходимости могут  проводиться дополнительные обследования. ­ Разработка рекомендаций по обучению и воспитанию ребенка. ­ Составление для каждого обучающегося индивидуальной карты психолого­ медико­педагогического сопровождения. ­ методика Гинзбурга «Изучение мотивов учения»; ­ анкета Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»; ­ анкета изучения социально­психологической адаптации обучающегося с ОВЗ к  школе; ­ анкета, позволяющая оценить психологический климат в детском коллективе и  эффективность учебно­воспитательного процесса. Для более успешной дальнейшей работы психолога крайне важно получить  факты жалоб, с которыми обращаются родители, дети и педагоги. ­ просмотр письменных работ; ­ «четвертый лишний»; ­ моторные пробы; ­ последовательные картинки; ­ классификация; ­ тест Тулуз­Пьерона; ­ кратковременная зрительная и речевая память. Также проводится беседа с целью определения у ребенка запаса представлений об окружающем мире и оценки уровня развития речи. По завершению всех мероприятий составляется протокол первичного  обследования ПМПК и заполняется дневник динамического наблюдения. По итогам для каждого ребенка определяются ведущие направления. Для одних  — это может стать ликвидация пробелов по какому­либо предмету, для других –  формирование произвольной деятельности, а для третьих – организация  занятий по развитию моторики и т.д. Педагоги, которые постоянно работают с детьми с ограниченными  возможностями здоровья, также на регулярной основе осуществляют их  изучение. Основные цели – выявление индивидуальных образовательных  особенностей, определение направлений, по которым лучше всего развиваться  ребенку. В обязанности педагогов входит и фиксация динамики развития  обучающихся, учет освоения образовательных программ. Совместно с педагогом­ психологом учитель осуществляет заполнение карт сопровождения  обучающихся. Необходимо учитывать, что в качестве одного из ключевых элементов системы  сопровождения выступают родители ребенка, которым в данном случае  отводится роль носителя и транслятора микрокультурных ценностей (этических,  религиозных и др.). При этом воздействие родителя носит больше регулирующий  характер. Это связано с тем, что он в меньшей степени оказывает влияние на  выбор ребенком конкретных целей и задач в его школьной жизнедеятельности. В этом случае главной задачей родителя становится закрытие тех путей, по  которым не желательно развитие ребенка как с физической, так и правовой  точки зрения, а также каких­либо семейных, национальных, религиозных или  культурных традиций. Данное обстоятельство диктует необходимость построения отдельной системы  взаимодействия с родителями детей с ОВЗ, которая должна помогать родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи, а в некоторых случаях и  пересмотреть систему отношений с ребенком. В итоге специалисты сопровождения выполняют широкий круг задач, в который  входит отслеживание эффективности обучения детей с ограниченными  возможностями здоровья, текущих и этапных результатов развития, динамики  развития личностного роста. Они также отвечают за формирование навыков  образовательной деятельности, различные показатели функционального  состояния здоровья ребенка и освоение им общеобразовательных программ. Все  результаты специалисты фиксируют в карте сопровождения обучающегося. Как следствие, модель психолого­педагогического сопровождения детей с ОВЗ  характеризуется следующими основными принципами: ­ комплексность. Ее проявление заключается в том, что родители, психологи и  педагоги оказывают всестороннюю помощь ребенку, которая охватывает все  сферы его деятельности, помогает отслеживать образовательные успехи и  наладить нормальные межличностные связи; ­ системность. Ее реализация осуществляется в ходе оказания психолого­ педагогической помощи не только обучающимся, но и родителям, и педагогам; ­ интегративность, то есть сочетание разнообразных методов, методик,  подходов, психотерапевтических и дидактических приемов в работе с детьми с  ОВЗ; ­ приоритет особых потребностей ребенка. Предполагает выявление причин, по  которым ребенок сталкивается с учебными затруднениями, осуществление учета  его особых потребностей, которые затем используются в качестве обходных  путей воздействий на ребенка; ­ непрерывность. Суть заключается в том, что психолого­педагогическое  сопровождение осуществляется в ходе всего периода обучения ребенка. Система психолого­педагогического сопровождения детей с ОВЗ должна  эффективно функционировать в едином образовательном пространстве,  которое, в свою очередь, должно способствовать реализации образовательных  потребностей обучающегося. Литература         Волкова, Г.А. Психолого­логопедическое исследование детей с  нарушениями речи /Г.А. Волкова. ­ С­Пб.: САЙМА, 2013 – 94 с. Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской  деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха //  Дефектология. ­ 1995. ­№4. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для  студ. высших учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. –  272 с. Дефектологический словарь: В 2 т. / Под ред. В.Гудониса, Б.П.Пузанова. –  М.: Издательство Московского психолого­социального института; Воронеж:  Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Т. 1. – 808 с. Дефектологический словарь: В 2 т. / Под ред. В.Гудониса, Б.П.Пузанова. –  М.: Издательство Московского психолого­социального института; Воронеж:  Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Т. 2. – 736 с. Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными  дефектами // Дефектология. ­ 1973. ­ № 3. Настольная книга педагога­дефектолога / Т.Б. Епифанцева [и др.] –  Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564 с. Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебное пособие. – М.:  Академический Проект, 2006. – 182 с.  Семаго М.М., Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося развития: Модель  анализа и её использование в практической деятельности. – М.: Генезис,  2011. – 400 с.

Положение областной олимпиады

Положение областной олимпиады

Положение областной олимпиады

Положение областной олимпиады

Положение областной олимпиады

Положение областной олимпиады

Положение областной олимпиады

Положение областной олимпиады

Положение областной олимпиады

Положение областной олимпиады

Положение областной олимпиады

Положение областной олимпиады

Положение областной олимпиады

Положение областной олимпиады

Положение областной олимпиады

Положение областной олимпиады
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018