Настоящее Положение определяет цели и задачи олимпиады, порядок ее проведения, подведения итогов и награждения победителей. Олимпиада имеет статус областной и проводится в соответствии с планом работы ОМО педагогов-психологов колледжей ситемы ТиПО. Олимпиада по психологии «В мире психологии» (далее Олимпиада) нацелена на выявление и поддержку творческих способностей студентов, популяризацию психологических знаний,привлечение интереса студентов к изучению психологии.
Безболезненная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в
общую систему образования, по мнению психологов, возможна только после
переосмысления обществом своего отношения к данной категории детей, а также
признания их прав на получение качественного образования. Данное право
прописано и в Конституции РФ, и в Законе «Об образовании», однако на
практике для обеспечения такой возможности требуется внесение значительных
изменений в организацию процесса обучения, а также организация
качественного психологопедагогического сопровождения данной категории
обучающихся на протяжении всего срока их обучения.
Психологопедагогические сопровождение может рассматриваться в нескольких
основных аспектах:
профессиональная деятельность педагога, который обладает должной
компетенцией для оказания помощи и поддержки ребенку при его
индивидуальном образовании;
процесс, который включает в себя полноценную систему последовательных
педагогических действий, направленную на оказание помощи обучающемуся при
решении образовательных задач;
полноценное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;
технология, которая включает в себя множество последовательных этапов
деятельности психологопедагогического состава по обеспечению обучающимися
учебных достижений;
система, которая демонстрирует взаимосвязь целевого, процессуального,
результативного и содержательного элементов.
Психологопедагогическое сопровождение ставит своей целью обеспечение двух
процессов, согласованных между собой:
1) сопровождение развития ребенка и процесса его обучения, воспитания и
коррекции различных отклонений. Коррекционные мероприятия включают в себя
исправление/ослабление имеющихся нарушений, а развивающие направлены на
то, чтобы раскрыть потенциальные возможности ребенка и помочь ему достичь
оптимального уровня развития.
2) комплексная технология, которая включает в себя различные методики
поддержки ребенка при решении образовательных, воспитательных,
развивающих задач.
Особенность психологопедагогического сопровождения заключается в том, что
оно всегда является персонифицированным, то есть направлено на конкретного
обучающегося, вне зависимости от того, проходит обучение в группе или
индивидуально.В качестве субъектов психологопедагогического сопровождения
индивидуальной образовательной деятельности выступают следующие лица:
психолог;
социальный педагог;
медицинские работники;
классный руководитель;
родители и другие ближайшие родственники обучающегося.
Объектом же является сам ребенок, который обладает уникальным опытом
обучения и сотрудничества со взрослыми людьми и своими сверстниками, а
также обладает особым характером личностного и индивидуального развития. В
зависимости от особенностей ребенка и определяется содержание и формы
психологопедагогического сопровождения, которые применяются для
обеспечения его индивидуальной образовательной деятельности.
Основная цель психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ, которые
проходят обучение в образовательных учреждениях, состоит в том, чтобы
обеспечить оптимальное развитие таких обучающихся и успешно интегрировать
их в социум.
Задачами же психологопедагогического сопровождения являются:
недопущение появлений проблем развития ребенка;
оказание полноценной помощи ребенку при решении им актуальных проблем
обучения, развития и социализации. К таковым проблемам, в частности, могут
быть отнесены трудности с дальнейшим выбором своего профессионального
развития, сложности в выстраивании контактов с педагогами, родителями,
сверстниками, различные нарушения эмоциональноволевой сферы и т.д.;
развитие психологической культуры не только обучающихся, но и родителей, и
педагогов;
психологическое обеспечение действующих образовательных программ.
Под службой сопровождения следует понимать объединение специалистов
различного профиля, которые осуществляют сопровождение ребенка с ОВЗ в
ходе получения им образования. В состав команды входят не только учителя и
психологи, но учителядефектологи, социальные педагоги и даже представители
родительского актива. В задачи данной группы входит и организация работы с
родителями и другими педагогами в целях реализации единой развивающей
программы, изучение мнений и ожиданий в отношении дальнейшего развития
детей с ОВЗ, а также оказание помощи в создании гармоничных внутрисемейных
отношений.При помощи индивидуальной программы психологопедагогического
сопровождения также могут решаться следующие задачи:
обеспечение профориентации ребенка с дальнейшим проведением
профессиональной подготовки по выбранному направлению;
оказание поддержки при решении трудностей, появляющихся в процессе
обучения;
нормализация отношений с окружающими, в первую очередь, сверстниками,
учителями и родителями;
коррекция различных нарушений психических процессов, при этом особое
внимание уделяется коррекции эмоционального состояния ребенка и его
мышлению.
В образовательном учреждении организационной структурой, которая
занимается сопровождением ребенка с ОВЗ, является психологомедико
педагогический консилиум. Его основной задачей является регулирование
процесса сопровождения и обеспечение его комплексности.
Под процессом сопровождения понимается комплекс мероприятий, реализация
которых позволяет субъекту сопровождения принимать решения и нести
ответственность за их выполнение.
Метод сопровождения – это тот способ, который был выбран для практической
реализации процесса сопровождения после досконального изучения сущности
проблемы и возможных вариантах ее решения.
Для того чтобы обеспечить в образовательных учреждениях полноценное
сопровождение детей с ОВЗ, необходимо наличие в штатном расписании ставки
педагогических работников, в первую очередь, педагогапсихолога и учителя
логопеда.
Обязанностями учителялогопеда в данном случае являются:
проведение с обучающимися с ОВЗ индивидуальных и групповых занятий;
постоянное и всестороннее изучение особенностей речи обучающихся;
оказание консультативной и методической помощи учителямпредметникам по
преодолению трудностей в общении с детьми с ОВЗ.
В задачи педагогапсихолога входит:
выявление особенностей интеллектуального развития детей с ОВЗ, изучение их
личностных и поведенческих реакций;
проведение индивидуальных и групповых занятий, направленных на
профилактику отклонений межличностных отношений, формированиепродуктивных методов мыслительной деятельности и нормализацию
эмоциональноволевой сферы;
оказание методической помощи учителям;
повышение психологопедагогической компетентности как педагогов, так и
родителей.
Для того чтобы повысить качество коррекционной работы, требуется
выполнение ряда условий, среди которых:
формирование универсальных учебных действий на протяжении всего
образовательного процесса;
постоянное и систематическое развитие способности выявлять характерные и
существенные признаки предметов, а также обучение их умению сопоставлять и
сравнивать эти признаки;
установление правильной взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его
словесным описанием и практическим действием;
стимулирование активной речевой деятельности, при этом обязательно следует
осуществлять контроль за данным видом деятельности ребенка;
возможность прохождения материала в более медленном темпе, при этом при
необходимости следует многократно возвращаться к уже пройденным темам;
максимально возможное задействование сохранных анализаторов ребенка;
активное применение упражнений, которые позволяют развивать внимание,
память и восприятие;
необходимость разделения деятельности на отдельные составляющие,
элементы или операции, которые могли бы помочь ребенку осмыслить их во
внутреннем отношении друг к другу;
проведение групповых и индивидуальных занятий, которые по своему
содержанию будут дополнять коррекционноразвивающую работу.
Психолог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
также проводит постоянное изучение ребенка. В содержание такого
исследования входят следующие пункты:
Сбор данных о ребенке у его родителей и педагогов. Также психолог совместно
с логопедом должны в течение первых чисел сентября изучить медицинские
карты первоклассников в целях выявления групп риска. Далее осуществляется
наблюдение за процессом адаптации детей, для чего применяются различные
методы и анкеты: Изучение истории развития ребенка. Для этого психолог проводит беседы с
родителями, предлагает им заполнить специальные анкеты, которые позволяют
выявить различные обстоятельства, повлиявшие на развитие ребенка. Это могут
быть, например, родовые травмы, внутриутробные поражения, заболевания,
перенесенные в первые месяцы и годы жизни. Также важное значение имеет и
наследственность (наличие родственников с психическими заболеваниями),
семья и среда, в которой живет и развивается ребенок. Для психолога значение
имеют и принципы воспитания, которых придерживаются в семье ребенка
(например, отсутствие внимания или, наоборот, гиперопека). Дополнительно
может проводиться изучение ребенка по его различным работам (рисунки,
поделки и т.д.).
Проведение обследования ребенка по завершении адаптационного периода
проводится в тех случаях, когда ребенок не справляется с программным
материалом. Для этого психолог применяет следующие методики:
Анализ материалов обследования. Этот этап предполагает проведение
психологом тщательного анализа всех собранных сведений, который также
позволяет выявить резервные возможности ребенка. При необходимости могут
проводиться дополнительные обследования.
Разработка рекомендаций по обучению и воспитанию ребенка.
Составление для каждого обучающегося индивидуальной карты психолого
медикопедагогического сопровождения.
методика Гинзбурга «Изучение мотивов учения»;
анкета Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»;
анкета изучения социальнопсихологической адаптации обучающегося с ОВЗ к
школе;
анкета, позволяющая оценить психологический климат в детском коллективе и
эффективность учебновоспитательного процесса.
Для более успешной дальнейшей работы психолога крайне важно получить
факты жалоб, с которыми обращаются родители, дети и педагоги.
просмотр письменных работ;
«четвертый лишний»;
моторные пробы;
последовательные картинки;
классификация;
тест ТулузПьерона; кратковременная зрительная и речевая память.
Также проводится беседа с целью определения у ребенка запаса представлений
об окружающем мире и оценки уровня развития речи.
По завершению всех мероприятий составляется протокол первичного
обследования ПМПК и заполняется дневник динамического наблюдения.
По итогам для каждого ребенка определяются ведущие направления. Для одних
— это может стать ликвидация пробелов по какомулибо предмету, для других –
формирование произвольной деятельности, а для третьих – организация
занятий по развитию моторики и т.д.
Педагоги, которые постоянно работают с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, также на регулярной основе осуществляют их
изучение. Основные цели – выявление индивидуальных образовательных
особенностей, определение направлений, по которым лучше всего развиваться
ребенку. В обязанности педагогов входит и фиксация динамики развития
обучающихся, учет освоения образовательных программ. Совместно с педагогом
психологом учитель осуществляет заполнение карт сопровождения
обучающихся.
Необходимо учитывать, что в качестве одного из ключевых элементов системы
сопровождения выступают родители ребенка, которым в данном случае
отводится роль носителя и транслятора микрокультурных ценностей (этических,
религиозных и др.). При этом воздействие родителя носит больше регулирующий
характер. Это связано с тем, что он в меньшей степени оказывает влияние на
выбор ребенком конкретных целей и задач в его школьной жизнедеятельности. В
этом случае главной задачей родителя становится закрытие тех путей, по
которым не желательно развитие ребенка как с физической, так и правовой
точки зрения, а также какихлибо семейных, национальных, религиозных или
культурных традиций.
Данное обстоятельство диктует необходимость построения отдельной системы
взаимодействия с родителями детей с ОВЗ, которая должна помогать родителям
понять свои воспитательные успехи и неудачи, а в некоторых случаях и
пересмотреть систему отношений с ребенком.
В итоге специалисты сопровождения выполняют широкий круг задач, в который
входит отслеживание эффективности обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья, текущих и этапных результатов развития, динамики
развития личностного роста. Они также отвечают за формирование навыков
образовательной деятельности, различные показатели функционального
состояния здоровья ребенка и освоение им общеобразовательных программ. Все
результаты специалисты фиксируют в карте сопровождения обучающегося.
Как следствие, модель психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ
характеризуется следующими основными принципами: комплексность. Ее проявление заключается в том, что родители, психологи и
педагоги оказывают всестороннюю помощь ребенку, которая охватывает все
сферы его деятельности, помогает отслеживать образовательные успехи и
наладить нормальные межличностные связи;
системность. Ее реализация осуществляется в ходе оказания психолого
педагогической помощи не только обучающимся, но и родителям, и педагогам;
интегративность, то есть сочетание разнообразных методов, методик,
подходов, психотерапевтических и дидактических приемов в работе с детьми с
ОВЗ;
приоритет особых потребностей ребенка. Предполагает выявление причин, по
которым ребенок сталкивается с учебными затруднениями, осуществление учета
его особых потребностей, которые затем используются в качестве обходных
путей воздействий на ребенка;
непрерывность. Суть заключается в том, что психологопедагогическое
сопровождение осуществляется в ходе всего периода обучения ребенка.
Система психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ должна
эффективно функционировать в едином образовательном пространстве,
которое, в свою очередь, должно способствовать реализации образовательных
потребностей обучающегося.
Литература
Волкова, Г.А. Психологологопедическое исследование детей с
нарушениями речи /Г.А. Волкова. СПб.: САЙМА, 2013 – 94 с.
Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской
деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха //
Дефектология. 1995. №4.
Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для
студ. высших учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. –
272 с.
Дефектологический словарь: В 2 т. / Под ред. В.Гудониса, Б.П.Пузанова. –
М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Т. 1. – 808 с.
Дефектологический словарь: В 2 т. / Под ред. В.Гудониса, Б.П.Пузанова. –
М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Т. 2. – 736 с.
Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными
дефектами // Дефектология. 1973. № 3.
Настольная книга педагогадефектолога / Т.Б. Епифанцева [и др.] –
Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564 с.
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебное пособие. – М.:
Академический Проект, 2006. – 182 с.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося развития: Модель
анализа и её использование в практической деятельности. – М.: Генезис,
2011. – 400 с.