Помощь начинающему психологу. Список упражнений для тренинга на тему «Личные границы»

  • docx
  • 22.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тренинговые упражнения Личные границы.docx

Помощь начинающему психологу. Список упражнений для тренинга на тему «Личные границы»

1.      Упражнение « Моя территория».

Каждый из участников объявляет себя суверенным государством, выбирает себе название, герб, устанавливает границу вокруг своего государства. Он может ее обозначить словами или как-то иначе (выложить из предметов).

Каждый представитель суверенных государств имеет право послать дипломата на территорию другого государства. Однако суверенное государство само решает вопрос о том, кого и как далеко пускать на свою территорию. Государствам разрешается объединяться друг с другом, захватывать чужие территории, совместно защищаться от нападения и т. п. Участники могут использовать любые методы убеждения и противостояния, включая физические. При этом важно никого не поранить.

2.      Упражнение «Личные границы»

Цель: исследование границ во взаимоотношениях с окружающими, рефлексия собственных способов защиты свои границ и нарушения границ других людей.

Каждому участнику предлагается на полу отметить с помощью листов бумаги свои границы. Участники сами выбирают, какого размера и формы они будут. Затем ведущий, как бы не нарочно, начинает нарушать границы участников разными способами:

1. «Мне кажется, у окна вам будет комфортнее, перейдите к нему ближе».

Психолог молча переходит границы участника, поправляет листы, выравнивает их, кладет так, как кажется лучше ему.

2. «Посмотрите, как неровно у вас лежат листы, какой вы невнимательный, могли бы постараться сделать аккуратнее».

3. «Ничего себе, как много пространства занимает ваша граница. Порядочный человек должен быть скромным».

4. «Давайте будем с вами вдвоем на этой территории. Нам так будет лучше. Я вижу, что без меня вам трудно».

Возможно предложить участникам повзаимодействовать, нарушая границы друг друга.

Обсуждение:

Как вы чувствовали себя, когда нарушали вашу границу?

С какой стратегией нарушения ваших границ было сложнее справиться?

Каким способом вы чаще всего нарушали границы других участников? Что при этом чувствовали?

Что можно сделать, чтобы Ваши личные границы не нарушались?

А давайте попробуем провести точно такое же упражнение, только Вы уже будете отстаивать свои границы.

Сложно ли  было это делать?

3.      Упражнение «Коллаж»

Для выполнения этого упражнения потребуются разные журналы и газеты с цветными картинками. Приготовьте ножницы и ватман. Прежде чем приступить, выберете тему для работы. Это может быть: мои мечты, эмоции, чувства, желания, стремления, мысли и так далее, главное — чтобы тема отвечала личным запросам и вызывала позитив. Далее следует начать подбирать картинки, соответствующие теме и наклеивать их в разном порядке на ватман. Хорошо, если удастся заполнить весь лист — тогда впечатления от работы будут полными.

4.      Упражнение «Не подходи ко мне»

Цель. Получение опыта вторжения в собственное индивидуальное пространство, определение индивидуального пространства каждого участника. Инструкция. Участники стоят в кругу. В центр круга выходит первый подросток, остальные по очереди медленно подходят к нему. Как только один из участников приблизится к стоящему в центре на расстояние, которое вызовет у последнего чувство дискомфорта, он говорит: «Стоп!». Далее выходит второй, третий и т. д. Задача подростков запомнить, на какое расстояние можно подходить к каждому члену группы, чтобы ему было комфортно.

Обсуждение:

·        Какие чувства испытывали во время выполнения данного упражнения, когда к вам подходили и когда вы подходили к стоящему?

·        Кого я вы можете пустить на более близкое расстояние в вашем личном пространстве, а кого держите на более далекой дистанции?

·         Где проходит граница вашего личного пространства?

5.      Упражнение «Границы моей личности»

Цель: Осознать психологические границы и уметь их защитить. Участникам дается задание нарисовать свое личное пространство в виде какого-нибудь образа, дать этому образу название, очертить его границы. Ведущий предлагает подумать и написать ответы на вопросы, а после их обсудить:

·        Где проходит граница твоего личного пространства?

·        Имеет ли кто-нибудь право нарушать эту границу?

·         Кого можешь пустить на более близкое расстояние в своем личном пространстве?

·        Что вы чувствовали, когда нарушали вашу психологическую границу?

·        Как вы можете защитить свою психологическую границу?


 

Посмотрите также