Тема: Понятие
информационных технологий, их классификация и роль в обработке информации.
Основные методы и средства обработки и передачи информации.
Целевая аудитория: студенты 2 курса колледжа по специальности
"Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей".
Цель занятия:
1. Дать представление
об информационных технологиях и их классификации.
2. Показать роль
информационных технологий в обработке и передаче информации.
3. Изучить основные
методы и средства обработки и передачи информации на примерах, связанных с
автомобильной отраслью.
Структура занятия
1. Организационный
момент (5 минут)
- Приветствие.
- Озвучивание
целей занятия.
- Постановка
вопросов для актуализации знаний:
- Что
понимается под информацией?
- Какие
технологии обработки информации вы знаете?
2. Изучение нового
материала (40 минут)
2.1. Понятие
информационных технологий и их классификация (10 минут)
- Теория:
- Информационные
технологии (ИТ) – это совокупность методов, средств и процессов,
используемых для сбора, хранения, обработки и передачи информации.
- Классификация
ИТ:
- Технологии
обработки данных (ручные, автоматизированные).
- Технологии
управления (например, системы ERP).
- Технологии
принятия решений (например, экспертные системы).
- Мультимедийные
технологии.
- Пример:
Использование специализированного ПО для диагностики автомобилей, такого
как Bosch ESI[tronic] или Autel Maxisys, которое
обрабатывает данные с датчиков и предоставляет результаты диагностики.
2.2. Роль ИТ в
обработке и передаче информации (15 минут)
- Теория:
- Роль
информационных технологий в современной автомобильной отрасли:
- Повышение
точности и скорости диагностики.
- Снижение
влияния человеческого фактора.
- Возможность
удаленного контроля и мониторинга состояния автомобиля.
- Современные
средства обработки информации:
- Датчики и
модули сбора данных (OBD-II, CAN-шина).
- Программные
комплексы для анализа данных.
- Пример:
- Программа ScanMaster
позволяет считывать и анализировать данные с автомобиля в реальном
времени, включая параметры двигателя, системы тормозов и топливной
системы.
2.3. Основные
методы и средства обработки и передачи информации (15 минут)
- Теория:
- Методы
обработки информации:
- Аналоговая
и цифровая обработка.
- Обработка
сигналов (фильтрация, преобразование).
- Средства
обработки:
- Контроллеры,
микропроцессоры.
- Специализированное
ПО.
- Средства
передачи информации:
- Проводные
(USB, Ethernet).
- Беспроводные
(Wi-Fi, Bluetooth, 4G/5G).
- Пример:
- Системы
телеметрии в современных автомобилях, передающие данные на облачные серверы
для дальнейшего анализа (например, системы мониторинга состояния
автопарков).
3. Закрепление
материала (10 минут)
1. Какие примеры ИТ в
автомобильной отрасли вы можете назвать?
2. Почему
использование цифровых технологий важно для диагностики и ремонта автомобилей?
- Краткий
обзор ключевых моментов.
4. Самостоятельная
работа студентов (30 минут)
Задание:
1. Используя
диагностическое ПО (например, виртуальную демонстрацию программы OBD-II),
проанализировать предоставленные данные о состоянии автомобиля.
2. Определить:
o Основные ошибки,
зарегистрированные в системе.
o Возможные причины
и методы их устранения.
Форма выполнения:
- Написание
краткого отчета с выводами (пример: "В системе обнаружена ошибка
P0420, указывающая на неисправность катализатора. Рекомендации: проверить
датчики O2 и заменить катализатор, если требуется").
Оценка:
- Критерии:
правильность анализа, логичность выводов, оформление отчета.
5. Рефлексия и подведение
итогов (10 минут)
- Обсуждение
выполнения задания.
- Ответы на
вопросы студентов.
- Обсуждение,
как информационные технологии могут быть полезны в их будущей профессии.
Дополнительные
материалы
- Презентация
по теме занятия.
- Видеофрагмент
работы диагностического оборудования.
- Методические
указания для выполнения самостоятельной работы.