Понятие о причастии.
Оценка 4.6

Понятие о причастии.

Оценка 4.6
docx
29.05.2021
Понятие о причастии.
12.Понятие о причастии (1).docx

Урок русского языка в 7 классе № 12

Тема: Понятие о причастии (1)

Тип урока: открытие новых знаний (постановка учебной задачи)

Цель урока: сформировать УУД по распознаванию и различению причастий от прилагательных и глаголов.

Планируемые результаты:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): понятие о причастии как о части речи (формы глагола); знать определение причастия, грамматические признаки; уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; моделировать и использовать в речи предложения с причастиями.

Метапредметные (компоненты культурного опыта): владение всеми видами речевой деятельности; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознание эстетической ценности русского языка; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств.

Ход урока

1.                                          Оргмомент

2.                                          Актуализация знаний.

На доске записано предложение для синтаксического разбора.

Один ученик работает у доски, остальные -  в тетрадях.

Прекрасное настроение создаёт сверкающий на солнце снег.

- Какое слово вызвало у вас затруднение? (сверкающий)

-Давайте подумаем, к какой части речи мы его можем отнести? (предположения учащихся: к прилагательному)

-Почему вы так решили?(отвечает на вопрос какой?, мужского рода, ед.числа, в предложении является определением)

-Верно. Но мы помним, что прилагательные образуются от существительных. Попробуйте вернуть это слово в существительное. Не получается? А в какую часть речи получается вернуть? ( в глагол: сверкающий- сверкает).

-Какие морфологические признаки глагола есть у этого слова? Какой мы можем сделать вывод? (эта часть речи объединяет признаки прилагательного и глагола). И эта часть речи называется причастие.

Учащиеся формулируют тему и цели урока.

-Найдите в учебнике «Теория» п.   , прочитайте определение причастия как части речи. Итак, какая часть речи называется причастием?

- В современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о

лингвистическом статусе причастия. Существуют две точки зрения: 1)

причастие – это форма глагола (Л.В.Щерба и др.); и 2) причастие – это

самостоятельная часть речи (В.В. Виноградов, В.В. Бабайцева и др.).

Развитие умений группировать слова по заданным признакам.

Выполняя упражнение 41 и опираясь на «Советы помощника», учащиеся анализируют пары слов, определяют разницу в их значении, группируют пары слов по заданным признакам.

Упражнение 41 Прочитайте словосочетания. Что обозначают выделенные слова?

Зелёный лес — зеленеющий лес — зеленевший лес — позеленевший лес.

Весёлый ребёнок — веселящийся ребёнок — развеселившийся ребёнок.

Золотая посуда — красиво позолоченная посуда.

Советы помощника

Чтобы выполнить задание упр. 41, попробуйте заменить выделенное слово глаголом. Если такая замена возможна, значит, выделенное слово обозначает признак предмета по действию.

Образец: Белеющее облако — облако, которое белеет; побелевшее облако — облако, которое побелело; белое облако — облако белого цвета (замена глаголом невозможна).

В первых двух примерах выделенное слово обозначает признак предмета по действию, в третьем примере — постоянный признак.

2.                                           Знакомство с лингвистической сказкой.

Сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия, откроем для себя происхождение некоторых слов.

В далекой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно

Который Который Который

думает читает танцует

Но и те, кто оставил службу при дворе, не потеряли своих имен.

Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребенок был с рождения который…, каждая крошка — которая..., каждое дитя — которое...

Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.

И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.

Он говорил ей:

·                                             Я король, который любит.

·                                             Любящий, — поправляла она.

·                                             Я тот, который восхищается вами.

·                                             Восхищающийся, — вторила она.

·                                             Годы, которые мне остались...

·                                             Оставшиеся...

·                                             Я хочу посвятить вам.

·                                             Хорошо, — ответила принцесса, — но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий...

Представьте, как обрадовались подданные короля!

- Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.

 

Причастие объединяет в себе признаки двух частей речи:

прилагательное, т.к. зависит от сущ. в грамм. значениях;

- отвечает на вопрос: какой?

- можно определить род, число, падеж

- обозначает признак предмета.

НО!

глагол

- обозначает действие предмета

- можно определить время

- вид

- отвечает на вопрос: что делающий? Что сделанный?

- окончание, вопрос (какой?), род, число, падеж…

- можно сказать: мяч прыгает, мяч подбросили – это действие.

Решение учебной задачи.

Приходим к выводу, что это не прилагательное и не глагол. А что же это тогда?

Почему же такое название имеет ПРИЧАСТИЕ? (находится при частях речи: глаголе и прилагательном)

А почему в начале урока я сказала, что это кентавр в системе частей речи?

Если причастие включает в себя признаки и глагола и прилагательного, значит нужен способ различения этих частей речи.

Это особые суффиксы. Читают.

Для развития данных умений в учебнике предлагаются 2 упражнения: №43 и №44. Выполняя данные упражнения у доски, ребятам предлагается выделять суффиксы причастий, опираясь на «Советы помощника».

Советы помощника.

Как узнать причастия?

Ярким морфемным признаком причастий является наличие суффиксов:

-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-);

-ем- (-ом-), -им-;

-вш-, -ш-, -енн- (-ённ-), -нн-, -т-.

Запишите себе три слова.

Зеленый – 2) зеленеющий – 3)зеленеть

Имеет окончание прилагательного

Отвечает на вопрос: какой? Что делающий? А значит в предложении будет являться определением.

Можно переделать в глагол (признак по действию)

Первичное закрепление.

Давайте проверим ваши знания. Я вам зачитываю слова, если это причастие, вы поднимаете один палец, если нет – два. Ложимся на парту.

Умный, умнеющий, прыгать, прыгающий, веселящийся, веселиться, веселье, смотрящий, смотреть, белый, белеть, белевший, думать, думающий, школа.

Упражнение 42.

Рефлексия:

Человек, знающий возможности родного языка, - это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте убедимся с вами ещё раз, что сегодня на уроке мы узнали ещё один волшебный приём таинственных превращений. Попробуем все вместе сочинить стихотворение, используя для этого волшебство сегодняшнего урока.

Урок, который прошёл, -

Звонок, который звенит, -

Я, который, работал,-

Учитель, который отблагодарил,-

Выставление оценок.

Домашнее задание: п.7, упр.46

 


 

Урок русского языка в 7 классе № 12

Урок русского языка в 7 классе № 12

Любящий, — поправляла она. ·

Любящий, — поправляла она. ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021