Урок русского языка в 7 классе № 12
Тема: Понятие о причастии (1)
Тип урока: открытие новых знаний (постановка учебной задачи)
Цель урока: сформировать УУД по распознаванию и различению причастий от прилагательных и глаголов.
Планируемые результаты:
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): понятие о причастии как о части речи (формы глагола); знать определение причастия, грамматические признаки; уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; моделировать и использовать в речи предложения с причастиями.
Метапредметные (компоненты культурного опыта): владение всеми видами речевой деятельности; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознание эстетической ценности русского языка; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний.
На доске записано предложение для синтаксического разбора.
Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях.
Прекрасное настроение создаёт сверкающий на солнце снег.
- Какое слово вызвало у вас затруднение? (сверкающий)
-Давайте подумаем, к какой части речи мы его можем отнести? (предположения учащихся: к прилагательному)
-Почему вы так решили?(отвечает на вопрос какой?, мужского рода, ед.числа, в предложении является определением)
-Верно. Но мы помним, что прилагательные образуются от существительных. Попробуйте вернуть это слово в существительное. Не получается? А в какую часть речи получается вернуть? ( в глагол: сверкающий- сверкает).
-Какие морфологические признаки глагола есть у этого слова? Какой мы можем сделать вывод? (эта часть речи объединяет признаки прилагательного и глагола). И эта часть речи называется причастие.
Учащиеся формулируют тему и цели урока.
-Найдите в учебнике «Теория» п. , прочитайте определение причастия как части речи. Итак, какая часть речи называется причастием?
- В современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о
лингвистическом статусе причастия. Существуют две точки зрения: 1)
причастие – это форма глагола (Л.В.Щерба и др.); и 2) причастие – это
самостоятельная часть речи (В.В. Виноградов, В.В. Бабайцева и др.).
Развитие умений группировать слова по заданным признакам.
Выполняя упражнение 41 и опираясь на «Советы помощника», учащиеся анализируют пары слов, определяют разницу в их значении, группируют пары слов по заданным признакам.
Упражнение 41 Прочитайте словосочетания. Что обозначают выделенные слова?
Зелёный лес — зеленеющий лес — зеленевший лес — позеленевший лес.
Весёлый ребёнок — веселящийся ребёнок — развеселившийся ребёнок.
Золотая посуда — красиво позолоченная посуда.
Советы помощника
Чтобы выполнить задание упр. 41, попробуйте заменить выделенное слово глаголом. Если такая замена возможна, значит, выделенное слово обозначает признак предмета по действию.
Образец: Белеющее облако — облако, которое белеет; побелевшее облако — облако, которое побелело; белое облако — облако белого цвета (замена глаголом невозможна).
В первых двух примерах выделенное слово обозначает признак предмета по действию, в третьем примере — постоянный признак.
2. Знакомство с лингвистической сказкой.
Сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия, откроем для себя происхождение некоторых слов.
В далекой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно
Который Который Который
думает читает танцует
Но и те, кто оставил службу при дворе, не потеряли своих имен.
Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребенок был с рождения который…, каждая крошка — которая..., каждое дитя — которое...
Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.
Он говорил ей:
· Я король, который любит.
· Любящий, — поправляла она.
· Я тот, который восхищается вами.
· Восхищающийся, — вторила она.
· Годы, которые мне остались...
· Оставшиеся...
· Я хочу посвятить вам.
· Хорошо, — ответила принцесса, — но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий...
Представьте, как обрадовались подданные короля!
- Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.
Причастие объединяет в себе признаки двух частей речи:
- прилагательное, т.к. зависит от сущ. в грамм. значениях;
- отвечает на вопрос: какой?
- можно определить род, число, падеж
- обозначает признак предмета.
НО!
- глагол
- обозначает действие предмета
- можно определить время
- вид
- отвечает на вопрос: что делающий? Что сделанный?
- окончание, вопрос (какой?), род, число, падеж…
- можно сказать: мяч прыгает, мяч подбросили – это действие.
Решение учебной задачи.
Приходим к выводу, что это не прилагательное и не глагол. А что же это тогда?
Почему же такое название имеет ПРИЧАСТИЕ? (находится при частях речи: глаголе и прилагательном)
А почему в начале урока я сказала, что это кентавр в системе частей речи?
Если причастие включает в себя признаки и глагола и прилагательного, значит нужен способ различения этих частей речи.
Это особые суффиксы. Читают.
- Для развития данных умений в учебнике предлагаются 2 упражнения: №43 и №44. Выполняя данные упражнения у доски, ребятам предлагается выделять суффиксы причастий, опираясь на «Советы помощника».
Советы помощника.
Как узнать причастия?
Ярким морфемным признаком причастий является наличие суффиксов:
-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-);
-ем- (-ом-), -им-;
-вш-, -ш-, -енн- (-ённ-), -нн-, -т-.
Запишите себе три слова.
Зеленый – 2) зеленеющий – 3)зеленеть
Имеет окончание прилагательного
Отвечает на вопрос: какой? Что делающий? А значит в предложении будет являться определением.
Можно переделать в глагол (признак по действию)
Первичное закрепление.
Давайте проверим ваши знания. Я вам зачитываю слова, если это причастие, вы поднимаете один палец, если нет – два. Ложимся на парту.
Умный, умнеющий, прыгать, прыгающий, веселящийся, веселиться, веселье, смотрящий, смотреть, белый, белеть, белевший, думать, думающий, школа.
Упражнение 42.
Рефлексия:
- Человек, знающий возможности родного языка, - это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте убедимся с вами ещё раз, что сегодня на уроке мы узнали ещё один волшебный приём таинственных превращений. Попробуем все вместе сочинить стихотворение, используя для этого волшебство сегодняшнего урока.
Урок, который прошёл, -
Звонок, который звенит, -
Я, который, работал,-
Учитель, который отблагодарил,-
Выставление оценок.
Домашнее задание: п.7, упр.46
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.