Лекция № 5
Тема: Понятие степени. Степень с действительным показателем. Степень с рациональным показателем, свойства.
Количество часов: 2 часа
Цель: обобщить и систематизировать знания о выполнении действий со степенями; добиться усвоения обучающимися понятий степени с действительным и рациональным показателями.
План:
1. Понятие степени.
2. Правила действий со степенями.
3. Степень с рациональным показателем, свойства.
Вопрос 1. Понятие степени.
Степенью числа «а» с натуральным показателем «n», большим 1, называется произведение «n» одинаковых множителей, каждый из которых равен числу «а»
![]()
Особые случаи возникают, если показатель степени равен единице или нулю (n =1; n = 0):
1.
Степенью числа «а»
с показателем n=1 само это число: ![]()
2.
Любое число в нулевой степени
равно единице: ![]()
3.
Ноль в любой натуральной степени
равен нулю:![]()
4.
Единица в любой степени равна 1:![]()
Выражение 00 считают лишенным смысла.
Например,
;
; ![]()
При решении примеров нужно помнить, что возведение в степень называется нахождением значения степени.
Примеры возведения в степень отрицательных чисел:

Вопрос 2. Правила действий со степенями
1. Степень произведения двух или нескольких сомножителей равна произведению степеней этих сомножителей (с тем же показателем):
![]()
Пример 1. ![]()
Пример 2. ![]()
Практически более важно обратное преобразование:
![]()
Пример 3. 
Пример 4. ![]()
2. Степень частного (дроби) равна частному от деления той же степени делимого на ту же степень делителя:

Пример 5. 
Пример 6. 
Обратное
преобразование: 
Пример
7. 
Пример
8. 
3. При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней складываются:
![]()
Пример 9. ![]()
Пример 10. ![]()
4. При делении степеней с одинаковыми основаниями показатель степени делителя вычитается из показателя степени делимого:

Пример 11. ![]()
Пример 12. ![]()
5. При возведении степени в степень показатели степеней перемножаются:
![]()
Пример
13. ![]()
Пример
14. 
Вопрос 3.Степень с рациональным показателем, свойства.
Выражение
означает
корень, показатель которого равен знаменателю nдроби
, а
показатель степени подкоренного числа равен числителю m
дроби
, т.е.![]()
Например:
1.
Вычислить: ![]()
Решение. ![]()
2.
Вычислить: ![]()
Решение. Степень с дробным показателем для случая отрицательного основания не имеет смысла
Следует обратить внимание, что основание не может быть отрицательным числом, а показатель степени может быть как отрицательным, так и отрицательным.
Если
- обыкновенная
дробь, где
и а> 0, то под
понимают
: 
Вопросы для самопроверки:
1. Что называется степенью числа?
2. Какие правила действий со степенями вы знаете?
3. Что означает степень с рациональным показателем?
Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме:
1. Башмаков М.И., Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.И. Башмаков. – 7-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2020. - 256с.
2. Григорьев С.Г. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. организация/ С.Г.Григорьев, С.В.Иволгина; под ред. В.А.Гусева. – 14-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 416 с.
3. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2018. – 431 с.: ил.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.