Понятие этики в социальной работе
Оценка 4.9

Понятие этики в социальной работе

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
классное руководство
Взрослым
10.11.2018
Понятие этики в социальной работе
Социальная работа–это такой вид профессиональной деятельности, в которой реализация моральных принципов осуществляется более напряженно и сложно чем во многих других профессиях. Отчасти это обусловлено тем, что непосредственным объектом профессионального воздействия социального работника является человек. Принадлежность к профессии, от которой в определённых условиях может зависеть судьба клиента, предъявляет повышенные моральные требования к профессионализму социального работника. Поэтому профессионализм – это не только владение общекультурными и профессиональными знаниями, опытом, но и способность оценивать свои действия в моральном плане. Важную роль в развитии профессиональных качеств социального работника играет его моральный облик, личная привлекательность в общении с другими людьми, наличие необходимых психологических черт характера.Социальная работа–это такой вид профессиональной деятельности, в которой реализация моральных принципов осуществляется более напряженно и сложно чем во многих других профессиях. Отчасти это обусловлено тем, что непосредственным объектом профессионального воздействия социального работника является человек.
Этнические основы соц.работы.docx
Министерство образования и науки ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» Педагогический факультет Кафедра социальной педагогики и социальной работы РЕФЕРАТ По дисциплине:  Этические основы социальной работы Тема: «Понятие этики в социальной работе» Исполнитель Колмогорцева Вероника Дмитриевна Группа заочного отделения 135                  Специальность 040400 «Социальная работа с различными группами населения » Руководитель Евдокишина О. В. г.Шадринск 2014  Содержание Введение 1. Понятие «этика» и «мораль». Предмет этики 2. Этические нормы в социальной работе Заключение Список использованных источников 3 5 9 16 18 2 Введение Социальная   работа–это   такой   вид   профессиональной   деятельности,   в которой реализация моральных принципов осуществляется более напряженно и сложно чем во многих других профессиях. Отчасти это обусловлено тем, что непосредственным   объектом   профессионального   воздействия   социального работника является человек.  Принадлежность к профессии, от которой в определённых условиях может зависеть   судьба   клиента,   предъявляет   повышенные   моральные   требования   к профессионализму социального работника. Поэтому профессионализм – это не только владение общекультурными и профессиональными знаниями, опытом, но и способность   оценивать   свои   действия   в   моральном   плане.   Важную   роль   в развитии   профессиональных   качеств   социального   работника   играет   его моральный   облик,   личная   привлекательность   в   общении   с   другими   людьми, наличие необходимых психологических черт характера. Профессиональная   мораль   становится   действенной   основой   поведения социального   работника   не   сама   по   себе   и   не   наряду   с   психологическими мотивами,   личностными   качествами,   а   всегда   преломляясь   через   них. Профессионально­нравственные проблемы возникают у социального работника во   Поэтому   теоретическое   осмысление всех   сферах   его   деятельности. профессионально­этических   основ   социальной   работы   в   учебном   процессе должно   способствовать   развитию   умений   у   будущих   специалистов   не   только разрешать   нравственные   проблемы,   но   и   предотвращать   возможность   их возникновения. Реализация моральных принципов в деятельности социальных работников нередко   затруднена   объективными   обстоятельствами,   по   причине   которых социальный работник не всегда может не допустить возникновение нравственных конфликтов. 3 Социальному   работнику   приходится   подчас   реализовывать   моральные ценности   в   сложных,   необычных   условиях.   Последнее   обстоятельство свидетельствует о том, что нормы профессиональной морали являются одним из видов знания, которым социальный работник должен овладеть.1 1 Махова Н.П., Филатов В.А. М Профессионально­этические основы социальной работы: Учебное пособие. ­  Омск: Изд­во ОмГТУ, 2003.­ 90 с. 4 1. Понятие «этика» и «мораль». Предмет этики Понятие «этика» имеет несколько значений. В повседневном употреблении этим понятием обозначают совокупность принципов жизни людей, выступающих своеобразным   кодексом   поведения.   Так,   когда   мы   говорим,   например,   о христианской   этике,   то   имеем   в   виду   совокупность   принципов,   нашедших отражение в Нагорной проповеди Иисуса Христа.    Однако под этикой также понимают этическую теорию, которая имеет дело с такими вопросами: «Можно ли прожить жизнь достойно?», «Какая жизнь является достойной и правильной?» и пр. Прежде чем определить предмет этики как теоретической дисциплины, рассмотрим происхождение термина, которым она обозначается.     Термин   «этика»   происходит   от   древнегреческого   слова   «ethos», первоначально   означающего   совместное   жилище,   местопребывание.   Позднее стали   появляться   новые   значения   этого   слова:   образ   мысли,   характер,   нрав, обычай. Несмотря на смысловые различия этих понятий, в них отражается то, что характер,   образ   мысли,   нрав,   обычаи   не   только   формируются   в   совместном общежитии, но и проявляют себя в нём.    Аристотель, отталкиваясь  от «ethos» как нрава (характера), образовал прилагательное   ­   этический   «ethicos»   (этикос).   Этим   понятием   он   обозначал совокупность душевных качеств, к которым относил справедливость, мужество, умеренность, кротость, щедрость, дружелюбие, любезность и правдивость. Наука, изучающая   этические   добродетели,   а   также   добродетельные   поступки,   была названа Аристотелем этикой. Итак, в IV в. до н. э. этическая наука получила своё имя, которое носит до наших дней. 5 Аналогичной была история формирования латинского термина «мораль». Латинским аналогом греческого слова «ethos» (этос) является ­ «moris» (морис), которое   переводится   как   нрав,  обычай,  характер.  Цицерон,  опираясь   на   опыт Аристотеля,   образовал   прилагательное   «moralis»   (моралис).   От   этого прилагательного   позднее   было   образовано   существительное   «мораль», совпадающее   по   содержанию   с   термином   «этика».   Таким   образом,   по этимологическому содержанию греческое понятие «этика» и латинское «мораль» являются   эквивалентными.   Позднее   в   русском   языке   появилось   слово «нравственность»,   значение   которого   совпадает   с   греческим   «этика»   и   с латинским «мораль».     Вплоть   до   наших   дней   термины   «этика»   и   «мораль»   в   живом   языке используются   как   взаимозаменяемые.   Например,   когда   мы   говорим   о медицинской этике, то часто имеем в виду определённые моральные явления ­ набор правил, которых придерживаются медицинские работники в своём общении друг с другом и со своими пациентами. Нет также однозначности в толковании следующих словосочетаний: этика учёного, мораль учёного, этика науки и т. п. Однако отождествление понятий «этика» и «мораль» может быть допустимым лишь в разговорном стиле речи. В строгих научных рассуждениях эти понятия не отождествляются.   В   сложившейся   учебно­академической   традиции   термины «этика» и «мораль» несут разный смысл. При этом понятием «этика» обозначают науку, а понятием «мораль» ­ то, что данной наукой изучается.   Таким образом, в ходе историко­культурного развития термины «мораль» и   «этика»   перестали   отождествляться.   Этикой   стали   обозначать   область философского   знания,   исследующую   мораль   (нравственность).   (Понятия «мораль» и «нравственность» в научной речи рассматриваются как синонимы.) Итак, этика ­ это философская наука о морали (нравственности). 6 Однако характеристика этики как науки о морали (нравственности) не является достаточной. Ответить на вопрос, что такое этика, ­ это значит и дать толкование самой морали. Что такое мораль (нравственность)?   Под моралью (нравственностью) в научной литературе понимают систему высших   ценностей,   характеризующуюся   противоположностью   добра   и   зла   и обусловливающую нормы долженствования человеческого поведения. Согласно этому определению, мораль представлена её двумя составляющими. Одна из них характеризует   содержательный   аспект   морали   (мораль   ­   это   система   высших ценностей), а вторая отмечает императивный характер нравственных ценностей, и этим   ещё   более   усиливает   их   положительное   значение.   Действительно,   если моральные ценности формируют нормы должного поведения (как должно быть), то   тогда   они   играют   роль   морального   стандарта,   морального   идеала   в человеческой жизнедеятельности. Как видно из определения, мораль становится реальным   бытием,   если   преодолевает   противоположность   между   фактическим положением   дел   (действиями,   поступками,   общественными   явлениями)   и нравственно ценным.    Необходимость установления такого единства отмечал ещё Аристотель, характеризуя этику как науку не только о добродетелях, но и о добродетельных поступках. Но на этом не остановился процесс формирования этической науки. Как   отмечал  В.  С.  Соловьёв,  период   становления   этики   как   самостоятельной науки был длительным и не завершился в работах Аристотеля. Велика роль И. Канта   в   этом   процессе.   Кант   обосновывал   решение   нравственных   проблем, исходя   из   самой   морали.   Он   считал,   что   нет   необходимости   характеризовать мораль с помощью каких­либо проявлений культуры (психологии, религии и пр.), так   как   принципы   морали   заложены   в   нашем   разуме.   Мораль   развивается   по своим   законам,   поэтому,   считал   Кант,   нравственное   поведение   основывается только   на   уважении   к   нравственному   закону.   Человек   по   своей   природе несовершенен. Он не всегда следует этому закону. Поэтому этика не является 7 знанием  о  том,  что  было  и  есть.  Этика  формирует  представление  о  том,  как должно быть. Иными словами, этика ­ это наука не о сущем, а о должном.    Этика является наукой, которая не только предписывает, как «должно» поступать в тех или иных случаях, но и объясняет природу морали. Это делает убедительными её рекомендации для личности, поставившей перед собой задачу нравственного совершенствования.    Исследуя природу морали, этика взаимодействует с другими разделами философии, а также с другими науками (социологией, психологией, богословием и   др.).   Целостное   изучение   этого   феномена   предполагает   проникновение   не только   в   сферу   разума   человека,   но   также   в   сферу   его   чувств,   так   как   в осмыслении   нравственной   жизни   большую   роль   играют   нравственные   чувства человека,   его   вера   в   торжество   добра   и   справедливости.   Поэтому   мораль исследуется   психологией.   Не   менее   значимыми   в   изучении   морали   являются социологические   исследования,   позволяющие   выявлять   механизмы   изменения моральных   ценностей   в   определённом   социокультурном   контексте.   Этим, безусловно,   не   исчерпывается   роль   конкретнонаучных   исследований   морали   в общем познавательном процессе, общей чертой которых является исследование в морали какой­либо стороны (воспитательной, психологической и т. д.). Этика же, являясь   философской   наукой,   координирует   усилия   других   наук   в   изучении морали, но в отличие от них исследует мораль как целостное явление2. 2 Махова Н.П. учебник Этика. Омск: Изд­во ОмГТУ, 2004. ­ 60 с. 8 2. Этические нормы в социальной работе Соблюдение разумных интересов клиента. Социальный работник, приступая к работе, вне зависимости от уровня его деятельности, должен заботиться о том, чтобы принести благо своему клиенту (клиентуре) и обществу. Выполняя свой профессиональный долг, он выступает от имени общества, возложившего на него обязанности по решению определенных задач ­ в общем случае эта задача может быть   выражена   формулировкой   «стабилизация   и   гармонизация   отношений   в обществе».   Стабильность   же   в   обществе,   в   свою   очередь,   наступает   при отсутствии   в   нем   очагов   социальной   напряженности,   каковыми   являются ущемленные в своих законных интересах слои, группы населения и отдельные индивиды. Личная   ответственность   социального   работника   за   нежелательные   для клиента и общества последствия его действий. Разрабатывая вместе с клиентом план   совместных   действий,   социальный   работник,   вооруженный   знанием   не только   сущности   проблемы   клиента   и   его   потребностей,   но   и   возможностей системы   социальной   защиты   для   ее   решения,   количества   и   качества   средств, потребных   для   решения   проблемы,   несет   ответственность   за   последствия принимаемого решения. 9 Его   ответственность   носит   более   серьезный   характер,   нежели ответственность   клиента:   клиент,   как   правило,   озабочен   лишь   достижением своего блага, социальный работник же должен учитывать последствия принятого решения  не  только  для  клиента, но  и для  всего   общества  и  по  возможности, сглаживать   противоречия   их   интересов,   если   таковые   возникают.   Он   ­ профессионал,   и   в   связи   с   этим   он   выступает   с   позиций   возможного, целесообразного, должного и желаемого результата, в то время как клиент может позволить себе выступать с позиций желаемого, поскольку не обладает такими знаниями, которые есть у специалиста и не всегда хорошо представляет себе, каковы   возможности   института   социальной   работы.   Однако   нельзя   делать социального работника «ответственным за все». Так, например, трудно требовать от   социального   работника   полной   личной   ответственности   за   отдаленные результаты   совместных   с   клиентом   действий   и   их   последствия.   Когда   задача решена, связь с клиентом может быть утрачена; клиент вправе воспользоваться результатами совместной с социальным работником деятельности для решения своих   актуальных   проблем.   В   зависимости   от   характера   этих   проблем, морального   облика   клиента,   результат   может   быть   любым   ­   в   этом   случае ответственность социального работника становится весьма относительной.3 Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе   совместных   действий.   Уважение   этого   права   клиента   есть   проявление уважения прав человека. Клиент социальной службы как личность обладает всеми правами человека, в том числе и правом самостоятельно определять свою судьбу, образ   и   стиль   жизни,   иметь   собственные   убеждения,   суждения,   взгляды, собственные понятия о добре и зле. Приступая к работе, социальный работник выясняет не только проблемы и потребности своего клиента, но и его видение решения проблемы, в том числе и конечного результата совместных действий. Однако в любом случае последнее слово остается за клиентом, поскольку  он 3 Этические проблемы в социальных исследованиях. ­ Энциклопедия социальной работы. Перевод с  английского. Том 3. ­ М., Центр общечеловеческих ценностей, 2004, С.443­448. 10 имеет   право   самостоятельно   решать   свою   судьбу   на   основе   собственного жизненного опыта, потребностей и мнения. Принятие клиента таким, каков он есть. В социальной помощи нуждаются люди,   попавшие   в   трудную   жизненную   ситуацию,   причем   причины   этого обстоятельства могут быть разными ­ как объективными, так и субъективными, не зависящими от самого клиента и кроющимися в его личности и избранном им стиле жизни. Клиент может быть застенчивым или наоборот, грубым, но то и другое мешает ему установить нормальные взаимоотношения с людьми; он может страдать от недостатка силы воли или упорства в достижении поставленной цели; наконец,   он   может   быть   человеком   не   вполне   здоровым   физически   или психически или поведение его может быть охарактеризовано как девиантное ­ он таков,   каков   он   есть,   и   с   ним   необходимо   работать,   даже   если   клиентом социальной службы его сделали его же недостатки. Однако принятие клиента таким, каков он есть, вовсе не означает одобрения всех его поступков. Социальный   работник   не   имеет   права   предъявлять   ко   всем   клиентам одинаковые требования и давать одинаковые рецепты на все случаи жизни без учета   личностного   фактора   и   обстоятельств  ­  этим   он   снизит   эффективность своей работы и оскорбит своего клиента равнодушием и нежеланием понять. Конфиденциальность   ­   один   из   ведущих   принципов   сотрудничества социального работника и клиента. Все, что касается условий жизнедеятельности клиента,   его   личностных   качеств   и   проблем,   является   конфиденциальной информацией, и клиент должен быть поставлен об этом в известность. Сведения о клиенте   социальный   работник   может   сообщить   третьему   лицу   только   с разрешения   клиента   и   только   тем,   кто   имеет   отношение   к   решению   проблем клиента.   Например,   практически   всегда   социальный   работник   ставит   в известность свое руководство обо всех значимых обстоятельствах дела клиента ­ это является необходимым для оказания наиболее адекватной обстоятельствам и эффективной   помощи   и   основанием   для   привлечения   к   решению   проблемы 11 других   подразделений   социальной   службы   и   даже   сторонних   организаций.  Но социальный работник обязан при этом поставить в известность клиента о том, что информация будет передана работникам социальной службы. Доброжелательность   ­   основа   нравственной   культуры   социального работника, принцип профессиональной этики и одно из непременных условий его успешного взаимодействия с клиентом. Само содержание социальной работы как профессиональной деятельности основано на желании людям добра и творении добра. Бескорыстие   ­   необходимый   принцип   этики   социальной   работы.   Он   не входит в противоречие с тем обстоятельством, что социальный работник, являясь трудящимся, работающим по найму, получает за свою работу соответствующую заработную   плату.   Бескорыстие   проявляется   в   отношениях   социального работника и его клиента, поскольку  клиент не оплачивает услуг  специалиста. Если клиенту оказываются платные услуги, то делает это учреждение социальной защиты, а не отдельный социальный работник, хотя выполняет работу именно он, а   учреждение   эту   работу   оплачивает.   Такие   опосредованные   финансовые отношения   между   социальным   работником   и   клиентом   дают   право   считать основой   их   отношений   отсутствие   материальной   заинтересованности   друг   в друге, бескорыстие со стороны социального работника. Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника и его клиента   являются   основой   их   взаимного   доверия   и   уважения,   а   значит,   и плодотворного   сотрудничества.   Социальному   работнику   следует   знать,   что доверие   со   стороны   клиента   к   нему   ­   не   обязанность,   а   следствие   его деятельности. Доверие не выдается, а заслуживается. В связи с этим отношения социального работника и клиента могут строиться только на основах открытости и  честности. Социальный  работник не  вправе  скрывать от  клиента  правдивую информацию, важную для его жизнедеятельности; он должен видеть в клиенте 12 своего   полноправного   союзника   и   партнера,   а   от   партнера   скрывать   ничего нельзя. Социальная   работа   как   профессиональная   деятельность   сопровождается столкновением   типичных   интересов   и   возникновением   характерных   для   нее противоречий. Эти противоречия обусловлены целями, содержанием, методами и организацией системы социальной защиты, ее местом в системе общественных отношений,   всей   совокупностью   и   характером   общественных   отношений, определяющих   нравственную   атмосферу   в   обществе.   Сам   процесс   социальной работы   всегда   представляет   собой   совокупность   объективно   обусловленных интересов   его   участников.   Основные   виды   интересов,   представленных   в социальной работе, могут быть объединены в пять групп. 1.   Личные   интересы,   социального   работника.   Они   проявляются   в стремлении при меньших затратах добиться лучших результатов, в стремлении к улучшению условий труда, его должной регламентации и справедливой оплаты, избавлению от лишних, не свойственных социальному работнику обязанностей, в выборе   такого   количества   и   качества   труда,   которое   давало   бы   человеку максимальное   удовлетворение   и   возможность   полного   самовыражения   и самореализации в профессиональной  деятельности  и обеспечивало бы условия для   его   профессионального   и   квалификационного   роста,   а   следовательно, повышения социального статуса. 2. Интересы клиента социальной службы. Клиент стремится максимально, с помощью социальной службы и конкретного социального работника, реализовать свои   интересы,   которые   могут   быть   в   общем   виде   сформулированы   как улучшение условий жизнедеятельности, повышение качества жизни, достижение уважения со стороны окружающих и самоуважения, достоинства. При этом он старается,   иногда   неосознанно,   приложить   минимум   усилий   к   реализации собственных   же   интересов,   переложив   свои   заботы   на   плечи   социального работника, и получить желаемые блага в полном объеме. 13 3.   Интересы   социального   окружения   клиента   могут   быть   выделены   в отдельную группу интересов, поскольку они не всегда совпадают с интересами клиента   социальной   службы.   Так   например,   родственники   клиента   могут представлять   себе   конечный   результат   деятельности   социального   работника иначе,   чем   видят   это   и   социальный   работник,   и   его   клиент.   Причину   такого несовпадения интересов следует искать в том, что социальное окружение клиента социальной   службы   может   усматривать   в   действиях   социального   работника возможность реализации собственных, не имеющих отношения к благополучию клиента,   интересов   (например,   избавиться   от   надоевших   хлопот   по   уходу   за престарелым или больным, получить на основании дарственной его имущество и т.п.). 4.   Интересы   профессиональной   группы   социальных   работников.   Эти интересы   проявляются   в   действиях,   направленных   на   повышение   престижа профессии, создание благоприятных условий для функционирования и развития социальной   работы,   ­   развитии   сети   социальных   служб,   системы   подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации, стабильности трудовых коллективов   и   отношений   в   них,   создании   обстановки   взаимопонимания   и сотрудничества   как   внутри   профессиональной   группы,   так   и   с   внешними организациями,   разработке   и   внедрении   новых   форм   и   методов   работы, приращении и обмене накопленным опытом. 5.   Интересы   общества.   Интересы   общества   заключаются   в   достижении стабильной   обстановки   в   государстве   на   основе   гармонизации.   интересов   в   оказании   профессиональной различных   групп   и   слоев   общества, высокоэффективной помощи гражданам, ограниченным в силу различных причин в своих возможностях, в выравнивании возможностей граждан в реализации их основных прав, в активизации личностного потенциала каждого индивида. Эти интересы общество стремится реализовать с наименьшими затратами всех видов ресурсов4. 4 Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник.3 ­ е изд., испр. и доп. ­ М.: Гардарики, 2004. ­ 592 с. 14 При   реализации   этих   пяти   групп   интересов   задача   социальной   работы заключается в том, чтобы не допустить антагонизма между ними равно как и использования   интересов   одной   группы   в   качестве   инструмента   реализации интересов   других   групп.   Так,   например,   забота   социальных   работников   о повышении престижа профессии, выражаемая через развитие системы социальной защиты, не только не противоречит интересам отдельных социальных работников, клиентов   и   общества,   а   напротив,   дополняет   их:   имея   возможность   выбрать профильную   социальную   службу,   клиент   увеличивает   вероятность   получения квалифицированных   услуг;   государство   и   общество   с  помощью   развитой   сети социальных служб могут обеспечить более широкий охват различных категорий населения социальными услугами; социальный работник может внутри системы реализовать   свои   сущностные   интересы   и   передать   решение   вопросов, несвойственных ему и представляемой им службе, своим коллегам. Работая непосредственно с клиентом, социальный работник относительно свободен в своих действиях, однако это не означает, что обществу безразлично, как   он   пользуется   своей   свободой,   какой   интерес   он   выбирает   в   качестве определяющего. Суть социальной работы заключается не только в том, чтобы разрешить возникающее противоречие, но и в том, чтобы решая противоречие, осуществить акт социальной справедливости и целесообразности. Именно такая постановка   вопроса   делает   этические   нормы   социальной   работы   и специфическими, и целесообразными5. 5 Общая социология: Учеб. Пособие для студентов вузов. /Е.М. Бабосов. ­ 2 ­ е изд., стер. ­ Мн.: "Тетра  Системс", 2004. ­ 640 с. 15 Заключение Подводя итог, еще раз можно подчеркнуть, что социальная работа является важнейшим социальным институтом гражданского общества, который позволяет мягко   и   последовательно   создавать   необходимые   условия   для   реализации частных   интересов   без   ущерба   для   интересов   общественных.   Безусловно, практика   социальной   работы   далека   от   совершенства,   что   делает   особенно актуальным вопрос о ее развитии. 16 Социальная работа принадлежит  к числу гуманных профессий, является практическим   выражением   принципа   гуманизма,   согласно   которому   высшей ценностью в обществе является человек. Только   пронизанная   гуманизмом   и   нравственностью   социальная   работа, направленная на достижение блага каждого человека и всего общества, защиту их интересов, может создать условия, которые позволят людям жить в гармонии с природой   и   друг   с   другом,   и   обеспечить   возможность   развития   общества   и каждого отдельного индивида. Деятельность социального работника носит преимущественно творческий характер, и всегда в жестких рамках формальной схемы есть место творчеству и инициативе,   которые   делают   работу   с   каждым   клиентом   неповторимой   и оригинальной.  Эффективность   работы   во   многом   зависит   от   понимания   и   восприятия специалистом   сущности   профессии   и   его   творческих   способностей   и   в   свою очередь  определяет  социальное,  духовное  и материальное  положение клиента. Поэтому,   поскольку   мы   имеем   дело   с   творческим   процессом,   все   нюансы которого   невозможно   формализовать,   постольку   должна   существовать   способствующая внутренняя   этическая   регламентация   деятельности, формированию   единства   подходов   к   решению   проблем   и   обуславливающая нормативное поведение и действия специалистов. Эти причины с нашей точки зрения являются достойными для актуализации вопроса   о   разработке   и   принятии   этических   норм   и   принципов, регламентирующих   профессиональную   деятельность   каждого   конкретного социального работника, взаимодействие различных социальных служб и органов социальной   защиты   населения,   их   взаимоотношения   с   другими   институтами   и принимающих  во   внимание  специфику   их  деятельности   с  учетом  менталитета белорусского народа и ожиданий общества. 17 Социальная   работа   как   любая   отрасль   знаний,   находится   в   процессе постоянного   развития   и   обогащения   новыми   знаниями,   новым   опытом   и   в будущем станет неотъемлемой частью нашего общества6. Список литературы 1. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник.3 ­ е изд., испр. и доп. ­ М.: Гардарики, 2004. ­ 592 с. 6 ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ (МОРАЛЬ И ПРАВО)  Мальцева Л.В. http://cyberleninka.ru 18 2. Общая социология: Учеб. Пособие для студентов вузов. /Е.М. Бабосов. ­ 2 ­ е изд., стер. ­ Мн.: "Тетра Системс", 2004. ­ 640 с. 3. Махова Н.П. учебник Этика. Омск: Изд­во ОмГТУ, 2004. ­ 60 с. 4. Махова   Н.П.,   Филатов   В.А.   М   Профессионально­этические   основы социальной работы: Учебное пособие. ­ Омск: Изд­во ОмГТУ, 2003.­ 90 с. 5. Этические   проблемы   в   социальных   исследованиях.   ­   Энциклопедия социальной работы. Перевод с английского. Том 3. ­ М., Центр общечеловеческих ценностей, 2004, С.443­448. 6. Профессионализм   как   нравственная   черта   личности   (мораль   и   право) Мальцева Л.В. http://cyberleninka.ru 19

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе

Понятие этики в социальной работе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018