Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.
Понятие и причины сиротства
Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе
детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения
родителей вследствие лишения родительских прав,
признание в
установленном порядке родителей недееспособными,
безвестно
отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не
лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какойлибо
заботы о своих детях.
Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько
существует человечеств, и является неотъемлемым элементом цивилизации.
Детисироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или
единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей – дети в возрасте до 18 лет,
которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с
отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их
в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими,
недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных
учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в
учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением
в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от
защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из
воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты
населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания
ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.Закон не проводит принципиального различия между этими
категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их
государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие
«детисироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения
родителей.
Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное
увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых
характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное
сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её
нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного
вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного
количества детей и подростков. Социальное сиротство – явление устранения
или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских
обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей
входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду,
содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех
учреждениях и т. д..
В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста
численности детей, утративших попечение родителей, точно количество
детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране
вряд ли возможно. По некоторым подсчётам, оно составляет от 500 до 700
тысяч.
Численность детей (от 0 до 16 лет), в Амурской области, за последние
5 лет, неуклонно уменьшается в среднем, на 10 тысяч человек ежегодно (1995
год – 269269 человек, 1997 год – 261042 человека, 1998 год – 251612 человек,1999 г. – 241917 человек, 2000 г. – 230510 человек). Аналогичная ситуация в
г. Благовещенске. Который год число детей уменьшается примерно на тысячу
человек (1996 г. – 50194 человек, 1997 г. – 47819 человек, 1998 г. – 48652
человек, 1999 г. – 47624 человек, 2000 г. –46710 человек). Но среди них
растёт доля социальных сирот. Всё большее количество детей теряют
родительское попечение не изза смерти родителей, а по социальным
причинам.
Явление это не только российское. Стремительная урбанизация
современного общества, социальные потрясения, интенсивная миграция
населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей.
Однако, до сих пор остаётся малоизученной и непонятной природа этой
аномальной формы материнского поведения. Практика работы с такими
женщинами,
анализ немногочисленной литературы по проблеме
свидетельствует о чрезвычайной сложности взаимодействия социальных,
психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую
форму социального поведения женщин – материнство.
Бельгийский комитет по социальным проблемам женщин, исследовав
аспекты отказа от ребёнка, описал три основные категории бросающих
матерей. Первая, наиболее распространенная – отец ребёнка бросил
беременной будущую мать. Вторая – женщина рожает ребёнка от внебрачной
связи. Третья категория – женщины с низкой социальной и моральной
приспосабливаемостью и с низкой ответственностью.
Среди неблагоприятных факторов «социального» сиротства следует
отметить следующие:
рост числа разводов. В России изза
разводов более 613 тыс. детей до 18 лет остались без
одного из родителей.
Таблица 1 – Сравнительный анализ регистрации актов гражданского
состояния по г. Благовещенску за 1996 – 2000 г.
Зарегистрировано
актов:
о браке
996
о расторжении
641
1
1
1
997
351
1
1
1
998
443
1
1
1
999
459
1
1
9
000
617
2
1
7
брака
094
124
009
03
89
Из таблицы 1 можно заметить, что количество браков в 97 году по
сравнению с 1996 годом уменьшилось, а, начиная с 1998 года постепенно
увеличивается. Что касается разводов, то их количество начинает
уменьшаться, что даёт возможность предположить, что в будущем
уменьшится количество неполных семей по причине разводов. По итогам
перенаселения в 1999 году по области насчитывалось 33985 неполных семей.
Увеличение труда неполных семей, при этом суженый круг внутрисемейного
общения, трудности в общении со сверстниками, чаще у мальчиков. Более 50
% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30 %
детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.Одно из заметных изменений последнего времени – быстрый рост доли
детей, рождаемых вне брака.
Другая причина социального сиротства – нехватка нормальных
жилищных условий. На начало 1999 года в Амурской области средняя
обеспеченность жильём составила 15,2 % кв. м./ чел. Уровень коммунальных
удобств по области довольно низок. Городской фонд жилья не обеспечен
водопроводом на 30 %, канализацией на 28 %, газом и напольными плитами на
26 %, горячим водоснабжением на 10 %%.
Следствием социальной напряжённости в семье является разрушение
социальных механизмов, связанное с потерей ценностных ориентацией. Так, с
1995 (1790 случаев) по 1999 (1963) количество преступлений, совершённых
женщинами, увеличилось на 12 %. Растёт и число преступлений, совершённых
несовершеннолетними или при их участии. Основными видами преступлений
являются разбой, кража, грабёж.
1.1. Теоретические основы социально–психологической работы
с
детьмисиротами
А.С. Аркин и другие известные педагоги уделяли самое серьёзное
внимание проблемам семейного воспитания, рассматривая его как наиболее
естественную основу формирования психического и нравственного склада
личности, развития творческих способностей человека на всех возрастных
этапах жизни.
Но в последние сто лет нарастающий темп общественных
преобразований захватил и сферу семейных отношений, традиционные формы
которых стали меняться: огромные патриархальные семьи распадаются,
уступают место, так называемой, нутеарной семье, количество детей в семьенеуклонно сокращается, тесные связи между её членами становятся ломкими
и непрочными. В нашем веке семья, помимо всего прочего ещё и перестала
быть той единственной средой, где воспитывается и развивается ребёнок.
Возникли разнообразные типы детских учреждений – от прогулочных
групп до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днём, в
других они живут пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и
воскресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают постоянно, лишь к
некоторым из них изредка и ненадолго приходят родственники. Эти
учреждения называются закрытыми.
Появление детских учреждений (институтов) вызвало весьма
неоднозначное отношение и стремление разобраться в том, как они влияют на
психическое развитие детей, а также породило проблему «институализации»,
т. е. вопрос об особенностях формирования личности и поведение ребёнка,
посещающего общественные детские учреждения. За рубежом долгое время
широко бытовало убеждение, что развитие детей в таких учреждениях сильно
отстаёт. Многие учёные подчёркивали губительное и необратимое негативное
действие «институтов» на психику детей. Так, Р. Заззо (1967) писал, что
французские рабочие сначала противились созданию яслей и детских домов,
опасаясь, что так из их детей «сделают идиотов». Особенное беспокойство
вызывали условия воспитания детей, лишённых семьи и родительского
попечительства.
В 1951 г. Всемирная организация здравоохранения опубликовала в
Женеве книгу английского психолога Дж. Боулби «Материнская забота и
духовное здоровье» (1951), которая произвела глубокое впечатление на
западную общественность, и её выводы долгое время серьёзно препятствовалиразвитию общественного воспитания в этих странах. В книге подчёркивалась
императивная необходимость связей ребенка именно с биологической
матерью для его нравственного развития в раннем возрасте.
Мать является центральной фигурой в системе семейного воспитания.
Были выдвинуты и позднее стали всё шире использоваться понятия
«материнская забота» и «материнствование» особенно широко применяемые в
неофрейдовской литературе (А. Фрейд, Дж. Боулби, Р. Сирс). В рамках
психоаналитической концепции роль матери окутывается флером
таинственности и мистицизма. Подчёркивается значение её биологических
связей с ребёнком, замыкающихся при вынашивании плода, грудном
вскармливании и гигиеническом уходе, влекущем стимуляцию эрогенных зон
ребёнка (оральной,
анальной, фаллической).
Ставится акцент на
исключительности связей ребёнка с матерью единственным понастоящему
малышу взрослым человеком. Роль матери усматривается в том, что она
защищает своё дитя, оберегает от опасностей. Реальное взаимодействие
ребёнка с матерью в рамках психоаналитической концепции обычно не
делается объектом научного исследования. Изучение роли материнской
заботы ограничивается выявлением отставания и психических аномалий у
детей, воспитывавшихся вне семьи, в разлуке с матерью, которые затем
голословно относятся на счёт последнего рокового обстоятельства. В лучшем
случае сравниваются сроки и темп развития отдельных психических
способностей у сирот и их сверстников, растущих в семье.
Исследования психологов У. Денниса и П. Наджарьяна показали, что в
приюте дети действительно отстают от сверстников из семьи уже к концу
первого года жизни. Причинами, которые указали ученые, были конкретныеобстоятельства – апатичность сестёр, ухаживающих за детьми, их безразличие
к воспитанникам, равнодушие и упадок интереса и привязанности со стороны
малышей.
Исследователь Л. Ярроу (1972) выявил помимо «материнской
допривации» множество разнообразных причин отставания воспитанников
детских учреждений. Он установил серьёзное обеднение среды в подобных
учреждениях за счёт резкого снижения в них яркости и разнообразия
впечатлений (сенсорная депривация), уменьшение коммуникаций с
окружающими людьми (социальная допривация), уплощение эмоционального
тона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная допривация) и по
роду других линий.
Г.Х. Рейноолд и Н. Бейли попытались выяснить психологическое
влияние на ребёнка «множественности матерей». Они организовали
экспериментальную группу, в которой три месяца подряд – от начала шестого
до конца 8 месяца жизни – за детьми ухаживал только 1 воспитатель. В
контрольной группе работали, как обычно, четыре воспитателя. К концу
эксперимента дети экспериментальной группы обнаружили повышенную
активность по сравнению со своими ровесниками из контрольной группы. Но
обследование, проведённое через год, показало, что разница между ними
исчезла. Авторы заключают, что наличие единственного взрослого,
заботящегося о ребёнке, повидимому, не оказывает особого воздействия на
его развитие, во всяком случае, если такое условие действовало всего 3
месяца. Всё больше сторонников завоёвывает вывод: не так важно, сколько
лиц ухаживает за ребёнком, главное, чтобы они окружали должным
вниманием каждую девочку и каждого мальчика, постоянно выражали имлюбовь и заботу, обеспечивали разнообразие стимулирующих развитие детей
воздействий.
Советские учёные большое значение придавали исследованию
отношений матери и ребёнка, но не считали их биологически обусловленными,
находя более целесообразным политропность малыша – наличие у него
многочисленных и прочных связей с окружающими взрослыми. Как
предполагает А. В. Запорожец, в дальние времена, на заре человечества
политропность привязаностей эффективно способствовала выживанию
потомства «Еще в тридцатые годы Н.М. Щелованов показал, – пишет А.В.
Запорожец, – что в доме ребенка дети могут успешно развиваться при условии
хорошо организованной педагогической работы, что не разлука с матерью, а
дефицит воспитания задерживает нормальное развитие ребенка. Это развитие
зависит от количества и качества впечатлений, которые он получает главным
образом в процессе общения с взрослыми, от овладения различными видами
деятельности».
Психологи выяснили также, что для ребенка нет ничего фатального
даже в сильном отставании, появившемся впервые месяцы жизни. Попав
позднее в благоприятные условия, он может быстро догнать сверстников,
воспитывающихся в семье. Уникальные результаты, подтверждающие этот
оптимистический вывод, Х. Скилз в 1966 году, который двадцать лет следил
за судьбой воспитанников одного приюта. Он сравнивал медленное и скудное
продвижение вперед семи человек, долго остававшихся в закрытом детском
учреждении, и быстрое развитие тринадцати других. Этих последних рано
усыновили, они развивались затем в семейной обстановке и, начав с того же
уровня, что и первые семь, уверенно обогнали их.У психологов появилось острое желание разобраться в том, что же
такое семья, понять и сравнить особенности ситуации в детских учреждениях
и в семье. Усилилось внимание ученых и анализу воспитания детей в условиях
разных культур, предпринятому еще в тридцатых годах и связанному, в
частности, со знаменитыми работами М. Мид (1935 г.). Интересные
исследования антропологического направления провела М. Эйнсуорт (1967
г.), появились работы, посвященные сравнению традиции американского
семейного воспитания с каналами, господствующими в Японии (W.Caudill,
H.Weinsten, 1669), Греции (K. Wurest. 1978) и других странах.
Чехосовацкие психологи Н. Лангместер и З. Матейчек на основе
обобщения данных, имеющихся в мировой науке и практике, а также своего
многолетнего изучения физического развития детей, воспитывающихся в
детских домах и школах интернатах, ввели понятие психических лишений,
или психической депривации, которую они определяют как психическое
состояние, возникающее в результате таких жизненны ситуаций, где субъекту
не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых основных
(жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение
продолжительного времени.
Особенности общения детей со сверстниками отражены в работах Л.С.
Высотского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева. В этих трудах общению как
основному подтексту «социального присвоения» детьми общественно
исторического опыта человечества. Они считают, что различия в воспитании
детей в семье и вне семьи связаны, прежде всего, и больше всего с разницей в
их общении с окружающими людьми. Чем младше ребенок, тем большее
значение приобретает его общение со старшими, поскольку тем сильнее оноопосредует все остальные связи ребенка с миром. Исследование Н.М.
Неупокоевой свидетельствуют, что даже поступившие в детский дом из самой
неблагополучной семьи более коммуникативны и восприимчивы к
воздействию взрослых, чем дети, совсем не знающие семьи.
Очень сложен для ребенка переход из одного закрытого учреждения в
другое, который сопровождается резким изменением всех сторон его жизни,
что значительно усложняет и замедляет не только процесс адаптации к
школьному обучению, но и психологическое развитие в целом.
В нашей стране имеется пока только одно серьезное исследование на
эту тему – изучение детей в школе интернате, проведенное под руководством
Л.И. Ботович. В нем разработаны методы изучения личности детей, а также
методика составления психологопедагогической характеристики как
необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических
и прогностических суждений о них.
1.3 Социально психологические особенности детей сирот.
В настоящее время приходится констатировать, что ко всему
психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей,
отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых
замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных
особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства – от
младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности поразному и
в неодинаковой ступени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но
все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности
подрастающего человека.Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с
последующей психической депривацией в сиротских учреждениях,
катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом
здоровье.
Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и
эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у
таких детей тяжелые повреждения личности,
самосознания и
интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что
эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент
отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю
жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются
менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери
от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и
личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью,
начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не
поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может
нормализироваться.
Сравнение особенностей адаптационных реакций детей, поступающих в
детские дошкольные учреждения и дошкольные детские дома показывает, что
неблагоприятное течение адаптации в детских домах имеют 55% детей, а в
детских садах – 3,4%. Неблагоприятное течение адаптации проявляется в
выраженных изменениях психоэмоциональной сферы,
вегетативной
регуляции, в формировании глубоких нервно психологических расстройств,
нарастании отрицательных эмоций, сложении функциональных возможностей
и перенапряжении регуляторных механизмов.1.3.1 Социально – психологические особенности детей – сирот
младенческого возраста.
В каждом возрастном периоде выделяется ведущий тип деятельности,
который оказывает наиболее существенное влияние становление
психологических новообразований,
определяющих уровень развития
отдельных психических процессов, личности ребенка в целом, а также на
формирование других деятельностей, задающих перспективу развития на
следующих возрастных этапах. Только благодаря общению с взрослыми
становится возможным усвоение детьми общественно – исторического опыта,
в ходе которого совершается их психическое развитие. Особое значение
общения состоит в том, что оно включается в механизм перевода ребенка от
одного вида ведущей деятельности к другому.
Потребность в общении не остается неизменной, она развивается и
выступает одной из характеристик формы общения. На протяжении первых
семи лет жизни содержание потребности ребенка в общении расширяется от
потребности в доброжелательном внимании взрослого к потребности в
сотрудничестве с ним, затем в уважении и, наконец, в сопереживании и
взаимопонимании.
Формой общения называется деятельность общения на определенном
этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая
пятью параметрами: 1) временем возникновения в онтогенезе; 2) местом,
занимаемым данной формой общения в системе более широкой
жизнедеятельности ребенка; 3) основным содержанием потребности,
удовлетворяемой детьми в ходе данной формы общения; 4) ведущими
мотивами, побуждающими ребенка на определенном этапе развития кобщению с взрослыми; 5) основными средствами общения осуществляются
коммуникации ребенка с взрослыми. В соответствии с приведенной
классификацией на первом году жизни выделяются две последовательно
появляющиеся формы общения: ситуативноличностная и ситуативно
деловая.
Ситуативно – личностное общение считается сложившимся, когда в
поведении ребенка присутствуют следующие четыре признака,
соответствующие перечисленным выше критериям наличие потребности в
общении: 1) взгляд в глаза взрослого (этот признак появляется примерно в
трехнедельном возрасте и свидетельствует об активности ребенка),
направленной на восприятие воздействий взрослого (он выражает интерес
ребенка к людям); 2) ответная улыбка на воздействие взрослого (она
возникает в конце первого месяца и представляет собой эмоциональную
реакцию, выражающую удовольствие ребенка от общения с взрослыми); 3)
инициативные улыбки, двигательное оживление и вокализация (попытки
привлечь к себе внимание взрослого путем демонстрации своих умений и
способностей); 4) стремление продлить эмоциональный контакт с взрослым
(оно выражается в готовности младенца перестроить свое поведение в
соответствии с поведением взрослого) для привлечения и удержания
внимания взрослого.
Содержанием потребности в общении на данном этапе является
потребность в доброжелательном внимании взрослого. У младенца
складывается отношение к нему как субъекту, партнеру по общению.
Для второго полугодия жизни на первый план выходит ситуативно
деловое общение. Для него характерны следующие признаки: 1)удовлетворяет потребность не только в доброжелательном внимании, но и в
сотрудничестве со взрослым; 2) ведущими мотивами становятся деловые, так
как взрослый становится для ребенка как образец для подражания, эксперт по
оценке умений, помощник, организатор и участник совместной деятельности;
3) в качестве средств общения помимо экспрессивно – мимических
используются предметно – действенные операции.
Ребенок первого года жизни, воспитывающийся в семье, представляет
собой самое жизнерадостное и счастливое существо в мире. Он максимально
открыт людям, доверчив и доброжелателен, всегда готов к общению. Его
бесконечно радует все вокруг, все вызывает интерес и любопытство: люди,
игрушки, животные, происходящие события; свои чувства малыш выражает
незамедлительно и бурно. Он постоянно находит себе занятие: рассматривает
окружающее пространство, игрушки, различные предметы, наблюдает за
происходящим, стремиться обследовать то, что попадается под руку,
настойчиво добивается внимания взрослого. Легко отзываясь на радующие
события, малыш также скоро и энергично реагирует на неприятности,
громким плачем оповещая о них взрослых и требуя их незамедлительного
вмешательства.
Иная картина наблюдается в домах ребенка. Уже в первом полугодии
жизни весь облик малыша отличает его от ровесников, воспитывающихся в
семье. Это гораздо более спокойное, недокучливое и некапризное существо.
Большую часть времени бодрствования малыш проводит в безучастном
созерцании потолка, сося палец или игрушку. Время от времени он
оживляется, увидев взрослого или встретившись взглядом с другим ребенком,но быстро отвлекается и вновь застывает в неподвижности, глядя в одну
точку.
Во втором полугодии жизни различия между детьми, воспитывающихся
в разных условиях, увеличиваются. Малоинициативный, тихий, ненавязчивый,
безразличный к окружающему, боязливый малыш, воспитывающийся в доме
ребенка, разительно отличается от активного, радостного, любознательного,
лепечущего, требовательного ребенка из семьи. Не случайно, поэтому
общение у младенцев из дома ребенка, хотя и обладает теми же
закономерностями, что и в семье, имеет ряд отклонений.
Потребность в общении у воспитанников дома ребенка обнаруживается
позже, чем у детей из семьи. Само общение протекает более вяло и имеет
смазанную форму. Комплекс оживления выражен слабо, возникает с трудом, в
его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при
исчезновении активности взрослого. В результате отставания развития
ситуативноличностного общения задерживается появления и предметно
манипулятивной деятельности,
и ситуативноделового общения.
Недостаточное удовлетворение потребности во внимании и
доброжелательности взрослого, дефицит эмоционального общения приводит к
тому, что ребенок и во вторым полугодии стремится к ласке взрослого в
примитивной форме физического контакта и не принимает предлагаемого ему
сотрудничества. Вялое, однообразное манипулирование с предметами
протекает отдельно от общения.
Отклонение в развитии ведущей деятельности и общения не могут не
сказаться на особенностях складывающейся личности ребенка, ееэмоциональной сферы, познавательной активности, на взаимоотношениях с
окружающими людьми, со взрослыми и сверстниками.
Развитие эмоциональной сферы у детейсирот протекает иначе, чем у
обычных детей. У детейсирот при положительных воздействиях взрослого
отличается менее разнообразный репертуар эмоциональных проявлений, чем в
других группах (яслях). У сирот почти отсутствует смех, радостные вскрики
и яркие улыбки, очень мало вокализации, двигательное оживление слабое.
Обычные дети гораздо эмоциональнее, у них наблюдается много
разнообразных улыбок, выразительных взглядов, смех, бурное двигательное
оживление. Кроме того, у них в конце полугодия появляются и отрицательные
эмоции: смущение, кокетство, настороженность, которые отсутствуют у
детейсирот.
Дальнейшее сопоставление эмоциональных проявлений у младенцев,
воспитывающихся в доме ребенка и младенцев, воспитывающихся в семье,
показало, что воспитанники дома ребенка позже, чем семейные дети начинают
дифференцировать положительные и отрицательные эмоции взрослого, сами
выражают меньше эмоций. На этапе ситуативноличностного общения
необходимый опыт общения не приобретается, потому детисироты не
подготавливаются к ситуативноделовому общению во втором полугодии
жизни.
Итак, у детей, воспитывающихся в доме ребенка и испытывающих
общения, развитие эмоциональной сферы страдает по целому ряду
характеристик. У них меньше эмоций по количеству, качеству, чем у детей из
семьи, эмоциональные проявления бедны, невыразительно. Помимо
уплощенности эмоциональной сферы у воспитанников дома ребенканаблюдается менее точно различение эмоций взрослого, задержка
дифференцирования положительных и отрицательных эмоциональных
воздействий. Изза слабой чувствительности к отношению взрослого в
определенной мере тормозится развитие познавательной деятельности
младенцев, овладение ими предметными манипуляциями и, в конечном счете,
их общее психическое развитие.
Отсутствие системы аффективноличностных связей, их подмена
формальными, поверхностными отношениями, складывающимися в процессе
ухода между персоналом и воспитанником дома ребенка, приводит к тому,
что ребенок не научается разделять свои переживания со взрослыми, от чего
сами эти переживания остаются недостаточно глубокими и яркими.
Преобладание объектного отношения по взрослому лишает младенца средств,
позволяющих преодолевать с помощью взрослого страх, а также и стимула к
активной познавательной деятельности. Отсюда как следствие задержки и
искажения в личностном развитии детей и их познавательной активности.
Особенности общения со взрослыми проецируется в систему
отношений ребенка к взрослому и окружающему миру. К условию дома
ребенка эти отношения поверхностны,
мало пристрастны,
слабо
дифференцированы. Общее индифферентное отношение к окружающему
тормозит познавательное развитие ребенка. В условиях семьи, при наличии
любящих взрослых, постоянно общающихся с младенцами, у детей
складывается система аффективноличностных связей, опосредующих все
взаимодействия с миром. Обмен впечатлениями с близкими взрослыми делает
значимыми для младенцев те или иные объекты или события, формирует кним пристрастное отношение, способствует адекватности восприятия
окружающего, обеспечивает вхождение младенца в мир людей.
На протяжении первого года жизни у детей начинает постепенно
складываться образ самого себя, в котором находит отражение отношение
окружающих взрослых.
Так, формируется в образе себя отношение ребенка к себе, является
проекцией отношения к нему взрослых, выражаемого в процессе общения.
Общение с младенцем в семье и в закрытом детском учреждении различается
помимо количественной характеристики качественно, то есть общение
персонала личностно не ориентированно, взрослые не видят в ребенке
уникальной личности, не наделяют ее ценностной значимостью, не практикуют
к нему личностного отношения, что и находит отражение в особенностях
образа себя младенцев.