Сочетание «методологическая культура», как отмечают К.Ю.Брешковская, М. А. Кувырталова и Э. В. Шелиспанская, отражает овладение культурой, как системой ценностей, источником знаний о природе, обществе, способах деятельности предполагает иное отношение к преобразованию педагогической теории и практики. Культура, полагают данные авторы, помогает превратить методологический опыт в достояние будущего специалиста, фактор развития его личности, творческого мышления, формирования научного мировоззрения и ценностной позиции.
Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова и М. А. Петухов определяют методологическую культуру как знания философского, общенаучного, конкретно-научного и технологического уровня; проектирование и организация воспитательно-образовательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методологическая рефлексия.
0.02.pptx
Понятие методологической культуры
Понятие методологической
культуры
Понятие методологической культуры
Понятие «методологическая
культура»
знаний
о
• Сочетание «методологическая культура», как отмечают
К.Ю.Брешковская, М. А. Кувырталова и Э. В. Шелиспанская,
отражает овладение культурой, как системой ценностей,
источником
способах
деятельности предполагает иное отношение к преобразованию
педагогической теории и практики. Культура, полагают
данные авторы, помогает превратить методологический опыт в
достояние будущего специалиста, фактор развития его
личности, творческого мышления, формирования научного
мировоззрения и ценностной позиции.
обществе,
природе,
• Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова и М. А. Петухов
определяют методологическую культуру как знания
философского,
и
технологического уровня; проектирование и организация
воспитательно-образовательного
осознание,
формулирование и творческое решение педагогических задач;
методологическая рефлексия.
конкретно-научного
общенаучного,
процесса;
Понятие методологической культуры
Рассматривая методологическую культуру в качестве одного
из структурно образующих факторов развития студента как
исследователя,
Г. Х. Валеев характеризует ее как культуру профессионального
мышления, основанную на методологических знаниях,
важнейшую часть которых составляет рефлексия. Таким
образом, можно утверждать, что методологическая культура
студента — это культура мышления, основанная на
методологических знаниях, умениях, навыках, способности к
рефлексии, научному обоснованию, критическому осмыслению
и творческому применению определенных концепций, форм и
методов познания, управления и конструирования.
Соответственно, термин «методологическая культура»
можно рассматривать как совокупность достижений
человечества в области научной методологии.
Понятие методологической культуры
Признаки методологической культуры
Интерес для нас представляет исследования В. А. Сластенина,
признаками
основными
полагает,
который
методологической культуры являются:
• понимание
процедур,
что
философии и
концептуальный каркас педагогической науки;
за
«закреплённых»
за
основными понятиями,
категориями
образующими
• осознание различных понятий образования как ступеней
восхождения от абстрактного к конкретному;
• установка на преобразование педагогической теории в метод
познавательной деятельности;
• направленность мышления на генезис педагогических форм и их
«целостнообразующие» свойства;
• потребность воспроизводить практику образования в понятийно
терминологической системе педагогики;
• стремление
выявить
единство
и
преемственность
педагогического знания в его историческом развитии;
• доказательное опровержение антинаучных позиций в области
человекознания;
• понимание мировоззренческих,
педагогики и психологии и др.
гуманистических функций
Понятие методологической культуры
Компоненты
методологической культуры
•Методологические знания характеризуют глубину и основательность
овладения им методологией педагогики (знаниями педагогической и
психологической теорий в постоянном развитии, умение применять эти
знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой
эффективностью в процессе организации учебно-воспитательной
работы).
мышление
– это
•Диалектическое
сторона
методологической культуры, это мысленное конструирование им нового
способа и новых средств разрешения противоречий, возникающих в
педагогическом процессе. Овладеть диалектическим мышлением – это
значит овладеть умением анализировать, сравнивать, обобщать факты,
отличать существенное от несущественного, находить многочисленные
причинно-следственные связи и закономерности. Подчеркнем, это
мыслительный акт приводит к формированию нового научного знания.
субъективная
Понятие методологической культуры
• Социальная
перцепция –
общностей.
восприятие,
познание,
понимание и оценка действий участников, самого себя,
социальных
педагогической
социальной перцепции в том, что педагог-исследователь при
организации
деятельности
проникает в интеллектуально-эмоциональный и волевой
комплекс свойств воспитанника, его мотивационную сферу,
это дает ему возможность увидеть личность человека в
целом, в её сложном, противоречивом развитии.
индивидуальной
Сущность
учебной
• Педагогическая
рефлексия – это умение
анализировать
собственную научную
деятельность, размышлять
о положительных и
отрицательных сторонах
этой деятельности,
находить реальные пути,
методы выхода из
сложившейся ситуации.
Понятие методологической культуры
Спасибо за внимание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.