Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.
Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.
ПОНЯТИЕ О РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.
Формирование личности человека это последовательное изменение и усложнение
системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно
происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский
возраст.
Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его
физических и духовных сил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая
личность формируется и развивается в деятельности и общении. Ведущие черты личности
развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.
Развитие человека это процесс количественного и качественного изменения,
исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого
скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон
личности.
Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни.
Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития
личности находится во взаимодействии личности и общества.
На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и
наследственные задатки.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально
организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи
накопленного общественного опыта.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень
развития производства и характер общественных отношений определяют характер
деятельности и мировоззрение людей.
Задатки особые анатомофизиологические предпосылки способностей к разным видам
деятельности. Наука о законах наследственности генетика полагает наличие у людей
сотни различных задатков от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти,
молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности.
Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов
деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и
деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются
способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с
окружающей социальной и природной средой.
“Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант это целиком зависит от
спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им
условий просвещения людей.” (Маркс К., Энгельс Ф. “Немецкая идеология”, соч. 2е)
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений,
благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью,
уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения,
интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности
личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных
возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из
самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась “озарению”,
вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.