Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни.
Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия “семья”, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).
В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи
Понятие родительские отношения виды критерии.
Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка,
рассмотрим её значение в его жизни.
Семья как определённая социальная общность волновала умы философов,
историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на
сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения
понятия “семья”, хотя попытки сделать это предпринимались великими
мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).
В психологическом словаре для родителей находим следующее
определение семьи:
“Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены
которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и
взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и
половой потребностью, проявляются в форме нравственнопсихологических
отношений” (40).
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, “семья – это социально
педагогическая группа людей,
предназначенная для оптимального
удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и
самоутверждении (самоуважении) каждого её члена” (39, 210).
В социологии семья рассматривается как:
первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная
жизнь человека;
основной фактор в социализации;
социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе
принципов и правил, принятых в обществе;
социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли;общность, для которой характерна особая система межличностных
отношений.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи
(И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может
выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в
воспитании ребёнка.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто,
кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше,
не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой
другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в
воспитании детей, сколько может сделать семья.
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, “семейное воспитание” – это
система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной
семьи и силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на
определённых принципах и иметь определённое содержание, которое
направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно
основываться на определённых принципах:
гуманность и милосердие к растущему человеку;
вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных
участников;
открытость и доверительность отношений с детьми;
оптимистичность взаимоотношений в семье;
последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на
вопросы.
Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:
Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают
исключительно родители.Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются
родителями совместно с детьми.
Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за
ребёнком.
Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда
авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.
Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С.
Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других,
являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.
Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М
Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.
По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, “родительские отношения” – это
система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов,
практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание
характера и личности ребёнка, его поступков.
Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие
исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н.
Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.
С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются
высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих
проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются:
раздражительное,
внимательное,
тщеславное,
боязливое,
сердитое,
приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное,
уверенное, обнадёживающее.
П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям,
оказывающих влияние на поведение ребёнка:
1.Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких
семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто
наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.2.Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом
совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными,
самоуверенными.
3.Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети
отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.
4.Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его.
Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.
5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми,
социально незрелыми.
6.Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности.
Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если
же не влияют, то дети спокойны, скромны.
А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как
сосуществование, конфронтация, содружество.
В своих исследованиях С.В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных
отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество.
Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей.
А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.
Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским, Е.М. Волковой типы
семейных отношений, мы определили следующие:
Диктат – систематическое подавление инициативы другого.
Опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом
удовлетворение всех потребностей ребёнка.
Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров:
“взрослых” и “детей”.
Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных
отношений общим целям и задачам совместной деятельности.
Паритет – ровные “союзнические” отношения, основанные на взаимной
выгоде всех членов союза.А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него
родителями: “кумир семьи”, “мамино сокровище”, “паинька”, “болезненный
ребёнок”, “ужасный ребёнок”, “Золушка” (7, 46).
В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие
критерии родительских отношений:
1.“Принятие – отвержение”.
Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает
индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.
Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособ
ленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость,
досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
2.“Кооперация” – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается
во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие
способности, испытывает чувство гордости за него.
3.“Симбиоз” – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется
ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку
самостоятельности.
4.“Авторитарная гиперсоциализация” – родитель требует от ребенка
безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать
ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают.
Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует
социального успеха.
5.“Маленький неудачник” – в родительском отношении имеется стремление
инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную
Ребёнок представляется неприспособленным,
несостоятельность.
неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить
ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий,
описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можнозаметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.
Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента в
родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как
принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка,
контроль, направленность на воспитание определённых качеств).
Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что
взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско
родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают
взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.
Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.
Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали,
что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным
контактом и особенностями сотрудничества с родителями.
Следовательно, логично рассмотреть вопрос о влиянии родительских
отношений на эмоциональное развитие ребенка.