Понятие, социокультурные предпосылки и условия возникновения науки

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 22.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На современном уровне развития общества и культуры наука понимается как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт. Однако в таком качестве она возникла в условиях новоевропейской культуры только в ХVI–ХVII в. В первую очередь следует обратить внимание на то, что в это время во Франции, Нидерландах, а затем и в Англии совершаются буржуазно-демократические революции, в результате которых происходит становление капиталистических отношений, давших толчок для развития промышленной революции – массовому строительству железных дорог, фабрик, заводов; утвердивших товарно-денежные отношения в качестве господствующих отношений между людьми в обществе.
Иконка файла материала 0.05.pptx
Понятие, социокультурные предпосылки и  условия возникновения науки
На  современном  уровне  развития  общества  и  культуры  наука  понимается  как  своеобразная  форма  познания,  специфический  тип  духовного  производства  и  социальный  институт.  Однако  в  таком  качестве  она  возникла  в  условиях  новоевропейской  культуры  только  в  ХVI–ХVII в. В первую очередь следует обратить внимание на то, что в это время во Франции, Нидерландах, а затем и в Англии совершаются буржуазно-демократические революции, в результате которых происходит становление капиталистических отношений, давших толчок для развития промышленной революции – массовому строительству железных дорог, фабрик, заводов; утвердивших товарно-денежные отношения в качестве господствующих отношений между людьми в обществе.
Вместе  с  тем  в  условиях  техногенной  цивилизации  сама  наука  испытывает определяющее обратное воздействие со стороны ценностных  мировоззренческих  доминант  индустриальной  культуры,  которые  выступают в качестве глубинных оснований развития науки.  Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров и даже задолго до паровой машины. Ее преддверием можно назвать развитие  античной  культуры,  прежде  всего  культуры  полисной,  которая  подарила  человечеству два великих изобретения – демократию и теоретическую науку,  первым образцом которой была Евклидова геометрия. Эти  два  открытия  –  в  сфере  регуляции  социальных  связей  и  в  способе  познания  мира  –  стали  важными  предпосылками  для  будущего,  принципиально нового типа цивилизационного процесса.
Второй и очень важной вехой стало европейское средневековье с особым пониманием человека, созданного по образцу и подобию Бога, с культом человекобога и культом любви человека к человекобогу,  к Христу, с культом человеческого разума, способного понять и постигнуть  тайну божественного творения, расшифровать те письмена, которые Бог  заложил в мир, когда он его создавал.  Впоследствии, в эпоху Ренессанса, происходит восстановление многих достижений античной традиции, но при этом ассимилируется и идея богоподобности человеческого разума. И вот с этого момента  закладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая  начинает свое собственное развитие в XVII в.
Она проходит три стадии: сначала – предындустриальную, потом – индустриальную и,  наконец, – постындустриальную. Важнейшей основой ее жизнедеятельности  становится прежде всего развитие техники, технологии, причем не  только путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого  производства, но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в  технико­технологические процессы. Так возникает тип развития,  основанный на ускоряющемся изменении природной среды,  предметного мира, в котором живет человек. Изменение этого мира  приводит к активным трансформациям социальных связей людей. В  техногенной цивилизации научно­технический прогресс постоянно  меняет типы общения, формы коммуникации людей, типы личности  и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная  направленность прогресса с ориентацией на будущее.
Итак,  мы  рассмотрели  основные  предпосылки  и  факторы  генезиса и развития современной науки.  Это, во­первых, потребности общества на стадии капитализма,  утверждающего  с  помощью  науки  новые  методы  воздействия  на природу, это – промышленные, фабричные, индустриальные  методы;   во­вторых,  мировоззренческие  доминанты  и  ценностные  установки  техногенной  культуры,  представляющие  глубинные  основания науки и научно­технического прогресса.
Отметим, что это не единственные предпосылки и основания генезиса  науки.  Следует  обратить  внимание  на  ещё  одну  важнейшую  западно­ европейскую культурную традицию, вобравшую в себя многовековые  познавательные усилия по разгадке тайн природы и человека. Назовём  их  античная  и  средневековая  наука  и  философия,  абстрактное  римское  право,  герметические  школы,  схоластические  дискуссии  в  средневековых  монастырях, эксперименты в алхимических лабораториях и т. п. гносеологическими  предпосылками.  Это  –