На современном уровне развития общества и культуры наука понимается как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт. Однако в таком качестве она возникла в условиях новоевропейской культуры только в ХVI–ХVII в.
В первую очередь следует обратить внимание на то, что в это время во Франции, Нидерландах, а затем и в Англии совершаются буржуазно-демократические революции, в результате которых происходит становление капиталистических отношений, давших толчок для развития промышленной революции – массовому строительству железных дорог, фабрик, заводов; утвердивших товарно-денежные отношения в качестве господствующих отношений между людьми в обществе.
Понятие, социокультурные предпосылки и
условия возникновения науки
На современном уровне развития общества и культуры наука
понимается как своеобразная форма познания, специфический тип
духовного производства и социальный институт. Однако в таком
качестве она возникла в условиях новоевропейской культуры только в
ХVI–ХVII в.
В первую очередь следует обратить внимание на то, что
в это время во Франции, Нидерландах, а затем и в
Англии совершаются буржуазно-демократические
революции, в результате которых происходит
становление капиталистических отношений, давших
толчок для развития промышленной революции –
массовому строительству железных дорог, фабрик,
заводов; утвердивших товарно-денежные отношения в
качестве господствующих отношений между людьми в
обществе.
Вместе с тем в условиях техногенной цивилизации сама наука
испытывает определяющее обратное воздействие со стороны ценностных
мировоззренческих доминант индустриальной культуры, которые
выступают в качестве глубинных оснований развития науки.
Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров
и даже задолго до паровой машины. Ее преддверием можно назвать развитие
античной культуры, прежде всего культуры полисной, которая подарила
человечеству два великих изобретения – демократию и теоретическую науку,
первым образцом которой была Евклидова геометрия.
Эти два открытия – в сфере регуляции социальных связей и в способе
познания мира –
стали важными предпосылками для будущего,
принципиально нового типа цивилизационного процесса.
Второй и очень важной вехой стало европейское средневековье
с особым пониманием человека, созданного по образцу и подобию Бога,
с культом человекобога и культом любви человека к человекобогу,
к Христу, с культом человеческого разума, способного понять и постигнуть
тайну божественного творения, расшифровать те письмена, которые Бог
заложил в мир, когда он его создавал.
Впоследствии, в эпоху Ренессанса, происходит восстановление
многих достижений античной традиции, но при этом ассимилируется
и идея богоподобности человеческого разума. И вот с этого момента
закладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая
начинает свое собственное развитие в XVII в.
Она проходит три стадии:
сначала – предындустриальную, потом – индустриальную и,
наконец, –
постындустриальную. Важнейшей основой ее жизнедеятельности
становится прежде всего развитие техники, технологии, причем не
только путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого
производства,
но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в
техникотехнологические процессы. Так возникает тип развития,
основанный на ускоряющемся изменении природной среды,
предметного мира, в котором живет человек. Изменение этого мира
приводит к активным трансформациям социальных связей людей. В
техногенной цивилизации научнотехнический прогресс постоянно
меняет типы общения, формы коммуникации людей, типы личности
и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная
направленность прогресса с ориентацией на будущее.
Итак, мы рассмотрели основные предпосылки и факторы
генезиса и развития современной науки.
Это, вопервых, потребности общества на стадии капитализма,
утверждающего с помощью науки новые методы воздействия
на природу, это – промышленные, фабричные, индустриальные
методы;
вовторых, мировоззренческие доминанты и ценностные
установки техногенной культуры, представляющие глубинные
основания науки и научнотехнического прогресса.
Отметим, что это не единственные предпосылки и основания генезиса
науки. Следует обратить внимание на ещё одну важнейшую западно
европейскую культурную традицию, вобравшую в себя многовековые
познавательные усилия по разгадке тайн природы и человека. Назовём
их
античная и
средневековая наука и философия, абстрактное римское право,
герметические школы, схоластические дискуссии в средневековых
монастырях, эксперименты в алхимических лабораториях и т. п.
гносеологическими предпосылками. Это –