Понятия « Родина» и «Отечество» в русском и алтайском языках.
Г. И. Чорос-Гуркин о Родине и Отечестве.
Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений. А. С. Пушкин
С детства разговаривая на двух родных языках – русском и алтайском, приходится слушать и сравнивать значения русских и алтайских слов. Чем больше изучаешь, тем больше они восхищают. Слова точны и одновременно благозвучны. Каждое слово, как целый мир, наполнено столькими смыслами и многообразно по содержанию, что это обстоятельство не перестаёт удивлять и восхищать.
Внимательно следя за событиями в мире и в нашей стране, а также приближаясь к моменту завершения обучения в колледже, вы всё более и более утверждаетесь в мысли о том, что статус профессии «Педагог дополнительного образования» и будущая работа с детьми обязывает вас строить педагогическую деятельность на прочной платформе патриотического воспитания, взращивании у подрастающего поколения любви к своей Родине и Отечеству. Необходимость этого видится настолько естественной, насколько естественным является ваше дыхание и биение сердца, каждый удар которого осознанно и неосознанно просто обязан быть отдан служению нашему славному Отечеству и процветанию нашей великой Родины.
В фильме Виталия Сундакова, российского путешественника, писателя, журналиста, действительного члена Академии проблем сохранения жизни, «Русская школа русского языка. Родина – мать и дым Отечества», звучат такие слова: «Служить Отечеству и защищать Родину должно и можно, чем бы ты не занимался и в какой бы части света ты не находился. И наоборот, ты можешь сидеть в самом сердце своей Родины и воевать против неё, предавая своё Отечество». К сожалению, в настоящее время для некоторых преданность Родине и Отечеству перестало являться истиной, и одни продают эти высокие понятия, уезжая из страны в поисках лучшей жизни, а иные душат её пьянством, наркотиками и развратом, подменой смыслов изнутри.
Словами замечательной известной советской песни «С чего начинается Родина» В. Баснера и М. Матусовского зададимся вопросом: «С чего начинается Родина и Отечество?» и «Что такое Родина и Отечество?»
Постараться ответить на эти вопросы означает обратить взор к изводному значению этих понятий. Одинаковы ли эти понятия в своём исконном значении? Оказывается, по смыслу это разные слова, и раньше предки русского и алтайского народов знали об этом.
Изучение литературы показывает, что главным человеком в семье в традиции русских и алтайцев всегда был отец, хотя уважение по отношению к матери также являлось бесспорным. Отец являлся олицетворением Неба, а мать представляла собой Землю.
Солнце, Луна, звёзды, полярное сияние, молнии – весь перечисленный небесный огонь, посылаемый небесами на землю, был сопряжён с понятием Отца небесного. Костёр на земле также являлся проявлением искры Отца небесного и считался огнём земным. Предки считали, что сидя возле костра, они сидят рядом с отцом – Небом на коленях у матери – сырой земли.
В древности ноги и передняя часть живота женщины называлась «родины». Сидящий у женщины на коленях ребёнок сидит соответственно на родинах, или на родине. И тёплая земля, согретая костром, также называется «родина», «родина-мать». На алтайском языке «родина» звучит как «тӧрӧл» от глагола «тӧрӧ» - «родить».
Важно отметить в русской и алтайской культуре особый статус женщины. Согласно древним представлениям женщина это драгоценный сосуд, благодаря которому растет род. Отсюда вытекает мера ответственности мужчины за женщину. Мужчина – охотник, воин, а женщина – хранительница очага, мать и воспитательница.
Мужчины-славяне также поклонялись женщине плодородной, умеющей давать жизнь и продолжать род. (https://myrussianland.ru/nacionalnye-osodennosti/bez-rubriki/narody-altaya.html)
В исходной вере и славяне и алтайцы полностью отождествляли женщину и землю. Поэтому мы и говорим: «Матушка-земля». Таким образом, слово «Родина» заключает в себе материнский аспект, аспект, связанный с землёй, миром материи. Женщина–мать питает дитя подобно Матушке-земле, питающей всё живое на ней. Слово «Родина» явно отражает суть связанных с ним явлений – место рождения, связь с природой, родом, народом. Корень русского слова восходит к имени славянского бога Род.
Анализ толкований в словарях, сопоставление мнений разных людей показал, что слово «родина» в целом означает территорию, на которой человек проживает и которую он любит. Человек считает место, где родился, землей отцов и дедов, своих предков.
Слово «родина» имеет синонимы: колыбель, родная сторона, родная страна, прародина, родная земля, земля отцов, материнский живот, родные палестины и антоним - слово «чужбина».
У слова «родина» имеется огромное количество родственных слов с корнями -род- . Например, «благородный», «неоднородный», «зародившийся», «зародышевый», «возродившийся», «родоначальник», «родословный».
В связи с этим можно сделать вывод о том, что все слова, имеющие один корень с исследуемым словом «родина», обозначают какие-либо близкородственные связи и отношения; слова связаны с продолжением рода, с принадлежностью к чему-либо, или с особыми, более высокими, чем у других качествами и признаками. Однако имеет место и противоположное, отрицательное значение некоторых слов с корнем род-. К примеру, слово «выродок» - тот, кто выделяется в какой- нибудь среде крайне отрицательными, отталкивающими качествами, означает «отпавший от рода».
Во фразеологическом словаре встречается обороты со словами, в составе которых присутствует корень род-. Например: на роду написано; без роду, без племени; родиться в сорочке; родиться под счастливой звездой.
Вернёмся к вышеупомянутым символам огня-костра и переместив их внутрь жилья, увидим следующее – в переносном смысле очаг становится отцом, а всё то, что он обогревает и освещает – дом, жилище, избу, юрту – матерью.
Так, в образе домашнего очага славянами почитался огонь земной. Очаг, или печь, являли собой защиту и объединяющее начало семьи. Огонь непрерывно поддерживали и сохраняли ночью в виде горячих углей. Их старались не давать в другой дом — вместе с домашним огнём семью могли покинуть достаток и благополучие. (info-grad.com/pech-u-slavyan/)
И у алтайцев центром юрты также считался и считается очаг – вместилище пребывания огня. К огню алтайцы относятся с особым почтением и производят регулярное его «кормление». Кропят молоком и аракой, бросают кусочки мяса, жира и т.д. Совершенно недопустимо переступать огонь, бросать в него мусор, плевать в огонь. (https://myrussianland.ru/nacionalnye-osodennosti/bez-rubriki/narody-altaya.html). Вспомним герб Республики Алтай и изображённый на нём треножник–очаг как неотъемлемую часть жизни алтайского народа.
Усиливая переносный смысл образа огня-очага, отождествим дела людские с понятием огня. Недаром мы часто произносим: «работать с огоньком», «рвать с огня» (т. е. работать быстро), «гореть на работе».
Итак, труженики обогревают родную землю, Родину огнём своих дел. Именно труженики, их деятельность и готовность к этой деятельности во благо родины, равнозначны Отечеству. И в русском, и а алтайском варианте – «отечество» исходит от слова «отец». Так, «отец» по-алтайски – Ада; соответственно, «отечество» - Ада-тӧрӧл. (http://www.altai-photo.ru/publ/spravka/altajskij_slovar/2-1-0-133). И это слово говорит само за себя – «отца чествовать». Честь – это аспект духовности, нравственности. Чествовать отца – это значит передавать заветы и высшие понятия – долг, устои предков, ценности, идущие от деда к отцу, от отца к сыну, т. е. по отцовской линии.
Виталий Сундаков говорит: «Мужчины, защищая Родину, защищают свою землю, свои семьи, свои дома, свой народ. Сражаясь же за Отечество, мужчины отстаивают свою веру, свои смыслы, свои традиции, свой образ жизни, своё чувство прекрасного; понимание добра, совести, чести, справедливости». (https://sundakov.ru/ Русская школа русского языка. Родина –мать дым отечества. Урок 4. Виталий Сундаков)
Лингвистический анализ слова «отечество» позволил выявить его синонимы: «Отчизна», «край отцов», «отечествие», «отчий край». С тем же началом найдены однокоренные слова: «отечестволюбец», «отечестволюбие», «по-отечески», «отеческий», «отечественный», «соотечественный», «соотечественник», «отечествоведение».
Неисчислимо количество пословиц и поговорок, связанных со словами «Родина» и «Отечество». Приведём в качестве примера лишь некоторые из русского языка:
Родина: «На чужой стороне Родина милей в двойне», «У народа один дом – Родина», «Нет в мире краше Родины нашей», «Человек без родины, что соловей без песни», «Кто за Родину горой, тот истинный герой», «Если дружба велика, будет Родина крепка», ««Родина – мать, умей за нее постоять», «Смело иди в бой, Родина за тобой», «Чужбина калина, Родина-мать», «Жить – родине служить».
Отечество: «Первое в жизни — честно служить Отчизне», «За наше Отечество все трудовое человечество», «Сын, не жалея жизни, служит Отчизне», «Кто Отчизну любит, тот врага рубит», «Каждому своя Отчизна мила», «Не жаль нам жизни, а жаль Отчизны», «За Отчизну не жаль жизни», «За Отечество голову положим», «Кто с пользой для Отечества трудится, тот с ним легко не разлучится», «Рыбам море, птицам воздух, а человеку Отчизна», «И дым Отечества нам сладок и приятен (А. Грибоедов)».
Исследуя данную тему можно обратить внимание на то, что слова «родина» и «отечество» пишутся в разных источниках то с большой, то с маленькой буквы. Почему? Изучение литературы показало, что указанные слова имеют две формы написания в тексте – с заглавной и с маленькой буквы. С заглавной буквы они пишутся тогда, когда употребляются с особым, высоким смыслом. Например: «сражаться за Родину», «жить во славу Родины». В случае же употребления в значении «родная страна», «место рождения кого-либо», «страна предков» слова пишутся с маленькой буквы. Например, «моя малая родина – Горный Алтай».
Горный Алтай действительно является для нас малой Родиной в проекции большой Родины – России. И размышления по поводу большого в малом, а малого в большом основываются на глубоком и искреннем чувстве патриотизма, который по выражению Р. Стивенсона есть «не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека». И именно таким человеком был наш великий алтайский художник - Г.И. Чорос-Гуркин, творчество и идеи которого служат вам, будущим выпускникам колледжа, носящего его имя, маяком и нравственным ориентиром в жизни и будущей профессии.
Основатель государственности алтайского народа, он остается легендарной личностью для всех поколений жителей Республики Алтай, идеалом человека, любившего Родину и защищавшего Отечество, вобравшего в себя как дар художника, так и прозорливость мудрого политика. Совершенно очевидно, что темы Родины и Отечества были ведущими в его литературном и художественном творчестве, и поэтому вам, будущим преподавателям декоративно-прикладного творчества интересен и важен взгляд нашего выдающегося земляка на основополагающие вещи.
Что для Г. И. Чорос-Гуркина Родина в живописи?
1) Это тема природы. Практически все картины его доказывают это. Назовём некоторые из них: «Катунь весной», «Аносинский бор», «Пейзаж с валунами» и др.
2) Это образ женщины. Обратим внимание на картину «Чечек», «Алтайка», многочисленные рисунки с изображениями женщин.
3) Это тема жилища, очага. Взгляните на картины «Кочевье в горах», «Алтайцы», «Улясы», «Аил» также многочисленные изображения бытовых предметов в эскизах – этнографические рисунки.
Как проявляется в творчестве Г. И. Чорос-Гуркина понятие «Отечество»? 1) Это мужской образ. Он отражён во многих полотнах художника.
2) И это вновь тема природы, если рассматривать её как высший смысл.
Тему природы можно отнести, таким образом, и к понятию «родины» как месту рождения и проживания, и к понятию «Отечества» как высокому смыслу Бытия, деятельности на своей родине. И действительно, природа – всеобъемлющая ипостась, соединяющая женское и мужское, родину и отечество, она - высшее проявление Творца.
Проведённое в ходе изучения заявленной темы лингво-культурологическое исследование словарных статей, видеоматериалов, научной и художественной литературы о жизни Г.И. Чорос-Гуркине позволило сделать вышеизложенные умозаключения.
Дополнительное изучение вопроса по результатам написанных студентами колледжа мини-сочинений на заданную тему позволило расширить его эмоциональную составляющую - высокие человеческие чувства, особое трепетное отношение к «малой и большой Родине», ответственность перед Отечеством, желание быть полезными стране, миру, забота о будущем подрастающего поколения – всё это звучало в высказываниях молодых людей. Писали они и о значении семьи. И это очень отрадно. Ведь следование семейным традициям, память о ценностях предков, желании сохранить их и приумножить, создание прочной семьи – это надёжная гражданская позиция каждого патриота своего Отечества, способного позаботиться о своей Родине.
Чувство патриотизма должно иметь место в языке, культуре, сознании и жизни людей нашей многонациональной России.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.