Используемые наказания:
(мнение детей)
родители кричат и ругают,
ограничивают в гулянии,
не разрешают играть в компьютер, смотреть телевизор, забирают телефон на время,
ставят в угол, закрывают в другой комнате, чтобы я подумал над своим поведением,
долго молчат, не разговаривают
наказывают ремнём, скакалкой
Наказание и поощрение – два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Наказание - мера воздействия на того, кто совершил проступок.
Чаще наказание понимают, как отрицательную оценку поведения ребёнка, если он нарушил нормы и правила поведения. Педагогический смысл наказания заключается в том, чтобы вызвать у ребёнка чувство неудовлетворённости своим поведением.
К наказаниям относят любое осуждение, угрозу, порицание.
Физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании: агрессия родителей приводит к агрессии детей. Дети учатся тому, как использовать силу и жестокость для решения проблем и конфликтов, а также реагировать на других людей, когда ты зол и раздражён.
● дети становятся неуравновешенными, эмоционально ранимыми, вспыльчивыми;
● наказания ведут к появлению такой черты характера, как замкнутость; повышается уровень тревожности ребёнка.
При выборе метода наказания ребёнка контролируйте свои эмоции и действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребёнку, то, возможно, и сами не заметите, как переступите черту и перейдёте к жестокости;
ни в коем случае не стоит наказывать ребёнка чтением (музыкальными занятиями, физическими упражнениями), трудовыми обязанностями – тем, что он должен делать добровольно, от чего может и должен получать радость;
будьте справедливы к детям;
Не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершён проступок действительно серьёзный, по – настоящему вас огорчивший; правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Родители прежде всего должны определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя».
Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованны взрослыми между собой.
В словаре С. И. Ожегова глагол «поощрить» толкуется как «содействием, сочувствием, наградой одобрить поступок, возбудить желание сделать что – нибудь»
Поощрение для ребёнка – это положительная оценка его поведения или деятельности. Оно способствует поддержанию позитивного поведения ребёнка, вызывает чувство удовлетворения, удовольствия, желание испытать это чувство ещё раз. В этом заключается основной психолого–педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование черт его характера.
Поощрение - проявление положительной оценки поведения ребёнка.
Мнение детей о поощрениях:
Меня хвалят, если я выполнил домашние поручения
дарят подарки, если я сделал доброе дело
дают деньги, если я получаю пятерки
разрешают позднее лечь спать, подольше погулять
говорят приятные слова, покупают сладости
целуют в щёчку, обнимают
дают по дольше поиграть в компьютер
организуют интересный совместный досуг
Упражнение «Правильно ли?»
Послушайте описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, постройте фразу как нужно.
1. После футбольного матча отец сказал сыну: «Андрей, ты лучший вратарь школы!»
2. «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены».
3. Алёша играл с другом в шахматы. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!»
За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!». И отвернулась.
Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?
Памятка «Как поощрять ребёнка»
Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.
Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи
Помните!
Ваше внимание, любовь, ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок. Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.