«Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне
Оценка 4.6

«Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне

Оценка 4.6
docx
21.07.2024
«Пора юности мятежной»                                                                      День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне
nravstvennye_uroki_malenkih_tragediy_pushkina.docx

Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Нравственно-философский смысл "Маленьких трагедий" А.С.

 

  • 1830 г. - Болдинская осень
  • 23 окт. - "Скупой рыцарь" (11 апр.1836 г. в №1 журнала "Современник" под редакцией Пушкина)
  • 26 окт. - "Моцарт и Сальери" (24 дек 1831 г. в альманахе "Северные цветы")
  • 4 ноября - "Каменный гость"
  • 6 ноября - "Пир во время чумы" (1 дек. 1831 г. в альманахе "Альциона")

Тема: Что есть истина?

Достоевский: "По-моему, Пушкина мы еще и не начинали узнавать: это гений, опередивший русское сознание".

Ошибается тот, кто считает, что Пушкин "необычайно светел, понятен, общедоступен настолько, что и раздумывать о его творчестве нечего".

Русский писатель, мыслитель Ф.М. Достоевский утверждал: "По-моему, Пушкина мы еще и не начинали узнавать: это гений, опередивший русское сознание.

Он обладал духовной силой, - продолжал Достоевский, - позволяющей ему брать "на себя" напор всей бездуховной, темной мировой нечисти. Он служил истине и Красоте, а не моде. Для него духовность, духовная жизнь - это не культурной времяпровождение, а неустанная, напряженная работа над своей душой".

Эта проблема волнует Пушкина. И эпиграфом к своему стихотворению "Герой" 1830 г. он ставит слова из Евангелия "Что есть истина?" Эти же слова мы определим сегодня в цель нашего урока. Что есть истина с точки зрения Пушкина, и как он раскрывает эту проблему в своих "Маленьких трагедиях"?

В письме к П.А. Плетневу он писал: "1830 год - печальный для нас! Какие события!.. Народ подавлен и раздражен". Пушкин стал свидетелем июльской революции во Франции, восстания в Польше, крестьянских волнений в России. Современный век рождает у Пушкина впечатление бесовского кружения (читает ученик):

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем.
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне:

И в эту пору появляется сборник "Маленькие трагедии". Появляется стремительно (см. на доске даты).

- Что, по-вашему, объединяет все трагедии в сборник?

(Психологизм человеческой души, охваченной всепоглощающей, но эгоистичной и потому разрушительной страстью: скупостью, завистью, чувственностью. Каждый из носителей этой страсти - натура незаурядная, человек большого ума и, главное, огромной силы воли.

В "Маленьких трагедиях" разрываются родственные, дружеские, любовные и вообще человеческие связи. Это разрушение цельности личности и человечества тревожило Пушкина. В этом он увидел трагедию своего времени. "Жестокий век, жестокие сердца!" - говорит один из его героев.

Лишь немногие из персонажей "Маленьких трагедий" отвергают себялюбивые жизненные принципы, но и им грозит "железный век", и их подстерегает опасность и гибель.)

- А с художественной стороны что общего в трагедиях?

(Пушкин писал в основном стихи в ту пору, это помогло ему выработать особую манеру - давать исключительно большое содержание в предельно сжатом объемеЕго письмо "сгущеное, лаконичное, отсвечивающее многими смысловыми оттенками" (Мейлах)музыкальное, ритмичное. Болдинские драмы удивительны: предельно коротки, в каждой - лишь несколько действующих лицострый сюжет, личность обнаруживает себя глубоко и полно.

В основе названий часто лежит оксюморон - контрастные понятия, соединенные воедино, дающие новый образ: "Скупой" - "рыцарь", "Пир" - и "чума", все равно что "жизнь" - и "смерть", "Каменный" - "гость". На этом фоне соединение "Моцарт и Сальери" выступает как прием параллелизма. Мы же по ассоциации разводим эти два имени до осознания непримиримого конфликта.)

"Скупой рыцарь"

Тема трагедии о Скупом не случайно, наверное, поставлена в списке первой. В качестве эпиграфа Пушкин предполагал взять две строки:

"Перестань и ты жить в погребах,

Как крот в ущельях подземельных".

Это слова из стихотворения Державина о скупом, не сделавшем ничего для народа. Пушкин вспоминает и обыгрывает известные строки. Первоначальное название "Скупой" он меняет на "Скупой рыцарь". Возможно, мы поймем почему, если вспомнив о находке исследователей. На титульном листе рукописи они обнаружили мужской портрет, набросанный рукой самого Пушкина. И только недавно пришла догадка - Шекспир!

- Как вы считаете, почему Шекспир, а не Мольер, например?

(Мольер - представитель классицизма, который видит человека односторонне.

Сам Пушкин напишет через 5 лет после Болдинской осени: "Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков. У Мольера Скупой скуп - и только, у Шекспира Шайлок скуп, мстителен, сметлив, чадолюбив, остроумен").

Власть золота относительна, не все человеческие ценности продаются и покупаются.

Афиша Александрийского театра на 1 февраля 1837 года пообещает постановку трагикомедии. Но 1 февраля Пушкина уже в живых не будет. День премьеры окажется днем отпевания поэта. И пьесу играть не будут, вероятно боясь "излишнего энтузуазма толпы" (Колосова, Болдинская осень).

"Моцарт и Сальери"

Вот уже полтора столетия не прекращаются споры вокруг версии: "Отравил Сальери Моцарта или нет?" Обе версии обросли легендами и доказательствами. В обвинениях виноват и сам Сальери, который на смертном одре, в полном ли здравии или нет, признается в совершенном преступлении. Но верить ли?

"Это целая трагедия, глубокая, великая: Ее идея - вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения", - заметил Белинский.

"Какая глубокая и поучительная трагедия! Какое огромное содержание..!"

Идея - история души, пораженной завистью, конфликт гения и таланта.

 (Физическая гибель Моцарта и духовный конец Сальери наступают одновременно.

"Гений и злодейство - две вещи несовместные", - уверен Моцарт - и философское, и нравственное утверждение.

"Каменный гость"

В двух рассмотренных трагедиях Пушкин сосредоточил внимание на интимных страстях (скупости и зависти), которые подчиняют себе человека. В этом же яду стоит и третья трагедия - "Каменный гость", где главным чувством стала любовь.

В широкополо шляпе, в плаще он стоит под деревом за городскими воротами. Он ждет, пока смеркнется, чтобы "усы плащом закрыв, а брови шляпой", войти в Мадрид. Встреча с доной Анной принесет ему счастье и гибель.

Название трагедии говорит о многом: не "Дон Жуан" (или "Дон Гуан" - Испания), а "Каменный гость".

Пушкин понимает, что его героям свойственен эгоизм. Они не выдерживают нравственной проверки. Этому надо противопоставить иную, высокую человеческую нравственность.

"Пир во время чумы"

"Где стол был яств, там гроб стоит" - эту строку из оды Державина два года спустя возьмет Пушкин эпиграфом к одной из глав "Дубровского".

Жизнь и смерть становятся лицом друг другу.

Белинский заметил: "Основная мысль - оргия во время чумы, оргия отчаяния, тем более ужасная, чем более веселая".

Трагедия в том, что героизм Вальсингама лишен жертвенности ради людей, а самоотверженность Священника отрицает личную духовную отвагу.

ВЫВОД:

Пушкинские "Маленькие трагедии" отметили глубокие нравственные, философские проблемы на трудном человеческом пути.

Он подводит нас к мысли, что человек все-таки многогранен и бесконечен. Эта мысль пронизывает трагедии Пушкина и делает их при всей катастрофичности "ужасного века" и "ужасных сердец" светлыми.


 

Урок литературы в 9-м классе.

Урок литературы в 9-м классе.

Пушкина. В этом он увидел трагедию своего времени

Пушкина. В этом он увидел трагедию своего времени

Это целая трагедия, глубокая, великая:

Это целая трагедия, глубокая, великая:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.07.2024