Мастер-класс
Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены Конкурсной комиссии! Я очень рада вас видеть, прошу вас сесть по цветам. Меня зовут Григорьева Ольга Валерьевна – я учитель начальных классов МОБУ «СОШ» Бугровский ЦО №2». Целью данного МК является обучение молодых специалистов приёмам критического мышления при работе с текстом на уроках в начальной школе.
(Квадраты разных цветов, ножницы, ручка, текст).
- С чем у вас ассоциируется эта
геометрическая фигура? Что, по-вашему, возможно сделать из неё? Предлагаю
послушать загадку и сказать отгадку.
Нет, не птица, но летает.
Высоко она порхает.
На цветочке посидит,
И раскраской всех манит.
Вся такая лапочка,
Маленькая … (Бабочка).
- Что вам приходит в голову, когда вы услышали это слово?
Из словаря Сер.Иван. Ожегова – бабочка насекомое с двумя парами крыльев разнообразной окраски, покрытых мельчайшими
чешуйками.
- Лично для меня, как значимого взрослого, бабочка – символ - воспоминание о тёплых и солнечных днях, об отдыхе, о лёгкости бытия.
- Сейчас я предлагаю вам МК и вы со мной попробуете выполнить эту бабочку.
Инструкция –выполняют вместе со мной.
Я предлагаю вам текст про
бабочек-красавиц и после мы разберём несколько приёмов при работе в тексте.
Прочитайте внимательно данный материал.
Бабочки-красавицы
Какие чудесные создания бабочки! Они
похожи на летающие цветы. А когда сядут на яркий цветок, сложат крылышки, их не
отличишь от лепестка.
Однажды на лугу собралось много
бабочек, ведь весь луг наполнял пестрый ковёр: повсюду красовались красные,
белые, голубые, лиловые цветы — все они звали в гости бабочек за сладким
нектаром и вкусной пыльцой.
К зарослям розового иван-чая слетелось много
лесных красавиц. Одна из них сказала:
— Я самая красивая бабочка, согласитесь. Такая пёстрая,
вся покрытая узорами.
— Нет, самая красивая бабочка — я. Недаром меня
переливницей зовут. Я на солнце словно перламутр переливаюсь! — ответила
другая.
— Нет уж. Как хотите, а самая красивая бабочка —
я, ярко-жёлтая, с чёрными точками.
— Я тоже красивая, — скромно сказала бабочка-
капустница, — не очень яркая, зато такого нежного цвета.
— Хватит ссориться, все мы красивые, — вмешалась
в разговор бабочка-махаон. — А еще мы приносим людям пользу, не только украшая
поля и луга, но и опыляя цветы, разнося пыльцу с растения на растение.
— А я знаю бабочку, которая дарит
людям тончайший шёлк, — сказал голубой мотылёк.
— Расскажи нам о ней! — попросили его бабочки.
— Хорошо, расскажу! Бабочки тУтового шелкопряда
дают людям очень тонкие нити, из которых получают натуральный шелк. Впервые
шелководство появилось в Китае. Давно это было, около 4,5 тысяч лет. Из Китая
оно пришло в Индию, Персию, Японию и другие страны. Бабочки тутового шелкопряда
строят большие коконы — это их гнёзда. Люди научились разматывать коконы и
получать струящиеся прекрасные шелка.
— Вот какие мы молодцы! — воскликнула
юная прелестная бабочка павлиний глаз. Она
закружилась, словно танцуя вальс, и следом за нею закружились остальные
бабочки.
- Предлагаю начать с приёма «инсерт», после каждого предложения поставьте, пожалуйста, определённый знак:
V «галочкой» помечается то, что уже известно;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
- Кто готов прочитать предложения с данный символом (показываю на листе V, +, -, ?)
- Ещё бы я хотела показать технику составления бабочки – карты, для того, чтобы выборочно уметь пересказать тест. На каждом крылышке напишите факты, которые перечислены в тексте о тутовом шелкопряде. Кто готов пересказать информацию про тутового шелкопряда глядя на свою бабочку и опираясь на слова?
- В заключении предлагаю вам составить «синквейн» по данному тексту на обратной стороне вашей прекрасной бабочки.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Демонстрирую свою работу.
- Предлагаю вам выйти к мольберту, прочитать свою работу и прикрепить на полянку бабочку.
- Как вы
думаете, можно сказать, что каждая бабочка уникальна? Почему? Мы с вами тоже
являемся уникальными и все друг другу важны и нужны. Данный МК познакомил вас с
приёмами критического мышления при работе с текстом. Я думаю, что эта
информация была полезной, вы будете применять на своих уроках данный вид
работы.
Скажем СПАСИБО своим учителям за то, что они много лет
назад вложили в НАС маленькую искорку - «куколку», благодаря которой
сейчас мы учим детей, взращиваем таких же новых и красивых бабочек, как, в свое
время, взрастили и нас. Желаю вам творческих успехов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.