Портфолио профессиональной деятельности учителя физической культуры Романова Н.В.

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 22.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная работа содержит персональные данные учителя физической культуры, достижения учеников, описание методической системы, по которой работает педагога. Результаты успеваемости, участие в различных конкурсах учащихся представлены в виде таблиц и диаграмм. Педагог описывает результаты внеурочной деятельности по предмету., какие современные педагогические технологии использует в своей работе.
Иконка файла материала Портфолио учителя физической культуры Романова Н.В..docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Монастырщинская средняя общеобразовательная школа  имени А.И. Колдунова ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учителя физической культуры Романова Николая Васильевича высшаяп. Монастырщина 2013г. 1. Общие сведения о педагоге 1. 2. Ф.И.О. год рождения Образование, наименование  образовательного учреждения,  год окончания, полученная  специальность и квалификация по Романов Николай Васильевич, 1963 Высшее, Смоленский  государственный институт  физической культуры,  1993 год диплому по специальности физическая  3. Общий трудовой стаж педагогический стаж педагогический стаж в данном  образовательном учреждении Занимаемая должность в данном  образовательном учреждении культура преподаватель физической культуры,  тренер 25 лет 25 лет 25 лет Учитель физической культуры (1988  год и по настоящее время); директор школы (2008 – 2011год).4. Информация о наградах, званиях,  1. Почетная Грамота комитета  ученых степенях, грамотах,  благодарственных письмах по физической культуре и спорту  Администрации Смоленской области 2001г., 2005г 2. Почетные Грамоты  Администрации МО  «Монастырщинский район»  Смоленской области 2008г.,  2009г.,2010г 3.  Почетные Грамоты отдела  образования Администрации МО  «Монастырщинский район»  Смоленской области 2007г.,  2008г.,2009г.,2010г.,2012г. 4. Почетные Грамоты отдела  образования дестко­юношеской  спортивной школы Администрации  МО «Монастырщинский район»  Смоленской области 2007г.,  2008г.,2009г.,2010г. 5. Дипломы I степени за первые  места в соревнованиях по  перетягиванию каната среди команд  районов 2­ой группы на XXXII, XXXIII  спартакиадах муниципальных  образований Смоленской области  2011г., 2012г.; Почетные грамоты за I места в  районных соревнованиях по  настольному теннису 2011г., 2012г.,  за III место в районныхсоревнованиях «Лыжня России –  2011г, 2012г.» 3. Благодарности администрации  МБОУ Монастырщинская средняя  общеобразовательная школа имени  А.И. Колдунова 2007, 2008, 2012г. первая Смоленский областной институт  5. 6. Квалификационная категория Повышение квалификации  (название структур, в которых  прослушивались курсы: год,  развития образования   ­ комплексно­целевые курсы  месяц, проблематика курсов) «Введение в должность» 2008 –  2009г.;  ­ «Современный образовательный  менеджмент» 2010г.;  ­ комплексные курсы повышения  квалификации учителей физической  культуры 2010г.;  ­ целевые курсы повышения  квалификации «Современные  информационные технологии в  педагогической деятельности в  рамках реализации требований  ФГОС» 2012г. www.openclass.ru/node/339724 7. Адрес сайта Адрес электронной почты Директор школы:                    С.Н. Ходункова2. Аналитическая справка 2.1. Характеристика условий, в которых работает педагог. В школе обучается на 01 сентября 2012 года 370 учащихся и насчитывается 22   класса   –   комплекта.   Средняя   наполняемость   классов   в   школе   15   –   19 учащихся.  В школе учатся не только дети из п. Монастырщина, но и с близлежащих деревень, всего наша школа охватывает 10 населенных пунктов. Согласно социальному паспорту школы на 01 сентября 2012 – 2013 учебного года:  ­ 57% детей воспитываются в полных семьях;  ­ 33% ­ в неполных;  ­ 39% ­ неблагополучных семьях;  ­ 45% ­ малообеспеченных. Образование родителей:  ­ высшее – 24%;  ­ среднее специальное – 54%;  ­ среднее – 17%;  ­ неполное среднее – 5%. Детей, находящихся под опекой – 3,2% Детей состоящих на учете:  ­ внутришкольном – 1,6%;  ­ ПДН – 0,8%.В данный момент я преподаю во вторых (обучающихся по стандартам второго поколения), четвертых, шестых, девятых, десятых классах. В   школе   имеется   спортивный   зал,   но   спортивного   инвентаря   не достаточно, практически отсутствует лыжная база. Мною созданы два тренажёрных зала: один для занятий атлетической гимнастикой, второй – для начальной школы. 2.2. Сведения о реализуемых программах, их уровень, направленность. В   своей   практике   я   реализую   комплексную   программу   физического воспитания 1 – 11 кассы, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич. Данная   программа   полностью   соответствует   новым   образовательным стандартам. На   основе   основной   образовательной   программы   УМК   «Начальная школа XXI век» (http://www.vgf.ru/pedagogu/Metod.aspx) разработал рабочую программу по физической культуре для второго класса. 2.3. Результаты усвоения учащимися образовательных программ. Уровень успеваемости и качество знаний учащихся за последние три года Года Клас Качество знаний, % Успеваемость, % с 6а 6б 6в 7а 7б 7в 11 3б 7а 7б 2009­ 2010 2010­ 2011 90 92 95 90 93 90 100 82 92 94 100 100 100 100 100 100 100 100 100 1007в 8а 8б 8в 4б 5б 8а 8б 8в 9а 9б 9в 2011­ 2012 95 93 95 94 94 100 96 98 98 95 98 98 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 За   анализируемый   период   (2009   ­   2012)   успеваемость   по   предмету составила 100%, это выше показателя общей успеваемости по школе на 3%. Позитивная динамика качества знаний в классах. 100 98 96 94 92 90 88 86 6а,7а,8а 6б,7б,8б 6в,7в,8в 2009-2010 2010-2011 2011-2012 Из гистограммы видно, что качество знаний по физической культуре в параллели за период с 2009 по 2012 год увеличилось в среднем на 6%.100 98 96 94 92 90 88 86 7а,8а,9а 7б,8б,9б 7в,8в,9в 2009-2010 2010-2011 2011-2012 Из гистограммы видно, что качество знаний по физической культуре в параллели за период с 2009 по 2012 год увеличилось в среднем на 6% ­ 8%. Достаточно   высокие   и   стабильные   показатели   свидетельствуют   о высокой учебной мотивации.  Позитивная динамика уровня обученности за последние три года 92 90 88 86 84 82 80 78 76 74 72 6а,7а,8а 6б,7б,8б 6в,7в,8в 2009-2010 2010-2011 2011-2012 Из гистограммы видно, что уровень обученности по физической культуре в параллели за период с 2009 по 2012 год увеличилось в среднем на 11%.94 92 90 88 86 84 82 80 78 76 7а,8а,9а 7б,8б,9б 7в,8в,9в 2009-2010 2010-2011 2011-2012 Из гистограммы видно, что уровень обученности по физической культуре в параллели за период с 2009 по 2012 год увеличилось в среднем на 8%. Это достигнуто в результате применения современных форм и методов обучения. Результаты выполнения экзаменационных работ в период ГИА 2009 – 2010 уч.год 2010– 2011 уч.год 2011 – 2012 уч.год класс кол­ во сдав ав­ ших ­ ­ ­ кач­ ва знани ср. бал л кла сс й % ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ кол­ во сдав ав­ ших ­ ­ ­ кач­ ва знани ср. ба лл класс й % ­ ­ ­ ­ ­ ­ 9А 9Б 9В кол­ во сдав ав­ ших 7 10 9 качес тво знани й % 100 95 100 Успе ваем. 100 100 100 Приведенные   данные   показывают,   что   учащиеся   имеют   качество подготовки по физической культуре от  95% до100%. 2.4. Участие обучающихся в предметных олимпиадах школьного  и муниципальных уровней, смотрах конкурсах, соревнованиях, выставках, научно­практических конференциях, и т.д.Ежегодно мои ученики принимают активное участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Для подготовки   участников   использую   различные   формы   работы:   рефераты, презентации,   тестирование.   Победители   отстаивают   честь   школы   на муниципальном, областном этапе олимпиады.   Количество  участников Из них призеров  Из них  победителей 2009­2010 уч.год 2010­2011 уч.год 2011­2012 уч.год 6 4 10 7 2 (1 ­ 1место, 1 ­  3 место) 12 8 3(2 ­ 1 место, 1 ­ 3 место) 1(2 место) Количество участников Количество учеников Из них призеров Из них победителей 14 12 10 8 6 4 2 0 2009-2010 уч.год Из   таблицы   и   гистограммы   видно,   что   количество   участников предметной   олимпиады   по   физической   культуре   растет   и   улучшается качество выступлений. Победителями   муниципального   этапа   Всероссийской   олимпиады школьников по физической культуре стали в 2011­2012 учебном году Дьяков Максим, Макаренкова Елена– 1 место, Богомазов Владислав – 3 место. 2.5. Рост мотивации к изучению предмета. Для воспитания познавательного интереса творческой самостоятельности учащихся я применяю на уроках игровую деятельность на основе проблемного и мотивированного обучения. Стараюсь максимально выявить, инициировать и использовать   субъективный   опыт   учащихся,   помогаю   им   познать   себя, самоопределиться и самореализоваться.Анкетирование на тему «Мой любимый предмет», проводимый школьным психологом за последние три года, показал: Предмет № 1 физическая культура 2 3 4 литература русский язык технология 2009­2010 2010­2011 2011­2012 85% 67% 64% 80% 92% 70% 67% 83% 95% 70% 67% 85% Мотивация   учащихся   к   предмету   физическая   культура   на   высоком уровне   и   этому   также   способствуют   многочисленные   соревнования, проводимые   в   школе   в   течение   года,   внедрение   рейтинговой   системы оценивания успехов учащихся, отражение спортивной деятельности школы на стенде, награждение лучших. В конце каждого года провожу мониторинг состояния работы учителя физической культуры по здоровьесьбережению и обеспечению безопасности школьников. Экспертную   группу   составляют   60   родителей   и   их   дети, представляющие разные возрастные ученические группы, в которых работаю. Результат   мониторинга   приводится   к   единому   интегрированному показателю, который определяет коэффициент удовлетворенности родителей уровнем   здоровьесбережения   и   обеспечения   безопасности   жизни   детей   на уроках физической культуры. В соответствии с этим мониторингом по результатам 2009­2010, 2010­ 2011, 2011­2012 года были получены следующие данные. (Приложение 1.) Данные мнения детей и их родителей позволяют с оптимизмом смотреть на будущее. Это говорит о росте мотивации к изучению предмета физическая культура.3. Результаты внеурочной деятельности педагога по предмету. Важным   элементом   физического   воспитания   являются   секционные занятия   и   внеклассные   спортивно­массовые   мероприятия.   Они   носят массовую   спортивно­оздоровительную   направленность.   Эти   мероприятия проводятся только после соответствующей подготовки на уроках физической культуры. Учащимся   предлагается   широкий   выбор   различных   видов   спорта, предоставляется возможность проявить себя в каком­то из них. В   своей   работе   стараюсь   всячески   поощрять   школьников,   которые достигают   определенных   спортивных   результатов.   Этому   способствует общешкольный   конкурс   «Лучший   спортсмен   школы»,   который   проводится ежегодно.   Веду   летопись   рекордов   школы   в   различных   видах   спорта   и физических упражнениях, где фиксируются результат, год, возраст и прочие данные об учащихся. Основная   задача   внеклассной   работы   –   создание     условий   для сохранения и  укрепления здоровья в школе,  осуществление  физкультурно­ оздоровительной   и   воспитательной   работы   среди   учащихся   и   родителей, пропаганда и внедрение здорового образа жизни. Ежегодно   возрастает   число   обучающихся   желающих   заниматься   в спортивных секциях. Вовлекаю в спортивные секции учащихся, состоящих на учёте в ПДН и склонных к правонарушениям с целью занять их и удержать от недостойных поступков.  Охват учащихся во внеурочное время (спортивные секции). 2009­2010 уч. год 2010­2011 уч. год Формы внеурочной работы Спортивные секции «Юный баскетболист» Спортивные секции «Юный баскетболист», ОФП 2011­2012 уч. год Спортивные секции % охвата (от общего числа обучающихся у данного учителя) 68 70 78«Юный баскетболист», ОФП % охвата от числа учащихся, обучающихся у данного учителя 2009-2010 2010-2011 2011-2012 80% 78% 76% 74% 72% 70% 68% 66% 64% 62% Из таблицы и гистограммы видно, что число учеников, которые  занимаются в спортивных секциях, с каждым годом увеличивается. Спортивный кружок «Подвижные игры» (для обучающихся начальной школы, начавшийся в связи с введением ФГОС), позволяет заложить основу здоровьесбережения   и   в   будущем   вырастить   не   только   интеллектуально развитых, но и физически здоровых детей. ( Приложение 2.) В   школе   провожу   спортивные   секции   по   волейболу,   общей   физической подготовки, настольному теннису. Традиционными   стали   такие   формы   работы,   как   «Дни   здоровья», «Веселые старты», турслеты, месячники «Служу Отечеству», конкурс «А ну­ ка, мальчики», «Богатырские забавы», «Большие гонки», зимний спортивный праздник «Валенки», «Джунгли зовут» для учащихся начальной школы.  (Приложение 3) Ежегодно в соответствии с календарным планом спортивно – массовых мероприятий,   утвержденным   директором   школы,   провожу   спортивные соревнования по разным видам спорта. Работаю   в   тесном   сотрудничестве   с   учителями   других   школ   района, проводим дружеские встречи команд детей и взрослых.Уделяю большое внимание просветительской работе. Учащиеся школы принимают активное участие во всероссийских, районных и внутришкольных акциях по борьбе с различного рода зависимостями. Традиционными стали дни   борьбы   с   курением,   алкогольной   зависимостью,   наркоманией,   дни профилактики   СПИД.   В   различных   формах   учащиеся   получают   знания   об опасностях вредных привычек, о профилактике заболеваний, гигиене и ЗОЖ. Неоднократно   школа   была   признана   лучшей     по   организации физкультурно­массовой и спортивно­оздоровительной  работы в районе. Наличие учащихся – победителей и призеров конкурсов, спортивных соревнований. На муниципальном уровне Учеб­ ный год 2010 Фамилия, имя учащегося Чайкин Роман Вид соревнований Результат Районная спартакиада, посвященная Дню физкультурника Районные соревнования по легкой атлетике Районные соревнования по легкоатлетическому 4­х борью 2 место на дистанции 1500м 3 место на дистанции 1500м 3 место Макаренкова Елена Районные соревнования по 2 место баскетболу Районные соревнования по легкой атлетике Районная спартакиада по легкоатлетическому кроссу Районная спартакиада посвященная Дню физкультурника 1 место на дистанции 200м, 400м 1 место на дистанции 1500м 1 место на дистанции 200м, 400мКарая Гулико Районные соревнования по 1 место на легкой атлетике дистанции 800м Районные соревнования по 3 место на легкой атлетике дистанции 100м 2011 Шатило Анастасия Районная Спактакиада школьников по легкоатлетическому кроссу Районные соревнования по лыжным гонкам Чайкин Роман Районные соревнования по лыжным гонкам Макаренкова Елена Районные соревнования по баскетболу Районная спартакиада по легкой атлетике Районная спартакиада по легкоатлетическому кроссу Районная спартакиада посвященная Дню физкультурника Районная спартакиада по легкоатлетическому кроссу Карая Гулико 2012 Яновский Сергей Соревнования по стритбаскетбол, посвященные Дню Победы Федорович Антон Первенство Монастырщинского района по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 2 место на дистанции 1000м 1 место 3 место 2 место 1 место на дистанции 1500м 1 место на дистанции 1500м 2 место на дистанции 400м, 100м 2 место на дистанции 1000м 1 место 2 местоРайонные соревнования по 2 место спортивному ориентированию Шатило Анастасия Районные соревнования по спортивному ориентированию Первенство района по легкой атлетике посвященном памяти О.Н. Клецовой на дистанции 800м Соревнования по стритбаскетбол, посвященные Дню Победы Районные соревнования по легкой атлетике Первенство района по легкой атлетике посвященном памяти О.Н. Клецовой на дистанции 1500м, 400м Районные соревнования по легкой атлетике в эстафете 4х100м Районные соревнования по баскетболу Районные соревнования по легкой атлетике, метание ядра Районные соревнования по легкой атлетике, метание ядра Районные соревнования по легкой атлетике в эстафете 4х100м Чайкин Роман Макаренкова Елена  Башин Руслан Башин Вячеслав Карая Гулико 1 место 1 место 1 место 1 место на дистанции 200м, 1500м 1 место 1 место 1 место 1 место  2 место 1 место2 место на дистанции 400м 3 место Районные соревнования по легкой атлетике Первенство района по легкой атлетике посвященном памяти О.Н. Клецовой на дистанции 100м На областном уровне Учеб­ный год Фамилия, имя учащегося Шатило Анастасия 2010 Макаренкова Елена 2011 Шатило Анастасия Чайкин Роман Вид соревнований Результат 2 место 3 место на дистанции 400м 1 место «Гонка патрулей» 2 место Открытое первенство  Смоленской области  по спортивному  туризму «Дистанция  пешеходная»,  спортивному  ориентированию Областные финальные соревнования по легкой атлетике в зачет XXV областной спартакиады школьников Открытое первенство Смоленской области по спортивному туризму с элементами лыжного туризма Открытое первенство Смоленской области по спортивному ориентированию в личном зачетеЧайкин Роман Областные соревнования по баскетболу Грамота за лучшую игру, 3 место Макаренкова Елена Легкоатлетический 3 место 2012 Яновский Сергей Федорович Антон Федорович Антон кросс в зачет областной Спартакиады школьников Соревнования по баскетболу среди команд юношей в зачет областной Спартакиады учащихся Соревнования по баскетболу среди команд юношей в зачет областной Спартакиады учащихся Областной конкурс­ соревнование по программе «Школа безопасности» Соревнования по спортивному ориентированию в зачет XXVII областной Спартакиады школьников 2 место 2 место 2 место 2 место3 место Туристско­ экологический детский фестиваль «Зеленая планета Поозерья» Шатило Анастасия Первенство 1 место Чайкин Роман Смоленской области по спортивному ориентированию Соревнования по спортивному ориентированию в зачет XXVII областной Спартакиады школьников 1 место Макаренкова Елена Соревнования по легкой атлетике на призы «Русская зима» 2 место на дистанции 1500м Якубова Виктория 3 место 3 место в прыжках в длину Предварительные игры областных соревнований школьников по баскетболу Областные финальные соревнования по легкой атлетике в зачет XXVII областной спартакиады учащихсяМакаренкова   Елена   ­   Номинант   районного   конкурса   на   соискание стипендии   имени   А.И.  Колдунова   в  номинации  «Спорт»  ­ 2009г.,  Лауреат районного  конкурса   на  соискание  премии  им. Ю.А. Гагарина  в  номинации «Спорт», 2012г.  Чайкин   Роман   –   соискатель   стипендии   имени   А.И.   Колдунова   в номинации «Спорт» ­ 2012г. 4. Использование современных образовательных технологий,  в том числе ИКТ Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один ­ задача   учителя   состоит   в   том,   чтобы   создать   условия   практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно   отметить,   что   задача   учителя,   выбрать   такие   методы   обучения, которые   позволили   бы   каждому   ученику   проявить   свою   активность,   своё творчество,   активизировать   двигательную   и   познавательную   деятельность учащегося.   в   частности   Современные   педагогические   технологии, использование   новых   информационных   технологий,   Интернет   –   ресурсов, позволяют   учителю   достичь   максимальных   результатов   в   решении   многих задач. Одним   из   приоритетных   направлений   моей   работы   как   учителя физической   культуры   является   повышение   качества   образования   через использование   информационных   технологий   на   уроках   и   внеклассных занятиях   наряду   с   традиционными   формами   обучения.   Я   овладел компьютерными   технологиями   и   программой   Мicrosoft   Рower   Рoint,   что позволило создать систему уроков с использованием ИКТ. Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется   минимальное   количество   часов,   поэтому   использование электронных презентаций позволило мне эффективно решить эту проблему. Третий год использую на теоретических уроках физической культуры уроки в форме   электронной   презентации.   Это   разрешило   мне   при   использованиикомпьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более интересным,   наглядным   и   динамичным.   Многие   объяснения   техники выполнения   разучиваемых   движений,   исторические   документы   и   события, биографии   спортсменов,   освещение   теоретических   вопросов   различных направлений   не   могут   быть   показаны   ученикам   непосредственно.   Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует   детей,   у   них   появляется   внешняя   мотивация.   Из   внешней мотивации   «вырастает»   интерес   к   предмету.   Изменяется   содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии   обучения,   что,   с   одной   стороны,   повышает   его   творческую активность,   а   с   другой   ­   требует   высокого   уровня   технологической   и методической подготовленности. Использование ИКТ для урока физической культуры:  Поиск и сбор информации   Развитие   исследовательских   способностей   детей   (создание проектов)   Диагностика   (тестирование,   экспресс   –   диагностики; мониторинг). Проведение компьютерной диагностики позволяет не   только   высвободить   время,   затрачиваемое   на   обработку данных,   но   и   производить   сравнение   с   результатами обучающихся предыдущего учебного года, делать определенные выводы.   Разработка грамот, дипломов и пр.   Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний, спортпраздников и пр.)   Портфолио школьника   Олимпиада по предмету, игры, конкурсы, викторины,   Обобщение опыта  Таким   образом,   компьютерная   поддержка   позволяет   вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя,использовать   различные   виды   деятельности   на   уроке,   эффективнее организовать контроль и учёт знаний  учащихся.   За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением. Уровень использования Наименование технологии апробация в эксперимент альном режиме здоровьесберегающие технологии интегрированные уроки, зачеты работа в парах и группах информационно­ коммуникационные  личностно­ ориентированная система обучения Системное использование (в течение нескольких лет) + + + + + Ожидаемый результат формирование у учащихся и их родителей здорового образа жизни; развитие интереса к учебным предметам. расширять кругозор учащихся развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей создание презентаций проектов, исследовательских работ, развитие навыка работы в Интернете развитие общеучебных навыков и умений школьников5. Деятельность педагога в области здоровьесбережения. Подготовка   к   здоровому   образу   жизни   ребенка   на   основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения Основной целью педагогической деятельности считаю создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников.        Основной задачей учебной деятельности является: 1 Комплексная реализация базовых компонентов программы. 2 Решение   основных   задач   физического   воспитания   на   каждом   этапе обучения. В отборе содержания лежит комплексная программа по физическому воспитанию.  Планируя учебный материал,  руководствуюсь следующим:   ­   учебный   материал,   прежде   всего,   должен   соответствовать   требованиям стандарта и ориентирован на конечный результат; ­   в  основу  положен  базовый  уровень  содержания  образования, но  в тоже время   каждому   ученику   предоставляется   возможность   выбора   содержания деятельности на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных способностей и состояния здоровья.  Реализация здоровьесберегающего пространства в школе выглядит примерно следующим образом:  Урок физической культуры Мотивация Оздоровительные воздействия Средства оздоровительной направленности Педагогические воздействия Знания и умения Консультационно- контрольныеДля достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:     гигиенические факторы; оздоровительные силы природы; средства двигательной направленности. Первое   условие   оздоровления   это   создание   на   уроках   физической культуры   гигиенического   режима.   В   мои   обязанности     входит   умение   и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков. Второе   условие   ­   использование   оздоровительных   сил   природы, которое   оказывает   существенное   влияние   на   достижение   целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе   способствует   активизации   биологических   процессов,   повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.  Самым   важным   условием   является   обеспечение   оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить   физиологическую   потребность   в   движении,   способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.Только   комплексное   использование   этих   средств   поможет   решить задачу оздоровления. В классах, где есть ослабленные дети, следую принципам и нормам предоставления   детям   таких   упражнений,   которые   способствуют   снятию умственного   напряжения,   исключаю   длительные   статические   нагрузки. Использую   физические   упражнения,   которые   направлены   не   только   на физическое развитие детей,  но и имеющие лечебно­воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения (например, ходьба по лестнице для   стоп,   шишкам,   канату   укрепляет   и   развивает   мышцы   стопы     и предупреждает развитие плоскостопия). Упражнения со скакалкой и обручем содействуют   формированию  правильной  осанки, благотворно  действуют  на сердечно­сосудистую   и   дыхательную   системы.   Обязательно   включаю   в каждый урок упражнения на психорегуляцию и релаксацию.   Для   создания   здоровьесберегающего   пространства   комбинирую игровой,   соревновательный   и   круговой   метод,   учитывая   возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.  С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие   и   уровень   физической   подготовленности   ребёнка.   Убежден,   что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.  Учу   сознательно   оценивать   физическое   развитие   собственного организма   и   составлять   комплексы   упражнений.   Ученики   сами   следят   за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы   упражнений.   Объясняю   учащимся,   что   систематичность специальных   упражнений   и   последовательность   их   выполнения   закрепляют результаты,   достигнутые   в   процессе   занятий.   Это   вызывает   интерес   к занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно.При   выборе   методов   и   приемов   учитываю   общепедагогические   и методические требования. Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их. Много   внимания   уделяю   домашним   заданиям.  Мною  разработаны   и собраны комплексы домашних заданий. Благодаря этим заданиям учащиеся приучаются   к   самостоятельности,   активно   участвуют   в   процессе самосовершенствования. (Приложение 4) На   своих   уроках   стараюсь   создать   такие   условия,  чтобы   у   ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья. Для   осуществления   контроля   и   выявления   уровня   физической подготовленности, провожу тестирование учащихся. Контрольное выполнение тестов позволяет более эффективно управлять учебным процессом, вовремя делать выводы и вносить коррективы. Контрольные тесты провожу не два раза в   год,   а   каждую   четверть.  Тесты   направлены   на   развитие   основных двигательных качеств: выносливость, сила, скорость.  По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в   корректировке,   с   ними   провожу   коррекционную   работу.   Для   этого разрабатываю комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.    Уровень   физической   подготовленности   учащихся   выводится   по результатам   тестирования   (бег   30   м,   «челночный»   бег,   прыжок   в   длину   с места,   подтягивание   ­   мальчики,   подъем   туловища   за   30   с­девочки)   и определяется в целом по школе в начале и конце учебного года.  Год Общий показатель физической подготовленности2009­2010 2010­2011 2011­2012 учащихся, занимающихся у данного педагога (%) Низкий Высокий Средний 15% 18% 20% 70% 72% 74% 15% 10% 6% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% высокий средний низкий 2009-2010 2010-2011 2011-2012 Анализ   результатов   тестирования   показывает,   что   с   каждым   годом наблюдается рост показателей физической подготовленности учащихся. Анализируя   результаты   своей   работы,   я   отмечаю,   что  внедрение системы   работы   по   здоровьесберегающим   образовательным   технологиям позволило:  Повысить успеваемость по предмету.  Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.   Повысить     интерес   учащихся   к   занятиям   физической   культурой   и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.  Повысить динамику состояния здоровья учащихся  Здоровьесберегающие несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках должны,     технологии,   физической культуры.6. Информация, отражающая участие педагога в исследовательской, опытно­экспериментальной работе, работе творческих коллективов Провожу открытые уроки для учителей школы и района, предметные  недели, праздники и конкурсы. Разрабатываю задания для проведения  предметных олимпиад по физической культуре на уровне школы. Являюсь активным участником районного методического объединения  учителей физической культуры, членом экспертной группы по разработке и  экспертизе рабочих программ по физической культуре. Установлен   тесный   контакт   с   учителями   физической   культуры   и   ОБЖ   преподавателями­организаторами методическими наработками и рекомендациями. района.   Обмениваемся Размещаю   учебно­методические   ресурсы   на   сетевых   Интернет­ проектах: создание своего персонального сайта в социальной сети работников образования, на сайте Открытый урок. Имею публикации: 1. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры (выступление на педагогическом совете) 2. Веселые старты. 3. Рабочая программа кружка «Общая физическая подготовка» 4. План­конспект урока по физической культуре (8 класс). ( http://www.openclass.ru/my_page_lessons)7. Информация об участии педагога в различных мероприятиях по распространению его опыта. 2012­2013 Педагогичес­ кий совет «Повышение  качества  обучения и  воспитания  за  счёт применения инновационных  технологий». Муници­ пальный 2009­2010 Педагогический совет  «Состояние  здоровья и  образа жизни  учащихся».  Методическое  объединение Индивидуальная  работа на уроках физической  культуры «Совершенство вание форм  физического  развития и  укрепления  здоровья  обучающихся» 2010­2011 Педагогичес­ кий совет «Организация  физкультуро­ оздоровительн ой  и спортивно­ массовой  работы.» Общешколь­ ное  родительское собрание «Сотрудничес тво учителей,  учащихся и  родителей  ­верный путь к привитию  здорового  образа жизни». 2011­2012 Методическое  объединение  «Развитие  физических  качеств учащихся   в урочной и  внеурочной  деятельности через спортивную  игру   «Волейбол» Педагогический  совет  «Личностно  ориентированный  подход к обучению  и воспитанию  учащихся при  проведении уроков  физической  культуры и  внеклассных  спортивных  мероприятий Ежегодно   выступаю   на   общешкольных   родительских   собраниях, принимаю  участие в заседаниях  общешкольного  родительского  комитета и школьных методических объединений классных руководителей по вопросам сохранения   здоровья   обучающихся,   пропаганды   здорового   образа   жизни. Помогаю классным руководителям подготавливать классные часы и классные мероприятия   по   вопросам   здоровьесбережения,   правилам   поведения   в чрезвычайных ситуациях, профилактике вредных привычек. 7.1. Информация о теме самообразования педагога. Необходимым   условием   развития   личности   школьника   является достаточная двигательная активность.Исследования   гигиенистов   свидетельствуют,   что   до   85%   дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже   у   младших   школьников   произвольная   двигательная   деятельность (ходьба, бег, игры) занимает только 16­19% времени суток. Малоподвижный образ жизни ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга:   снижается   внимание,   ослабляется   память,   нарушается   координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Тезис  о  приоритетности   мероприятий, связанных с  охраной  здоровья ребенка,   повышением   его   функциональных   возможностей,   уровнем физической   и   двигательной   подготовленности,   является   ведущим   во   всех программах   обучения   и   воспитания   общеобразовательных   учреждений.   Из вышесказанного ясно, что двигательная активность – залог здоровья.  На   протяжении   5   лет   я   работаю   над   темой:  совершенствование процесса преподавания физической культуры на основе формирования устойчивой потребности каждого школьника в двигательной активности.  В ходе работы над темой были выявлены противоречия 1.   Между   распространенным   малоподвижным   образом   жизни обучающихся   2­3­й   ступени   и   возросшими   требованиями   к   укреплению   и сохранению их здоровья. 2. Между пренебрежительным отношением отдельных школьников к занятиям физической культурой и необходимостью постоянного повышения уровня их двигательной активности. 3.Между распространением вредных привычек в ученической среде и современным курсом общества на здоровый образ жизни.  Анализируя   свою   педагогическую   практику,   существующие противоречия   я   сформулировал   цель   и   задачи,   которые   нужно   решать   в первую очередь, чтобы добиться высоких результатов.Цель  –   формирование   личности   каждого   обучающего,   обладающей хорошим   физическим   здоровьем,   способной   адаптироваться   к   любым жизненным ситуациям, стремлением к постоянному самосовершенствованию  Задачи:  Формирование ценностного отношения детей к своему здоровью.  Укрепление здоровья (содействует нормальному физическому развитию детей).   Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.   Развитие двигательных способностей.   Приобретение необходимых знаний в области физкультуры и спорта.    Воспитание   потребности   и   умения   самостоятельно   заниматься физическими упражнениями.    Содействие   воспитанию   нравственных   и   волевых   качеств,   развитие психических процессов и свойств личности. Ожидаемые результаты реализации поставленных задач:  1. Повышение   уровня   физического   и   психического   здоровья   через двигательную активность обучающихся. 2. Повышение уровня развития двигательных качеств школьника. 3. Обеспечение   контроля   и   анализа   здоровья   учащихся,   повышение работоспособности детей. Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения,   поскольку   здесь   двигательная   деятельность   выступает   и   как объект,   и   как   средство,   и   как   цель   совершенствования.   В   физическом воспитании обучение специфично. Суть специфики заключается в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений. Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные качественные   стороны   двигательных   возможностей   человека.   Уровень   их развития   определяется   не   только   физиологическими   возможностями   егоорганов   и   систем,   но   и   психическими   факторами,   в   частности   степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Изучение   возрастных   особенностей   развития   физических   качеств   у детей школьного возраста показало: 1) развитие различных физических качеств происходит разновременно; 2) величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и   неодинаковы   для   мальчиков   и   девочек,   а   также   отличаются   по относительным величинам, если сравнивать прирост разных качеств; 3)   у   большинства   детей   младшего   и   среднего   школьного   возраста показатели   разных   физических   качеств   различны   по   своему   уровню: например,   уровень   силовой   статической   выносливости,   как   правило,   не совпадает с уровнем динамической выносливости; 4) специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке, позволяющая сопоставить данные   детей   различного   возраста,   пола   и   физического   развития,   дает различный педагогический эффект, более заметный в период естественного повышения   (в   так   называемые   критические   периоды)   уровня   развития физических качеств у юных спортсменов, чем средний уровень развития этих же качеств у детей, подростков и юношей, не занимающихся физическими упражнениями систематически. Уровень   развития   физических   качеств   неодинаков   у   представителей различных видов спорта. Учет этих возрастных особенностей имеет важное значение для развития и совершенствования физических качеств в процессе физической подготовки юных спортсменов. Для развития силы использую повторный метод с паузами для отдыха. Я на своих уроках применяю для этого следующие упражнения: а) сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание); б) глубокие приседания на обеих ногах, на одной ноге, на носках, на полной ступне с различными положениями рук;в)   из   положения   лежа   на   спине   или   сидя   в   упоре   сзади,  не   касаясь ногами   пола,   сгибание   и   разгибание   ног,   удержание   угла,   разведение   и сведение   ног   в   горизонтальной   (упражнение   «ножницы»)   и   вертикальной плоскости (упражнение «велосипед»); г) касание ногами пола за головой лежа на спине; д) из упора присев толчком ног перейти в упор лежа и снова вернуться в исходное положение; е) сгибание и разгибание на одной руке в упоре лежа левым (правым) боком. Детям интересно выполнять упражнения на развитие силы из различных исходных   положений   на   сопротивление.   Применяю   я   на   уроках   также упражнения с набивными мячами из различных исходных положений: стоя, лежа, стоя на коленях, выполняя наклоны вперед, в стороны, назад. Стараюсь использовать на уроках гимнастическую стенку. Детям младшего и среднего звена очень нравится выполнять лазанье по гимнастической стенке с помощью рук, с помощью рук и ног, выполнять висы согнувшись, прогнувшись. Силовые   возможности   человека   тесно   связаны   с   его   возрастными особенностями и полом. Показатели силы у мальчиков выше, чем у девочек. Для   развития  общей   выносливости  я   применяю   равномерный   и переменный методы, методы игровой и круговой тренировки. Учитываю при этом, что средствами развития общей выносливости являются упражнения, позволяющие   достичь   максимальных   величин   сердечной   и   дыхательной производительности и удерживать высокий уровень потребления кислорода длительное время. В занятия на своих уроках я включаю равномерный бег с невысокой интенсивностью, кроссы, бег в медленном темпе. Учитывая   возрастные   особенности   учащихся,   не   забываю   и   о физических нагрузках. На занятиях с детьми 11­12 лет объем беговых нагрузок – до 5 км на одном занятии, для подростков 13­14 лет – до 7­8 км. Для развития общейвыносливости параллельно с увеличением дистанции постепенно увеличиваю и скорость бега. При этом ЧСС при беге должна находиться в пределах 150­170 уд/мин. На   этапе   углубленных   занятий   для   воспитания   общей   выносливости использую   более   широкий   комплекс   упражнений:   циклических   (бег, передвижение   на   лыжах),   ациклических   и   смешанных   (спортивные   и подвижные игры). На занятиях с юношами 15­16 лет допускаю объемы беговых нагрузок до 10 км на одном занятии. Для развития скоростной выносливости использую упражнения высокой интенсивности в течение заданного времени (спринтерский бег, т. е. бег на короткие дистанции). Ловкость – весьма специфическое качество. Можно обладать отменной ловкостью в играх и недостаточной – в спортивной гимнастике. Поэтому ее целесообразно   рассматривать   в   связи   с   особенностями   конкретного   вида спорта. Ловкость особенно важна в тех видах спорта, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющихся условиями. Во многих видах спорта ловкость достаточно тесно связана с другими физическими качествами (например,   в   спортивных   играх   –   с   прыгучестью,   гибкостью   и   т.д.)   и психическими качествами. Различают   общую   и   специальную   ловкость.   Среди   факторов, обусловливающих развитие и проявление ловкости, большое значение имеют координационные способности. Развитие ловкости складывается, во­первых, из воспитания способности осваивать   координационно­сложные   двигательные   действия,   во­вторых,   из воспитания   способностей   перестраивать   двигательную   деятельность   в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.  Таким образом, упражнения для развития ловкости должны: во­первых, обязательно включать в себя элементы новизны; во­вторых, быть связанными с мгновенной   реакцией   на   внезапно   меняющуюся   обстановку   (скажем,   вусловиях спортивной игры, единоборства и др.); в­третьих, сопровождаться быстрой   сменой   напряжения   и   расслабления   мышц   (например,  в   прыжках, метаниях   и   т.п.);   в­четвертых,   предъявлять   повышенные   требования   к точности движений и сохранению равновесия. Обычно   для   развития   ловкости   применяют   повторный   и   игровой методы. На   своих   уроках   для   развития   ловкости   я   использую   разнообразные методические приемы: выполнение привычных упражнений из непривычных исходных   положений:   прыжок   в   длину   с   места,   стоя   боком,   спиной   к направлению прыжка; бросок мяча в баскетбольную корзину из положения сидя; ходьба спиной вперед, выполнение подскоков на одной и двух ногах. Использую бег на песке, на асфальте. Для   детей   начальной   школы   6­8   лет   эффективны   простые общеразвивающие   упражнения,   подвижные   и   спортивные   игры.   При выполнении   упражнений   я   придерживаюсь   определенных   методических принципов: во­первых, каждое упражнение должно выполняться технически точно,   во­вторых,   необходимо   максимально   разнообразить   упражнения, широко   используя   различные   исходные   положения.   Основная   задача   на занятиях с детьми младшего школьного возраста – сформировать у них как можно больше простейших двигательных навыков. Для детей 9­10 лет применяю те же упражнения, но усложняя их. На уроках   по   разделу   «Гимнастика»   я   провожу   акробатические   упражнения, упражнения со скакалками, с обручами. Для детей и подростков 11­14 лет в течение года провожу спортивные и подвижные игры, а на обычных занятиях включаю в комплексы упражнений элементы акробатики. Под  гибкостью  понимают   морфофункциональные   свойства   опорно­ двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Различают   активную   гибкость   (проявляющуюся   за   счет   собственных мышечных   усилий)   и   пассивную   (проявляющуюся   при   приложении   кдвижущейся   части   тела   внешних   сил   –   силы   тяжести,   усилий   партнера). Пассивная   гибкость   всегда   больше   активной   и   в   большинстве   случаев   ее увеличение создает предпосылки для роста амплитуды активных движений. Гибкость зависит от характера морфофункциональных свойств и состояния нервно­мышечного аппарата человека. Наиболее важными из них являются эластичность   мышц,   сухожилий,   связок,   размер   соединяющихся   суставных концов   костей   и   т.д.   За   счет   укрепления   мышц   и   связок   гибкость увеличивается. Гибкость   зависит   и   от   возраста.   В   максимальной   степени   она проявляется у человека обычно в детстве. Оптимальный возраст для развития гибкости у детей – 10­16 лет. Гибкость   зависит   и   от   пола.   Подвижность   в   суставах   у   девочек   и девушек больше, чем у мальчиков и юношей. Мальчики отстают от девочек в развитии   гибкости   по   ряду   показателей   примерно   на   20­30%.   Гибкость зависит от способности мышц к расслаблению. Она изменяется под влиянием утомления, причем показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной – увеличиваются. На моих уроках по разделу «Гимнастика» дети выполняют упражнения на растягивание. Эти упражнения я делю на активные и пассивные. В группу активных упражнений входят: 1)   простые   движения   (на   счет   «раз»   сделать   наклон,   на   счет   «два» выпрямиться); 2)   пружинистые   движения   (на   счет   «раз»,   «два»,   «три»   сделать пружинистые наклоны вперед, на счет «четыре» выпрямиться). При   развитии   гибкости   упражнения   выполняются   сериями,   по несколько   повторений   в   каждой.   В   плечевых   и   тазобедренных   суставах количество повторений для детей 7­8 лет должно быть от 15 до 25, для детей 13­17 лет – до 45. Темп при активных упражнениях – в среднем одно повторение за 1­2 сек.Упражнения на растягивание наиболее эффективны, если их выполнять 1­2 раза. Быстрота  –   это   способность   человека   совершать   двигательные действия за минимальный в данных условиях отрезок времени. Оптимальные сроки развития быстроты приходятся на 7­17 лет. В дальнейшем возможности совершенствования   быстроты   снижаются.   На   своих   уроках   для   развития быстроты я провожу эстафеты, бег на короткие дистанции, по упрощенным правилам организую подвижные игры, метание мяча и гранаты на дальность, гимнастические и акробатические упражнения. Для развития двигательного качества – быстроты – использую метод повторного скоростного упражнения. Количество повторений упражнений в одном занятии невелико. Упражнения   выполняются   с   предельной   и   с   около   предельной интенсивностью. Занятия с детьми проводятся на стадионе, забеги чередую (30 м, – 60 м, – 100 м) на песке, затем на асфальте. При сдаче контрольных нормативов результаты улучшаются. В   методической   литературе   слабо   освещен   вопрос   о   методике прыжковой подготовки. Специальное экспериментальное исследование дало мне возможность рекомендовать следующие методы подготовки на развитие прыгучести. 1. Средства и методы развития прыгучести применяются в два этапа. Период начальной подготовки начинается в 9­10 лет и продолжается 2­3 года. На   подготовительном   этапе   используются   в   основном   средства общепрыжковой подготовки. В программу занятий входят преимущественно прыжковые упражнения скоростного   и   скоростно­силового   характера,   способствующие   воспитанию быстроты   мышечных   сокращений   при   достаточно   высокой   степени напряжения мышц. Кроме того, учитывая специфику отталкивания в прыжке, для   этого   подбираются   упражнения,   сходные   по   структуре   и   характеру нервно­мышечных   напряжений   с   отталкиванием   в   данном   виде   спорта.Комплекс   состоит   в   основном   из   упражнений,   выполняемых   в   смешанном мышечном   режиме.   Причем   переключение   с   уступающего   режима   на преодолевающий должно происходить в максимально короткое время. Таким требованиям   наилучшим   образом   отвечает   выпрыгивание   вверх   после предварительного прыжка в глубину. Использование   этих   упражнений   в   различных   вариантах   дает положительный эффект. По достижении необходимого уровня прыгучести следует переходить ко   второму   этапу   –   этапу   специальной   прыжковой   подготовки, продолжающемуся   несколько   лет.   На   этом   этапе   упражнения   носят   более выраженный специальный характер, приближаясь по структуре к основному движению,   выполняются   они   на   упругой   опоре.   В   ходе   тренировок выполняются   также   серии   прыжков   на   мостике   с   дополнительной   опорой руками, выпрыгивание вверх после прыжка в глубину с приземлением на мост. Примерный   комплекс   упражнений   на   развитие   прыгучести   в   10­11­ летнем возрасте. I этап – общепрыжковая подготовка 1.   Выпрыгивание   из   глубокого   приседа   (сериями)   4   раза   по   три повторения. 2.   Прыжки   на   правой   и   левой   ногах   с   подгибанием   (тип   «блоха») сериями (6­8 прыжков) по 2 серии на каждой ноге. 3. Прыжки в приседе сериями – 4х3. 4. Прыжки на одной ноге (другая – на возвышении) сериями – 8х4. 5. Прыжки в глубину с высоты 40 см и последующий быстрый отскок вверх. 6.   Прыжки   толчком   двух   ног   с   последующим   их   сгибанием   и подтягиванием к груди с продвижением вперед – 8х2. 7. Бег с ускорением – 3х15 м. II этап – специальная прыжковая подготовка1.   Спрыгивание   с   высоты   40   см.   и   отскоком   вверх   (максимально быстрое выпрыгивание с небольшим углом сгибания ног в коленных суставах) 4х3. 2. Серии прыжков на мостике с дополнительной опорой руками (при этом   особое   внимание   я   обращаю   на   технику   выполнения   отталкивания   и достаточную высоту взлета) 8х4. 3. Прыжки в высоту на 40 см. на мост с последующим выполнением серии прыжков на нем – 4х4. Прыжковая подготовка на специальном этапе, как и на этапе начальной подготовки, разделяются на общую и специальную. Привожу   для   примера   упражнения,   рекомендуемые   для   выработки способности   группы   мышц,   принимающих   участие   в   прыжке,   быстро сокращаться и расслабляться. 1. Приседание на двух ногах в различном темпе. 2. Приседание на одной ноге. 3. В положении лежа на животе с согнутыми ногами (ногой) разгибание ног (ноги) с сопротивлением партнера или с помощью амортизатора. 4. Сидя спиной к гимнастической стенке (или лежа на спине), разгибать ноги с использованием амортизатора. 5. Стоя на нижней рейке лицом к гимнастической стенке, подниматься и опускаться  на  носках   в различном  темпе   и  с  различным  положением  стоп (стопы параллельны; носки разведены; носки соединены, а потом разведены). 6. То же, но поднимание и опускание на носке одной ноги. 7. Сидя на полу спиной к гимнастической стенке (хват за рейку над головой) – разгибание ног в тазобедренных суставах (поднимание туловища). 8.   При   упоре   лежа   сзади   на   руках   или   предплечьях   (партнер надавливает на туловище в области живота) гимнаст должен удержать прямое положение туловища. 9. Различные упражнения для укрепления брюшного пресса.В   последнее   время   в   физической   подготовке   школьников   и спортсменов,   особенно   старшего   возраста,   все   больше   используются упражнения с отягощениями. В   большей   степени   это   относится   к   работе   над   развитием   мышц плечевого пояса, мышц брюшного пресса, спины и прыжковой силы. В   работе   со   спортсменами   старшего   возраста   можно   рекомендовать выполнение упражнений со штангой в период общей прыжковой подготовки: ­ приседания со штангой; ­ выпрыгивание из приседа; ­ поднимание на носки. Применение   упражнений   с   отягощениями   должно   носить   строго индивидуальный характер, объем и интенсивность их должны соответствовать возрасту и уровню физической подготовленности занимающихся. Привожу примерные комплексы упражнений на развитие прыгучести у занимающихся в возрасте13­15 лет. I комплекс 1.  Прыжки   на  двух   ногах   попеременно   с  преимущественной   работой стоп. – 8х2. 2. Прыжки в приседе – 4х3. 3. Прыжки на одной ноге (другая – на возвышении) сериями – 8х4. 4. Прыжки вверх из приседа в присед 8х4. 5. Серии прыжков на одной ноге с подгибанием (типа «блоха») – 8х4. 6. Прыжки с продвижением вперед со сгибанием коленей вверх, к груди 7. Приседание на одной ноге, другая – впереди (в пистолете) 4х2 на каждой ноге. 8. Бег с ускорениями, семенящий бег. II комплекс 1. Серии прыжков на мостике с дополнительной опорой руками – 8х4; 2. Спрыгивание с высоты 50 см и серии прыжков на мостике – 4х4;3. Спрыгивание с высоты 5 см и максимально высокий отскок вверх (4­6 4. Серия прыжков на двух ногах, поднимая колени высоко к груди – раз); 6х3; 5. Серия прыжков на одной ноге с подгибанием – 8х4; 6. Прыжки из приседа – 4х4; 7. Прыжки с одной на опоре – 8х4; 8. Приседание на одной ноге в «пистолете» – 4х4. То же – на другой; 9.   Сгибание   и   разгибание   бедра   лежа   на   спине   с   сопротивлением партнера – 4х4; 10.   Сгибание   и   разгибание   голени   лежа   на   груди   с   сопротивлением партнера – 4х4. Рекомендации для развития физических качеств Уровень   развития   физических   качеств   обеспечивается   перестройкой систем и органов. Чтобы не нарушить главную заповедь – «не навреди» и одновременно с этим максимально гармонично развивать доверенного тебе ребенка,   важно   знать   сенситивные   периоды   развития   физических   качеств. Глубина и спектр изменений определяется количеством и направленностью учебных занятий, интенсивностью работы, временем и характером отдыха. Ловкость   –   это   способность   точно   управлять   своими   движениями   в различных   условиях,   быстро   осваивать   новые   движения   и   успешно действовать   в   неожиданно   возникающих   обстоятельствах.   Наиболее отличительной чертой ловкости является проявление находчивости в выборе оптимального способа решения задачи и путей ее двигательной реализации. Сила   –   способность   преодолевать   внешнее   сопротивление   или противодействовать ему путем мышечных усилий. Средства развития силы – упражнения   с   внешним   сопротивлением,   отягощениями,   противодействием партнера, с помощью тренажеров. Комплексы необходимо составлять так, чтобы попеременно нагружать основные   мышечные   группы.   Наибольший   эффект   достигается   привыполнении   упражнений   не   более   15­20   раз   в   течении   30   сек.   Менять комплексы рекомендуется периодически. Быстрота – способность выполнить то или иное движение в минимально короткое   время   без   наступления   утомления.   Воспитание   быстроты заключается   в   развитии   способности   учащихся   выполнять   скоростные движения   с   помощью   бега   на   скорость,   с   ускорением,   с   элементами спортивных игр, различных прыжков. Основным средством в циклических движениях является выполнение повторных   упражнений   в   максимально   быстром   темпе.   Желательно предусмотреть   также   применение   групповых   игр   или   соревновательных упражнений. Выносливость   –   способность   совершать   работу   определенной интенсивности  в течение длительного времени, преодолевая сопротивление как   внешних,   так   и   внутренних   факторов.   Главный   принцип   развития выносливости – увеличение количества упражнений различной интенсивности и  повышение   скорости   их   выполнения   при   вовлечении   в  работу   возможно большего   числа   мышечных   групп.   Наиболее   эффективным,   на   мой   взгляд, является челночный бег, спринтерский бег с увеличением длины пробегаемых отрезков,   темповые   прыжки,   упражнения   с   метаниями.   Для   выработки выносливости   необходимо   чередовать   малые   и   большие   нагрузки.   Для достижения   желаемого   результата   занятия   должны   быть   регулярными, методически   грамотно   разработанными,   интересными   и   разнообразными. Обязательное   условие   –   учет   индивидуальных   половозрастных   и психологических особенностей учащихся. Прыгучесть   развивается   упражнениями   со   штангой   в   период   общей прыжковой подготовки: ­ приседание со штангой; ­ выпрыгивание из приседа; ­ поднимание штанги с подниманием на носки.При выполнении работы со штангой необходимо следить за весом, с которым   работает   ребенок,   учитывать   его   возраст   и   уровень   физической подготовленности. Для   развития   прыгучести   рекомендую   выполнять   упражнения   в тренажерном зале. Конечно, на обычных уроках это делать сложно, а учащимся, которые занимаются в спортивных секциях – это необходимо. Формы двигательной активности учащихся, направленные на укрепление здоровья