Портфолио учителя как обобщение и систематизация педагогических достижений
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
классное руководство
Взрослым
13.03.2018
Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Портфолио учителя как обобщение и систематизация педагогических достижений.doc
Портфолио учителя как обобщение и систематизация педагогических
достижений
При подготовке к процедуре аттестации педагогический работник готовит
портфолио.
Целью портфолио является фиксирование, накопление и оценка уровня
профессионального развития и роста, а также эффективности труда
педагога.
Современная школа в условиях перехода на национальную модель
образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающем,
обладающеем современными методами и технологиями образования,
приемами психолого-педагогической диагностики, способами
самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях
конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой
конечный результат.
Проблема становления и развития профессионализма является общественно-
государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное
направление. Не случайно основной целью образования становится не
простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная,
социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно
добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение
рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Учитель является главным действующим лицом любых школьных
преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности
на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из
основных проблем в работе по повышению профессионального мастерства
педагогов — формирование исследовательской культуры.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение
исследовательскими навыками выступает обязательным условием его
формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и
методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о
качественном образовании, так как качество образования — это показатель
развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии
(самооценки) у учителя. Учителю не подходит лишь формула «знания — умения — навыки». И нет инструмента, которым можно измерить все
благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества .
С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором
отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в
жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога».
Конкурентноспособность педагога на рынке труда, как известно, во многом
зависит от его способности овладевать новыми технологиями,
адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно
использование технологии «портфолио учителя» для педагогического
коллектива, особенно для вновь аттестуемых учителей.
Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание
собственных достижений, своеобразное досье.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в
разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой,
методической, исследовательской.
Требования к оформлению портфолио и принцип работы
1. Системность мониторинга.
2. Достоверность.
3. Объективность.
4. Нацеленность автора на самосовершенствование.
5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных
пояснений.
6. Аккуратность и эстетичность оформления.
7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.
8. Наглядность результатов работы.
9. Технологичность.
Возможные разделы портфолио.
Раздел 1. Общие сведения об учителе Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в
различных областях:
• фамилия, имя, отчество, год рождения;
• образование (что и когда окончил, полученная специальность и
квалификация по диплому);
• трудовой и педагогический стаж работы в данном ОУ;
• повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы,
год, месяц, проблематика курсов);
• копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и
степеней;
• наиболее значимые правительственные награды, грамоты,
благодарственные письма;
• дипломы различных конкурсов;
• другие документы по усмотрению аттестуемого.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития
педагога.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности
В этот раздел помещаются:
• материалы о результатах освоения обучающимися образовательных
программ и сформированности у них ключевых компетентностей по
преподаваемому предмету;
• сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года
на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и
других олимпиадах, конкурсах;
• результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
• сведения о наличии медалистов;
• сведения о поступлении в вузы по специальности и т. п.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике
результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за
определенный период.
Раздел 3. Научно-методическая деятельность
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о
профессионализме педагога: • обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта
учебно-методической литературы;
• обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных
технологий;
• обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных
средств педагогической диагностики для оценки образовательных
результатов;
• использование информационно-коммуникативных технологий в
образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами
развития и т. п.;
• работа в методическом объединении, сотрудничество с городским
методическим центром, вузами и другими учреждениями;
« участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
• участие в методических и предметных неделях;
• организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и
т. п.;
• проведение научных исследований;
• разработка авторских программ;
• написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
• подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
• другие документы.
Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету
Раздел содержит документы:
• список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ,
проектов, выполненных учащимися по предмету;
• список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований,
интеллектуальных марафонов и др.;
• сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью
проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-
ринги и т. п.);
• программы работы кружков и факультативов
• другие документы. Раздел 5. Учебно-материальная база
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его
наличии):
• список словарей и другой справочной литературы по предмету;
• список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации,
портреты и др.);
• наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон,
музыкальный центр, диапроектор и др.);
• наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы
виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т.
п.);
• аудио- и видеопособия;
• наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений,
примеров рефератов и сочинений и т. п.;
• измерители качества обученности учащихся;
• другие документы по желанию учителя.
Основная цель портфолио — оценивание работы учителя по теме
самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и
профессионального роста учителя, способствование формированию навыков
рефлексии (самооценки). Структура портфолио может быть разнообразной.
Комментарий к портфолио должен быть вдумчивым, отражающим
собственные мысли учителя в отношении его деятельности, дающим полную
картину творческого роста педагога. Он может быть представлен в виде
отдельного письма читателю, выступления, краткого параграфа с
выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т. д.
В документах собираются материалы, регламентирующие работу педагога
(положение о едином орфографическом режиме, ведении и проверке
тетрадей, нормах оценки и др.).
В творческом досье представлено собрание различных творческих,
проектных, исследовательских работ учителя, описание его авторских
методик, разработок, программ; а также сведения об основных направлениях
его творческой активности, участии в научных конференциях, конкурсах,
педагогических чтениях, прохождении курсов повышения квалификации;
карта творческого роста и др. В диагностике успешности учителя содержатся результаты оценки и
самооценки педагога: личности учителя, педагогической деятельности,
педагогического общения, качества образовательного процесса (анализ
работы за 3 года: срезы знаний, итоги успеваемости, учебная нагрузка
учителя, программный банк, использование современных технологий,
результаты олимпиад, план развития кабинета).
Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным
видам деятельности, представленные администрацией гимназии, коллегами,
родителями, а также самоанализ деятельности педагога: отзыв о творческой
работе, выступлении на НПК, педагогических чтениях, педсовете и др.,
рецензия на статью, методический бюллетень о проведенных открытых
уроках, заключение о качестве выполненной работы (творческой,
исследовательской), резюме, подготовленное педагогом, с оценкой
собственных профессиональных достижений.
Электронный учебник
Скачать: Как создать электронное портфолио
Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости
от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель
проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и
систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои
возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более
высоких результатов.
Скачать : Портфолио профессиональной деятельности педагога на высшую и
1 кв. кат. Скачать Портфолио профессиональной деятельности педагога
дополнительного образования на высшую и 1 кв. кат.
Основными принципами портфолио являются системность, достоверность и
объективность представленных материалов. Однако, часто педагоги
начинают его формирование в последний год: выступают на всех
методических объединениях, проводят открытые уроки, участвуют во всех
конкурсах. Работу с портфолио необходимо вести постоянно. Как учитель
работал в межаттестационный период, хорошо прослеживается в его
материалах.
Скачать: Структура портфолио аттестующегося педагога
Методические рекомендации к аттестации Как создать социальный проект
Как разработать педагогический проект
Как сделать аналитический отчет
Как создать образовательный проект
Как обобщить опыт педагога
Методическая поддержка педагогов в продвижении профессиональной
карьеры
Портфолио учителя как обобщение и систематизация педагогических достижений
Портфолио учителя как обобщение и систематизация педагогических достижений
Портфолио учителя как обобщение и систематизация педагогических достижений
Портфолио учителя как обобщение и систематизация педагогических достижений
Портфолио учителя как обобщение и систематизация педагогических достижений
Портфолио учителя как обобщение и систематизация педагогических достижений
Портфолио учителя как обобщение и систематизация педагогических достижений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.