Дошкольный возраст — это период многообразного проявления двигательной активности ребенка. Трудно представить себе дошкольника неподвижным и внутренне сосредоточенным, за исключением 183 разве тех моментов, когда он погружен в слушание сказки и внимательно следит за жизнью ее героя. В раннем детстве формирование новых движений происходит в процессе усвоения предметных действий и является побочным продуктом практической деятельности ребенка, в центре которой стоит предмет и овладение им.
Дошкольный возраст – это …
Дошкольный возраст – период интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.
Если ребенок в конце раннего детства говорит: «Я большой», - то дошкольник к 7 годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность – учебную.
Дошкольный возраст — период расцвета детской познавательной активности.
К 3—4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Примерно с 5 лет начинается расцвет идей маленьких философов о происхождении луны, солнца, о сходстве разных животных, о нравах растений и пр. Постепенно возникает первый абрис детского мировоззрения.
В дошкольном детстве значительные изменения происходят всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.
Младший дошкольный возраст
Дошкольник 3-4 лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть».
Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть».
Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания - мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс.
Особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.
Средний дошкольный возраст
У детей 4-5 лет понимание необходимости бытовых процедур становится более обобщенным, приобретая перспективную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть сильным».
Дети среднего дошкольного возраста могут описать в речи последовательность действий при выполнении бытового процесса и назвать необходимые для его выполнения предметы.
Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.
Старший дошкольный возраст
В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требований взрослых.
Старший дошкольник осознает, что для установления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим: «Надо причесываться, чтобы не ходить лохматым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», - утверждает Ксюша В. (6 лет 7 мес.).
Для старших дошкольников важное значение имеет качественное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто.
Особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:
- формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их; - происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности; - изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы поведения в быту; - складываются первые бытовые привычки; - ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе.
Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
Отличается от производительного и бытового труда взрослых.
Не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Специфика состоит в том, что он тесно связан с игрой. У этих видов деятельности общий источник - потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности.
В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых.
В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата. Ее развитие идет по пути возрастания условности игровых действий.
Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
А.С.Макаренко
Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства. Кроме этого вида игры, дошкольник осваивает игры с правилами (дидактические и подвижные), которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств. Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи.
Особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте: - игра становится самостоятельной деятельностью ребенка; - ребенок осваивает разные виды игры; - с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя возможности познания этих сфер.
Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
В сюжетно-ролевой игре ребенок осуществляет символизацию (замещение) двух видов. Во-первых, он переносит действие с одного предмета на другой при переименовании предмета, что выступает средством моделирования человеческих действий. Во-вторых, он берет на себя роль взрослого при воспроизведении смысла человеческой деятельности посредством обобщенных и сокращенных действий, приобретающих характер изобразительных жестов, что выступает как средство моделирования социальных отношений.
Чем старше ребенок, тем большую самостоятельность он проявляет в выборе и использовании предметов-заместителей, тем меньшее значение для замещения играет внешнее сходство, а большее - сходство функциональное, и тем шире круг предметов, которые он замещает. Чаще в качестве предметов-заместителей выступает предметно не оформленный материал, поскольку его функция не фиксирована: камешки, лоскутки, палочки, обрывки бумаги.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.