Какой он, современный учитель? Учитель должен быть мастером не только своего счастья, но и своего дела. Его цель - учить, воспитывать, творить Человека, формировать неповторимую личность. Успехи ребенка в учении, его чувство собственного достоинства – это огонек радости творческого труда.
Василенко Светлана Фёдоровна
МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский
учитель начальных классов
Портрет современного педагога
Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. В наш
современный XXI век изменения, происходящие в стране, в обществе коренным образом затрагивают
и школьную жизнь: изменяется не только программа, учебники, методы и формы работы, но меняется
и сама жизнь ученика. И учитель не должен отставать от этой бурлящей жизни.
Учитель в современной школе должен быть требовательным, но справедливым и всегда давать
право ученику ответить, реализовать себя. Конечно, для этого необходимо быть опытным
специалистом, настоящим профессионалом своего дела. Но что главное в работе учителя? Размышляя
над этим вопросом, можно сделать вывод, что главной задачей работы учителя в настоящее время
это помогать детям получать новые знания, используя современные информационные технологии и
эффективные методы обучения, а также уметь сформировать у ученика информационную
компетентность, развивать у учащихся любознательность, познавательный и творческий интерес.
Современный учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и
вместе с ним совершить восхождение. Это должно стать первым принципом, которым должен
руководствоваться учитель в своей профессиональной деятельности.
Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, учитель раскрывает им свое мироощущение, свою
систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг. И это должно быть искренне. Любая
фальшь будет замечена и способна разочаровать, ранить юные души. Быть честным, искренним –
второй принцип.
Следующий принцип – это принцип соблюдения ценностейидеалов, обращенных в нравственные
ориентиры воспитания: истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятие
которых человек становится духовным.
Дети, которые приходят в школу, хотят быть принятыми, жаждут успеха, интересной и веселой
жизни. Именно в создании комфортности обучения и воспитания каждого такого ученика состоит
четвертый принцип деятельности.
Пятый принцип заключается в том, чтобы содействовать развитию способности ребенка,
осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать
свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность,
инициативу, творческий потенциал. Умение увлечь учеников, и есть мастерство учителя, к которому
он должен стремиться. Пытаться каждому на конкретных примерах объяснить, как ему в жизни
пригодятся знания, полученные на уроках. Ученику интересно всё то, что затрагивает его
чувственность, эмоции, вызывает тревогу, волнение и переживание.
Таковы принципы, которыми должен руководствоваться в своей работе современный учитель.
Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют, и каждый
из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения. Учитель должен идти в
ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в
совершенстве владеть преподаваемым материалом. Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему
учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Соглашусь, что
эти слова Льва Николаевича актуальны и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.
1«Ребенок зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца». Василий Сухомлинский
Любовь учителя к детям должна быть такой, чтобы у ребенка пробуждалась чуткость сердца к
окружающему миру, ко всему, что создает человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего, к
самому человеку. Учитель должен любить и принимать своих детей такими, какими они есть. Учить
ребенка видеть, понимать, чувствовать сердцем это, пожалуй, наиболее тонко благоухающий цветок
в саду, имя которому воспитание чувств. Научить своих детей любить и наполнить их души любовью
к себе и к людям.
Общаясь с ребятами и их родителями, учитель должен помнить, что дети воспитываются той
семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Добиться того, чтобы родители
как воспитатели выступали в единстве это значит научить мудрости материнской и отцовской
любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности.
Учитель должен быть мастером не только своего счастья, но и своего дела. Его цель учить,
воспитывать, творить Человека, формировать неповторимую личность. Успехи ребенка в учении, его
чувство собственного достоинства – это огонек радости творческого труда.
Будущее учеников это будущее страны. Важно, чтобы каждый ребенок стал Человеком в мире
Людей, умел хранить семейные ценности, любил свою Родину.
2