Учебные предметы: окружающий мир.
Класс: 2А
УМК: Школа России
Тема: «Посмотри вокруг. Глобус- модель Земли»
Тип: открытие новых знаний, урок-исследование
Цель: создание условий для знакомства с понятием горизонт и линии горизонта; развитие умения обозначать их на схеме, давать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток; расширить знания о глобусе, как о модели Земли; узнать что такое горизонт; определить форму земли; научиться ориентироваться по компасу, солнцу, местным природным признакам.
Предметные результаты:
-усвоение первоначальных сведений о горизонте, линии горизонта, основных и промежуточных сторонах горизонта (умение различать стороны горизонта и обозначать их на схеме), находить на глобусе океаны и материки.
Метапредметные результаты:
-регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; планировать своё высказывание; оценивать правильность выполнения заданий; объективно относится к своим успехам (неуспехам); фиксировать в конце урока удовлетворённость (неудовлетворённость) своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем); контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности;
-познавательные УУД: находить и выделять при помощи учителя информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; понимать содержание текста, фиксировать полученную информацию в виде записей; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
-коммуникативные УУД: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении задания; поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное отношение друг с другом.
Личностные результаты:
-понимание и принятие норм и правил поведения на уроке; познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни; способность к сотрудничеству с учителем и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Оборудование: презентация на интерактивной доске МIMIO, учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 2 класс, интерактивная доска, интерактивный глобус.
Технологическая карта урока
Цель этапа |
Учебная задача |
Результат |
Этап мотивацииЦель:(самоопределения) к учебной деятельности.Умение включаться в учебное занятие |
Прозвенел уже звонок! Начинается урок! Тихо сели девочки! Еще тише мальчики! Как вы понимаете пословицу: «Знания не даются без старания». Тогда вперед! За новыми знаниями! |
Вывод: чтобы получить новые знания, нужно очень постараться.
|
2. Постановка цели и задач урока Цели: умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
Сегодня мы начнём изучать новый раздел. Куда отправимся в путешествия? Попробуйте отгадать! Планета
голубая, - Что вы знаете о нашей плане Земля? Фернад Магелан Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль- Прошло много лет с тех пор, как отважный Капитан Фернан Магеллан и его товарищи отправились в кругосветное путешествие. - Всё время они плыли в одну и ту же сторону на парусных кораблях в течение трёх долгих лет и возвратились домой с противоположной стороны. -Что доказывает это кругосветное путешествие? Чтобы изучить родную планету, что нам может помочь? На столе передо мной, Закрутился шар земной Арктика, экватор, полюс Уместил всю землю (глобус). А почему именно глобус? Что вы знаете о глобусе? Учебник стр.стр. 70 .Как называется тема урока? Что мы можем увидеть вокруг, если будем находиться на улице? Что мы узнаем сегодня на уроке? |
Откройте стр. 69, прочтите названия раздела.
Имеет форму шара.
Глобус, уменьшенная модель земли.
Модель земли, голубой цвет это вода, зеленый суша. Учебник стр. 70. Посмотрим вокруг. Чтение стр. 70 |
Новая тема: |
На слайде фотографии. Дома вы самостоятельно узнали о том, что такое горизонт и линия горизонта? Чем различаются и что общего? Дома вы самостоятельно посмотрели видеоматериал. Что такое горизонт? Что такое линия горизонта? Можно ли дойти до линии горизонта?
У горизонта есть 4 основные стороны Как они называются? Название сторон выбрано не случайно: Восток, это сторона, где восходит солнце над горизонтом. Запад – где оно садится, западает за горизонт. Юг - от старорусского слова юга – время, изнурительной жары от солнца, полдень. Север - от слова сивый, суровый, холодный. - Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг.
-Не заблудиться людям и сейчас помогает Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны (на востоке), а закатывается, садится с противоположной (на западе).
Большое расстояние от одной стороны горизонта до другой вызывало трудности в ориентировании, поэтому люди ввели промежуточные стороны горизонта. Их принято обозначать буквами Есть у горизонта основные стороны и промежуточные стороны. Север, юг, запад, восток - это основные стороны. Северо - запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток – это промежуточные стороны. Учи. ру. Закрепление с 3 задания Это бывает указано на специальных приборах - компасах. Компас – прибор для определения сторон горизонта. |
Суша, вода
Горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя. Линия горизонта – это граница между небом и землей. Нельзя достичь линии горизонта? Ведь по шару, как по кольцу, можно ходить бесконечно.
Восток, запад, север и юг.
Север, юг, запад, восток - это основные стороны.
Северо - запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток – это промежуточные стороны.
СВ – северо-восток, ЮВ – юго-восток, ЮЗ – юго-запад, СЗ –северо-запад.
Компас |
Практическая работа |
Определение сторон горизонта |
Работа в тетради. Взаимопроверка. По учебнику. Встали, кто сделал правильно. |
4. Физминутка. Цель: снять физическое и умственное напряжение. |
- Представьте, что вы стоите лицом на север (к учителю, к доске). - Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас? (сзади – юг, слева – запад (к окну), справа – восток(к двери) Повернитесь лицом на запад (к окну), юг (к стене), восток (к двери), север (лицом к доске). |
|
5. Работа в группах
|
1.гр.Найдите на глобусе океаны 2гр. Найдите на глобусе материки. 3гр. Найдите на глобусе нашу страну. На каком материке она расположена. 4гр. Работа на РЭШ 5гр. Придумайте маршрут путешествия.
|
Защита групп |
Рефлексия: Цель: подвести итог урока, умение проанализировать поставленные цели в начале урока |
Рефлексия 3 вопроса по итогам урока. |
|
|
А вот закончить урок мне хотелось бы таким вопросом: - Вы капитан корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля? Как вы будете ориентироваться? - Вот на следующем уроке мы и узнаем, как ориентироваться на местности, зная стороны горизонта, по местным признакам и приборам. Следующий урок мы начнем с ответа на этот вопрос. Что для этого нужно иметь на корабле?
|
|
|
Компас — прибор для определения сторон горизонта.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Земная поверхность, которую вы видите вокруг себя, называется горизонтом.
Граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью, называется линией горизонта.
Работа в группах.
-Человек ушёл на север в погоне за зверем. Куда ему следует возвращаться?
-Бурей рыбаков унесло в море, несло всё время на восток. Куда им нужно возвращаться?
-Воины после боя много дней преследовали врагов на лошадях в направлении на юг. Куда они будут возвращаться?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.