Задание1(1). Какие два из перечисленных понятий используются, в первую очередь, при описании политической сферы общества?
Страта; |
Ответ: |
Власть, демократия
1(1). Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов №2, указав номер задания.
Смысл понятия: |
Задание1(2). Какие два из перечисленных понятий используются, в первую очередь, при описании социальной сферы общества?
Страта; |
Ответ: |
Страта, социальная мобильность
1(2). Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов №2, указав номер задания.
1. Понятия: страта, социальная мобильность. |
Задание1(3). Какие два из перечисленных понятий используются, в первую очередь, при описании экономической сферы общества?
Нация; |
Ответ: |
Предложение, инфляция
1(3). Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов №2, указав номер задания.
2. Смысл понятия: |
Задание1(4). Какие два из перечисленных понятий используются, в первую очередь, при описании политической сферы общества?
Государство; акционерное общество; наука; тоталитаризм; социальная мобильность. |
Ответ: |
государство, тоталитаризм
1(4). Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов №2, указав номер задания.
2. Смысл понятия: государство — главный политический институт общества, обладающий суверенитетом, специальным аппаратом принуждения, публичными органами власти, который осуществляет управление обществом; тоталитаризм — политический режим, в основе которого полный контроль государства за всеми сферами общественной жизни, господство единой общеобязательной идеологии и однопартийность. |
Задание1(5). Какие два из перечисленных понятий используются, в первую очередь, при описании экономической сферы общества?
Страта; доход; власть; демократия; собственность. |
Ответ: |
доход , собственность
1(5). Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов №2, указав номер задания.
2. Смысл понятия: доход — денежные средства или материальные ценности, полученные лицом в результате экономической деятельности за определённый период времени; собственность— принадлежность экономических благ (материальных или духовных ценностей) определенным лицам — собственникам. |
Задание1(6). Какие два из перечисленных понятий используются, в первую очередь, при описании экономической сферы общества?
Нация; отклоняющееся поведение; производство; рынок; республика |
Ответ: |
производство , рынок
1(6). Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов №2, указав номер задания.
2. Смысл понятия: производство — процесс создания экономических благ, необходимых для удовлетворения нужд и потребностей человека; рынок — совокупность отношений возникающих между производителем и потребителем по поводу купли-продажи экономических благ. |
Задание1(7). Какие два из перечисленных понятий используются, в первую очередь, при описании духовой сферы общества?
Религия; доход; наука; демократия; социальная мобильность. |
Ответ: |
религия , наука
1(7). Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов №2, указав номер задания.
2. Смысл понятия: религия — сфера духовной культуры в основе которой лежит вера в сверхъестественные силы, бога или богов, организованное поклонение им; наука — сфера духовной деятельности человека, направленная на получение объективных, обоснованных и системно-организованных знаний об окружающем мире. |
Задание1(8). Какие два из перечисленных понятий используются, в первую очередь, при описании политической сферы общества?
Деньги; факторы производства; референдум; правоохранительные органы; искусство |
Ответ: |
референдум , правоохранительные органы
1(8). Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов №2, указав номер задания.
2. Смысл понятия: референдум — решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием; правоохранительные органы — специальные учреждения, действующих на основе закона, основная функция которых — охрана правопорядка, защита прав и свобод граждан. |
Задание1(9). Какие два из перечисленных понятий используются, в первую очередь, при описании политической сферы общества?
Судебная система; факторы производства; деньги; юридическая ответственность; нравственность. |
Ответ: |
Судебная система, юр. Ответственность
1(9). Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов №2, указав номер задания.
2. Смысл понятия: судебная система — совокупность действующих в государстве судов, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия; юридическая ответственность — применения мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение. |
Задание1(10). Какие два из перечисленных понятий используются, в первую очередь, при описании социальной сферы общества?
Деньги; статусный набор; референдум; правоохранительные органы; этническая группа. |
Ответ: |
Статусный набор , этническая группа
1(10). Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов №2, указав номер задания.
2. Смысл понятия: этническая группа — общность людей, члены которой обладают объединяющими их чертами культуры, языка, что позволяет им осознавать свое отличие от других подобных групп; статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком. |
Задание1(11). Какие два из перечисленных понятий используются, в первую очередь, при описании политической сферы общества?
Страта; доход; власть; демократия; собственность. |
Ответ: |
Власть, демократия
1(11). Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов №2, указав номер задания.
2. Смысл понятия: власть — возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей; демократия — политический режим, при котором источником власти является сам народ. |
Задание 6. (1) Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк Д.».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.?
Как ему правильно поступить в данной ситуации?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: скорее всего это мошенники, которые планировали получить конфиденциальную информацию и снять со счёта все деньги;
2) ответ на второй вопрос, например: ни в коем случае не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код; обратиться на "горячую линию" для клиентов и/или в службу безопасности банка.
Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких п смыслу формулировках
Задание 6.(2) Екатерина Александровна получила SMS-сообщение от банка, клиентом которого она является, о переводе определенной суммы денег с её банковской карты на неизвестный ей счёт. Что могло стать причиной этого факта? Как клиенту банка правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Правильный ответ может содержать следующие элементы
1. Скорее всего Екатерина Александровна стала жертвой мошенников, передав информацию о своем банковском счёте/карте и PIN-код к нему третьим лицам, которые воспользовались ею в корыстных целях.
2. Екатерина Александровне следует обратиться на «горячую линию» для клиентов банка и/или в службу безопасности банка для блокировки данной транзакции и карточки в целом
Задание 6.(3)
14-летнему Ивану родители оформили дебетовую банковскую карту. Теперь они могут перечислять ему денежные средства безналичным способом. Укажите какие преимущества дает такая форма хранения и пользования денежными средствами Ивану. Дайте Ивану один любой совет, что необходимо учитывать при использовании данной карты, чтобы не стать жертвой мошенников. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Правильный ответ может содержать следующие элементы: 1. Преимущества, например:
а) возможность совершать покупки дистанционно;
б) безопасное хранение денег, которые невозможно потерять;
в) возможность пополнять баланс карты удаленно, например когда родителей нет рядом и др.
2. Совет, например: ни в коем случае не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код посторонним людям; не хранить PIN-код вместе с картой, а запомнить его, либо записать и хранить в надежном месте.
Задание 6. (4) Совершеннолетней Антонине Арсеньевне досталась в наследство крупная сумма денег. Её брат, работающий брокером, посоветовал открыть индивидуальный инвестиционный счет и вложиться в ценные бумаги. Какие ценные бумаги Вы знаете? Укажите любые два примера ценных бумаг. Укажите одно имущественное право, которое дает своему владельцу любая из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание 6. (5) Полина Д. собиралась снять наличные деньги с карты в банкомате. В какой-то момент она обратила внимание, что молодой человек, который стоял в очереди за ней, подошел очень близко и внимательно следит за тем, что она будет набирать при снятии денег.
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Полины Д.? Как ей правильно поступить в данной ситуации?
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1. Скорее всего это мошенник, который планирует получить конфиденциальную информацию о PIN−коде ее карточки и впоследствии украсть или отнять карту и снять с нее деньги.
2. Прикрыть второй рукой клавиатуру, на которой вводится PIN− код, чтобы не было видно цифр; вытащить карту, не вводя PIN−код и дождаться, когда молодой человек уйдет.
Задание 6 (6)
У совершеннолетнего Василия сломался автомобиль. В автосервисе сообщили, что ремонт обойдется в 55 тысяч рублей. У Василия таких денег не было и он принял решение взять кредит в банке. Укажите два любых правила, которым следует придерживаться Василию при выборе кредитной организации. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
.
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1. Внимательно изучить кредитный договор на предмет наличия скрытых платежей;
2. Выбрать наиболее низкую процентную ставку по кредиту (в год, а не в день);
3. Обращаться в банк, а не в микрофинансовые организации и др.
Задание 6.(7)
Молодой человек Марк работает охранником в магазине. Из своей заработной платы он откладывает каждый месяц по 10 тыс. руб. на образование. Сбережения Марк хранит дома. За год он сумел накопить 120 тыс. руб. За это же время, как показала официальная статистика, цены выросли на 10%.
Как называется данное экономическое явление? Что необходимо сделать Марку, что бы его накопления не обесценивались?
Задание 6.(8) Сидору П. в наследство от бабушки досталась половина квартиры в соседнем городе. Он продал эту часть второму наследнику за 1,3 млн руб. Доход был неожиданным, и Сидор не хотел сгоряча принимать решение, как лучше распорядиться деньгами, а решил пока положить их в банк под проценты. его друг, Арнольд предложил ему разместить деньги в недавно появившейся организации «К.», которая обещала через месяц доход в три раза выше годового дохода по банковскому депозиту. Какой выбор следует сделать Сидору? Ответ обоснуйте.
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1. Сидору стоит разместить деньги в банке под процент.
2. Обоснование: вклад в банке застрахован, следовательно даже в случае банкротства банка, деньги Сидор сохранит; проценты по вкладу защитят деньги от обесценивания; вариант предложенный Арнольдом содержит признаки финансовой пирамиды, участие в которой может лишить Сидора денег.
Задание 6.(9) 15−летней Александре Е. на день рождение родители подарили 5 тысяч рублей. Александра решила отложить подаренные средства и накопить на новый смартфон. По совету отца она обратилась в банк X для открытия там вклада (депозита). С какого возраста в России разрешено самостоятельно вносить денежные средства в кредитные организации и распоряжаться ими? Что необходимо учесть Александре при выборе банка и предлагаемых им услуг, чтобы наиболее рационально разместить свои денежные средства. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1. По достижению 14−летнего возраста.
2. Необходимо выбрать вариант депозита (вклада) с наибольшим процентом; следует выбирать банк с хорошей репутацией, который существует продолжительное время на рынке банковских услуг и т.д.
Задание 6.(10) Петр учится в 10-ом классе. Он хочет купить новый смартфон определенной модели и марки, но у него не хватает накопленных денег. Тогда он начинает искать данную модель смартфона в интернете. На одном из сайтов Петр нашел данную модель со стоимостью в три раза ниже, чем в магазине. Единственным условиям, которое насторожило Петра было требование внести 100% предоплаты на электронный кошелек.
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Петра? Как ему правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1. Скорее всего это мошенники, о чем свидетельствует необъяснимо низкая цена; после внесения предоплаты смартфон либо не придет к получателю, либо придет его некачественная подделка, а деньги обратно будет не получить, так как магазин исчезнет.
2. Ни в коем случае не покупать в интернет−магазинах с подозрительно низкими ценами, пользоваться услугами проверенных фирм.
Задание 6.(11) Листая ленту в социальной сети Аркадий увидел просьбу о помощи ребенку, которому требуется срочная операция, иначе он умрет. В обращении был указан номер карты, на которую можно перечислить материальную помощь. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Аркадия? Как ему правильно поступить в данной ситуации, если он хочет знаться благотворительностью? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1. Скорее всего это мошенники, которые используя ненастоящие фотографии и данные пытаются выманить у сердобольных граждан денежные средства.
2. Необходимо обратиться в известный благотворительный фонд, которому можно доверять; можно попытаться связаться с семьей данного ребенка и посетив ее выяснить, на самом деле им требуется помощь или это обман.
ЗАДАНИЕ 12. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им предложили определить, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности) (можно было дать несколько ответов).
Сформулируйте выводы: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется а) сходство и б) различие. Запишите развёрнутый ответ.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и
высказаны предположения:
а) о сходстве, например: граждане всех возрастных групп в равной мере считают, что человеку нужно знать конституционное право (так как каждый гражданин должен знать свои права и обязанности, основы конституционного строя);
б) о различии, например: граждане старше 60 лет в меньшей мере, чем граждане других возрастных групп, считают, что человеку нужно знание гражданского права (так как гражданское право регулирует имущественные отношения, вопросы собственности, заключения договоров и т.п.; эти вопросы волнуют пенсионеров несколько меньше, чем граждан более молодого возраста).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения (4 балла)
ЗАДАНИЕ 12. Учёные изучали мнение жителей страны Z. Совершеннолетним гражданам с различным уровнем образования задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т.п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и
высказаны предположения:
а) В обоих группах большинство граждан выказали готовность участвовать на безвозмездной основе в экологических организациях (так как в современном обществе остро стоит глобальная экологическая проблема, что понимают все люди вне зависимости от их уровня образования).
б) Граждане с высшим образованием в большей степени, нежели граждане со средним образованием, готовы участвовать в деятельности благотворительных организаций, помогать больным и бездомным (так как граждане с высшим образованием, как правило, придерживаются более гуманных взглядов и готовы помогать ближнему). Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения (4 балла)
В 2015 г. в странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и
высказаны предположения:
а) Пятая часть респондентов как в стране Z, так и в стране Y считает, что наиболее важно для их страны развитие технологий (так как развитие технологий способствует развитию экономики страны в целом, но не позволяет решить сиюминутные бытовые проблемы, в любой стране есть небольшая, но устойчивая группа сторонников данного варианта ответа).
б) В стране Z большая часть респондентов, нежели в стране Y выступает за решение социальных проблем (так как в государстве Z, возможно, менее развита социальная сфера и социальная политик государства не так эффективна, как в государстве Y).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения (4 балла)
Учёные опросили 35-летних работающих мужчин и женщин страны Z. Им задавали вопрос: «Как в жизни современной женщины должны сочетаться дом и работа?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и
высказаны предположения:
а) Как мужчины, так и женщины в большинстве выступают за сочетание женщиной работы и семьи (так как в обществе господствует демократический тип семьи и равноправие между мужчинами и женщинами).
б) Среди женщин, по сравнению с мужчинами, преобладает позиция, что сочетания работы и семейных обязанностей даёт женщине возможность добиться равных с мужчиной успехов (так как данная позиция в большей степени отражает женские интересы, нежели мужские).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения (4 балла
В стране Z социологические службы провели опрос на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?»
Полученные результаты (в %) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
а) Среди обеих возрастных групп преобладает мнение, что респонденты ежедневно ощущают на себе проявления глобальных проблем (так как в современном обществе очень остро стоят глобальные вызовы, что можно наблюдать по экологической ситуации, массовой миграции из стран «Юга»; данные проблемы активно освещают СМИ, следовательно все люди чувствуют проявления глобальных проблем).
б) Среди 20-летних граждан, по сравнению с 40-летними, меньше тех людей, кто ничего не знает о глобальных проблемах (так как в современной школе изучения глобальных проблем входит в курс географии, обществознания, английского языка, следовательно молодежь знает о них больше, чем старшее поколение, которое в школе не изучало данный вопрос).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения (4 балла
Социологическая служба страны Z регулярно проводит опросы общественного мнения. Гражданам был задан вопрос: «Как Вы участвуете в политической жизни страны?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
а) Среди респондентов во все года преобладает отсутствие интереса к политике, отказ от посещения выборов (так как граждане данного государства довольны своим положением и не стремятся что-то менять, поэтому среди них развит абсентеизм).
б) Среди респондентов, опрошенных в 2005 году, по сравнению с респондентами последующих лет, можно наблюдать больший уровень участия в митингах и демонстрациях (так как в данном государстве постепенно решаются наиболее острые проблемы, общество становится более политически стабильным и не участвует в митингах и демонстрациях). Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения (4 балла
Учёные опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
а) Как для юношей, так и для девушек главным трудовым мотивом служит материальное благополучие (так как основная масса людей именно с этой целью работает, не имея иных источников доходов).
б) Девушки в меньшей степени, чем юноши прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице (так как многие девушки планируют уход в декретный отпуск и вопрос карьеры для них стоит на третьем месте).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения (4 балла
Социологические службы опросили 25-летних и 60-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
а) Граждане всех возрастных групп в большей степени считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни (так как большинство людей совершают отклоняющееся поведения из-за воспитания, уровня их нравственности).
б) Граждане 60 лет в меньшей мере, чем граждане 25-лет, считают, что люди подпадают под влияние социальной группы, демонстрирующей отклоняющее поведение (так как для 60-летних людей в меньше степени характерна принадлежность к тем или иным субкультурам, чье поведение отклоняется от общепринятого)
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения (4 балла)
Учёные опросили совершеннолетних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
а) Большая часть как юношей, так и девушек считает, что и муж и жена должны вести домашнее хозяйство (так как в стране Z господствует демократический тип семьи, равноправие между мужчиной и женщиной).
б) Большая часть юношей, нежели девушек считают, что домашнее хозяйство должна вести жена (так как среди юношей сильнее предпочтения к патриархальному типу семьи).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения (4 балла)
Учёные изучали мнение жителей страны Z. Совершеннолетним гражданам с различным уровнем образования задавали вопрос: «Как в жизни современной женщины должны сочетаться дом и работа?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
а) Наименьшая доля граждане обоих групп в равной мере считает, что женщины должны посвятить свое время исключительно работе и карьере (так как в обществе женщина рассматривается, прежде всего, как мать, которая создав семью, будет не только работать, но и воспитывать детей).
б) Граждане со среднем образованием в большей степени нежели граждане с высшим образованием считают, что женщина после рождения ребенка должна оставить работу (так как среди менее образованных людей господствует патриархальная модель семьи).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения (4 балла)
В странах Z и Y учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
а) Большая часть граждан обоих государств считает, что они платят налоги, так как их часть обеспечивает пенсии и социальные пособия (так как многие гражданине рано или поздно выйдут на пенсию или могут оказаться в ситуации, когда им потребуется выплата государственного пособия).
б) В три раза больше граждан государства Z, чем государства Y не планирует платить налоги, пока правительство не наведет порядок в полиции, здравоохранении, образовании (так как в государстве Z больший уровень коррупции среди государственных служащих и ниже уровень медицины, образования).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения (4 балла)
А | Б | В | Г | Д |
ГРУППЫ ПРАВ | ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА |
А) право на жизнь Б) право на участие в управлении делами государства В) свобода предпринимательской деятельности Г) свобода совести и вероисповедания Д) право избирать и быть избранным | 1)гражданские (личные) |
1
2
3
1
2
15 задание
А | Б | В | Г | Д |
Признаки |
|
А) выдвижение и проверка гипотез | 1) наука |
1
2
2
1
1
А | Б | В | Г | Д Е |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА | ТИПЫ ОБЩЕСТВА |
А) сословная структура общества | 1) традиционное общество |
1
2
2
1
22
15 задание
А | Б | В | Г | Д |
ПРАВООТНОШЕНИЯ | ОТРАСЛИ ПРАВА |
А) определяет порядок наследования | 1) семейное |
3
2
1
3
2
15 задание
А | Б | В | Г | Д |
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА | группа ПРАВ и СВОБОД |
А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь | 1) гражданские (личные) |
3
1
1
2
1
15 задание
ВЗАДАНИЕ 19. Учитель, раскрывая сущность человека, охарактеризовал черты, которые являются схожими у человека и других живых существ, и черты, которые отличают человека от других живых существ. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) приспособление к условиям окружающей среды 2) способность к выдвижению целей и задач деятельности 3) инстинкты и рефлексы 4) сознание и речь |
1 | 2 | 3 | 4 |
1
3
2
4
ВЗАДАНИЕ 19. В приведенном списке указаны черты сходства класса и нации и отличия класса от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) занимает определенное место в системе производства |
1 | 2 | 3 | 4 |
2
3
1
4
ВЗАДАНИЕ 19. Различные виды социальных норм определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям. В приведённом ниже списке указаны черты сходства правовых и моральных норм и их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. Получившуюся последовательность цифр внесите в ответ.
1) регулируют общественные отношения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1
3
2
4
ВЗАДАНИЕ 19. В приведённом списке указаны черты сходства и черты различия между нормами права и морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) регулируют жизнь общества |
1 | 2 | 3 | 4 |
1
4
2
3
ВЗАДАНИЕ 19. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y — тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) пресечение нарушений общественного порядка |
1 | 2 | 3 | 4 |
1
2
3
4
ВЗАДАНИЕ 19. Илья изучал конституционное устройство России, федеральные и региональные органы власти. Сравните полномочия этих органов власти. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1
3
2
4
ВЗАДАНИЕ 19 В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
|
1 | 2 | 3 | 4 |
1
3
2
4
ВЗАДАНИЕ 19. В приведенном списке указаны черты сходства класса и нации и отличия класса от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
|
1 | 2 | 3 | 4 |
2
3
1
4
ВЗАДАНИЕ 19. Инна учится в 9 классе общеобразовательной школы, после сдачи выпускных экзаменов она планирует продолжить обучение в старших классах своей школы, получить среднее общее образование. Сравните две ступени образования, упомянутые в условии задания — основную школу и среднюю школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
|
1 | 2 | 3 | 4 |
2
4
1
3
ВЗАДАНИЕ 19. В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
|
1 | 2 | 3 | 4 |
1
3
2
4
ВЗАДАНИЕ 19. Учитель на уроке рассказывал о юридической ответственности. Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) наступает только за совершённое преступление |
1 | 2 | 3 | 4 |
2
3
1
4
ОТВЕТ:
Правительство РФ
Орган государственной власти | Полномочия |
…………… | Разработка и исполнение государственного бюджета |
Федеральное собрание РФ | Разработка и принятие законов РФ |
ЗАДАНИЕ 20. Орган государственной власти. Полномочия Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОТВЕТ:
Референдум
ЗАДАНИЕ 20. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМЫ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Выборы | Участие граждан в формировании органов государственной власти, местного самоуправления или наделении полномочиями должностного лица |
................. | Голосование в целях принятия решений по наиболее важным вопросам государственного и местного значения |
ОТВЕТ:
Морали
ЗАДАНИЕ 20. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Правовые нормы | Формально определённые правила поведения, |
Нормы | Правила поведения, в которых выражаются представления людей о добре и зле |
ОТВЕТ:
Образование
ЗАДАНИЕ 20. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Правовые нормы | Формально определённые правила поведения, |
Нормы | Правила поведения, в которых выражаются представления людей о добре и зле |
ОТВЕТ:
Власть
ЗАДАНИЕ 20. Запишите слово, пропущенное в таблице.
КРИТЕРИЙ СОЦИАЛЬНОЙ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Доход | Количество денежных поступлений индивида |
___________________________ | Способность навязывать свою волю |
ОТВЕТ:
Мораль
ЗАДАНИЕ 20. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Области (сферы) духовной культуры | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
... | Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни |
Образование | Целенаправленный процесс обучения и воспитания |
ОТВЕТ:
Мажоритарная
ЗАДАНИЕ 20. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
... | Система формирования выборных органов через персональное представительство, избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей |
Пропорциональная | Система формирования выборных органов власти через партийное представительство |
ОТВЕТ:
Общение
ЗАДАНИЕ 20. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Учение | Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков |
... | Вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями |
ОТВЕТ:
С тратификация
ЗАДАНИЕ 20. Запишите слово, пропущенное в таблице.
СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Социальная мобильность | Любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую |
Социальная ... | Существующее в обществе структурированное неравенство между различными социальными группами по уровню их богатства, власти или престижа |
3. В классе появился новый ученик, который стал претендовать на место лидера. Среди одноклассников возник конфликт: часть ребят поддержала новенького, часть – нет. Что поможет цивилизованно разрешить конфликтную ситуацию? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие позиции.
1) сотрудничество двух лидеров 2) стремление двух группировок класса существовать изолированно 3) взаимный бойкот лидерами друг друга 4) разговор двух лидеров, направленный на поиск компромисса 5) обращение за помощью к посреднику в целях разрешения конфликта |
Ответ: |
145
Может быть дано такое объяснение:
Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми независимо от их социального
статуса, возраста, пола. Вежливость предполагает воспитанность, соблюдение правил приличия и умение выслушать точку зрения любого человека.
Может быть дано иное объяснение
1) В стране Z существуют различные формы собственности, включая частную и государственную. 2) Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции на экспорт. 3) Собственниками земли, предприятий являются частные лица. 4) Промышленное производство растёт быстрыми темпами. 5) Валюта страны Z высоко ценится на международном валютном рынке. |
Ответ: |
13
ЗАДАНИЕ 5. В стране Z активно развивается крупное машинное производство, растут города. Работники добились от правительства принятия справедливого законодательства о труде. Какие признаки подтверждают наличие в стране Z рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.
ЗАДАНИЕ 8. На фотографии изображена семья.
Какой вид экономической деятельности осуществляют члены семьи? Используя личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил. Запишите развёрнутый ответ.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: покупку продуктов питания/хозяйственнобытовую/ деятельность потребителя и т.п.;
2) два правила с пояснениями, допустим:
- заранее продумать все, что хотите купить - составить список (иначе вероятность купить что-нибудь лишнее сильно возрастает.
Кроме того, в суматохе можно забыть купить что-то
действительно необходимое);
- брать товар не на уровне глаз (Все, что находится на уровне глаз, чаще всего дороже, чем то, что лежит на нижних или верхних полках. Прежде чем сделать выбор старайтесь внимательно посмотреть на все полки с нужным продуктом и сравните цены.
Скорее всего, на самой нижней полке вы найдете именно то, что вам нужно по более выгодной цене).
ЗАДАНИЕ 15. Степану – 14 лет, Ивану – 12 лет. Какие из приведённых действий Степан вправе осуществлять, в отличие от Ивана? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими 2) быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей 3) совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями для свободного распоряжения 4) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами 5) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей |
Ответ: |
145
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.