Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов
Оценка 4.8

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
01.03.2018
Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов
Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
Пособие по возрастным особенностям детей 1- 4 классы.doc
Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов: для учителей и родителей ПеРВОКЛАССНИК Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д. В этот же период жизни, в 6—7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович). Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен. занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события. В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать уверенности в себе. НОВЫЕ ПРАВИЛА Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь. удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6—7 лет. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 – 14 годам, а по некоторым данным – лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и впечатлительны, пр. Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций. Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано. Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, плане психофизиологического, психического и социального развития, чем как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника. шаги в своем развитии. ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 3. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 4. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 5.Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 6. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 7. Ваш ребенок пришел в школу учиться. Когда человек учится, у него может, что-то сразу не получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 8. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий 9. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. ВТОРОКЛАССНИКИ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям с взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще не что ждет его в школе. знаю, как смогу». близких взрослых. Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников. Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, Это связано с включением ребенка в процесс систематического обучения. «В школе ребенок выступает объектом перманентных социально-нормированных оценок, что побуждает его к активному поиску путей соответствия этим оценкам. Эта ситуация «поворачивает» ребенка на себя, формирует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные и вместе с тем более целостной. поступки. Все это способствует становлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как особому объекту познания» (А.В. Захарова, 1998). Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников, Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов». Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки. Осложняющим фактором является и то, что критерии, по которым оцениваются результаты учения, для детей недостаточно ясны и во многом неопределенны. ОЦЕНКА И ОТМЕТКА результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах. Оценка не тождественна отметке. Оценка — это процесс оценивания; отметка — Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель (или другой взрослый) сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, Как правило, в школьной практике учителя ограничиваются лишь объявлением отметки, не давая развернутых комментариев к ней. И поэтому содержательная как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку. связь между результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой остается скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера Родители также редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем. Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить, критерии оценивания получил «пятерку», а сегодня — «тройку». своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей само довлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В.А.Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол- отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого жесткий безжалостный, неумолимый… Ребенок старается удовлетворить или — на худой конец — обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки» (В.А. Сухомлинский, 1969). К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю». Психолог Ш.А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица». Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению. Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько получении новых знаний. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе. ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего — с матерью. Однако нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с Причины неэффективности обучающих воздействий матери могут быть разными. Одна из них, не самая очевидная для родителей, но нередко встречающаяся, — Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным. нового или сложного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок несовпадение стилей познания ребенка и матери. точки зрения развития личности школьника. Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной Специальные психологические исследования (Э.М. Сагылян,1999) показывают, что непосредственно влияет на успешность их совместной учебной работы. Назовем деятельности получило название когнитивный (познавательный) диссонанс. рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери важнейшие параметры, по которым могут совпадать (или не совпадать) когнитивные стили матери и ребенка. —                 направленность в изучении материала: от общих закономерностей к конкретным примерам или, наоборот, движение от фрагментов к целому, от элементов к системе; —                 умение связывать вновь изучаемый материал с уже имеющимися знаниями; —                 форма восприятия материала: абстрактная, опирающаяся на общие схемы и формулы, или конкретная, сопровождающаяся наглядными иллюстрациями (либо опорой на собственный жизненный опыт ребенка); —                 умение самостоятельно контролировать выполнение домашних заданий, давать оценку качеству своей работы; —                 наличие (или отсутствие) склонности к конкретным учебным предметам; —                 эмоциональная насыщенность общения матери и ребенка в процессе Когнитивный конфликт может иметь место, если для ребенка характерно выполнения домашних заданий. обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери — внимание к деталям К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных особенностей, предпочитает объяснять ребенку материал, и частностям. опираясь на конкретные примеры. К когнитивному "конфликту" может привести преобладание у ребенка аналитического рассудочного склада yмa, а у матери — повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными несущественными отвлечениями. Познавательный конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный. Следствием возникающего когнитивного конфликта между познавательными стратегиями матери и ребенка может стать формирование отрицательного отношения последнего к выполняемой дома учебной работе. Совместное с матерью выполнение домашних заданий начинает осложняться устойчивыми конфликтными повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так отношениями между ребенком и взрослым. Регулярность, ежедневная называемого «смыслового барьера», в результате чего, он становится менее восприимчив, к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого. Понимание взрослым особенностей когнитивного стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника. ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Предлагаемый ниже опросник поможет вам обратить внимание на важные моменты в познавательном и личностном развитии второклассников, в организации их учебной работы, в ваших не предусмотрена. Достаточно того, что вы задумаетесь над взаимоотношениях с детьми по поводу учебы. Оценка ответов в баллах вопросами и, возможно, захотите что-то изменить в жизни своего ребенка 1. Какими словами вы обычно встречаете ребенка, вернувшегося из школы: A) «Что было сегодня на завтрак?" Б) "Что ты сегодня получил, какую отметку?» B) «Что нового сегодня узнал? Чему научился?» 2. Сколько времени тратит школьник на приготовление домашних заданий? A)      не более 1 часа Б) не более 2 часов B) может просидеть за уроками до позднего вечера 3. Самостоятельно ли ребенок выполняет домашние задания? A) работает преимущественно сам, вы только проверяете работу Б) задания по одним предметам выполняет самостоятельно, по другим - нуждается в дополнительной помощи с вашей стороны B) вы делаете уроки вместе с ребенком от начала до конца 4. Насколько хорошо ребенок понимает ваши объяснения? A) понимает быстро, вы легко можете объяснить ему любой материал Б) понимает не всегда, иногда приходится тратить много времени и сил для объяснения очевидного Г) лучше понимает объяснения других родственников (отца, бабушки и др.), B) практически никогда вас не понимает чем ваши 5. Как вы думаете, почему ваш ребенок ходит в школу? A) ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи Б) ему интересно узнавать в школе новое B) любит получать хорошие отметки Г) все ходят в школу, и он ходит Д) боится, что будет наказан, если не пойдет в школу Е) другой ответ 6. Как ваш ребенок сообщает дома о полученной «двойке»? А) говорит сам, по-деловому и откровенно Б) рассказывает о « двойке», только если специально об этом спросить В) не говорит, прячет дневник, может стереть отметку Г) рассказывает только бабушке (дедушке), но не вам Д) он никогда «двоек» не получал 7. Есть ли у вашего второклассника любимый школьный предмет? A) есть, особенно любит математику; считает, что математика развивает ум Б) есть несколько в равной мере предпочитаемых предметов (среди них называет и математику, и русский язык, и чтение, и иностранный язык) B) любимые предметы: пение и рисование (или физкультура) Г) другой ответ ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем, интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим». Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением. Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми. В беседе с родителями психологу важно подчеркнуть, что именно они могут оказать существенную помощь в проведении такой работы, направленной на реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, возрасте. Как, правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном развития внимания. Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый вклад в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко — в 2,1 раза — увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать. Психолог может предложить родителям комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания: разнообразные варианты корректурных заданий, «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и многое другое. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников — многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы. Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью». В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др. Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания. Для того чтобы помочь заинтересованным родителям правильно организовать развивающую работу с детьми, психолог может не только рекомендовать необходимую литературу, но и провести обучающие занятия для самих родителей. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого- запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием. Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения. индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать их деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте. Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ Люди перестают мыслить, когда они перестают читать. Д. Дидро К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как к самостоятельному интеллектуальному занятию. Как правило, в каждом классе читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей. Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как и любой другой навык, свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях. Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, поэтому, в случае явных затруднений, следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду. Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается, чему бы то ни было, в том числе и чтению. Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера, Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы? Как правило, читать любят дети читающих родителей. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и удовольствию. качестве подарков. т.п.). На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок), Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.). В доме должна быть детская библиотечка. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях). Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им. Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе. Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов — пусть дети читают все что угодно! Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения. Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть. ЧЕТВЕРОКЛАССНИКИ Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники — это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков. СФОРМИРОВАННОСТЬ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период. Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), и есть дети, предпочитающие словесное объяснение. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д. Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно. Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно отметить следующие: — слушать учителя; — выделять главную мысль сообщения; — связно пересказывать содержание текста; — отвечать на вопросы к тексту; — ставить вопросы к тексту; — делать содержательные выводы на основе полученной информации; — письменно выражать свою мысль; — привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.); — адекватно оценивать результаты собственной работы. Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы. Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, более многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по природоведению. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту? Детей необходимо учить работать с учебным текстом: выделять главную мысль; составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и т.д. Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно кинофильма, описать события прошедшего дня. С целью повышения попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного психологической грамотности родителей и предоставления им необходимых ориентиров для занятий с детьми психолог может познакомить их с приемом выделения смысловых мнемических опор. учащихся. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И СКЛОННОСТИ ДЕТЕЙ К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие — меньше. Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности. А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания, ребенка, и необходимо поддерживать. Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть сгружен в обрести уверенность в себе. Специальная анкета, разработчиками которой являются ребенке? Психологические тесты. Челябинск,) поможет родителям лучше осознать интересы и склонности своего ребенка, выбрать для него наиболее подходящую такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, де Хаан и Коф (см.: Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В.. Что я могу узнать о своем АНКЕТА СПОСОБНОСТЕЙ ВАШЕГО область внешкольных занятий. РЕБЕНКА. Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдения за ребенком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь Вам при анализе его поведения, умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех особенностей поведения ребенка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его способностей. Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по пятибалльной системе): 5 баллов – такое качество сильно выражено у Вашего ребенка; 4 балла – выражено выше среднего; 3 балла – выражено средне; 2 балла – слабо выражено; 1 балл – совсем не выражено. СПОСОБНОСТИ К ЗАНЯТИЮ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ. 1.      Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно). 2.      Читает книги, научно-популярные издания с определением своих сверстников 3.      Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактным понятий, на год-два. установлению обобщения. 4.      Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). 5.      Интересуется актерской игрой. 6.      Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. 7.      После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги. 8.      Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался. 10.  Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: 9.      Пытается выяснить причины и смысл событий. конструированием, построением, собиранием. 11.  Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим. 1.      Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешения ЛИТЕРАТУРНОЕ ДАРОВАНИЕ какого-либо конфликта. 2.      Приносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и 3.      Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное. 4.      Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет известном всем. основной мысли. 5.      Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства. 6.      Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии события, о которых рассказывает. 8.      Изображать в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, 7.      Любит писать рассказы и стихи. настроение, характер. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 1.      На занятиях все легко и быстро схватывает. 2.      Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических 3.      Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях. 4.      Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и повседневных ситуациях. следствием. высказывается взрослым, но имеет в виду. 7.      Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального 5.      Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не 6.      Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. 8.      Знает многое о таких события и проблемах, о которых его сверстники и не 9.      У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, 10.  Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год точно выражает свою мысль. догадываются. 11.  Решает сложные задачи, требующие умственного усилия. 12.  Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом 13.  Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов 14.  Оригинально мысли и предлагает неожиданные ответы, решения. 15.  Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданно. или два. взрослых. взрослых. 1.      Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ них. 2.      Хорошо поет. слушать музыку. 3.      В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. 4.      Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно 5.      Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. 6.      В пении или музыке выражает чувства, свое состояние. 7.      Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. 8.      Хорошо играет на каком-нибудь инструменте АРТИСТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ 1.      Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д. 2.       Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыгрывать какую-либо драматическую ситуацию. 3.      Передает чувства через мимику, жесты, движения. 4.      Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. 5.      С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания. 6.      Пластичен и открыт всему новому, не «зацикливается2 на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ людей (нет однообразия в сюжетах). 1.      На его рисунках и картинках – больше разнообразие предметов, ситуаций, 2.      Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную 3.      Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет своеобразные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. 4.      Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой 5.      Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает вещи, имеющие площадке, в работе с ножницами, клеем. художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.) 6.      Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и 7.      Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своем рисунке или в сделанном своими руками игрушке, скульптуре. 8.      Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать настроение. открыток). увиденное в трех измерениях. ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 1.      Хорошо выполняет задания по ручному труду. 2.      Интересуется механизмами и машинами. поиск». 3.      В мир увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, 4.      Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для 5.      Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы «на создания новых поделок, игрушек, приборов. поездов, радиоприемников. 6.      Любит рисовать чертежи и наброски механизмов. 7.      Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. СПОСОБНОСТИ К СПОРТУ 1.      Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым. 2.      Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях. 3.      Постоянно преуспевает в каком-либо виде спортивной игры. 4.      Бегает быстрее всех в классе. 5.      Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно. 6.      Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. 7.      Предпочитает проводить свободное время, играя в хоккей, баскетбол, теннис, футбол.

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов

Пособие по возрастным особенностям детей 1-4 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018