Конспект индивидуального логопедического занятия: «Постановка звука [р]»
Цель: обучение правильному произношению звука [р].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление кинестетического образа звука [р];
Коррекционно-развивающие:
- выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука;
- формировать направленную воздушную струю;
- учить правильно произносить звук [р], опираясь на слуховой и зрительный контроль;
- учить выделять звук в слове из потока других звуков;
- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям через игровые приемы.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Какое у тебя настроение? Хорошее? Давай улыбнемся и передадим свое хорошее настроение друг другу. Молодец!
Логопед: Я сейчас дам тебе карточку с стихотворением, а ты обрати внимание, какой звук пропущен в словах:
Ба..ашек.
Ст..игут ба.ашку под машинку
Бочок куд..явенький и спинку,
Не плачь ба..ашек че..ез год
Погуще шо..стка от..астёт.
Логопед: Правильно, пропущены звуки [р], [р’]
Логопед: Как ты думаешь, с каким звуком мы сегодня будем работать?
Логопед: Правильно сегодня мы будем учиться произносить звук [р], будем выполнять артикуляционную гимнастику. И ещё учиться определять место звука в словах.
Логопед: Ты любишь по утрам делать зарядку? Наш язычок сегодня будет делать зарядку.
2. Артикуляторная гимнастика.
Выполнение упражнений:
· «Вкусное варенье»
· «Блинчик»
· «Чашечка»
· «Фокус»
· «Дудочка»
· «Маляр»
· «Лошадка»
· «Грибок»
· «Гармошка»
· «Пулемет»
· «Барабанщики»
· «Жук»
3. Артикуляция звука
Показ картинки профиля звука [р]. Какие органы участвуют в произнесении звука?
Губы приоткрыты, зубы разомкнуты; кончик языка широкий, напряжённый, поднят к альвеолам, неплотно прилегает к ним. Голосовые складки сомкнуты. Под воздействием выдыхаемой струи язычок начинает вибрировать.
4. Постановка звука [Р].
1 способ
Язычок наверху в положении «парус», губы в улыбке. Говорим волшебный звук ДЗЗ. А пальчиком указательным прямым , как карандаш быстрыми движениями водим слева направо.
2 способ
Ставится механическим способом от звука [Д].
Выдыхаем воздух, улыбаемся и произносим звук [Д].
Повторяем слоги
ра-ра-ра, ро-ро-ро, ру-ру-ру, рэ-рэ-рэ, ры-ры-ры
5. Пальчиковая гимнастика
Я мячом круги катаю, взад вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает в лапке кошка.
Логопед: А сейчас мы попробуем написать букву «Р» в воздухе. Сначала напишем ее кистью, а потом пальцем.
6. Развитие звукового анализа.
Логопед: Определи место звука в слове.
Ромашка, костер, карта.
Логопед: повтори за мной слова- мир, пир, костер
7. Игра «Четвертый лишний»
Логопед: Послушай ряды слов и определи лишнее слово.
Рука, радуга, ракета, комар
Пожар, рак, костер, помидор
8. Развитие фонематического слуха
Игра поймай звук.
Логопед : услышишь звук [р] хлопни в ладоши.
Горка, удар, качели, пар, полка, Рома, дырка, костёр.
9. Рефлексия:
На доске
- Сегодня я научился……
- Мне больше всего понравилось…
-У меня не получилось……
10. Домашнее задание:
Выполнение артикуляционной гимнастики и упражняться в произнесении звука [р].
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.