Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 29 г. Уссурийска»
Уссурийского городского округа

«Многоязычие в системе гимназического образования через клубную деятельность»
«ПОСТРОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ»
Автор:
Ронская Ольга Леонидовна,
учитель английского языка
высшей квалификационной
категории
Уссурийск 2025 г.
ПОСТРОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Каждый человек – индивидуальность, имеющая свои склонности и особенности восприятия, памяти, мышления. Кроме того, каждый из нас бывал в ситуации, когда приходится вопреки занятости или объективным затруднениям в прохождении обучения освоить определенный объем информации, наработать навыки, системно решить творческие, логические или иные задачи. Очень сложно успеть многое и качественно, и это если говорить о нас, взрослых людях, а что же делать детям, у которых, одновременно идет интенсивный процесс обучения и возрастные процессы формирования новых нейронных связей.
Если обучение – это движение вперед, то мотивация – это «двигатель». Основной задачей учителя, в данной связи, является повышение заинтересованности в обучении, ориентирование ребенка в том отношении, что науки – это всегда такие области человеческого знания, которые могут и должны быть применены в практической жизни.
Индивидуализация образовательного процесса позволяет организовать педагогическую деятельность так, чтобы максимально приблизить учебный процесс к личностным особенностям, структуре внутренних ресурсов учащегося, четко определяя целесообразность включения тех или иных элементов в систему обучения в конкретный момент времени, а также необходимость использования тех или иных информационно-методических материалов. Одним из способов реализации требований ФГОС является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута.
Что же такое Индивидуальный Образовательный Маршрут?
Индивидуальный Образовательный Маршрут – это заранее спланированный путь следования обучающегося, который направлен на его воспитание или на развитие, или на обучение.
Из этого определения можно выделить сразу несколько педагогически значимых идей, на решение которых направлен данный вариант работы с детьми. Индивидуальный Образовательный Маршрут:
- целенаправлен, так как связан с конкретной целью и условиями её достижения;
- разрабатывается до начала реализации и определен уже имеющимися знаниями и опытом обучающегося;
- оформляется как индивидуальная образовательная программа.
Индивидуальный Образовательный Маршрут определяется образовательными потребностями и разрабатывается с учетом способностей и возможностей обучающихся, а также с учетом существующих стандартов содержания образования и содержания базовой образовательной программы.
На сегодняшний день, учитель – это не столько транслятор мыслей и идей, а человек, обладающий знанием того – как именно оптимальным способом дать возможность росту и развитию ребенка при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Принцип мотивационного обеспечения предполагает формирование заинтересованности учащегося и положительного эмоционально окрашенного педагогического воздействия. Мотивация – это двигатель любого процесса, предполагающий формирование стойкого, заинтересованного отношения субъектов индивидуальной деятельности ребенка к продвижению к запланированному результату.
Существует несколько направлений, где есть необходимость построения Индивидуального Образовательного Маршрута:
- Детям, кто имеет природные способности к освоению знаний и которым легко дается обучение в школе, нужно ставить и ставить новые цели, поскольку их интеллект подобен губке – умеет впитывать абсолютно все.
Поэтому будущий математик должен и может находить особенное и необходимое для себя в истории, а музыкант находить гармонию в физике или геометрии. Таким образом, основными задачами в работе с данной категорией учащихся может быть научение получать удовольствие от познаний в других областях знания, а также культуре самоорганизации, тайм-менеджменту и внутренней дисциплине.
- Обучение детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Тут необходима командная работа из представителей медицинских отраслей, дефектолога, психолога, если требуется, и логопеда. В данном случае, необходимо понять – насколько эффективно и какими способами решаема проблема социализации, в чем состоит природа затруднений в освоении предметных знаний, а также как именно можно оказать педагогическую помощь.
- Учащиеся с признаками социальной дезадаптации, поведенческими отклонениями, сниженной учебной мотивацией – это, как правило тоже неоднородная, по своей сути, группа учащихся.
- Одной из часто встречающихся, является категория отсутствовавших на учебных занятиях, вследствие необходимости участия в спортивных соревнованиях, конкурсах нуждается в форсированном (в отношении времени) получении учебных знаний.
Вот на эту категорию учащихся я бы хотела обратить внимание. Проблема в том, что стандартное течение образовательного процесса в школе способствует постепенному системному накладыванию одних информационных «блоков» на другие, что в свою очередь, повышает качество обучения. А длительное отсутствие не дает такой возможности разрешить проблему выстраивания системы знаний. Вместе с тем, превосходно, когда учащийся психологически готов к тому, что за относительно короткий период времени, он обязан освоить тот объем, который был изучен одноклассниками постепенно и за гораздо больший период времени. Учебная программа сама по себе не предполагает легкого ее освоения, в данном случае, нужно еще и форсировать упущенное время. Кажущаяся простота задачи может быть омрачена тем обстоятельством, что существуют предельные ресурсные возможности детей, обусловленные объективно существующими особенностями как возраста, так и самой личности, ее особенностей. Поэтому, основной задачей становится освоение знаний учебной программы в короткие сроки оптимальными способами.
Учащиеся 5-9 класса должны иметь, в своей основе, индивидуальные образовательные маршруты, ориентированные на развитие коммуникативной компетенции, умение вступать в диалог, понимать других людей, планировать деятельность и уметь работать в команде. Это связано с тем, что дети указанного возраста ориентированы на активное общение, приобретение нового круга общения, знаний о социуме и о себе. В связи с этим применяются следующие формы работы:
- Индивидуальная
- Групповая
- Коллективная
Индивидуальная форма учебной деятельности требует от учащегося определенной степени самостоятельности, где он сам продвигается в освоении предметных знаний, выбирая свой собственный темп работы, сравнивая свои прошлые достижения с настоящими. Учителю легко оценивать и определять успешность продвижения в рамках индивидуальной образовательной программы, поскольку индивидуальная форма обучения чаще всего и используется, помимо всего прочего, в качестве проверки результативности усвоения учащимися материала.
Однако у индивидуальных форм есть очевидные недостатки – они ограничивают возможность сотрудничества с другими детьми, не предоставляя возможности получить навыки социализации, дискутирования, использования бесконфликтных методов общения и всего того, чем так «богаты» групповые формы обучения.
Групповая форма деятельности реализует отношение «учитель - группа - ученик», причем корректирующее влияние на личность каждого из членов группы оказывает высокая степень самостоятельности и ответственности за качество выполнения задания. Самостоятельность растет от того, что группа делит объем работы на всех участвующих членов, соответственно, растет понимание, что от усилий и вклада каждого зависит результат выполнения. Поэтому и ответственность друг перед другом велика, в таких условиях работы не считается возможным отстраниться или сделать что-то «спустя рукава».
Групповая работа имеет преимущества:
- активизирует учеников в значительно большей степени, чем это может сделать широко используемая индивидуальная работа;
- служит формированию положительной мотивации, превращая потребности учения в общественную потребность;
- играет важную роль в преобразовании учащихся из объекта в субъект воспитания, причем таким субъектом становится тут не индивид, а объединение, группа.
Коллективная форма обучения характеризуется наличием общей цели, поставленной перед всем классом, обычно имеющей достаточную степень проблемности. Педагог задает цель, ставит проблему, но не указывает пути и средства достижения этой цели, подводит итоги деятельности не отдельных учеников, а всего класса в целом. Коллективная форма позволяет развивать творческий, креативный подход к решению проблемных ситуаций, поддерживать и вести дискуссии, споры, приучать следовать логике, развивать смысловую сторону речи. Итак, каждая форма учебной деятельности имеет свои преимущества и наиболее эффективна на том или другом этапе обучения. Но, тем не менее, существует необходимость сочетания этих форм при составлении индивидуального образовательного маршрута.
Безусловно, индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент) должен подкрепляться обязательным включением пунктов о том – как именно и за счет каких технологий должен исполняться данный маршрут.
Современные педагогические технологии позволяют существенно повысить качество образования, снизить нагрузку учащихся, более эффективно использовать учебное время. К числу широко применяемых в ходе проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы технологий относятся технологии развивающего обучения,исследовательская деятельность, проблемного обучения, здоровьесбережения, обучение в сотрудничестве.
Одна из очень продуктивных технологий обучения (теория решения изобретательских задач - ТРИЗ) заключается в том, что она позволяет находить разнообразные варианты решения проблемной ситуации, проводить рефлексию пройденного материала, развивать логическое и творческое мышление, осуществлять самооценивание результатов работы, развивать все виды универсальных учебных действий. Акцент на рефлексии существенно расширяет возможности рабочего взаимодействия «учитель-ученик», поскольку этот самоанализ позволяет объективно и системно осуществлять мониторинг результатов обучения. По этой причине при проектировании индивидуального образовательного маршрута стоит учитывать достоинства и специфику технологий, делая акцент на многокомпонентность результатов обучения (содержательного, коррекционной и воспитательной направленности).
Исходя из выявленных с помощью диагностики характеристики и качеств личности, можно определить формы и методы в рамках технологии индивидуального образовательного маршрута.
|
Качество личности |
Методы и формы работы |
|
познавательная потребность |
исследовательская деятельность |
|
сверхчувствительность к проблеме |
проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания |
|
склонность к задачам дивергентного типа |
творческие задания, которые допускают множество правильных ответов |
|
оригинальность мышления |
работа по разработке новых идей или уже существующих, «мозговой штурм», ТРИЗ |
|
высокая концентрация внимания |
сложные и сравнительно долговременные задания |
|
отличная память |
задания на развитие памяти, внимания и мышления |
|
способность к оценке |
задание по анализу или чужой деятельности |
На основе данной таблицы можно подобрать методы работы по индивидуальным образовательным маршрутам и добавить их к традиционным. Относительно форм занятий можно сказать, что они могут быть самыми разнообразными: игра, беседа, экскурсия, бенефис, наблюдение, практическое занятие, размышление, тренинг, творческая мастерская, творческий отчет, эксперимент, беседа эвристическая, круиз, мозговой штурм, «фабрика», занятие погружение.
Каждый учащийся оценивает свою деятельность и конечный продукт, уровень личных изменений. Сопоставляются личные заслуги с достижениями других. После самооценки и оценки создаются условия для коррекции и планирования дальнейшей коллективной и индивидуальной деятельности.
Подобные технологии хороши для всех категорий учащийся, важно только правильно методологически выстроить процесс обучения в рамках подобного рода технологий, предопределяя возможности применения тех или иных педагогических «инструментов».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.