Построение индивидуального образовательного маршрута для одарённых обучающихся в начальных классах
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +2
docx
классное руководство +2
1 кл—4 кл
12.02.2017
Для развития одарённости ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработок индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребёнка можно только одним способом - разрабатывать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого ученика, исходя из его индивидуальных возможностей, склонностей и особенностей.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, составленная и предназначенная для обучения конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одарённому ребёнку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.Обобщение опыта работы с одарёнными учащимися: разработка индивидуального образовательного маршрута "дорожной карты"
Брагина Индив формы обуч.docx
Брагина Я.М. МБОУ ООШ №9 г. Биробиджан
Построение индивидуального образовательного маршрута
для одарённых обучающихся в начальных классах
Для развития одарённости ребёнку необходимы индивидуальные формы
обучения. Поиски в направлении разработок индивидуальных форм организации
обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство
что предельно
зарубежных исследователей склоняются к тому,
индивидуализировать учебную деятельность ребёнка можно только одним
способом разрабатывать индивидуальные учебные планы («дорожные карты»
или образовательные маршруты) для каждого ученика, исходя из его
индивидуальных возможностей, склонностей и особенностей.
Проблема одарённости в настоящее время становится всё более
актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых
детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования
в целом.
Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно
ориентированный подход в образовании одарённых личностей, который
максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет
личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы
образования позволяет создать такие психологопедагогические условия, которые
обеспечивают активное стимулирование у одарённой личности самоценной
образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития,
самовыражения в ходе овладения знаниями, позволяет самореализоваться.
Самореализация является результатом воспитания личности на протяжении
всей её жизни. Но пока ребёнок находится в школе, процесс самореализации для
него особенно актуален, так как учебная деятельность важнейшая сфера
самовыражения школьника.
Индивидуальный образовательный маршрут («дорожная карта»)
это образовательная программа, составленная и предназначенная для работы с конкретным воспитанником, направленная на развитие его индивидуальных
способностей, которая поможет одарённому ребёнку раскрыть все свои таланты и
определиться в мире профессий.
Таким образом,
индивидуальная образовательная траектория
предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута
(содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации
(технологии организации образовательного процесса).
Развитие ребёнка может осуществляться по нескольким образовательным
маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда
вытекает основная задача педагога – предложить обучающемуся спектр
возможностей и помочь ему сделать выбор.
Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:
особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его
родителей в достижении необходимого образовательного результата;
возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной
личности;
ресурсными возможностями.
Необходимо пристальное внимание уделить этапу диагностики уровня
развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей.
Существует множество методик диагностики уровня развития
способностей и одарённости младших школьников. Назову некоторые из них:
тест «А не живёт ли с вами вундеркинд?»;
тесты Векслера, а так же различные методики и их комплексы (Е.П.
Торренс, Д.Б. Богоявленская, В.А. Петровский, К.В. Тарасова и др.;
«Карта одарённости» (А.И. Савенкова); опросники №1 и №2 (Леднёвой
С.А.);
диагностика умственных способностей;
анкета для родителей;
диагностика мышления; памяти: логической, механической,
долговременной; методика «Оценка общей одарённости»;
методика «Индивидуальный портрет»;
В определении одарённости своих учеников я опираюсь на классификацию
известного специалиста в области детской одарённости Н. С. Лейтеса,
выделившего три категории детей, которых принято в обычном понимании
называть одарёнными:
1) дети с высоким уровнем интеллекта;
2) дети, достигшие выдающихся успехов в какомлибо конкретном виде
деятельности (олимпиада, творческий конкурс);
3) дети с высокой креативностью, т.е. если ребёнок показал высокие результаты
хотя бы по одному из параметров, его следует считать одарённым.
Процесс выявления и диагностики одарённости детей в начальной школе –
это кропотливый труд педагога и школьного психолога. Обследование должно
быть всесторонним и комплексным. Кроме уровня развития интеллектуальных,
необходимо изучить творческие способности, психосоциальное и физическое
развитие, охватить как можно больший спектр способностей ребёнка.
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и
его родителями определяет цели и задачи маршрута (второй этап).
Третий этап – «Определение времени». В индивидуальном порядке по
согласованию с родителями и самим учащимся срок действия маршрута
определяется в соответствии с поставленными целями и задачами. Возможно
совмещение занятий индивидуального маршрута с основной программой, только в
углублённом изучении проблемы затрагиваемой на занятии.
Четвертый этап – «Определение роли родителей ученика в реализации
маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута,
определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком
(Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.)
Пятый этап – «Разработка учебнотематического плана». Педагогу
необходимо совместно с обучающимся и его родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам базовой программы, опираясь на интересы ребёнка, его
возможности и поставленные цели и задачи.
На шестом
этапе происходит определение содержания учебно
тематического плана, формы занятий, приёмов и методов, формы подведения
итогов. Каждый одарённый ребёнок неповторим, но существует множество черт,
характерных для большинства одарённых детей. Учитывая эти особенности,
можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности,
которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута или
«Дорожной карты ученика».
Обучение талантливого ребёнка и выработка у него умения самостоятельно
усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать
педагог со своим подопечным, чтобы привить обучающемуся вкус к серьёзной,
включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет
сопутствовать данному ребёнку в его дальнейшей жизни. Кроме того, вводя
талантливого ребёнка в предмет исследования, приобщая его к науке,
необходимо ставить конкретные задачи – развитие самостоятельности в принятии
решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребёнком
своих собственных, качественно новых идей.
Работая в этом направлении, я определила для себя следующие задачи:
o проводя диагностическую работу с первоклассниками, выявлять
одарённых в какой либо области учеников;
o продумать и организовать регулярную планомерную работу с этими
детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;
o способствовать развитию творческой одарённости данной категории
учащихся через систему внеурочной деятельности и дополнительного
образования.
Предполагаемый результат:
раскрытие творческого потенциала личности обучающихся; развитие их познавательных и творческих способностей.
Активно использую и применяю медиаресурсы и безграничные
возможности сети Интернет, банк лучших проектных и исследовательских работ
учащихся школы.
Большую роль в реализации индивидуального подхода к одарённым
обучающимся играют практические работы, экскурсии и организованные
наблюдения на уроках окружающего мира.
По результатам своих собственных наблюдений и с помощью справочной
научной литературы ребята создают проекты, готовят рефераты и доклады,
проводят миниисследования, рисуют зарисовки по ходу проводимого действия.
Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к
выстраиванию умозаключений, логических цепочек, выдвижению предположений
и их проверки.
Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки
технологии, изобразительного искусства, внеурочные занятия, которые проходят
в атмосфере свободного творческого общения и созидания. Дети увлечённо
работают над воплощением своих идей, применяя свои творческие способности
на практике, учатся составлять из отдельных творений – коллективный единый
продуктвыставку, помогают товарищам преодолевать трудности. В процессе
коллективного сотворчества учащиеся приобретают знания о гармоничном
устройстве этого мира и о месте в нём человека, проникаются уважением к
культурным традициям народов и людям – носителям этих традиций.
Неоспорим тот факт, что одним из проявлений одарённости является
желание и умение ребёнка заниматься исследовательской и проектной
деятельностью. Обучая этому сложному и интересному занятию, я знакомлю
участников процесса (детей и родителей) с теорией, закрепляя её практической
деятельностью: участники в группах просматривают предложенные ученические исследовательские работы и проекты (из банка работ школы) и стараются
определить:
какие работы содержат исследование, а какие являются реферативными;
правильность поставки цели и определения задач исследования;
грамотность выдвижения гипотез;
грамотность оформления самой работы, титульного листа, опытов;
соответствие логики построения проекта или исследования заявленной
теме;
точность и оригинальность темы самой работы (ведь, как корабль назовёшь,
так он и поплывёт).
Затем участники работают с электронными презентациями,
сопровождающими исследование (используем мобильный компьютерный класс).
Мы совместными усилиями учимся анализировать презентации других учеников:
определять правильность построения, видеть её достоинства и недостатки,
понимать её помощь в представлении своего продукта. Учимся создавать
презентации на заданную тему, как в классе в группе сверстников, так и дома с
родителями.
Следующим шагом является выступление моих учениковпобедителей
конкурса проектов прошлых лет перед учащимися и родителями. Участникам
процесса предоставляется возможность увидеть грамотное представление
исследования или проекта ребёнком, познакомиться с самим алгоритмом защиты,
использованием презентации и необходимой наглядности, воочию увидеть, как
держится ученик перед большой аудиторией, какими знаниями обладает, сколько
времени длится защита, каким может быть исследовательский продукт. И,
главное, представить на месте выступающего самого себя или своего ребёнка.
Для ученика проект – это это возможность максимального раскрытия своего
творческого
Обучая учеников создавать проекты, я предлагаю им следующие задания:
Выясните суть понятий. Совместными усилиями получаем следующее: «словарь» это собрание слов (обычно в алфавитном порядке),
устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом
на другой язык;
«проект» предварительный текст какогонибудь документа или
разработанный план сооружения, механизма, устройства, процесса;
«тема проекта» основное содержание рассуждения, изложения,
творчества;
«этап» это определённый момент какогонибудь процесса;
«актуальный» важный, существенный для настоящего момента;
«проблема» сложный вопрос, задача, требующие разрешения,
изучения, исследования;
«гипотеза» научное предположение, выдвигаемое для объяснения
какихлибо явлений, процессов; вообще – предположение, требующее
подтверждения;
«предположение» догадка, предварительное соображение или план;
«цель» предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить;
«задачи проекта» это выбор путей и средств для достижения цели;
«обработка информации» это изменения, которые мы вносим в
данную информацию, делая её готовой для чегонибудь;
«продукт проекта» это средство, разработанное и созданное
проектантом для решения проблемы проекта;
В процессе работы мне помогает данная таблицапамятка:
Качество личности
Характеристика этих качеств
Методы и формы работы
личности
Любопытство характерно для
каждого ребёнка и одарённого
и обычного.
Любознательность признак
одарённости. Ребёнок
испытывает удовольствие от
умственного напряжения.
Одарённым детям в большей
степени свойственно
стремление к познанию.
Способность видеть проблему
там, где другие не видят
никаких сложностей, где всё
Исследовательская
деятельность (например:
реферат по истории
фотографии, по истории
музыкальной культуры,
исследование народного
песенного творчества
родного края,
национального костюма или
кухни).
Проблемные,
ориентированные на
самостоятельную
№
п/п
1.
Любопытство,
любознательность,
познавательная
потребность
2.
Сверхчувствительность
к возникшей проблеме представляется как будто
ясным одно из важнейших
качеств, отличающих истинного
творца от посредственного
человека.
Дивергентность развития
многообразие появляющихся в
ходе развития признаков и
свойств, действий и способов
поведения на основе их
постепенного расхождения.
Способность выдвигать новые
неожиданные идеи,
отличающиеся от широко
известных.
Способность долгое время
концентрировать внимание на
одном объекте.
Производное
критическое мышление
Синтез памяти и способности
классифицировать,
структурировать,
систематизировать нередко
выражается в склонности к
коллекционированию.
Одарённые дети могут если не
всё, то многое
творческую работу задания.
Творческие задания,
которые допускают
множество правильных
ответов.
Работа по разработке новых
идей или уже
существующих.
Сложные и сравнительно
долговременные задания.
Задания по анализу
собственной или чужой
деятельности
Задания по ведению
летописи, собирание
материала для музея.
Развивать и поддерживать
широту интересов.
3.
Склонность к задачам
дивергентного типа
4. Оригинальность
мышления
5.
6.
Высокая концентрация
внимания
Способность к оценке
7. Отличная память
8. Широта интересов
На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами»
я,
проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно
тематического плана, решаю нужно ли для достижения поставленной мною цели
привлечь к работе с данным ребёнком других специалистов.
На заключительном восьмом этапе «Определение способов оценки и са
мооценки успехов воспитанника» совместно с учеником выбираем способ оценки
и самооценки своих успехов и достижений.
Целесообразно проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три
месяца или по окончании какоголибо образовательного блока или этапа, по
карте одарённости, которую уже использовали на этапе диагностики.
Схема самоанализа учащегося, обучающегося
по индивидуальному образовательному маршруту. ФИО_________________________ возраст____________________
1. Какие цели я ставил перед собой в начале года?
___________________________________________________________
2. Какие действия я спланировал для достижения цели?
____________________________________________________________
3. Удалось ли мне реализовать задуманное?
____________________________________________________________
4. Чему научился? Что необходимо ещё сделать?
____________________________________________________________
Дата заполнения______________
индивидуального
Цель
маршрута
Храбскова Петра: создание условий для самовыражения и самореализации
интеллектуальных и творческих способностей конкретного ученика.
образовательного
Задачи:
овладение глубокими знаниями, умениями и навыками в области
ученического исследования;
развитие интереса к освоению новых понятий, самостоятельности,
ответственности;
осуществление образовательного процесса в соответствии с его
познавательными потребностями;
способствование развитию логического и абстрактного мышления при
изучении явлений и процессов;
развитие монологической речи посредством чтения стихов и защите
своего интеллектуального продукта.
Ожидаемые результаты индивидуального образовательного
маршрута:
владеет глубокими знаниями, умениями и навыками в области
выполнения исследования;
привит интерес обучающегося к освоению новых понятий – пополнение
собственной «Корзины знаний и понятий»;
осуществлён образовательный процесс в соответствии с познавательными
потребностями мальчика;
развито логическое и абстрактное мышление; хорошо развиты монологическая речь, умение интересно, грамотно,
понятно и эмоционально излагать материал.
Пример «Дорожной карты» ИОМ учащегося
№
1
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
Тема
Научные исследования
в нашей жизни
Выставка исследований
из банка работ конкурса
«Малая академия»
Наблюдение и
наблюдательность
Что такое эксперимент
Особенности
построения
исследовательской
работы
Знакомство с понятиями
«проект» и
«исследование»
Выбор темы
исследования. Как и что
можно исследовать.
Умение видеть проблему
Интуиция и создание
гипотез
Кол
во
Час.
3
0,5
1,5
1
7,5
1
2
2
2
2.5 Правильное мышление и
0,5
Методы и
формы работы
Критерии
оценки
Результат
Самостоятельная
работа: изучение
литературы,
используя
интернетресурсы
Индивидуальное
занятие
Соответствие
уровня
теоретических
знаний. Развитость
практических
навыков работы с
материалами.
Технологичность
практической
деятельности.
Владение
теоретическими
знаниями о видах
ученических
исследований.
Самообразование
Соответствие
Индивидуальное
занятие
Индивидуальное
занятие
Индивидуальное
занятие
уровня
теоретических
знаний.
Качество
выполнения
практического
задания.
Осмысленность и
свобода
использования
специальной
терминологией
Владение
теоретическими
знаниями об
особенностях
построения
проектов и
исследований.
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
логика
Структура
ученического
исследования
Умение задавать
вопросы
Умение определять
понятия
Гипотезы и
провокационные идеи
Экспериментпознание в
действии
Мастеркласс для
обучающихся и
родителей
8
2
1
2
2
1
Частично
поисковая и
исследовательская
работа
Самостоятельная
работа
Индивидуальное
занятие
Индивидуальное
занятие
Мастеркласс
Владение
теоретическими
знаниями о
проведении
исследования
Серия миниработ
на тему «Я изучаю
животный мир
России»
Соответствие
уровня
теоретических
знаний
Творческое
отношение к
выполнению
практической
деятельности.
Аккуратность,
ответственность в
работе
Проведение
мастер класса 4
Создание электронной
5
4.1
4.2
презентации
Знакомство с
программой Power point
2010
Панель инструментов
программы
4.3 Возможности программы
и её достоинства
4.4
Презентация «Игра и
учёба: две различных
области или две стороны
одной медали»»
0,5
Самостоятельная
работа
0,5
3
1
Индивидуальное
занятие
Практическая
работа
Творческое
отношение к
выполнению
практической
деятельности.
Аккуратность,
ответственность в
работе
5 Проектная работа «Кто
7,5
такие волонтёры»»
5.1
5.2
5.3
5.4
5.6
Знакомство с новым
понятием
«волонтёрство»
Поиск нужной
информации
Сбор материала.
Проведение
социологического
опроса.
Оформление проекта,
создание презентации
Защита проекта
1
1
1
4
0,5
Самостоятельная
работа: изучение
литературы и
Интернет
ресурсов
Самостоятельная
работа
Частично
поисковая и
исследовательская
работа
Практическая
работа
Выступление
перед
одноклассниками
и родителями
Соответствие
уровня
теоретических
знаний.
Соответствие
уровня развития
практических
умений и навыков.
Творческое
отношение к
выполнению
практического и
теоретического
задания.
Умение создавать
любые
презентации для
представления
своих достижений
Творческая
работа на тему
«Портрет автора»
Диплом участника
конкурса
«Умники и
умницы»»
Владение
теоретическими
знаниями по
данной теме
Знание
теоретического
материала
Расширение
кругозора.
Воспитание
чувства
ответственности и
сострадания к
животным
Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован
на выявление и развитие интеллектуальнотворческого потенциала обучающегося
(творческий человек – это генератор идей). И в качестве «поля» для
интеллектуальной деятельности нами было выбрано направление работы –
проектная и исследовательская деятельность младшего школьника. В качестве
«поля» для художественной деятельности – конкурсы Художественное слово,
постановка и проведение концертных программ в классе и составление сценариев.
Результаты индивидуальной работы с одарённым учащимся 4 класса
Храбсковым Петром: Диплом I степени в Региональном Экологическом фестивале младших
школьников «Чистота родного края»;
Составление сценариев праздников День матери, 8 Марта, конкурсной
программы «Здравствуй, лето!»;
Диплом за I место в IX Всероссийском конкурсе проектно
исследовательских работ «Грани науки» 2014;
Всероссийский конкурс «Планета детства». Национальная премия Золотой
фонд российского образования. Номинация «Мир увлечений» диплом I
степени;
Участие в региональном этапе конкурса исследований младших
школьников «Малая академия»;
Международный творческий дистанционный конкурс «Умники и умницы»
ДЦО «Созвездие» диплом III степени;
Региональный конкурс «Радуга талантов – 2015» вошёл в электронный
сборник «Одарённые дети области»
В области художественной деятельности – победа (Диплом III степени) в
городском конкурсе стихов С. Михалкова о войне; озвучивание
медвежонка Потапа в мультфильме «Потапка на войне»; участие в
Литература
1. Взрослые и дети в образовательном пространстве: Науч.метод. сб. М.:
2.
Рекламное агентство «Северный город», 2013.
Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу – с радостью. Практическая
психология для учителя. – Мн.: Амалфея, 2000.
3. Лазарев В.С. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и
методы // Пособие для руководителей образовательных учреждений. М.:
Центр социальных и экономических исследований, 2009.
4. Педагогическая поддержка. Ульяновск: ИПК ПРО, 2011. (Серия
«Воспитание 2010». Вып. 1).
5. Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции.
М., 2013.
Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив: Детская одарённость и домашнее
6.
обучение. – Ярославль: Академия развития, 2014. 7.
8.
Г.А. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации,
интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных
технологий, 2013. 208с.
Степанов С.С. Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети:
грамматика отношений. – М.: Дрофа – плюс, 2015.
Построение индивидуального образовательного маршрута для одарённых обучающихся в начальных классах
Построение индивидуального образовательного маршрута для одарённых обучающихся в начальных классах
Построение индивидуального образовательного маршрута для одарённых обучающихся в начальных классах
Построение индивидуального образовательного маршрута для одарённых обучающихся в начальных классах
Построение индивидуального образовательного маршрута для одарённых обучающихся в начальных классах
Построение индивидуального образовательного маршрута для одарённых обучающихся в начальных классах
Построение индивидуального образовательного маршрута для одарённых обучающихся в начальных классах
Построение индивидуального образовательного маршрута для одарённых обучающихся в начальных классах
Построение индивидуального образовательного маршрута для одарённых обучающихся в начальных классах
Построение индивидуального образовательного маршрута для одарённых обучающихся в начальных классах
Построение индивидуального образовательного маршрута для одарённых обучающихся в начальных классах
Построение индивидуального образовательного маршрута для одарённых обучающихся в начальных классах
Построение индивидуального образовательного маршрута для одарённых обучающихся в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.