Посвящение в читатели (библиотечный урок)
Оценка 4.7

Посвящение в читатели (библиотечный урок)

Оценка 4.7
doc
11.03.2020
Посвящение в читатели (библиотечный урок)
Посвящение в читатели.doc

Посвящение в читатели (библиотечный урок)

 

Педагог - библиотекарь Фархутдинова Т.Н. МАОУ «СОШ №4» города Мегиона ХМАО – Югры.

 

Рекомендуемый возраст: 1 класс

 

Цели урока:

Образовательные:

• знакомство с библиотекой, ее отделами, правилами посещения библиотеки;

• приобретение навыков правильного использования книг.

 

Развивающие:

• развитие кругозора, обогащение словарного запаса, активизация речи учащихся;

• формирование культуры речи учащихся.

 

Воспитательные:

• воспитание уважения к книге;

• формирование нравственных основ человеческой личности.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, выставка детских книг.

Планируемые результаты

·        обогащение познавательной деятельности;

·        расширение кругозора детей;

·        умение сопереживать товарищу по команде;

·         повышения уровня мотивации чтения;

·        повышения числа читателей библиотеки;

УУД

  • Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к чтению.
  • Регулятивные: самостоятельно осуществлять выбор книг для чтения.
  • Познавательные: знать основные понятия, используемые в работе библиотек; иметь представление о читальном зале и абонементе.
  • Коммуникативные: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе).

Форма проведения: библиотечный урок - экскурсия.

 

Действующие лица

 

Книжка-растрепа

Гришка

Девочка 1

Девочка 2

Чтец 1

Чтец 2

Доктор Айболит

"Книга 1"

"Книга 2"

"Книга 3"

"Книга 4"

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3

Ученик 4

Ученик 5

Учитель

Библиотекарь

 

Реквизит

 

Оборудование:

• выставка книг,

• реквизиты к инсценировкам,

• символический ключ от библиотеки,

• телеграммы от сказочных героев,

• лепестки ромашки с написанными на них правилами чтения,

• костюм доктора Айболита,

• значки юных читателей,

• книга у каждого ученика.

 

1. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Ребята, мы вошли с вами в необычное помещение. Осмотритесь вокруг и отгадайте загадку:

Снаружи смотришь -

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай!

(Библиотека.)

 

2. Сообщение целей урока

Учитель. Сегодня мы проведем необычный урок - посвящение в читатели. Кто такие «читатели»? Причисляете ли вы себя к читателям? Мы познакомимся с библиотекой, заглянем в мир книги, встретимся со сказочными героями, а также будем учиться бережно относиться к величайшему творению человека - книге

 

3. Знакомство с библиотекой

 

    

1. Беседа о значении библиотеки

 

Учитель. А знаете ли вы, кто хозяин этого дома?

 

 

Учащиеся отвечают: библиотекарь.

 

Учитель. Познакомьтесь с библиотекарем лицея. Ее зовут (Ф.И.О.)

 

Библиотекарь. Зачем людям нужна библиотека?

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете.

Книга - лучший спутник мой и друг.

 

Учитель. Как стать читателем библиотеки?

 

Библиотекарь. В библиотеке работают два отдела: абонемент и читальный зал. Помещение, где выдаются книги на дом, называется абонементом. Здесь книги выбирают с полок. Книги расставлены по темам и алфавиту. А вы знаете, какие книги живут в библиотеке?

 

Чтец 1.

        Серьезные, учебные,

        Веселые, волшебные,

        Короткие и длинные,

        Новые, старинные.

        Про море и про лес,

        С картинками и без.

 

Библиотекарь. Читальный зал - это помещение, где книги на дом не выдаются. Почему? Потому, что есть такие книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это справочники, словари, энциклопедии. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы.

 

Чтец 2.

        В читальном зале тишина

        Нам особенно нужна.

        Уходите разговоры, -

        В вестибюли, в коридоры!

        Не мешайте нам читать, -

        Фантазировать, мечтать

 

     2. Выставка-знакомство с книгами на определенную тему.

 

4. Знакомство с правилами обращения с книгой

 

     1. Инсценировка стихотворения С. Маршака

 

Слышится шум за дверью. Забегает маленькая девочка, она растрепана. Это Книжка-растрепа

 

Книжка-растрепа. Ой! Ой! Спасите! Помогите! За мной гонится мальчик Гришка и грозится совсем разорвать!

 

Две девочки заслоняют книжку-растрепу

 

Гришка. Где это чучело бумажное? Я из нее шариков наделаю! Все заплюю!

 

Девочка 1. Гриша! Что с тобой? Зачем ты испортил книжку?

 

Гришка. Подумаешь, книга, да что в ней хорошего?

 

Учитель. Вот и видно, что ты не умеешь обращаться с книгами и не бережешь их. Наверное, это про тебя написано стихотворение С. Я. Маршака

 

 

Две девочки читают.

 

Девочка 1.

        У Скворцова Гришки

        Жили-были книжки,

        Грязные, лохматые,

        Рваные, горбатые.

        Без конца и без начала,

        Переплеты, как мочала,

        На листах каракули,

        Книжки горько плакали.

 

Гришка. Нет, я не Скворцов, я - Иванов. А что дальше написано в стихотворении?

 

Девочка 2.

         у Гришки - неудача:

        Гришке задана задача.

        Стал задачник он искать,

        Заглянул он под кровать,

        Ищет в печке и в ведре,

        И в собачьей конуре.

        Что тут делать, как тут быть,

        Где задачник раздобыть?

        Остается с моста в реку

        Иль бежать в библиотеку

 

Девочка 1.

        Говорят, в читальный зал

        Мальчик маленький вбежал.

        Он спросил у строгой тети:

        «Вы тут книжки выдаете?»

        А в ответ со всех сторон

        Закричали книжки: «Вон!»

 

Гришка (съежился и говорит). Да я что, я ничего! Я не буду больше рвать книжки!

 

Уходит.

 

Библиотекарь. Ребята, а нет ли среди вас таких Гришек, которые рвут книги? Я надеюсь, что нет!

 

 

     2. Практикум по оказанию помощи книгам

 

Библиотекарь. чем он войдет, вы должны назвать его имя.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

Он известен, знаменит,

Это доктор …

(Айболит.)

 

Появляется доктор Айболит.

 

Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята! У нас в библиотеке есть необычная больница. Ведь книги, как и люди, тоже болеют. Правда, они не чихают и не кашляют. Эти терпеливые больные не плачут, не стонут, не жалуются. Они как-то незаметно начинают болеть: желтеть, сохнуть, рассыпаться по листочкам. Тут на помощь прихожу я и мои друзья. Мы их лечим.

Если у книги разорван лист, его надо подклеить прозрачным скотчем, аккуратно совместив края разрыва.

Мятую страницу можно разгладить, если положить ее между листами не очень плотной бумаги и прогладить теплым утюгом.

Следы от пальцев и карандашей нужно стереть мягким ластиком.

Если у книги оторвалась обложка или переплет, нужно из марли или ситца вырезать полоску шириной 5 - 6 сантиметров в высоту книги. Намазать ткань клеем и прижать так, чтобы внутренняя сторона обложки и первый лист сошлись. То же самое сделать в конце книги, а потом книгу положить под груз.

 

Учитель. Доктор Айболит познакомил вас с некоторыми приемами лечения больных книг. Если у вас что-то случится с книгами, поместите ее в «Книжкину больницу» и окажите ей помощь. А сейчас мы прощаемся с доктором Айболитом, а ожившие книги расскажут ему стихотворение С. Я. Маршака «Книжкины жалобы, или чего книга желала бы».

 

     3. Выразительное чтение стихотворения С. Маршака

 

"Книга 1".

        Я - книга! Я - товарищ твой!

        Будь, школьник, бережным со мной.

 

"Книга 2".

        Мой чистый вид всегда приятен,

        Оберегай меня от пятен!

 

"Книга 3".

        Мой переплет не выгибай,

        Мой корешок не поломай!

 

"Книга 4".

        Привычку скверную оставь,

        Листая, пальцы не слюнявь!

 

"Книга 1".

        Не забывай меня в саду,

        Вдруг дождь нагрянет на беду.

 

"Книга 2".

        Меня в бумагу оберни!

        Где взял меня - туда верни!

 

"Книга 3".

        Не загибай мои листы,

         А про закладку помнишь ты?

 

"Книга 4".

        Запомни: я твой лучший друг,

        Но только не для грязных рук.

 

     4. Хоровое закрепление правил использования книг

 

Библиотекарь. Чтобы книги не были на нас в обиде, нужно запомнить несколько правил. Повторяйте за мной!

• Берите книгу чистыми руками.

• Не перегибайте книгу - от этого выпадают страницы.

• Не кладите в книгу карандаши и другие предметы, от этого рвется переплет.

• Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой.

• Не читайте книгу во время еды.

• Чтобы книги и учебники дольше служили, оберните их.

 

     5. Инсценировка стихотворения «Будем с книгою дружить»

 

Ученик 1.

        В библиотеке для ребят

        На полках книги в ряд стоят.

        Бери, читай и много знай,

        Но книгу ты не обижай!

 

Ученик 2.

        Она откроет мир большой,

        А если сделаешь больной

        Ты книжку, - навсегда

        Страницы замолчат тогда.

 

Ученик 3.

        Но есть ребята в нашей школе…

        Ох, этот пятиклассник Толя,-

        Страницу вырвал он, и вот

        Уже летает самолет.

 

Ученик 4.

        И симпатичная Лариса

        Из книги рвет страницу,

        Чтоб завернуть свой пирожок:

        Что ж ты наделала, дружок?!

 

Ученик 5.

        Рисует Ваня неустанно -

        Художником, наверно, станет.

        Вот краски у него, как птицы,

        Расселись вдруг по всей странице.

 

Ученик 1.

        Картинка приглянулась Юле -

        Умело ножницы стригнули,

        И пусть осталась половинка,

        Зато у Юли есть картинка.

 

Ученик 2.

        Тут собрались больные книжки:

         - Что делать с девочкой, с мальчишкой?

        Решили твердо - наказать!

        Им больше книжки не давать!

 

Ученик 3.

        Так появились двойки в школе,

        И скука дома. Мальчик Толя,

        Ванятка, Юленька с Ларисой

        Вернули книгам все страницы.

 

Ученик 4.

        Как видно, поняли ребятки,

        Что поступили очень гадко,

        И хором говорят: «Простите!»

        - Вы этого не повторите?

 

Ученик 5.

        Нет, будем книгой дорожить

        И с книгою всегда дружить!

 

 

5. Посвящение в читатели

 

     1. Вручение символического ключа от библиотеки

 

Библиотекарь. А теперь, когда вы знаете, как обращаться с книгой, и доказали на деле, как бережно вы храните учебники, я торжественно вручаю вам золотой ключик от библиотеки и значки юных читателей

 

     2. Торжественная клятва читателей

 

Ученик говорит слова клятвы, ребята повторяют их:

 

Чтец 1.

        Принимая золотой ключик, мы, первоклассники, обещаем любить и беречь книгу.

        И под школьным небосводом

        Книгу любят и хранят,

        Пусть же крепнет с каждым годом

        Дружба книги и ребят!

 

 

     3. Поздравления

 

Библиотекарь. Отныне вы - настоящие читатели. Поздравляю вас с этим большим событием! Пусть книги - мудрые добрые друзья - вводят вас в удивительный и прекрасный мир, расскажут о земле и космосе, о жизни детей в нашей стране и за рубежом, познакомят с замечательными людьми. Сегодня не все книжные герои смогли прибыть к нам на праздник. Они прислали телеграммы, но забыли поставить подписи. Давайте вместе разгадаем, кто прислал эти телеграммы.

1. «Спасите! Нас съел серый волк…»

(Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)

 

2. «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко…»

(Мышка из сказки «Курочка Ряба».)

 

3. «Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали тарелки…»

(Грязнуля из «Мойдодыра» К. Чуковского.)

 

4. «Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби…»

(Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».)

 

5. «Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите!»

(Муха-Цокотуха.)

 

6. «Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!»

(Цапли из «Телефона».)

 

     Практическая часть урока

1. Выразительное чтение отрывков из книг, стихотворений.

Ученик читает 2 - 3 предложения и называет книгу, из которой взят отрывок.

 

 

     2. Отгадывание загадок

 

Библиотекарь.

        Ребята, отгадайте загадки.

        • Говорить не говорит,

        Слышать не слышит,

        А все знает

        И нам объясняет.

        (Книга.)

       

        • У стены большой и важный

        Дом стоит многоэтажный,

        Мы на нижнем этаже

        Всех жильцов прочли уже!

        (Книжный шкаф.)

       

        • Я все знаю, всех учу,

        Но сама всегда молчу.

        Чтоб со мною подружиться,

        Надо грамоте учиться.

        (Книга.)

       

        • Черные, кривые

        От рождения немые.

        А как только встанут в ряд,

        Сразу вдруг заговорят.

        (Буквы.)

        

        • Говорит она беззвучно,

        А понятно и нескучно.

        Ты беседуй чаще с ней -

        Станешь вчетверо умней.

         (Книга.)

 

Библиотекарь. Я загадала вам несколько загадок. Чему посвящены эти загадки? Правильно - книге, чтению. Потому что книга имеет большое значение в жизни человека.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети,

Полезнее книги нет вещи на свете.

Пусть книги друзьями приходят в дома:

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

 

    

3. Подбор пословиц по теме

 

Учитель. А какие пословицы о книгах вы знаете?

(Книга - наш лучший друг.

Книга - источник знаний.

Кто много читает - тот много знает)

 

    

4. Игра «Ромашка»

 

Библиотекарь. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Ромашка» и познакомимся с основными правилами чтения.

 

Учащиеся  по очереди отрывают лепестки ромашки и читают правила.

 

Библиотекарь. • Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.

• Книгу надо дочитывать до конца.

• Во время чтения книги рассматривайте рисунки.

• Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении или посмотрите значение слова в словаре.

• Дома можно читать вслух, но нужно учиться читать и про себя.

• Наиболее удобно читать сидя за столом, ни в коем случае не лежа, это вредно для зрения, не следует читать во время еды, поздно вечером, при плохом освещении.

Нужно делать перерывы в чтении, не надо стараться прочесть всю книгу сразу, лучше читать ее тогда, когда у вас будет время подумать о ее содержании.

 

6. Итог урока

Рефлексия

Библиотекарь. • Что вам особенно запомнилось на уроке?

• Какую роль в вашей жизни играют книги?

• У кого из вас после нашего урока появилось желание после занятий в школе взять книгу и прочитать ее?

 

 


Посвящение в читатели (библиотечный урок)

Посвящение в читатели (библиотечный урок)

Книга 2" "Книга 3" "Книга 4"

Книга 2" "Книга 3" "Книга 4"

Учитель. А знаете ли вы, кто хозяин этого дома?

Учитель. А знаете ли вы, кто хозяин этого дома?

Две девочки заслоняют книжку-растрепу

Две девочки заслоняют книжку-растрепу

Библиотекарь. Ребята, а нет ли среди вас таких

Библиотекарь. Ребята, а нет ли среди вас таких

Листая, пальцы не слюнявь! "Книга 1"

Листая, пальцы не слюнявь! "Книга 1"

Чтоб завернуть свой пирожок:

Чтоб завернуть свой пирожок:

И под школьным небосводом

И под школьным небосводом

Книжный шкаф.) •

Книжный шкаф.) •

Нужно делать перерывы в чтении, не надо стараться прочесть всю книгу сразу, лучше читать ее тогда, когда у вас будет время подумать о ее содержании

Нужно делать перерывы в чтении, не надо стараться прочесть всю книгу сразу, лучше читать ее тогда, когда у вас будет время подумать о ее содержании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2020