Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности яв-
ляется потребность.
Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению
возникшего дефицита.
Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на сле-
дующие группы: а) условия, необходимые для жизни и развития человека
как естественного организма (отсюда естественные или органические пот-
ребности); б) условия, необходимые для жизни и развития человека как
индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для обще-
ния, познания и труда); в) условия, необходимые для жизни и развития
данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его
индивидуализированных потребностей.
Потребности мотивационные состояния
и мотивы деятельности
Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности яв
ляется потребность.
Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению
возникшего дефицита.
Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на сле
дующие группы: а) условия, необходимые для жизни и развития человека
как естественного организма (отсюда естественные или органические пот
ребности); б) условия, необходимые для жизни и развития человека как
индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для обще
ния, познания и труда); в) условия, необходимые для жизни и развития
данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его
индивидуализированных потребностей.
Потребность необходимость выравнивания отклонений от параметров
жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического сущест
ва, индивида и личности.
Потребности определяют направленность психики данного человека, по
вышенную возбудимость ее к определенным сторонам действительности.
Потребности подразделяются на естественные и культурные. Культурные
потребности подразделяются на материальные, материальнодуховные (кни
ги, предметы искусства и др.) и духовные. Потребности человека со
циально обусловлены. В зависимости от того, с каким кругом обществен
ных требований связаны эти потребности, различаются разные их уровни.
Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в опреде
ленной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей сос
тавляет основную отличительную особенность личности ее направлен
ность. Но не смотря на значительное разнообразие индивидуальных пот
ребностей личности, можно вычленить основную схему личностных потреб
ностей.
Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого по
ведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями происходит
так называемая "сквозная регуляция", связанная с взаимодействием этих
уровней. Депривация одной из потребностей приводит к деформации лич
ностного поведения в целом. Так например, невозможность удовлетворить
потребность в безопасности ведет к повышению уровня тревожности лич
ности, к свертыванию ее возможностей в самореализации; затруднение в
удовлетворении физиологических потребностей ведет к понижению когни
тивных потребностей и т.д.
Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности,
высшие ее уровни "вызревают" лишь к моменту достижения индивидом пси
хологической зрелости. Но будучи сформированными высшие уровни потреб
ности, особенно потребности в самореализации, самоусовершенствовании,
начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Автоно
мизация же отдельных ее уровней ведет к сужению интересов личности, а
в ряде случаев к асоциальным способам их реализации.
У социализированной личности существует потребность в самооценке, в
понимании самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое
значение для его адаптации к окружающей среде.
Иерархия потребностей человека
Потребность
в самореализации
Когнитивные
потребности
Потребность в признании,
уважении
Потребность
в привязанностях
Потребность в безопасности
Физиологические потребностиДля нормального социального функционирования необходимо включение
человека в деятельность, в которой он находил бы смысл своего сущест
вования. Отсюда вытекает потребность в труде, в труде творческом, в
котором раскрывались бы основные способности человека. Отсутствие этой
фундаментальной человеческой потребности основной показатель со
циальной деформации личности.
Органические потребности человека возникают без специального их
формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в
процессе специального их формирования, воспитания.
Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня произ
водства и потребления, от условий жизни человека, от традиций и гос
подствующих вкусов в данной социальной группе.
Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетво
ренная потребность сначала исчезает, но затем возникает с большей ин
тенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлет
ворения становятся более стойкими.
Возникающие в результате деятельности все новые и новые потребности
являются основным стимулом как развития отдельной личности, так и ис
торического прогресса общества в целом.
Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том слу
чае, если для ее удовлетоврения имеются или могут быть созданы необхо
димые средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности,
знание и способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения
данной потребности, тем прочнее они закрепляются.
Потребность, с нейрофизиологической точки зрения, представляет со
бой образование доминанты, устойчивого возбуждения определенных меха
низмов головного мозга, которые связаны с регулированием необходимых
поведенческих актов.
Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответ
ствующих нервных центров, побуждающее организм к определенному виду
деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти,
обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого фор
мируется целенаправленное действие.
Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофи
зиологическое состояние мотивацию.
Мотивация обусловленое потребностью возбуждение определенных
нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную ак
тивность организма.
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга
тех или иных сенсорных возбуждении, их усиление или ослабление. Эф
фективность внешнего стимула зависит не только от его объективных ка
честв, но и от мотивационного состояния организма (сытый организм не
реагирует на самую привлекательную пищу). Внешние раздражители стано
вятся стимулами, то есть сигналами к действию лишь при соответствующем
мотивационном состоянии организма.
Таким образом, обусловленные потребностью мотивационные состояния
характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов,
которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельнос
ти по овладению требуемым объектом. Эти схемы программы поведения
могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индиви
дуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.
Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигну
тых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее зап
рограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное нап
ряжение и, вызывая положительную эмоцию, "утверждает" данный вид дея
тельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение
потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного
напряжения и вместе с этим поисковой деятельности. Таким образом,
мотивация индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.
В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотне
сением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими пот
ребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от
внешней ситуации.
В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может ак
туализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации
один человек руководствуется только органической потребностью самосох
ранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского дол
га, потребность оказания помощи другим людям, у третьего проявить
удаль в схватке, отличиться и т.д.
Все формы и способы сознательного поведения человека определяются
его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные
состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний
животных тем, что они регулируются второй сигнальной системой сло
вом. К мотивационным состояниям человека относятся установки, интере
сы, желания, стремления и влечения.