Потребности мотивационные состояния и мотивы деятельности

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности яв- ляется потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на сле- дующие группы: а) условия, необходимые для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда естественные или органические пот- ребности); б) условия, необходимые для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для обще- ния, познания и труда); в) условия, необходимые для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей.
Иконка файла материала Потребности мотивационные состояния.doc
Потребности  мотивационные состояния                      и мотивы деятельности    Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности яв­ ляется потребность.    Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению  возникшего дефицита.    Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на сле­ дующие группы: а) условия, необходимые для жизни и развития человека  как естественного организма (отсюда естественные или органические пот­ ребности); б) условия, необходимые для жизни и развития человека как  индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для обще­ ния, познания и труда); в) условия, необходимые для жизни и развития  данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его  индивидуализированных потребностей.    Потребность ­ необходимость выравнивания отклонений от параметров  жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического сущест­ ва, индивида и личности.    Потребности определяют направленность психики данного человека, по­ вышенную возбудимость ее к определенным сторонам действительности.    Потребности подразделяются на естественные и культурные. Культурные  потребности подразделяются на материальные, материально­духовные (кни­ ги, предметы искусства и др.) и духовные. Потребности человека со­ циально обусловлены. В зависимости от того, с каким кругом обществен­ ных требований связаны эти потребности, различаются разные их уровни.    Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в опреде­ ленной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей сос­ тавляет основную отличительную особенность личности ­ ее направлен­ ность. Но не смотря на значительное разнообразие индивидуальных пот­ ребностей личности, можно вычленить основную схему личностных потреб­ ностей.    Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого по­ ведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями ­ происходит  так называемая "сквозная регуляция", связанная с взаимодействием этих  уровней. Депривация одной из потребностей приводит к деформации лич­ ностного поведения в целом. Так например, невозможность удовлетворить  потребность в безопасности ведет к повышению уровня тревожности лич­ ности, к свертыванию ее возможностей в самореализации; затруднение в  удовлетворении физиологических потребностей ведет к понижению когни­ тивных потребностей и т.д.    Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности,  высшие ее уровни "вызревают" лишь к моменту достижения индивидом пси­ хологической зрелости. Но будучи сформированными высшие уровни потреб­ ности, особенно потребности в самореализации, самоусовершенствовании,  начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Автоно­ мизация же отдельных ее уровней ведет к сужению интересов личности, а  в ряде случаев к асоциальным способам их реализации.    У социализированной личности существует потребность в самооценке, в  понимании самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое  значение для его адаптации к окружающей среде.                                         Иерархия потребностей человека                      Потребность                    в самореализации                       Когнитивные                       потребности                 Потребность в признании,                         уважении                       Потребность                    в привязанностях                Потребность в безопасности                   Физиологические потребностиДля нормального социального функционирования необходимо включение  человека в деятельность, в которой он находил бы смысл своего сущест­ вования. Отсюда вытекает потребность в труде, в труде творческом, в  котором раскрывались бы основные способности человека. Отсутствие этой  фундаментальной человеческой потребности ­ основной показатель со­ циальной деформации личности.    Органические потребности человека возникают без специального их  формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в  процессе специального их формирования, воспитания.    Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня произ­ водства и потребления, от условий жизни человека, от традиций и гос­ подствующих вкусов в данной социальной группе.    Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетво­ ренная потребность сначала исчезает, но затем возникает с большей ин­ тенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлет­ ворения становятся более стойкими.    Возникающие в результате деятельности все новые и новые потребности  являются основным стимулом как развития отдельной личности, так и ис­ торического прогресса общества в целом.    Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том слу­ чае, если для ее удовлетоврения имеются или могут быть созданы необхо­ димые средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности,  знание и способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения  данной потребности, тем прочнее они закрепляются.    Потребность, с нейрофизиологической точки зрения, представляет со­ бой образование доминанты, устойчивого возбуждения определенных меха­ низмов головного мозга, которые связаны с регулированием необходимых  поведенческих актов.    Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответ­ ствующих нервных центров, побуждающее организм к определенному виду  деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти,  обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого фор­ мируется целенаправленное действие.    Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофи­ зиологическое состояние ­ мотивацию.    Мотивация ­ обусловленое потребностью возбуждение определенных  нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную ак­ тивность организма.    От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга  тех или иных сенсорных возбуждении, их усиление или ослабление. Эф­ фективность внешнего стимула зависит не только от его объективных ка­ честв, но и от мотивационного состояния организма (сытый организм не  реагирует на самую привлекательную пищу). Внешние раздражители стано­ вятся стимулами, то есть сигналами к действию лишь при соответствующем  мотивационном состоянии организма.    Таким образом, обусловленные потребностью мотивационные состояния  характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов,  которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельнос­ ти по овладению требуемым объектом. Эти схемы ­ программы поведения ­  могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индиви­ дуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.    Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигну­ тых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее зап­ рограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное нап­ ряжение и, вызывая положительную эмоцию, "утверждает" данный вид дея­ тельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение  потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного  напряжения и вместе с этим ­ поисковой деятельности. Таким образом,  мотивация ­ индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внут­ренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.    В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотне­ сением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими пот­ ребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от  внешней ситуации.    В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может ак­ туализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации  один человек руководствуется только органической потребностью самосох­ ранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского дол­ га, потребность оказания помощи другим людям, у третьего ­ проявить  удаль в схватке, отличиться и т.д.    Все формы и способы сознательного поведения человека определяются  его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные  состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний  животных тем, что они регулируются второй сигнальной системой ­ сло­ вом. К мотивационным состояниям человека относятся установки, интере­ сы, желания, стремления и влечения.