Поурочная разработка по тема "Несклоняемые имена существительные" (6 класс)
Оценка 4.6

Поурочная разработка по тема "Несклоняемые имена существительные" (6 класс)

Оценка 4.6
Игры +2
docx
логика +2
6 кл—7 кл
23.10.2023
Поурочная разработка по тема "Несклоняемые имена существительные" (6 класс)
Данное поурочное планирование поможет учителю русского языка интересно провести урок в 6 классе.
Конспект урока Козуева Х..docx

 

Козуева Хава Мусаевна

МБОУ «Президентский лицей»

учитель русского языка и литературы

Русский язык

6 класс

Тема: Несклоняемые имена существительные

 

Цели урока:

а) Познакомить учащихся с понятием “несклоняемые имена существительные”; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;

б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

в) способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас; воспитывать интерес к языку.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Давайте зарядимся хорошим настроением, потому что с положительными эмоциями легче работать.

Улыбнёмся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)

 

1.      Фронтальный опрос.

-Ребята, какую часть речи изучаем? (Имя существительное.)

-Что такое имя существительное? (Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? )

-Какие грамматические признаки имени существительного знаете? (Собственное или нарицательное, одушевленное и неодушевленное, род, тип склонения, число, падеж.)

- Какие существительные мы разобрали с вами на прошлом уроке? (Разносклоняемые (приводят пример))

-Сегодня на уроке мы узнаем новую группу слов этой части речи. И для начала запишите следующее предложение:

В зоопарке живут дикие животные: кенгуру, львы, шимпанзе, какаду, фламинго, колибри.

Один ученик выполняет синтаксический разбор предложения.

Второй ученик – фонетический разбор слова «львы».

Третий ученик – морфологический разбор существительного «в зоопарке».

 Прослушайте стихотворение «Про то, как не надо говорить»:

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне... 
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду) 

- А теперь каждый из вас поработает корректором. Возьмите листочки-карточки №1 с текстом и исправьте ошибки. 2-3 мин

- Все значения слов вам понятны? Проделаем словарную работу.

Словарная работа:

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

- Составьте с каким-то одним словом предложение.

2. Определение темы урока, целеполагание

Давайте вспомним предложение, записанное в начале урока, и просклоняем существительные львы и кенгуру.

Учащиеся устно склоняют эти существительные.

Учитель: Сделайте вывод.

Ученики: Слово кенгуру не склоняется.

Учитель: А какие еще слова в предложении не склоняются?

- Фламинго, шимпанзе, какаду, колибри.

·         Какова же тема нашего урока? (Несклоняемые имена существительные)

·         Записываем тему урока.

·         Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке? (различать склоняемые ИС от несклоняемых ИС)

·         Как вы думаете, много ли таких слов? (да, много)

Физкультминутка:

Если слышим существительное на –мя, наклоняемся вперед, если несклоняемое слово – руки вверх, склоняемые существительные – хлопки в ладошки.

Пламя, пенсне, море, семя, фойе, поле, бремя, метро, детство, время, бюро, окно.

 3. Группы несклоняемых существительных

(теоретический материал с учебника)

Чтобы закрепить полученные знания, выполним упражнение 266 стр. 141. Двое у доски. Проверка.

4. Давайте решим кроссворд (включена интерактивная доска с кроссвордом):

По горизонтали:

1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2. Музыкальный клавишный инструмент.

3. Род мороженого в шоколаде.

4. Дорога с жёстким покрытием.

5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

По вертикали:

1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

4, Шейный шарф.

5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)

http://festival.1september.ru/articles/653655/img1.gif

Дети подходят и записывают отгаданные слова в кроссворд.

6. Итоги урока:

- Я прочитаю “Песенку – итог” Аркадия Хайта.

Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

7. Рефлексия  

Достигли ли мы цели урока?

·         Я узнал...

·         Я понял...

·         Было интересно...

·         Вызвало затруднение... 

На доске вывешены рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке

 

8. Домашняя работа.


 

Козуева Хава Мусаевна МБОУ «Президентский лицей» учитель русского языка и литературы

Козуева Хава Мусаевна МБОУ «Президентский лицей» учитель русского языка и литературы

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

По горизонтали: 1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу

По горизонтали: 1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу

Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке 8

Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2023