ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)
Оценка 4.9

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
география
8 кл
10.02.2017
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)
География России. Природа и население - 68 часов по учебнику под ред. А.И. Алексеева "География России. Природа и население" М., 2010 год. Программы География. 6-9; 10-11 кл./Алексеев. 2010 год. Урок 1. Введение Географизация современной жизни человека. Источники географической информации. Методы исследования территории России. Раздел I. Пространства России - 7 часов Новые понятия и представления: географическое положение России и его влияние на природу и освоение территории; роль русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории страны.
Алексеев 8 кл..doc
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева) География России. Природа и население ­ 68 часов по учебнику под ред. А.И. Алексеева "География России. Природа и население" М., 2010 год.  Программы География. 6­9; 10­11 кл./Алексеев. 2010 год. Урок 1. Введение Географизация   современной   жизни   человека.   Источники   географической   информации. Методы исследования территории России.  Раздел I. Пространства России ­ 7 часов  Новые понятия и представления: географическое положение России и его влияние на природу и освоение территории; роль русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории страны.  Основные   умения:   работа   с   картами   по   выявлению   особенностей   географического   положения,  решение   задач   по   определению   географических координат и разницы во времени часовых поясов.  Урок 2. Россия на карте мира Доля   России   в   населении   и   территории   мира.   Влияние   географического   положения   на   особенности   природы   страны.   Районы   России.   Размеры   и   пространства России. Крайние точки и протяженность.  Практические работы по выбору:  1. 2.   Выявление   особенностей   географического   положения   района   своего    Сравнение географического положения России и Канады.  проживания. Новые   понятия   и   представления:   государственная   территория,   территориальные воды.  Опорные   знания:   факторы   географического   положения   страны   и   географические координаты.  Учащиеся  должны   уметь:  показывать   и   называть   факторы,   определяющие геоположение России; показывать на карте крайние точки; оценивать влияние геоположения и величины на особенности природы и жизнь людей.  Урок 3. Границы России  Границы   территории   государства.   Изменение   их   значения   во   времени. "Проницаемость   границ".   Граница   разъединяет   или   объединяет?     Практическая   работа.  Обозначение   на   контурных   картах   пограничных   государств.  Учащиеся  должны  уметь: показывать границы России и пограничные страны; приводить примеры значения  границы для связей с другими странами;  давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности.  Урок 4. Россия на карте часовых поясов  Положение России на карте часовых поясов.  Практическая работа Решение задач на определение поясного времени.  Новые   понятия   и   представления:   поясное,   декретное   время,   летнее, зимнее время, линия перемены дат.  Опорные знания: градусная сеть.  Учащиеся  должны  уметь: определять разницу во времени по карте часовых поясов;   приводить   примеры   воздействия   разницы   во   времени   на   жизнь населения.  Урок 5. Формирование территории России  Основные   направления  освоения   и   присоединения  новых   земель,   формирование России в разных направлениях и на разных этапах. Современная территория РФ. Учащиеся должны уметь: читать и анализировать карты, показывать по карте субъекты   РФ,   свой   населенный   пункт   в   составе   области,   края,   округа   или республики.  Урок 6. Географическое изучение территории России  Основные  этапы географического изучения территории: открытие, освоение   земель, составление географических карт, описание, выявление географических закономерностей,   преобразование   территории.   Источники   географических знаний.  Опорные знания: географические открытия и исследования Евразии.  Учащиеся   должны   уметь:  приводить   примеры   из   истории   географических исследований   России   на   разных   этапах;   обосновать   необходимость географических знаний на современном этапе, приводить примеры.  Урок 7. Тематический контроль по разделу "Пространства России"  Учащиеся   должны   уметь:  объяснять   сущность   основных   понятий  и представлений   раздела;   определять   основные   особенности   географического положения России; перечислять факторы физико­географического положения, оценивать   особенности   географического   положения   России   и   размеров   ее территории; показывать границы России и пограничные страны, давать оценку их возможных взаимосвязей; сравнивать географическое положение России и других стран; определять поясное время; читать и анализировать тематические карты, делать выводы.  Урок 8. Обобщение и коррекция знаний по разделу "Пространства России"  Сравнение России по особенностям географического положения и размерам   территории   с   другими   странами.   Влияние   географического   положения   и   размеров   территории   на   природу   и   хозяйственную   деятельность   населения.   Необходимость геознаний в решении современных проблем. Раздел II. Природа и человек ­ 38 часов  Понятия   и   представления:   особенности   рельефа,   климата,   внутренних вод,  почв,  растительного   и   животного   мира   России,  покровное   оледенение,   солнечная радиация,  атмосферный фронт, циклон, антициклон, многолетняя   мерзлота,   агроклиматические,   земельные,   водные,   лесные   ресурсы,   сельскохозяйственные   угодья,   природно­хозяйственные   зоны,  закономерности развития и размещения природных объектов, явлений и процессов, природные территориальные   комплексы   (ПТК),   взаимное   влияние   природы   и   человека, рациональное природопользование.  Основные   умения:   показывать   по   карте   крупные   природные   объекты, читать и сопоставлять климатические карты, проводить анализ их содержания, составлять   географические   описания   (природных   объектов,  ландшафтов местности),   устанавливать   существующие   взаимосвязи   между   компонентами природы, природой и населением, его хозяйственной  деятельностью, выявлять последствия   для   природно­хозяйственных   зон  нерациональной   хозяйственной деятельности,   прогнозировать   пути   снижения   антропогенного   влияния   на природную среду.  Тема 1. Рельеф и недра России­ 4 часа  Урок   9.   Строение   земной   коры   (литосферы)   на   территории   России.  Особенности   рельефа   территории   России.   Зависимость   рельефа   страны   от   геологической   истории   и   тектонической   структуры.   Влияние   рельефа   на   природу и жизнь людей.  Новые понятия и представления: абсолютный и относительный возраст      геохронологическая   шкала;   платформа,   плита,   щит; горных  пород; тектоническая, геологическая карта.  Опорные знания: тектоника литосферных плит;  движения земной коры; горные породы.  Учащиеся   должны   уметь:  читать   тектоническую   и   геологическую   карты, геохронологическую  таблицу;  выявлять   взаимозависимость  тектонической структуры,  формы   рельефа,  полезных   ископаемых   на   основе   сопоставления карт;   приводить   примеры   влияния   рельефа   на   природу   и   жизнь   людей   на примере своего края.  Урок 10. Особенности рельефа России  Россия   ­   страна   обширных   равнин   и   горных  территорий.   Разнообразие   рельефа России ­ разнообразие условий жизни.  Практические работы:  1.   Установление   взаимосвязи   тектонических   структур,   рельефа   и   полезных   ископаемых на примере своего края (области, республики).  2.  Сравнительная  характеристика   горной   и   равнинной   территории   с   выявлением   возможного   влияния   рельефа   на   жизнь   и  хозяйственную   деятельность  людей (Восточно­ Европейская равнина и Урал; Среднерусская возвышенность ­ Хибины или Кавказ).  Новые понятия и представления: нагорье.  Опорные знания: формы рельефа. Учащиеся   должны   уметь:   показывать   по   карте   основные   формы   рельефа, выявлять особенности рельефа страны; наносить на контурные карты основные формы рельефа; на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей.  Урок 11. Современное развитие рельефа  Изменения в рельефе под влиянием внутренних и внешних сил. Особая роль оледенений   и   текущих   вод.   Влияние   деятельности   человека   на   изменения   в рельефе.  Новые понятия: неотектонические движения, покровное оледенение.  Опорные знания: движения земной коры; физическое выветривание.  Учащиеся   должны   уметь:   приводить   примеры   изменений   в   рельефе   под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных   тектонических   движений;   называть   меры   безопасности   при стихийных   явлениях;    давать   характеристику   рельефа   местности;   объяснять влияние рельефа на формирование природных условий и жизнь населения.  Урок 12. Использование недр  Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, их роль в хозяйственной   деятельности.   Место   России   в   мире   по   запасам   и   добыче некоторых   ископаемых;   исчерпаемость   минеральных   ресурсов.   Разработки месторождений и загрязнение окружающей среды.  Практическая работа. Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Оценка условий разработки и использования полезных ископаемых.  Новые понятия и представления: месторождение, открытая разработка, подземная добыча, исчерпаемые ресурсы.  Опорные   знания:   горные   породы   осадочные,   магматические   и метаморфические; платформы и складчатые пояса; молодые и старые горы.  Учащиеся   должны   уметь:   показывать   на   карте   наиболее   крупные месторождения полезных ископаемых.  Тема 2. Климат ­ 5 часов  Урок 13. Общая характеристика климата России  Влияние   климата   на   жизнь   людей.   Влияние   географического   положения   и   рельефа территории на количество и распределение получаемого ею тепла.   Россия ­ холодная страна.  Новые понятия: солнечная радиация, подстилающая поверхность.  Опорные   знания:   климатообразующие   факторы   распределения   тепла   и света на поверхности Земли; климатические пояса.  Учащиеся должны уметь: приводить примеры влияния климата на природу и жизнь   людей;  сравнивать   Россию   с   другими   странами   по   количеству получаемого   солнечного   тепла;  определять   по   карте   закономерности распределения суммарной солнечной радиации;  давать оценку климатических особенностей России.  Урок 14. Закономерности циркуляции воздушных масс  Изменчивость   климатических   и   погодных   условий   России   под   влиянием потоков воздуха с океанов. Влияние размеров территории на климат.  Новые понятия: атмосферный фронт, циклон, антициклон.  Опорные знания: атмосферное давление; сезонные ветры муссоны;  типы воздушных масс.  Учащиеся должны уметь: приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов,   антициклонов,  атмосферных   фронтов;   объяснять   влияние   разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат отдельных территорий (своего края).  Урок 15. Распределение температур и осадков  Закономерности распределения температур и осадков по территории России. Самые жаркие и холодные районы.  Новые понятия и представления: континентальность климата.  Опорные знания: влияние морских течений и рельефа на распределение температур и осадков.  Учащиеся   должны   уметь:   определять   по   картам   температуры   воздуха   и количество   осадков;  показывать   по   картам   районы   с   наиболее   низкими   и высокими температурами;  объяснять закономерности изменения температур и количества осадков в разных регионах России.  Урок 16. Типы климата нашей страны  Характеристика климатических поясов и областей России.  Практическая работа.  Характеристика климатических поясов и областей с   точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.  Опорные знания: климатические пояса.  Учащиеся должны уметь: называть и показывать на карте климатические пояса и   области   на  территории   России;   давать   краткое   описание   основных   типов погод,   которыми   характеризуются   климатические   пояса   и   области;  давать характеристику   климата   своей   области;    оценивать   климат   с   точки   зрения условий быта и работы; приводить примеры изменений климата во времени.  Урок 17. Климат и человек Влияние   климата   на   жизнь   и   хозяйственную   деятельность   людей. Агроклиматические условия. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.  Практическая работа. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (по таблице и агроклиматическим картам).  Новые  понятия  и  представления:   коэффициент  увлажнения, агроклиматические ресурсы, комфортность климата.  Опорные   знания:  теплолюбивые,   холодостойкие,   влаголюбивые   и   засухоустойчивые сельскохозяйственные культуры.  Учащиеся   должны   уметь:   приводить   примеры   районов   с   разной   степенью благоприятности   природных   (климатических)   условий;   приводить   примеры неблагоприятных   метеорологических   явлений   и   их  влияния   на   жизнь   и хозяйственную   деятельность   людей;   определять   по   карте   обеспеченность теплом   и  влагой   разных   районов   России;   называть   показатели,  влияющие   на комфортность   условий   для   жизни   человека;  давать   оценку   разных  районов России с точки зрения занятий сельскохозяйственным производством.  Тема 3. Богатство внутренних вод России­ 3 часа  Урок 18. Реки  Обилие   рек   ­  характерная   особенность   России.   Река   ­   сложное   природное   образование.  Изучение   основных   характеристик   реки   ­   важнейшее   условие   правильного использования ее людьми.  Практическая работа.  Характеристика   реки   с  точки   зрения   возможностей   хозяйственного ее использования.  Новые  понятия и представления: уклон и падение реки, расход воды и   годовой сток, твердый сток, эстуарий.  Опорные знания: части рек; питание и режим реки.  Учащиеся должны уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики   реки   на   конкретных   примерах;   приводить   примеры использования   рек   в   жизни   и   хозяйственной   деятельности   людей,   давать описание реки своего края; давать характеристику реки (отбирая необходимые карты) с точки зрения возможностей хозяйственного использования.  Урок 19. Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники   подземные   воды,   ледники   ­   важные   источники   пресной   воды. Озера,   Многолетняя   мерзлота  ­  влияние   сурового   климата   прошлого   на   условия   жизни и деятельности современного человека.  Новые понятия и представления: многолетняя мерзлота.  Опорные   знания:   типы   озерных   котловин;   сточные,  бессточные   озера;   грунтовые и межпластовые воды.  Учащиеся  должны уметь: показывать на карте озера, артезианские бассейны и области   распространения   многолетней   мерзлоты;  приводить   примеры использования   поверхностных   вод   человеком   и   негативного   влияния  грунтовых   вод, хозяйственной   деятельности   людей   на   состояние   озер, многолетней мерзлоты; давать характеристику наиболее крупных озер страны.  Урок 20. Человек и вода  Реки   и   озера   ­   каркас   расселения   людей.   Водные   пути.   Гидротехнические   сооружения ­ плюсы   и минусы.  Экологические  последствия  хозяйственного   использования вод суши.  Практическая   работа.  Сравнительная   оценка   обеспеченности   водными   ресурсами отдельных территорий.  Новые понятия представления: водные ресурсы.  Учащиеся  должны   уметь:   показывать   по   карте   каналы   и   крупные водохранилища; объяснять значение водохранилищ и каналов на реках;  давать оценку обеспеченности водными ресурсами территорий  России, своего края.  Тема 4. Почвы ­ национальное достояние страны ­ 4 часа  Урок 21. Почвы ­ "особое природное тело"  Значение почв для становления человеческого общества. Земельные ресурсы, земельный фонд. Почвы ­ биокосное образование, летопись и память природы. Новые   понятия   и   представления:   почвы,   земельные   ресурсы,   сельскохозяйственные угодья, почвенный профиль и почвенный горизонт.  Учащиеся  должны   уметь:   объяснять   значение   понятий   земельные   ресурсы,  свидетельствующие   о сельскохозяйственные   угодья,   приводить   примеры,   называть   факторы   почвообразования; значении   почв  для   земледелия;   объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края.  Урок 22. География почв России  Разнообразие типов почв, характеристики. Закономерности размещения.  Практическая работа. Характеристика почв своей местности, анализ факторов и условий почвообразования.  Новые понятия: типы почв, зональное размещение почв.  Опорные знания: климатические пояса.  Учащиеся  должны   уметь:   называть   главные   свойства   основных   типов  почв; определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных территориях России; давать оценку  отдельных типов почв с точки зрения их использования   в  сельском   хозяйстве;  давать   характеристику   почв   своей местности, анализируя условия их формирования. Урок 23. Почвы и урожай  Плодородие   ­   главное   свойство   почв.   Зависимость   плодородия   от   механического состава и структуры почв. Агротехнические мероприятия как   условия сохранения и повышения плодородия.  Новые понятия и представления: агротехнические мероприятия.  Опорные  знания:   всасывание   растениями   питательных   веществ; капиллярное движение воды; реакция нейтрализации; концентрация растворов.  Учащиеся  должны   уметь:   приводить   примеры  видов   агротехнических мероприятий.  Урок 24. Рациональное использование и охрана почв  Изменение   почв   под   воздействием   хозяйственной   деятельности  людей. Истощение,    загрязнение,   разрушение   почв.   Мелиорация   земель.   Виды мелиорации.  Новые понятия и представления: мелиорация.  Учащиеся   должны   уметь:   объяснять   необходимость   охраны   почв;   приводить примеры рационального и нерационального использования  земель;.  объяснять значение мелиоративных работ; приводить примеры комплексной мелиорации.  Тема 5. Живая природа ­ 5 часов  Урок 25. Лесные богатства страны. География лесов России  Разнообразие   растительного   мира   России   ­   условие   жизни   и  деятельности   людей. Лесное сообщество. Лесные территории России. Типы лесов.  Новые понятия и представления: типы лесов.  Опорные   знания:   растительное   сообщество;   морфологические   особенности   ели, сосны, лиственницы и требовательность к условиям обитания. Учащиеся должны уметь: приводить примеры значения растительного мира в жизни людей; объяснять смену типов лесов с севера на юг и с запада на восток.  Урок 26. Лес и окружающая среда  Значение   леса   в   природе.   Почвозащитное,   водоохранное,   санитарное, рекреационное значение лесов. Лесоизбыточные, лесодефицитные районы.    Новые понятия и представления: лесные ресурсы.  Учащиеся должны уметь: объяснять значение лесов в природе и жизни человека на   примерах;   перечислять   разнообразные   ресурсы   леса;   называть   области применения древесины; определять и показывать на карте лесодефицитные и лесоизбыточные районы.  Урок 27. Безлесные пространства России ­ луга, тундра и степи  Отличие лугов, тундры и степей как растительных сообществ. Типы лугов,   тундры,   степей.   Значение   их   в   природе.   Размещение   и   использование   безлесных пространств человеком.  Новые понятия: пойменные, суходольные, низинные луга.  Учащиеся   должны   уметь:   приводить   примеры   использования   безлесных пространств человеком; называть отличительные особенности лугов, тундры и степей; показывать на карте районы распространения безлесных пространств;  объяснять изменения лугов, степей, тундры под влиянием деятельности людей.  Урок 28. Болота  Причины   образования   болот.   Болота   низменные   и   верховые.   Районы   распространения   болот.   Значение   болот   в   природе   и   хозяйственной   деятельности.  Новые понятия и представления: низинное, верховое болото.  Учащиеся должны уметь:  объяснять механизм образования болот;  показывать по   карте   районы   наибольшего   распространения   болот;  прогнозировать последствия полного уничтожения болот.  Урок 29. Животный мир  Приспособленность   животного   мира   к  разнообразным   условиям   обитания.   Значение  животных  в  природе  и  жизни  человека.  Размещение   животных  по   закону широтной зональности.  Опорные знания: биологические особенности разных видов животных.  Учащиеся  должны уметь: приводить примеры приспособленности животных к разным   условиям  обитания;  называть   наиболее   характерных   для   каждой природной зоны животных;  объяснять значение животного мира  в  природе и жизни человека; объяснять различия растительного  и животного мира разных частей страны.  Тема 6. В природе все взаимосвязано ­ 5 часов  Урок   30.  Понятие   о   природном   территориальном   комплексе   (ПТК)  Закономерная   связь   между   компонентами   природы.   Человек   часть   ПТК. Зональность и азональность природы России. ПТК различных рангов.  Новые понятия и представления: природный территориальный комплекс, ландшафт, природное районирование.  Опорные   знания:   природный   комплекс;   географическая   оболочка; широтная зональность.  Учащиеся должны уметь: приводить примеры природных комплексов различных рангов;   устанавливать   взаимосвязи   между   компонентами   природы   в   ПТК; объяснять   необходимость   природного  районирования   территории   страны, важность изучения свойств ПТК.  Урок 31. Свойства природных территориальных комплексов (ПТК)  Проявление   в   ПТК   основных   свойств   географической   оболочки  ­   целостности,   ритмичности,   устойчивости   ­   и   их   влияние   на   хозяйственную   деятельность человека.  Новые понятия и представления: устойчивость ПТК.  Опорные знания: целостность; ритмичность; круговорот веществ.  Учащиеся   должны   уметь:  приводить   примеры   свойств   ПТК;   читать   карту устойчивости   ПТК;   прогнозировать   изменения   природного   комплекса   в результате   изменения   одного   из   компонентов   природы;  приводить   примеры влияния   свойств   ПТК   на   жизнь   и   хозяйственную   деятельность   людей; анализировать карту устойчивости ПК.  Урок 32. Человек в ландшафте  Влияние   природных   комплексов   на   жизнь   людей   и   их   хозяйственную   деятельность. Антропогенные природные комплексы. Новые понятия и представления: антропогенный ландшафт, природно­   антропогенный, культурный ландшафт.  Учащиеся   должны   уметь:  приводить   примеры   различных   антропогенных природных   комплексов,   взаимного   влияния   человека   и   окружающей   среды; прогнозировать   изменения   ландшафтов   под   влиянием   хозяйственной   деятельности   человека;  объяснять   формирование   облика   ландшафта   в зависимости от географического положения и рельефа территории.  Урок 33. Контроль знаний по темам раздела "Природа и человек"  Учащиеся   должны   уметь:   объяснять   основные   понятия   изученных   тем; показывать   по   картам   и   называть   наиболее   крупные   природные   объекты; приводить   примеры   влияния   основных   природных   компонентов   на   жизнь   и   деятельность населения; читать и анализировать тематические карты, схемы; объяснять   изменения   состояния   природных   компонентов   под   влиянием хозяйственной   деятельности   людей;  устанавливать   взаимосвязи   между компонентами природы на примере своего края.  Урок   34.   Обобщение   знаний   по   изученным   темам   раздела   "Природа   и человек"  Важные   особенности   природы   страны,   оказывающие   влияние   на   жизнь   и хозяйственную   деятельность   людей:   размеры   территории,   зональность   Формирование   природно­ природных   условий,   разнообразие   ПТК. антропогенных и антропогенных ландшафтов.  Тема 7. Природно­хозяйственные зоны ­ 8 часов  Урок 35. Учение о природных зонах  Зональность   ­   всеобщий   закон   природы   и   главная   особенность   природы   России.   Природные   зоны   России  ­  разнообразие   условий  .для   жизни   и   хозяйственной   деятельности   людей.   Длительное   воздействие   людей  ­   превращение природных зон в природно­хозяйственные.  Практические работы. При изучении природно­хозяйственных зон могут быть предложены практические работы для зон по усмотрению учителя.  1. Описание природно­хозяйственных зон.  Влияние   взаимосвязей   и   взаимозависимостей   природных 2  компонентов   природной   зоны.   Какие   из   природных   компонентов     испытывают наибольшее влияние деятельности людей.  3. Рассмотрение влияния природных условий и ресурсов, условия жизни, быт, трудовую   деятельность   и   отдых   людей   в   разных   природных   зонах   (на   территории своего края).  4. Установление влияния природных условий на расселение людей в разных   природных зонах.  Новые понятия: зональность, природно­хозяйственные зоны.  Учащиеся   должны   уметь:   называть   и   показывать   по   карте   природные   зоны России ­ объяснять особенности размещения природных зон; называть основные причины   зональности   природы;  приводить   примеры   влияния   зональности   на особенности  жизни   и  деятельности  людей;  делать   выводы   на   основе сопоставления карты природно­хозяйственных зон, карты плотности населения и карты промышленности  или  сельского  хозяйства о взаимосвязи природных условий и ресурсов, населения и его хозяйственной деятельности.  Урок 36. «Безмолвная» Арктика и «чуткая» Субарктика, Арктика, тундра и лесотундра ­ северная полоса России.  Многолетняя мерзлота, полярные  дни  и  ночи,  хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое   расселение.   Устойчивая   система   природа   ­   человек   при традиционном хозяйстве. Натиск современной  цивилизации,  плюсы и минусы. Экологические проблемы.  Новые понятия и представления: редкоочаговое расселение.  Опорные   знания:   арктический   и   субарктический   климатический  пояс; тундра; лесотундра.  Учащиеся  должны   уметь:  показывать   северные   природные   зоны   на   карте; называть характерные особенности природы, виды хозяйственной  деятельности   населения   в   данных   природных   условиях;  объяснять   причины формирования   природных   зон,  приводить   примеры   влияния   природы   на характер   расселения,   особенности   хозяйственной  деятельности, материальной и духовной культуры народов.  Урок 37. Таежная зона  Самая   большая,   древняя   и   снежная   зона   России.  Густая   сеть   рек,  луговые   массивы,   молочное   и   мясо­молочное   скотоводство.   Традиционные   занятия    развитие населения. Промышленное освоение тайги. Очаговое расселение.  Новые понятия и представления: очаговое расселение.  Опорные   знания:  умеренный   климатический   пояс;   морфологические   особенности   хвойных   пород   деревьев;   дерново­подзолистые   почвы  тайги;   животный мир тайги.  Учащиеся  должны   уметь:   описывать   по   картам   природные   условия  тайги; называть  лесообразующие   породы   деревьев,   характерных   представителей животного мира;    объяснять смену  северных арктических зон таежной  зоной; приводить примеры влияния тайги на жизнь и занятия населения,  объяснять особенности расселения людей в зоне тайги.  Урок 38. Зона смешанных широколиственно­хвойных лесов  Природная   зона,   Выборочное  земледельческое   освоение.   Густая   сеть   сельских   и   городских    наиболее   преобразованная   деятельностью   человека. поселений.   Смешанные   леса   Восточно­Европейской   равнины   ­   разнообразие   ландшафтов.   Муссонные   леса   Дальнего   Востока   ­   смешение   растений   и   животных юга и севера.  Новые   понятия  и  представления:   антропогенно­природная   зона, выборочное земледельческое освоение.  Опорные  знания:   моренный   рельеф;   умеренный   и   муссонный  климат;   смешанный лес.  Учащиеся должны уметь: давать описания природных условий зоны по картам; объяснять   смену   зоны   тайги   зоной   смешанных   лесов;  приводить   примеры хозяйственной   деятельности   людей;  называть   причины   высокой   степени преобразованности   и   плотного  заселения   зоны;  объяснять   особенности заселения зоны; приводить примеры и объяснять влияние природных условий на материальную и духовную культуру населения в данной зоне.  Урок 39. Лесостепи и степи  Современные  ландшафты   лесостепей   и  степей.   Заповедные   степи.  Суховеи,   резкий  недостаток влаги,  речная сеть,  овраги  и балки. Царь почв  ­  чернозем.   Житница   страны.  Развитое   животноводство.   Крупные   многонаселенные   сельские поселения.  Новые   понятия   и   представления:   зона   степного   земледельческого освоения.  Опорные знания: умеренно­континентальный и континентальный климат; водная, ветровая эрозии; чернозем. Учащиеся должны уметь: показывать зону степей и лесостепей на карте; давать характеристику  основных   природных   условий;  объяснять   смену   зоны   лесов зоной   лесостепей   и   степей;  перечислять   основные   виды   хозяйственной деятельности   населения;   показывать   взаимосвязь   природных   компонентов   в зоне степей или лесостепей; приводить примеры влияния природных условий на материальную   и  духовную   культуру   населения;   объяснять   особенности расселения в зоне степей,  влияние  хозяйственной деятельности  на состояние степных и лесостепных ландшафтов.  Урок 40. Полупустыни, пустыни, субтропики  Граница между степями  и  полупустыней  ­  рубеж природной и  хозяйственной   деятельности   людей.   Очаговое   расселение.   Животноводство.   Полевое   земледелие.   Опустынивание.   Волго­Ахтубинский   оазис.   Субтропики­ противоположность зоне пустынь. Преобладание антропогенных ландшафтов.    Новые понятия: экстенсивное животноводство, оазисное земледелие.  Опорные знания: континентальный и субтропический климат; оазис.  Учащиеся  должны  уметь:  объяснять   особенности   природы   рассматриваемых зон;     называть   характерные   растения   и   животных   рассматриваемых  зон; объяснять   неустойчивость   к   антропогенному   воздействию   аридных  зон, изменение   видов   деятельности   людей   по   сравнению   со   степной  зоной,   особенности расселения.  Урок 41. «Многоэтажность» природы гор  Высотная  поясность природных  условий, зависимость  их  от географического   положения   и   высоты   гор.   Динамичность   смены   природных   зон  в   горах.   Перепады  температур,   горные   ветры.   Частая   смена  погоды.   Трудность   освоения людьми.  Новые понятия и представления: ветры ­ фёны, бора.  Опорные знания: высотная поясность.  Учащиеся должны уметь:  приводить примеры проявления закона зональности в горах, характерных растений и животных, видов хозяйственной деятельности людей,   влияния   гор   на   окружающую   природу;   выявлять   зависимость расположения   зон   от   географического   положения,  высоты   гор   и   экспозиции склонов; оценивать условия жизни в горах, приводить примеры влияния горных условий на жизнь людей.  Урок 42. Человек и горы  Горы   ­   колыбель   человечества,   центры   видообразования   культурных   растений и домашних животных. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Особенности расселения. Опасные природные явления.  Новые понятия и представления: сели и лавины.  Опорные знания: изменение температуры и давления с высотой.  Учащиеся должны уметь: приводить примеры различных видов деятельности населения   в   горных   районах,   влияния   горных   условий   на   людей,   мер безопасности   при   стихийных   явлениях   в   горах;   объяснять   хрупкость природного равновесия в горах; анализировать сложность и специфику условий жизни в горных районах;.  приводить примеры взаимосвязей горных условий и особенностей материальной и духовной культуры горных народов.  Тема 8. Природопользование и охрана природы ­ 4 часа  Урок 43. Основные принципы рационального использования природных  ресурсов. природопользование. неисчерпаемые ресурсы, особенности их использования и охраны.    Качество   природной   среды.  Природная   среда,   Исчерпаемые   и   природные   ресурсы,   рациональное   Новые   понятия   и   представления:   природная   среда,   рациональное природопользование,   исчерпаемые   и   неисчерпаемые   ресурсы,   рекреационные, эстетические ресурсы.  Опорные знания: природные компоненты; охрана природы.  Учащиеся   должны   уметь:   объяснять   основные   понятия;   приводить   примеры разных видов природных ресурсов; объяснять значение природных условий для жизни людей; анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России. Урок 44. Охрана природы и охраняемые территории  Охрана   природы   при   современных   масштабах   хозяйственной   деятельности.   Основные принципы охраны природы. Виды охраняемых территорий.  Новые   понятия   и   представления:   заповедник,   национальный   парк,   биосферный заповедник, заказник.  Опорные знания: Красная книга; виды охраняемых растений и животных.  Учащиеся должны уметь: объяснять необходимость охраны природы; называть и показывать  крупные и известные охраняемые территории; объяснять значение сохранения природных объектов и природных комплексов; прогнозировать пути рационального использования и сохранения природы; оценивать экологическое состояние   своего   края;  выявлять   закономерности   размещения   охраняемых территорий в России.  Урок   45.   Тематический   контроль   по   темам   "Природно­хозяйственные зоны" и "Природопользование и охрана природы"  Учащиеся должны уметь: объяснять основные понятия и представления темы; описывать природные условия и ресурсы природно­хозяйственных зон на  основе   чтения   и   анализа   тематических   карт;  описывать   виды   хозяйственной деятельности   людей   в   природных   зонах;   объяснять   и   приводить   примеры рационального инерационального природопользования; объяснять взаимосвязь природных   особенностей   и   видов   хозяйственной   деятельности   человека   в пределах отдельных природно­хозяйственных зон; выявлять наличие (на основе сопоставления   и   анализа   карт)   преобразования   природных   зон   в   природно­ хозяйственные.  Урок   46.   Обобщение   и   коррекция   знаний   по   темам   "Природно­ хозяйственные зоны" и "Природопользование и охрана природы"  Взаимоотношения   человека   и   окружающей   среды   на   разных   исторических   этапах   развития   человеческого   общества.   Природопользование   на   основе   знаний   географических   закономерностей.   Поиски   путей   оптимальных взаимоотношений человека и природы. Сущность важнейших принципов охраны природы.  Раздел III.  "Население России" ­ 16 часов  Новые   понятия   и   представления:   естественное   движение, воспроизводство населения и его типы, миграции (виды, причины, направления); состав:   возрастной,   половой,   этнический,   религиозный;   трудовые   ресурсы, плотность   населения,   урбанизация,   городская   агломерация,   условия   и   образ жизни людей в различных типах поселений  Основные умения: работа с разными источниками информации, чтение и анализ   диаграмм,  графиков,   схем,  карт,  статистических   материалов   с  целью выявления   особенностей   географии   населения   России.   Продолжение формирования   общеучебных   умений   сопоставлять,   сравнивать,   обобщать, делать   выводы,  моделировать   ситуации   при  выполнении   заданий  текущего   и итогового контроля.  Урок 47. Численность населения  Введение   "Задачи   изучения   и   основные   вопросы   нового   раздела  "Население России".   Численность   населения   и   ее   измерение   в   историческом   времени. Представление о естественном движении и демографических кризисах.  Практическая работа. Чтение и анализ графиков изменения численности и   естественного движения населения России.  Новые   понятия:   естественное   движение   населения,  демографический кризис.  Опорные знания: численность населения в отдельных странах мира.  Учащиеся   должны   уметь:   называть   численность   населения   своей   области, населенного пункта,  России; сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира   по   этому  показателю;   объяснять   содержание   понятия   "естественное движение   населения";   читать   учебные   графики,   объяснять   изменения численности   населения   и   естественного   движения   населения   России   в историческом плане.  Урок 48. Изменение численности населения России  Типы воспроизводства населения, их главные отличия.  Новые   понятия   и   представления:   воспроизводство   населения, традиционный и современный его типы.  Учащиеся  должны   уметь:   раскрывать   содержание   понятия  "воспроизводство населения"; объяснять различие между типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника.  Урок 49. Половозрастной состав населения  Соотношение населения по полу  и возрасту. Влияние образа жизни и  других   факторов  на   продолжительность   жизни.   Половозрастная   пирамида   ­ "запечатленная демографическая история".  Практическая  работа.   Характеристика   половозрастного   состава   населения   страны на основе разных источников информации.    Новые понятия: половозрастная пирамида как вид диаграммы.  Учащиеся  должны   уметь:   объяснять   влияние   различных  факторов   на продолжительность   жизни  населения   страны;   выделять   на   карте   (в   качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста; сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия­ читать диаграммы, графики и статистические материалы, строить на их основе объяснения особенностей половозрастного состава населения России.  Урок 50 ­51. Миграции населения  Виды   и  направления   миграций   в  разные   периоды   истории   страны.  Влияние   миграций на заселение, характер и поведение людей. Внешние миграции, их   экономические и политические причины.  Практическая работа.  Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве.  Новые   понятия   и   представления:   миграции,   внутренние   и   внешние миграции, причины миграций, главные направления миграционных потоков.  Учащиеся должны уметь:  раскрывать содержание новых терминов; объяснять причины   и   основные   направления   миграций   населения   России;   на   основе имеющихся   знаний   об   изменении   численности   населения,   естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант ­ объяснять современную демографическую ситуацию страны).  Урок 52. Территориальная подвижность населения  Различие   терминов   "миграция"   и   "территориальная   подвижность".   Возрастание   территориальной   подвижности   населения   в   процессе   развития   общества.   Важность   учета   движения   населения   в   разные   периоды   года   и   факторов повышения подвижности населения при организации хозяйственной   жизни.  Новые понятия: территориальная подвижность населения.  Учащиеся   должны   уметь:   называть   факторы,   влияющие   на   территориальную подвижность населения;  объяснять усиление территориальной подвижности на современном   этапе  развития   общества;   давать   описание   особенностей территориальной подвижности населения своей местности, выделять на схеме главные направления суточного и недельного движения населения.  Урок 53. География рынка труда  Экономическая   связь   поколений.   Трудовые   ресурсы   и   их   роль   в   создании   национального богатства страны. Качество трудовых ресурсов. Рынок труда.   Практическая  работа.  Анализ   графика,   отражающего   этапы   экономической жизни населения.  Новые понятия и представления: трудовые ресурсы, качество трудовых   ресурсов, рынок труда, экономически активное население.  Учащиеся должны уметь: объяснять значение новых терминов; характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала. Урок 54. Этнический состав населения  Представление   об   этническом   составе.   Отличительные   признаки   этноса.   Языковые семьи и группы. Этническое самосознание.  Практическая   работа.   Изучение   таблицы   приложения   "Народы   России"   и   схемы "Дерево языков" для ознакомления с классификацией народов России,  основанной на родстве языков (по семьям и группам).  Новые понятия: этнос, этнический состав, этническое самосознание.  Опорные знания: разнообразие населения   по расовым и национальным признакам.  Учащиеся   должны   уметь:   объяснять   значение   новых   терминов;   называть крупные по численности народы России; приводить примеры народов России, относящихся   к   разным   языковым  семьям   и   группам,   в   том   числе   народов, живущих в вашей местности.  Урок 55. Этническая мозаика России  Разнообразия этнического состава  населения России. Карта народов России   ­   источник   информации.   География   народов   и   административно   ­   территориального деления страны. История России ­ история взаимодействия  ее народов.  Практическая работа. Изучение особенностей размещения народов России на основе   работы   с   картой,   сравнение   географии   расселения   народов   с   административно­ территориальным делением России.  Новые понятия и представления: этнический состав, административно­   территориальное деление.  Учащиеся должны уметь: раскрывать содержание понятия "этнический состав"; выделять на карте "Народы России": районы проживания крупных народов и народов   своего   края,   регионы,   где   наблюдается   пестрота   национального состава;   приводить   примеры   республик   в   составе   РФ,   определять   по статистическим   показателям   долю   титульной   нации   в   населении   данных автономных образований. Урок 56. География русского языка  Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского   языка   в   пределах   бывшего   СССР   ­   важная   часть   культурного   достояния   России. Значение русского языка для нерусских народов России.  Новые   понятия   и   представления:   русскоязычное   население,   язык   межнационального общения.  Учащиеся   должны   уметь:   объяснять   значение   термина   "русскоязычное население"; характеризовать место русского языка среди других языков мира, его значение для нерусских народов России.  Урок 57. Религии народов России  Роль   религии   в   формировании   Российского   государства.   Преобладающие   религии страны, связь этнического и религиозного состава населения. Влияние религии   на   повседневную   жизнь   и   внешнюю   политику   государства.   Практическая   работа.  Изучение   на   основе   карты   особенностей   географии   религий страны.  Новые понятия: религиозный состав, традиционные религии.  Учащиеся   должны   уметь:   показывать   по   карте   основные   районы распространения на территории России православия, мусульманства, буддизма;  доказывающие   связь   этнического   и   религиозного   приводить   примеры, состава  населения страны; составлять устное описание религиозного состава населения своей местности.  Урок 58. Плотность населения  Контрастность в плотности населения в определенных районах страны.  Представление о "емкости территории" и определяющих ее факторах. Влияние плотности   населения   на   хозяйство,   жизнь   людей   и   природную   среду.   Практическая   работа.  Выделение   на   контурной   карте   Главной   плотности   населения отдельных территорий страны.  Новые   понятия   и   представления:   плотность   населения,   емкость территории. Главная полоса расселения. Опорные знания: представление о плотности населения; карта плотности населения отдельных материков.  Учащиеся  должны уметь: объяснять значение новых терминов;  определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в том числе   своей   местности,   объяснять   выявленную   контрастность   в   плотности населения   России,   отбирать   необходимые   тематические   карты   учебника   для построения ответа.  Урок 59. Расселение и урбанизация  Изменение   соотношения   численности   городского   и   сельского   населения.   Разнообразие типов населенных пунктов. Понятие урбанизации, ее показатели.  Объективные причины роста городов и повышения их роли в жизни общества.  Городская   агломерация.   Отличие   городского   и   сельского   образа   жизни.   Практическая   работа.  Изучение   фрагментов   карт   с   целью   выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.  Новые понятия: урбанизация, агломерация, типы заселения территорий.  Учащиеся   должны   уметь:   раскрывать   содержание   новых   терминов;   читать график   изменения   соотношения   городского   и   сельского   населения   страны; называть   показатели   процесса   урбанизации;   объяснять   разнообразие   типов заселения   территории   страны   на   основе   анализа   текстовых   карт;   давать характеристику расселения своей местности.  Урок 60­61. Города России  Особенности   формирования   сети   городов   во   времени.   Различие   городов   по функциям   и   людности.   Города­миллионеры   и   малые   города   ­   полюса   контрастности.   Карта   как   источник   разноплановой   информации   о   городах.   Практическая работа.  Нанесение на контурную карту городов­миллионеров,   объяснение особенностей их размещения на территории страны.  Новые понятия: различие городов по функциям и людности.  Учащиеся   должны   уметь:   называть   и   выделять   на   карте   крупнейшие   города России;  при   водить   примеры   различных   функций   городов,   в   том   числе ближайших к своей местности; называть способы отображения географической информации на различных видах карт (текстовых, атласа, демонстрационных).  Урок 62. Сельская Россия   Влияние природных условий на особенности сельских поселений. Сельская   местность   как   хранительница   культурных   и   национальных   традиций.   Необходимость   поиска   оптимальных   решений   использования   сельской   местности. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений.  Новые понятия и представления: особенности сельских поселений.  Опорные знания: зональность природных условий.  Учащиеся   должны   уметь:   объяснять   влияние   природных   факторов   на особенности   сельских   поселений;  приводить   примеры   территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений;  объяснять  географическое  своеобразие   сельских  поселений  своей местности.  Урок 63. Тематический контроль по разделу "Население России"  Учащиеся   должны   уметь:   объяснять   сущность   понятий   и   представлений   по разделу   "Население   России",   называть   и   показывать:   численность   населения России,   черты   его   размещения;   крупные   народы   и   основные   районы   их проживания; основные религии, распространенные в России; крупнейшие города и   городские   агломерации   страны;   объяснять:   различия   в   естественном   и механическом   приросте   населения   России   и   ее   отдельных   территорий; особенности   размещения   населения   России,   связанные   с   природными, историческими   и   экономическими   причинами;   различия   в   обеспеченности трудовыми   ресурсами   отдельных   регионов   России;   читать   и   анализировать   статистические   материалы, тематические   карты   и   графические, характеризующие население России.  Урок 64. Обобщение и коррекция знаний по разделу "Население России"  Анализ уровня знаний и сформированности умений по итогам тематического     контроля,   выявление   типичных   ошибок,   коррекция   знаний   учащихся. Обобщение знаний по разделу.  Особенности   географии   населения   России   как   результат   длительного   исторического развития. Интегрирующая роль населения в системе "Природа   ­   население   ­   хозяйство".   Люди   ­   главное   богатство   страны.   Человеческий потенциал   как   определяющая   составная   часть   дальнейшего   развития   и процветания России.  Урок   65.   Повторительно   –   обобщающий   урок   по   географии   России. Природа и население. Резерв – 3 часа

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс (по комплексному учебнику под. ред. А.И. Алексеева)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017