Особенности публичного выступления
Специфика речи преподавателя. Публичная речь преподавателя служит передаче информации
слушателям. Кроме того, в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т. е.
одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые
требования к отбору, способам организации и изложения информации, т. е. к содержанию и форме
педагогической речи.
Всякое педагогическое общение есть общение воспитателя и воспитанника. Воспитательная
направленность речи учителя предполагает особый подход к отбору информации и ее
интерпретации.
Речь преподавателя служит образцом, который воспринимает обучаемый и по которому он учится
строить свою речь. При этом следует помнить, что для обучаемого речь преподавателя зачастую
является единственным образцом литературной нормы и правильного построения речи вообще. В
силу этого особое внимание следует обращать на форму педагогической речи, ее нормативный
характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания
(здесь не имеется в виду упрощение, примитивизация речи).
Стиль педагогического общения. Ролевая установка человека. Рядом психологов и методистов
используется термин «стиль педагогического общения». Это совокупность поведенческих
реакций, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а
также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности.
Стиль педагогического общения зависит, как сказано, от индивидуальных качеств преподавателя:
психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую
определяет для себя педагог, т. е. от того, как и каким он видит, хочет видеть себя в общении с
детьми, какую роль играет в процессе профессиональной деятельности. Общепринятой
классификации стилей педагогического общения нет.
Наиболее распространены следующие:
1) общениеустрашение (преподаватель подавляет обучаемых, диктует свои условия, играет роль
«деспота», «диктатора»);
2) общениезаигрывание (преподаватель, не уверенный в своих знаниях и педагогическом
мастерстве, как бы пытается заключить «сделку» с обучаемымим; в обмен на снижение
требований к ним он получает, например, лучшую дисциплину в аудитории);
3) общение с четко выраженной дистанцией (преподаватель постоянно подчеркивает разницу
между собой как более опытным, знающим, понимающим и обучаемыми, обязанных его
слушаться);
4) общение дружеского расположения (преподаватель выступает в роли старшего друга, приятеля,
более знающего, желающего прийти на помощь обучаемому);
5) общение совместной увлеченности (преподаватель и обучаемые – коллеги, вовлеченные в
процесс совместной интеллектуальной деятельности на занятии). Первые два стиля свидетельствуют о профессиональной непригодности преподавателя. Элементы
трех последних встречаются в общении разных преподавателей. Лишенные крайностей, эти стили
общения могут применяться в разных ситуациях общения в зависимости от конкретных
обстоятельств.
Учебноречевые ситуации. Попытки определения специфических жанров педагогического
общения предпринимались неоднократно. Остановимся на некоторых классификациях. А.А.
Леонтьев предложил использовать в качестве основы классификации систему «дидактических»
функций языка, содержащуюся в работах немецкого ученого Д. Шпанхеля.
Выделяются функции мотивации, презентации знаний, привлечения внимания и регулирования
психической активности школьников, постановки задачи или конечной цели, переноса знаний и
умений на новый материал, управления интеллектуальной деятельностью и контроля за успехами
учащихся, обеспечения обратной связи.
Т.А. Ладыженская вслед за А.А. Леонтьевым выделяет учебноречевые ситуации на уроках
русского языка исходя из дидактических задач, решаемых учителем. Задаче передачи информации
соответствует учебноречевая ситуация введения информации; задаче организации учебно
практической деятельности обучаемых – ситуация закрепления, повторения, проверки домашнего
задания; задаче проверки знаний, умений и навыков – ситуация проверки и опроса, проведения и
анализа проверочных работ.
Представляется целесообразным при определении жанровых разновидностей речи опираться на
понятия формы речи (устная, письменная), формы речевой деятельности (монолог, диалог) и
понятия функциональных стилей литературного языка. Жанр представляет собой определенную
композиционную форму, соотнесенную с целями и условиями общения, определенным
функциональным стилем, с содержанием и формой речи (устной или письменной), а также
формой речевой деятельности (монологом или диалогом).
Таким образом, можно говорить о таких жанрах, чаще всего представленных в речевой практике
преподавателя, как беседа, спор, лекция, сообщение и т. д. Следует, однако, заметить, что
типология форм речи учителя – задача, требующая дальнейшей теоретической и методической
разработки.
Выделяются беседа и дискуссия (как разновидности устного диалога), доклад и лекция (как
разновидности устного монолога). Внутри пар также наблюдаются оппозиции, связанные с
характером обработки информации и ее оформлением в речевые жанры. Беседа как форма обмена
мнениями строится на определении потребности в информации и информировании собеседниками
друг друга.
Напротив, дискуссия должна выявить сходства и различия в интерпретации информации и
послужить убеждению собеседника в своей правоте или стать средством поиска истины
совместными усилиями. Лекция как способ интерпретации информации, представления ее в
форме, наиболее доступной для восприятия в данной аудитории (в том числе популярная и
учебная лекция), противопоставлена докладу как способу изложения взглядов, связанных с
глубоким осмыслением информации и самостоятельными изысканиями докладчика в
определенной области. Речевой этикет. Это совокупность правил речевого поведения в устойчивых ситуациях общения:
встречи, прощания, представления, извинения, благодарности и т. д. Речевой этикет находит свое
выражение в исторически сложившихся формулах.
Например, в качестве приветствия русские используют пожелания здоровья («Здравствуйте!»),
белорусы – пожелание хорошего дня («Дзень добры вам!»), англичане – вопрос о делах («How do
you do?»). Во всех приведенных примерах формулы речевого этикета (вне зависимости от
первоначального, этимологического смысла) выражают приветствие.
Для каждой ситуации существует целый ряд формул с приблизительно одинаковым значением. Их
выбор в том или ином случае зависит от характера общения, положения и взаимоотношений
участников речи, конкретного функционального стиля и других факторов. Например, формулы
приветствия: «Здравствуйте!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», «Привет!», «Салют!», «Как
дела?», «Как поживаете?», «Приветствую вас!» и т. д.
Непосредственное отношение к речевому этикету имеет и выбор формы обращения на «ты» или
на «вы». «Ты» допустимо между людьми одинакового возраста и социального положения,
родственниками и близкими. «Вы» чаще используется в ситуациях официального общения, при
контактах незнакомых людей.
Культура речи преподавателя. Каковы же требования, предъявляемые к хорошей
профессиональной речи педагога?
Вопервых, каждый говорящий определяет содержание и форму выражения своих мыслей в
соответствии с уровнем развития мышления, общей и языковой культурой, конкретными целями и
условиями общения, жанровокомпозиционными формами, существующими в речевой практике.
Это качества, которые характеризуют речь с точки зрения соответствия формы и содержания, а
также регулируют формальносодержательную сторону речи (формальносодержательные
характеристики речи).
Вовторых, речь – реализация, воплощение языка, следовательно, последний определяет законы,
нормы, правила, обязательные в практическом говорении и письме, т. е. качества, регулирующие
нормативную сторону речи (языковые характеристики речи).
Втретьих, речь обладает своими законами, вытекающими из ее специфики как средства
реализации языка. Для успешного достижения целей коммуникации устная и письменная формы
речи также должны соответствовать определенным качествам, регулирующим техническую
сторону речи (технические характеристики речи).
Требования, предъявляемые к речи преподавателя, обусловливаются сферой, задачами и
особенностями педагогического общения. Для успешной педагогической коммуникации речь
преподавателя должна облекаться в композиционные формы, наиболее точно соответствующие
содержанию и целям общения (выбор жанра для конкретного речевого акта, знание основных
правил построения текста), она должна строго соответствовать требованиям основных
коммуникативных качеств, а также определенным техническим характеристикам.
Преподаватель обязан владеть навыком корректировки устной и письменной речи обучаемых.
Кроме того, еще один момент должен быть учтен при совершенствовании речевой культуры. И
при работе над технической стороной речи (дикция), и при изучении норм литературного языка
следует отталкиваться от особенностей системы норм языка, артикуляционной базы. 6.2. Подготовка речи. Этапы подготовки речи и их содержание. Отбор и систематизация
материалов
Знакомство с предметом предстоящего выступления и формулировка темы. Толчком к
поиску становятся как программные требования по предмету (либо конкретные воспитательные
задачи), так и личные интересы, изыскания преподавателя в той или иной области.
Задача в том, чтобы идущая от души, ума, сердца преподавателя и поставленная программой
обучения и воспитания «обязательная» тема была одинаково прочувствована педагогом, понята и
раскрыта. Началом поиска нужной информации становятся энциклопедии, справочники,
библиографические указатели. На этой основе производится подбор необходимой литературы,
составление библиографии.
Дальнейшая работа идет по пути изучения основных пособий, изданий по данному вопросу,
составления выписок, конспектов, пополнения библиографии. Таким образом, на этом этапе
осуществляется переход от общей установки к знакомству с проблемой и отбору информации.
Углубленное изучение того или иного вопроса позволяет формулировать тему предстоящего
выступления, т. е. самую узкую конкретную область, которая станет предметом рассмотрения в
речи.
Формулировка цели выступления и составление плана. После того как произошло знакомство с
той или иной предметной областью, связанной с темой выступления, выявлены основные
проблемы, задачи, т. е. автор познакомился с необходимым материалом, следует переходить к
определению своей позиции и формулировке цели высказывания: зачем, ради чего будем
развертывать речь и перед какой аудиторией.
Цель – это основное направление деятельности говорящего во время речи, словом, то, зачем
оратор говорит, выражение того, чего он хочет добиться от слушателя. Таким образом, через цель
речи выражается личное отношение говорящего к обсуждаемому предмету и аудитории. Целевая
установка речи складывается как бы из двух компонентов: задачи, направленной на разъяснение,
оценку тех или иных фактов, аргументов, позиций, и сверхзадачи, имеющей эмотивно
побудительный характер. При этом задача как бы предъявляется слушателям, а сверхзадача
скрыта от прямого восприятия и действует подспудно.
Формулировка цели позволяет поновому взглянуть на собранный материал, четко определить
круг привлекаемой информации и задачи ее интерпретации в данном выступлении. На основе
глубокого освоения предмета предстоящей речи и сформулированной цели готовится план,
который должен логически развивать основные положения выступления.
Обычно рассуждение основано на логической схеме: тезис – доказательство – вывод. Составление
сложных планов связано с детализацией материала, выявлением его составных частей,
включающих в себя несколько взаимосвязанных, требующих доказательства и имеющих сложную
структуру положений и т. д.
Формирование текста выступления. На этом этапе продолжается процесс отбора информации,
доказательств, примеров, иллюстраций, раскрывающих основные положения плана. По поводу
предварительного написания текста выступления существуют различные точки зрения. Думается,
что исходить в данной ситуации следует из конкретных условий: уровня подготовки и опыта
учителя, сложности материала, который кладется в основу выступления, степени его освоения,
ситуации общения и специфики аудитории и т. д. Всякий раз опытный преподаватель сам определяет необходимую форму реализации текста. Это
могут быть дословная запись, подробный планконспект, короткий тезисный план с
прилагающимися необходимыми выписками. Следует учитывать, что любое выступление должно
содержать достаточно яркие и убедительные примеры, иллюстрирующие анализируемые вопросы.
При этом обязательно соблюдаются правила цитирования.
Работа над речевой стороной выступления. Это следующая ступень формальной обработки
информации, которая отбирается на 1м и 2м этапах. Успешность данного этапа определяется
прочностью навыков, сформированных при изучении языковых характеристик речи.
Опираясь на знание речевых жанров, их закономерностей, обусловленных нормами литературного
языка и конкретного функционального стиля, на этом этапе следует выбирать языковые средства,
наиболее полно соответствующие теме, цели и конкретной ситуации общения. Такая работа
предполагает также строгое следование нормам литературного языка. Все новые и непонятные
слова следует проверить по толковому словарю и уяснить их лексическое значение. В
сомнительных случаях – по орфоэпическому, с тем чтобы уточнить их произношение и ударение.
Нужно помнить также, что словари могут помочь при выборе синонима, антонима, фразеологизма,
эпитета.
Редактирование и запоминание выступления. На этом этапе начинается обработка текста.
Ведется она по двум направлениям. Вопервых, проверяется содержательнокомпозиционная
сторона (глубина информации, ее полнота, логичность изложения, убедительность доводов). Во
вторых, оценивается не только соответствие речи нормам литературного языка, но основным
коммуникативным качествам. Иногда бывает сложно с первого раза комплексно разобраться в
подготовленном тексте. Вот почему важно вести подробные записи предстоящего выступления:
это позволяет изложить его в полной, развернутой форме и детально провести редактирование.
Существует еще одна проблема – как распорядиться текстом. Нередко человек становится его
«рабом», будучи не в силах оторваться от своих конспектов во время выступления. Или другой
неэффективный путь – дословное заучивание текста. В этом случае говорящий оказывается в
затруднении, если необходимо в процессе произнесения речи внести в ее содержание или
оформление изменения, диктуемые условиями общения.
Лучше всего говорить свободно, имея перед глазами план выступления, а к чтению прибегать
только в случае цитирования. Поэтому написанный текст должен быть сжат до основных
моментов (композиционных узлов), которые могут быть представлены в виде тезисов и лишь
направлять течение речи, не позволяя нарушить логическую стройность высказывания. Такой
развернутый план помогает говорящему запомнить композицию своего выступления,
последовательность развития мысли. Запоминание также облегчается и предварительной
психологической подготовкой.
Психологическая подготовка. Часто оказывается, что выступающий, даже тщательно разработав
тему, грамотно составив текст, все же терпит неудачу в аудитории. Причина – в отсутствии у
говорящего психологической установки на общение. После того как выступление сформировано,
целесообразно провести репетицию, которая поможет проверить подготовленный материал,
провести хронометраж, внести необходимые уточнения и исправления, выбрать нужные
интонации.
Тем самым осуществляются исполнительский и рефлексивный этапы (по терминологии С.А.
Минеевой). Однако проводим их не в аудитории, а в процессе подготовки, что позволяет избежать ряда элементарных ошибок, которые заметны в ходе выступления и которые трудно обнаружить в
процессе подготовки и редактирования текста. Такая репетиция чрезвычайно важна в
психологическом отношении, поскольку на всех предыдущих этапах идет работа лишь над
информативной и языковой сторонами материала, его содержанием и формой. Психологическая
установка присутствует подспудно.
В процессе же репетиционного проговаривания оратор осваивает навык говорения, прорабатывает
варианты общения с аудиторией, может продумать и практически отрепетировать позу, мимику,
жесты. Приобретаемый навык озвучивания своего текста позволит во время настоящего
выступления избавиться от парализующей тяги читать написанное, держаться свободно,
непринужденно.
В заключение отметим, что между отдельными этапами нет непроницаемых границ. Некоторые
задачи одного этапа могут решаться или дополняться на другом.
Сохранение информации (архив, библиография). Культура умственного труда предполагает
определенные правила работы с источниками информации и собранным материалом. Практически
у каждого работника умственного труда есть рабочий архив. Обычно он включает личную
библиографическую картотеку и различного рода выписки. Существуют определенные правила
накопления информации.
Наиболее эффективно ведение личного архива с использованием прикладных компьютерных
программ типа текстовых редакторов и баз данных. В отсутствие персонального компьютера
собираемую информацию нужно записывать не подряд, а располагать особым образом на листе.
Источник целесообразно сразу записывать с соблюдением норм библиографического описания,
давая полную информацию об издании. Далее в тексте можно пользоваться сокращенным или
символическим названием такой работы. В итоговый список включают всю использованную
литературу, каждое новое издание описывается с красной строки.
С правилами подобного описания можно познакомиться в библиографическом отделе любой
библиотеки.
Внимание к рабочему архиву – залог последующей успешной работы. Собранная информация
становится доступной и может быть использована сразу без дополнительных поисков.
Конспект, аннотация, рецензия. Работа с различного рода источниками информации ведется в
форме тезисов, конспектов аннотаций и др. Рассмотрим наиболее важные формы работы с
текстом.
Тезисы – краткая формулировка основных положений источника. Для того чтобы их составить,
нужно разбить текст на законченные смысловые отрезки, установить основную мысль каждого из
них и кратко ее сформулировать, т. е. записать тезис.
Конспект – более или менее полное изложение содержания работы при сохранении основных
элементов композиции, а также с возможным включением примеров и иллюстраций авторов.
Чтобы составить конспект, нужно познакомиться с темой и общим содержанием статьи или книги,
которую предстоит конспектировать. Затем прочитать текст и отметить основные положения,
выдвигаемые автором, т. е. сформулировать тезисы. Просматривая текст после этого еще раз, следует составить конспект, кратко записывая основные тезисы и приводя в случае
необходимости примеры, используемые автором. Наконец, в заключение следует перечитать
конспект и проверить, все ли основные положения автора записаны.
Реферат – своеобразная форма конспектирования. Он предполагает запись материала не только
«для себя», но и «для других». Реферат может носить в отличие от конспекта обзорный,
аналитический характер, давать представление о рассмотрении той или иной проблемы рядом
авторов.
Как правило, приводится аргументация автора книги, ход его рассуждений. Обзорные рефераты
составляются по теме или проблеме. Структура реферата включает следующие сведения об
источнике: тема, проблема, композиция, основное содержание и свойства авторского текста
(новизна, общеизвестность, дискуссионность, доказательность и т. д.), выражение оценки
(согласие, несогласие), адресат.
Аннотация – краткое изложение содержания (до 10–15 строк). В ней указывается, какой теме
посвящена работа, кому она адресуется, какие проблемы и вопросы в ней решаются, к каким
выводам приходит автор.
Основные элементы аннотации: библиографическое описание работы, описание содержания (тема,
проблема, цель, композиция, наличие иллюстраций), указание на адресат.
В описание содержания работы включаются: 1) сведения об авторе; 2) область знания, к которой
относится информация; 3) определение места произведения в ряду однотипных; 4)
характеристика темы произведения; 5) характеристика цели автора; 6) описание структуры
произведения; 7) указание на языковые особенности произведения; 8) указание, кому адресуется
произведение.
Рецензия – оценка какоголибо издания или работы. Она состоит из двух частей. Первая часть –
описательная (в ней рассматривается актуальность работы, ее новизна, личный вклад автора в
решение рассматриваемых проблем, указывается, кому адресуется издание). Вторая часть –
оценивающая – содержит указания на положительные стороны работы или недостатки, в ней
определяется точность, обоснованность положений и выводов. В заключение рецензии пишется
вывод, в котором высказывается мнение о степени полезности работы.
Работа над текстом выступления
Основные элементы текста и их содержание. Обычно текст состоит из трех обязательных
компонентов: введения (в котором формулируются тема и цель и содержится ввод в
проблематику), основной части (включающей доказательства и иллюстрации) и заключения
(выводов, итогов).
Во введении дается краткое описание предметной области, к которой относится выступление.
Рассматривается также историческое освещение и современное состояние проблемы. Если
сообщение носит научный характер, то уместно будет представить различные точки зрения на
данную проблему.
Далее излагается тема, указывается ее актуальность, определяется узкое направление речи. После
этого формулируется задача, которую говорящий ставит перед собой в данном выступлении и перед аудиторией. При определении актуальности следует избегать пространных рассуждений и
четко указывать, почему такаято тема важна для вас в настоящее время.
Основная часть строится как доказательство выдвигаемого тезиса. Тезис – это суждение,
истинность которого устанавливается в доказательстве; аргументы – суждения, из которых
выводится тезис; демонстрация – логическая форма связи названных двух элементов,
обусловливающая необходимость выведения одного из другого, тезиса из аргумента.
Если основной тезис работы распадается на несколько подтезисов, то в главной части выделяется
соответствующее количество частей. Внутри каждой такой подчасти материал располагается
следующим образом: формулируется тезис, рассматриваются различные подходы к его
доказательству (точки зрения), далее следует обязательное выражение авторского отношения к
проблеме.
На этом этапе должны быть использованы примеры, подтверждающие точку зрения говорящего.
Итогом рассмотрения тезиса должен стать вывод о его правильности, истинности или ложности. В
случаях несогласия части аудитории с позицией говорящего, меньшей степени заинтересованности
слушателей темой выступления и т.п. возможна и индуктивная схема доказательства, т. е.
движение мысли от единичных посылок к общему заключению.
Вначале излагается сумма доказательств, которые должны подвести слушателя к бесспорности
предлагаемого говорящим вывода. При первом же варианте рассуждения (дедуктивном)
выдвигаемый вначале тезис и последующее доказательство могут быть отвергнуты изза
неподготовленности или предубежденности аудитории.
Заключение – самая маленькая по объему часть работы. Композиционно она замыкает кольцо
рассуждений. Это значит, что в заключение следует вернуться к началу работы, напомнить, какая
задача ставилась, как она решалась, к какому выводу вы пришли.
Заглавие – самое краткое выражение основного содержания. Заголовок формулируется в самом
конце работы над текстом.
Эпиграф – краткое выражение идеи речи. В письменной форме эпиграф оказывается графически
выделенным. В устной речи лучше отказаться от эпиграфа, поскольку он уводит от прямого
общения со слушателями. Цитаты не должны быть слишком объемными. Их содержание обязано
соответствовать содержанию речи. Всякая цитата обозначается на письме и в устной форме.
Своеобразными формулами устного «закавычивания» служат слова «цитирую» и «конец цитаты».
План. В текст работы можно включать план. Это позволит читателю четче представить
композицию работы и легче ориентироваться в ней. При этом надо выделить в тексте
соответствующие пункты. Неприемлемы планы, которые только называют композиционные части
работы (введение, основная часть, заключение). Формулировки пунктов плана должны быть
заголовками соответствующих частей. Пункты плана могут излагаться в вопросной, назывной или
тезисной форме. Чтобы составить план готового текста, следует разделить его на смысловые
части, затем выделить в них и сформулировать основную информацию.
Наличие четкого плана, сообщение его слушателям и строгое следование ему – важное условие
создания правильной психологической атмосферы, преодоления трудностей в восприятии устного
или письменного текста. Заключительным элементом текста является список литературы, наличие которого позволяет при
необходимости расширить знакомство с поднятой проблемой, отослать слушателей или читателей
к источникам, рассматривающим те или иные вопросы более подробно.
Этапы работы над текстом. Работа над текстом начинается с отбора из всего массива
собранной информации материала в соответствии с пунктами плана. Написание текста обычно
начинается с основной части, затем пишется введение, заключение, выбирается заголовок. После
написания работу следует отредактировать по двум направлениям: содержательно
композиционному и языковому.
Вначале определяется правильность отбора информации, последовательность ее изложения,
соотношение композиционных частей, убедительность, логичность доводов, уместность примеров.
Анализируется соответствие текста теме, цели и плану.
Проработка языковой стороны выступления заключается в уточнении значения слов, правил
построения синтаксических конструкций, норм ударения, произношения, образования форм слов.
Формирование текста начинается с отбора материала по плану. Начинать писать можно в любом
порядке, но, естественно, не с введения, так как оно служит подготовительной частью к
основному корпусу, и поэтому в нем должны быть учтены особенности готового текста.
После редактирования и чтения следует провести «сжатие» текста, которое заключается в том,
что предварительно подготовленное выступление должно быть сведено к отдельным тезисам или
кратким пунктам, позволяющим в процессе речи восстановить основное содержание работы.
Такой сжатый тезисный план позволяет отказаться от чтения текста и в то же время полно и
последовательно изложить все содержание.
Подготовка к выступлению(монолог)
Специфика монологической речи и ее разновидности. Монологическая речь (греч. «monologos»)
– это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей. Монологическая речь
значительно более развернута и грамматически оформлена, чем диалогическая, требует обычно
предварительной подготовки. Существенная черта монологической речи – логическая связность
высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненного определенному плану.
Монолог широко используется в речевой практике учителя: лекции, доклады, сообщения.
Элементы монолога (объяснение нового материала, комментарии к ответам, минилекции)
представлены на уроке, который строится в целом как открытый диалог. Основные жанровые
разновидности монолога в речевой практике учителя – доклад и лекция.
Доклад – это обстоятельное изложение какойлибо проблемы, призванное дать широкое
представление о поднятом круге вопросов, осветить историю и перспективы данной проблемы.
Лекция обычно посвящена конкретному вопросу, изложение материала носит обучающий или
познавательный характер. Чаще всего лекции связаны с конкретными формами учебной или
просветительской деятельности и объединяются в циклы по тематическому признаку.
Лекция – одна из форм вузовских занятий. Широко используются элементы лекций и в школьной
практике, однако занимают не все время урока, а лишь определенную его часть. Обычно лекция строится как монолог. Однако опытный лектор стремится превратить ее в диалог. Это не значит,
что лекция по форме переходит в беседу.
Подготовка к монологической речи требует особой тщательности. Строго говоря, все этапы
подготовки, освещенные выше, являются подготовкой к монологической речи. Добавим только,
что оценка монолога должна учитывать тот же комплекс факторов, которые существенны и при
его составлении: информационные, композиционные, языковые, средства выразительности,
психологические особенности общения говорящего с аудиторией.
Организация и проведение публичного диалога
Диалог. От греч. «dialogos». Первоначально и в узком смысле – разговор двух лиц. В принятом
далее широком понимании в диалогическую речь включается также полилог – разговор
нескольких участников.
Диалог представляет собой вид коллективной интеллектуальной работы. При обмене репликами
происходит решение интеллектуальных задач. Посредством диалога устанавливается истина в
процессе сопоставления различных точек зрения, обосновываются собственные взгляды и
опровергаются взгляды оппонентов.
Таким образом, диалог служит для разрешения тех или иных противоречий. Как форма речевой
деятельности он наиболее эффективен при наличии сложных спорных вопросов, неоднозначных
подходов к решению той или иной проблемы. Диалог может реализовываться в разных жанрах:
дискуссии, беседе, совещании, ответах на вопросы, диспуте и др. Существуют различные
организационные формы диалога: «круглый стол», прессконференция, симпозиум.
Дискуссия. От лат. «discussio» – «исследую». Обозначает публичный спор с целью добиться
истины путем сопоставления различных точек зрения. Дискуссия позволяет в процессе
публичного обсуждения выявить и сопоставить существующие точки зрения, найти ответ на
нерешенные или непонятные вопросы. Наряду с этим она является способом убеждения
собеседника.
Нет общепринятой терминологии для обозначения разновидностей дискуссии. Иногда как
синонимы употребляются слова «спор», «диспут», «беседа», «полемика». Мы будем понимать под
дискуссией диалог, развертываемый с целью коллективного нахождения ответа на тот или иной
вопрос, актуальный для целого ряда людей. Дискуссия сводится к защите или опровержению
обсуждаемого тезиса.
Дискуссия строится как последовательное чередование двух этапов. Первый – выдвижение тезиса
и его защита одним оппонентом. Второй – опровержение выдвинутого тезиса другим оппонентом
и обоснование своей точки зрения. В конце дискуссии председательствующий или ведущий
подводит итог, в котором дается оценка приведенных доказательств и делается общий вывод.
Правила организации и проведения дискуссии
1. Как исходное условие проведения дискуссии предполагается наличие проблемной ситуации,
проблемного вопроса, который должен быть действительно актуален, интересен как минимум для
спорящих, а желательно и для слушателей. Участники дискуссии должны обязательно находиться
в оппозиции друг другу по обсуждаемой проблеме. 2. Обязательное сосредоточение дискутирующих на ее предмете. Отклонения от основной
проблемы недопустимы и должны пресекаться ведущим.
3. Ведущим должна быть обеспечена возможность высказаться всем желающим в пределах
установленного регламента.
4. Аргументация «к делу», а не «к человеку», т. е. строгое соблюдение уважительного отношения
к оппоненту, возражения только по существу обсуждаемой проблемы.
5. Предварительная подготовка к дискуссии должна состоять в выделении основных понятий,
связанных с предметом речи, и уточнении их понимания. Это важно учесть для установления
общих принципов обсуждения и для того, чтобы спор шел не о терминах, а по сути вещей.
6. В процессе дискуссии должно проявляться максимальное внимание к доводам оппонента, его
индивидуальности. Такое поведение получило название «эффективное слушание» и
подразумевает позу, мимику, взгляд, выражающие внимание, а также различные словесные
формулы выражения внимания и понимания собеседника.
7. Соблюдение основных законов формальной логики (тождества, достаточного основания,
исключенного третьего, непротиворечивости).
В процессе дискуссии оппонентами могут применяться полемические приемы, которые позволяют
захватить инициативу в споре.
К ним относятся использование юмора, иронии, сарказма, самоиронии; сведение к абсурду;
«возвратный удар» – обращение тезиса против его автора; подхват реплики; атака вопросами;
довод «к человеку» – выражение уважения, восхищения оппонентом, его мыслями, правильностью
аргументации с целью усыпить бдительность; апелляция к публике с использованием стандартных
формул «ну кто этого не знает», «я думаю, меня все поддержат», «как всем известно», «все,
безусловно, согласятся» и т. п.
Наряду с полемическими приемами в дискуссии могут применяться также уловки. К допустимым
уловкам относятся оттянутое возражение (используется, чтобы выиграть время, иметь
возможность сосредоточиться, обдумать правильный ответ); уточнение позиции (в процессе
дебатов оказывается, что вы допустили неточность, а спустя некоторое время вы это заметили. В
такой ситуации целесообразно честно исправить ошибку).
Существуют недопустимые уловки. Логическая уловка, или софизм, – намеренная логическая
ошибка, выдаваемая за истинное суждение.
Психологические уловки более многообразны:
1. Ставка на ложный стыд – прием отвлечения внимания с помощью стандартных формул «кто же
этого не знает», «разве всем не известно» и т.п.
2. «Подмазывание» аргумента заключается в том, что спорный аргумент дополняется
комплиментом в адрес оппонента (вы, как крупный специалист, понимаете; вы, как умный
человек, не станете возражать... и т. п.). 3. «Говорящий как основной аргумент», т. е. доказательство не «к делу», а «к человеку». Этот
прием позволяет отвлечь внимание слушателей.
4. Уведение разговора в сторону.
5. Переключение спора на противоречия между словом и делом, доказательство того, что
оппонент не прав, так как его утверждения не соответствуют его делам.
6. Перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда.
7. Самоуверенный тон.
Наконец, существует обструкция – срыв публичного выступления с помощью крика, создания
шума и т. п.
Полемика. От греч. «polemika» – «спор». Это публичный спор с четко выраженной
конфронтацией, противостоянием. Дискуссия направлена на нахождение компромисса, а
полемика – на более четкое очерчивание позиции, точки зрения, на разъяснение. Каждый
полемист доказывает именно свою правоту и стремится привлечь слушателей на свою сторону.
Элементы полемики могут присутствовать в различных родах красноречия: академическом,
судебном и особенно в социальнополитическом.
При проведении полемики необходимо учитывать следующее.
Важнейшее условие – сохранение контроля над эмоциями. Нельзя превращать спор в перебранку,
поэтому нужно все время сосредоточиваться на предмете спора, выявлять логические
несообразности и противоречия во взглядах противника, иметь мужество признать ошибку, но не
переходить на оценку личности оппонента.
В полемике допустимо сознательное утрирование позиции противника или своей собственной,
использование юмора, сатиры, иронии, сарказма при безусловном сохранении такта. Очень важно
уметь снимать психологическое напряжение, периодически возникающее между участниками,
путем высказывания расположения к оппоненту, уважения его точки зрения, внимательного
отношения к нему.
Поскольку полемика не направлена на поиск компромисса, то диапазон приемлемых уловок более
широк, чем при дискуссии, и ограничивается только нормами этикета. В то же время нужно
помнить, что психологически более верной является позиция не прямого противостояния, а
скрытого.
Можно сформулировать несколько безусловных правил полемики:
– не спешите говорить «нет», выскажите несогласие в доказательной форме;
– не следует ставить в конце спора победный акцент, сдержите свое тщеславие и сохраните
хорошие отношения с оппонентом;
– будьте предельно тактичны и хладнокровны, если, конечно, результаты полемики не связаны с
вопросом жизни или смерти. Вопросы и ответы. Вопросы – это форма мышления, ориентированная на получение ответов в
виде суждений. Это сложный вид умственной и речевой деятельности, поскольку требует прочных
и обширных знаний, умения сконцентрироваться, вспомнить необходимую информацию и
представить ее слушателю в доступной форме.
Вопросы обычно завершают публичное выступление, поэтому общее мнение о говорящем
складывается именно в процессе ответов. По структуре вопрос состоит из двух частей: базиса,
или предпосылки, которая включает исходную информацию, и второй части, которая указывает на
недостаточную осведомленность.
Вопросы различают:
по логической структуре – уточняющие (закрытые, однозначные) и восполняющие (открытые,
специальные);
по составу – простые и сложные (состоящие из нескольких вопросов);
по форме – корректные (в основе которых лежит верное суждение) и некорректные (в их основе
лежит неверное суждение, поэтому правильные ответы на такие вопросы невозможны);
по характеру – нейтральные (благожелательные) и неблагожелательные (провокационные).
В свою очередь, ответы бывают правильными, представляющими собой истинные суждения,
неправильными и не по существу. По объему ответы могут быть краткими и развернутыми.
Существуют различные приемы уклонения от ответов:
1. Пропуск используется, если задается сложный вопрос или несколько сразу, в письменной
форме.
2. Ответ встречным вопросом позволяет увести в сторону, указать на иную проблему или на
другой аспект данной проблемы.
3. Отложенный ответ наиболее эффективен при систематическом общении, когда существует
возможность новых встреч. Это допустимая форма уклонения от ответа в преподавательской
деятельности.
4. Индивидуальный ответ не во время публичного общения, а после завершения встречи, урока,
лекции.
Наряду с этими существуют недопустимые приемы уклонения от ответов. К ним относятся
ирония над вопросом или спрашивающим, ответ не по существу. Они оказывают негативное
воздействие на образ отвечающего в глазах аудитории.
Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.