Поурочные планы на 7 класс по Информатике
Оценка 4.7

Поурочные планы на 7 класс по Информатике

Оценка 4.7
docx
20.10.2021
Поурочные планы на 7 класс по Информатике
7.2.docx

Урок 11. Математические модели

 

 

Цели урока: расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях; проверить знания по изученному материалу раздела «Информационное моделирование».

 

Основные понятия: модель, информационная модель, знаковая информационная модель, математическая модель.

Особенности изложения содержания темы данного урока.

Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения изученного материала:

1.  Обсуждаются вопросы:

 

         Что такое модель?

         Что такое моделирование?

         Какие модели называют натурными?

         Какие модели называют информационными?

         Какие существуют виды информационных моделей?

         Какие информационные модели наиболее распространены в общении?

         В каких случаях вместо текстовых описаний лучше использовать списки (нумерованные, маркированные, многоуровневые)?

 

         Почему естественный язык не всегда пригоден для создания информационных моделей?

2.   Результаты выполнения домашнего задания (многоуровневые списки) можно собрать для проверки. При этом на оценку не должна влиять форма представления задания: и рукописные, и распечатанные на компьютере списки оцениваются с точки зрения корректности структурирования материала.

Далее следует рассмотреть пример 1 из параграфа 2.4. Задачи такого типа семиклассники уже решали на уроках математики. Нам важно показать процесс трансформации словесной модели в модель математическую. Можно подготовить небольшую презентацию и на ее слайдах демонстрировать соответствующие преобразования. Можно вызвать к доске ученика, который выполнит необходимые преобразования под руководством учителя. Также под руководством учителя составляется математическая модель по примеру 2. Кроме того, желательно выполнить задание №1 к параграфу 2.4, так как здесь формируются важные навыки использования готовой информационной модели.

Если есть возможность выделить на эту тему больше времени, то можно выполнить задания №23-27 на стр. 49-51 рабочей тетради.

На заключительном этапе урока проводится тестирование, продолжительностью 10-15 минут. Для его проведения можно заранее распечатать нужное количество тестов (файлы тест8_1.doc, тест8_2.doc или использовать интерактивные тесты test8-1.xml, test8-2.xml).

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

 

Домашнее задание. §2.4, №2-4 на стр. 57 учебника, №27 на стр. 51 рабочей тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 12. Табличные информационные модели

 

 

Цели урока: упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях, повторить/сформировать навыки создания таблиц.

 

Основные понятия: информационная модель, табличная информационная модель.

Особенности изложения содержания темы данного урока.

Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения изученного материала:

1.                     Обсуждение результатов выполнения задания №27 в рабочей тетради.

2.                     Обсуждение результатов выполнения заданий №2-4 в учебнике.

Объяснение нового материала желательно организовать в форме беседы, поддерживаемой демонстрацией презентации «Табличные информационные модели» (слайды 1-11). Желательно в максимально возможной степени задействовать имеющийся опыт школьников по использованию табличных информационных моделей. Важно подвести учеников к выводу, что информация, представленная в таблице, наглядна, компактна и легко обозрима.

Особое внимание следует обратить на правила оформления таблиц. В дальнейшем необходимо строго следовать этим правилам.

Практическая часть урока (задания №1 и №2 работы №6) посвящена формированию навыков создания и форматирования таблиц. При выполнении задания №1 важно следить за тем, чтобы ученики не создавали пять разных таблиц, а редактировали первую таблицу, используя операции вставки и удаления строк и столбцов, применяя автоформатирование и реализуя сортировку данных. В задании №2 ученики не только отрабатывают технологический прием (объединение ячеек), но и производят отбор нужной для заполнения таблицы информации из текстового документа.

 

Домашнее задание. §2.5 (Структура и оформление таблиц), №28-31 на стр. 51-53 рабочей тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 13. Простые таблицы

 

 

Цели урока: расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, закрепить навыки создания таблиц.

 

Основные понятия: информационная модель, табличная информационная модель, простая таблица.

Особенности изложения содержания темы данного урока.

Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения изученного материала:

Обсуждаются вопросы:

 

1.     Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием?

 

2.     Любое ли словесное описание можно заменить таблицей?

3.     Всегда ли удобно табличное представление информации?

 

        Обсуждаются подготовленные учениками примеры таблиц (№28, №29).

         Визуальная проверка и обсуждение результатов выполнения задания №30 и №31 в рабочей тетради.

При объяснении нового материала можно использовать презентацию «Табличные информационные модели» (слайды 12-14), можно подготовить дополнительные слайды по тем примерам, что приведены в учебнике. На основании рассмотренного материала заполняется часть схемы в №32 на стр.53 рабочей тетради.

В практической части урока ученики закрепляют навыки построения таблиц. При выполнении задания №3 работы №5 они вынуждены искать необходимую информацию в нескольких имеющихся таблицах. При наличии времени ученики выполняют задание №4.

 

Домашнее задание. §2.5 (Простые таблицы), №33-34 на стр. 54 рабочей тетради. Если Вы считаете, что ученикам будет трудно самим привести примеры таблиц, то можно предложить им найти информацию для заполнения таблиц из задания №8 работы №6 компьютерного практикума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 14. Табличное решение логических задач

 

 

Цели урока: расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, закрепить представление о табличном способе решения логических задач, закрепить навыки создания таблиц.

 

Основные понятия: информационная модель, табличная информационная модель, класс, объект, взаимно однозначное соответствие.

 

Особенности изложения содержания темы данного урока. Рекомендуется начать урок с ответов на следующие вопросы:

 

         Что такое модель?

 

         Что такое моделирование?

 

         Какие модели называют натурными?

 

         Какие модели называют информационными?

 

         Какие существуют виды информационных моделей?

 

         Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием?

 

С                       табличным способом решения логических задач в самых общих чертах мы знакомили еще пятиклассников. Возвращаясь к этой теме в 7 классе нужно большее внимание уделить самому методу, показать какие именно классы задач удобно решать с его помощью, рассмотреть более сложные задачи.

 

Желательно предварительно подготовить карточки с задачами 1 и 2 для каждого ученика класса (использование текста учебника здесь нежелательно, так как имеющиеся там решения мешают ученикам думать над решением задачи).

Ученикам предлагается внимательно прочесть условие задачи 1 и назвать два класса объектов, о которых в ней идет речь. Далее ученикам предлагается перечислить объекты каждого класса и построить таблицу типа ООО. Дальнейшее решение задачи идет путем анализа каждой строки условия задачи и выявления наличия (1) или отсутствия (0) связи между каждой парой объектов этих классов.

 

Можно решить на уроке задачи №38 и №39 на стр. рабочей тетради, а имеющиеся в учебнике примеры оставить для самостоятельного рассмотрения.

На компьютере рекомендуется выполнить задание №7 работы №6.

 

Домашнее задание. §2.6, №2-3 на стр. 74-75 учебника или №38-40 на стр. 56-57 рабочей тетради, №40.

 

Урок 15. Вычислительные таблицы

 

 

Цели урока: расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, сформировать представление о вычислительных таблицах, сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах.

 

Основные понятия: информационная модель, табличная информационная модель, вычислительная таблица.

 

Особенности изложения содержания темы данного урока. Рекомендуется начать урок с ответов на следующие вопросы:

 

         Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием?

 

         Какие классы логических задач удобно решать с помощью таблиц?

 

Далее выполняется визуальная проверка и обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

 

При объяснении нового материала вводится понятие вычислительной таблицы. Затем на большом экране демонстрируются подготовленные в текстовом процессоре Word таблицы из примеров 1- 3 параграфа 2.7. Здесь же ученикам показывается, как могут быть организованы простейшие вычисления.

 

На этом уроке большую часть времени следует отвести на выполнение практической работы 7. В обязательном порядке должно быть выполнено задание 1; задание 2 можно предложить выполнить дома – на компьютере или в рабочей тетради.

 

Домашнее задание. §2.7, задание 2 работы 7 на стр.186 учебника, №41 на стр.58 рабочей тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 16.

Знакомство с электронными таблицами

Цели урока: расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, сформировать представление об электронных таблицах, сформировать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах.

        Организационный момент.

        Объяснение нового материала.

Основные понятия: электронные таблицы, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула.

Особенности изложения содержания темы данного урока.

Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения изученного материала:

1. Обсуждаются вопросы:

        Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием?

        Какие классы задач удобно решать с помощью таблиц типа ООО?

        Какие таблицы называют вычислительными?

        В таблицах какого типа можно проводить вычисления?

        В какой жизненной ситуации могут оказаться полезными вычислительные таблицы? Приведите пример.

2. Проводится визуальная проверка и обсуждение домашнего задания. Задание 2 работы 7 ученики могли выполнить на домашнем компьютере и принести распечатку или сделать «вручную». Обсудить более детально следует №41 в рабочей тетради.

3.  Совместно делается вывод о том, что является основным признаком вычислительной таблицы (№42 на стр.59 рабочей тетради).

Теоретический материал этого урока минимален. При его изложении следует в максимальной степени задействовать знания школьников о структуре таблиц, а при рассмотрении среды электронных таблиц проводить аналогии с хорошо известным детям текстовым процессором Word.

Желательно открыть окно табличного процессора и на большом экране показать ученикам строки, столбцы, ячейки, диапазоны ячеек, табличный курсор, активную ячейку и др. необходимые объекты.

После этого следует перейти к выполнению работы 8 компьютерного практикума. Задание 1 «Первое знакомство с электронными таблицами» делается в обязательном порядке всеми учениками. В этом задании ученики на основании пошаговой инструкции создают, редактируют и форматируют таблицу, а также используют простейшие формулы для организации вычислений.

При наличии времени более сильные ученики выполняют задание 3, а менее сильные – задание 2.

Домашнее задание. §2.8, №43 на стр.59 рабочей тетради; подготовить в тетради таблицу к заданию 4 работы 8 компьютерного практикума.

 

Задание 4 работы 8. Таблица может иметь следующий вид:

 

Калорийность обеда

 

 

Борщ

 

Гуляш

 

Картофель с маслом

Компот

 

всего:

 

 

ккал

состав, г

энергия, ккалсостав,

гэнергия, ккалсостав,

гэнергия, ккал

состав,

гэнергия, ккал

 

Белки

4,2

3,6

 

15,12

24,3

 

102,06

2,7

11,34

0,4

 

1,68

130,2

 

Жиры

9,3

12

 

111,6

24

 

223,2

7

65,1

36

 

334,8

734,7

 

Углеводы

4,1

24

 

98,4

7

 

28,7

39

159,9

0

 

0

287

 

Итого:

 

 

 

225,12

 

 

353,96

 

236,34

 

 

336,48

1151,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 17

Работа с электронными таблицами

 

Цели урока: закрепить навыки работы с электронными таблицами.

        Организационный момент.

        Объяснение нового материала.

Основные понятия: электронные таблицы, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула.

 

Особенности изложения содержания темы данного урока.

 

Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения изученного материала:

 

1.     Можно вызвать ученика к доске и попросить показать его на большом экране основные элементы окна приложения Microsoft Excel.

2.     Ответы на вопросы 1-4 к параграфу 2.8.

3.     Визуальная проверка и обсуждение домашнего задания. При наличии времени полезно выполнить на компьютерах задание 4 работы 8 компьютерного практикума.

   При этом особое внимание следует уделить правильной организации вычислений. Далее ученикам сообщается, что с помощью электронных таблиц можно не просто автоматизировать вычисления, но и проводить эксперименты: меняя значения исходных данных и анализируя результаты вычислений можно из множества вариантов выбрать наиболее подходящий. Этот тезис находит практическое подтверждение при выполнении задания 6 практической работы 8.

 

Важно донести до учеников смысл решаемой задачи: ученики должны понимать цель осуществляемых ими манипуляций.

 

Домашнее задание. §2.8, №44 на стр.60 рабочей тетради; подготовить в тетради таблицу к заданию 5 работы 8 компьютерного практикума.

 

 

Задание 5 работы 8. Таблица может иметь следующий вид:

Дракон Сергей Михайлович

 

 

 

1-й век

 

2-й век

 

3-й век

 

4-й век

 

Итого

Досталось

 

Герои

Полых.

Покуш.

Полых.

Покуш.

Полых.

Покуш.

Полых.

Покуш.

Полых.

героев

героям

 

Царевичи

5

2

 

10

3

 

15

7

 

35

3

 

15

15

75

 

Королевичи

4

3

 

12

2

 

8

5

 

20

6

 

24

16

64

 

Простые рыцари

3

5

 

15

7

 

21

6

 

18

10

 

30

28

84

 

Итого покушений

 

10

 

 

12

 

 

18

 

 

19

 

 

59

 

 

Итого полыханий

 

 

 

37

 

 

44

 

 

73

 

 

69

 

223

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 18

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин

 

Цели урока: сформировать у учащихся представления о назначении графиков и диаграмм, сформировать навыки построения графиков по табличным данным в среде электронных таблиц.

Организационный момент.

Объяснение нового материала.

Основные понятия: таблица, график, мастер диаграмм.

Особенности изложения содержания темы данного урока.

 

Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения изученного материала:

 

1.     Визуальная проверка и обсуждение домашнего задания. Особое внимание следует уделить обсуждению №44 в рабочей тетради. При наличии времени полезно выполнить на компьютерах задание 5 работы 8 компьютерного практикума. При этом особое внимание следует уделить правильной организации вычислений.

 

2.     Можно вызвать ученика к доске и попросить показать его на большом экране основные элементы окна приложения Microsoft Excel.

При изложении нового материала можно использовать слайды 1-8 презентации «Графики и диаграммы».

Важно подвести ребят к самостоятельному выводу о необходимости визуализации громоздких табличных данных. Для этого можно попросить ребят по таблице «Погода в мае 2006 года» ответить, например, на такие вопросы:

 

         Какой день был самым холодным?

 

         Какой день был самым теплым?

 

         В течение скольких дней температура была +15ºС и выше?

 

Когда ученики поймут, что по таблице ответить на эти вопросы достаточно трудно, надо предложить им воспользоваться соответствующими графиками – дело пойдет значительно быстрее!

Из курса алгебры семиклассники уже знают, что такое график. Поэтому нужно опереться на эти знания. На уроке желательно во фронтальном режиме выполнить задание №2 к параграфу 2.9.

В практической части занятия в обязательном порядке выполняется задание 5 практической работы №9. При наличии времени ученикам на выбор предлагается построить графики функций y=x2 и y=x3.

 

Домашнее задание. §2.9 (1,2), задания №1, №3 и №4 к параграфу 2.9, №45 (а, б) на стр.60-62 рабочей тетради.

 

Указания, комментарии, ответы и решения Учебник

 

№1. Это могут быть следующие объекты: a – вертолет, b – автомобиль, c – велосипедист, d – лошадь, e – пешеход.

Va = 200 км/ч, Sa = 200t; Vb = 100 км/ч, Sb = 100t;

Vc = 25 км/ч, Sc = 25t; Vd = 17 км/ч, Sd = 17t; Ve = 5 км/ч, Se = 5t.

№2. 1) время выхода из дома – 8.00;

2) V1 = 20 м/мин, V2 = 40 м/мин, V3 = 20 м/мин (V31 = 0 м/мин, V32 = 50 м/мин, V33 = 25 м/мин), V4 = 20 м/мин;

3) одна остановка продолжительностью 2 минуты;

4) время прибытия в школу – 8.20.

№3. Истинные высказывания: 4, 5, 8, 9, 11.

 

Рабочая тетрадь

 

№45. Успешность выполнения этого задания зависит от наличия фактических данных. Поэтому можно организовать работу по заполнению календаря погоды с самых первых дней учебного года. А можно дать ученикам поручение найти нужную информацию по подшивкам газет или в Интернете. В крайнем случае, можно предварительно скачать таблицы с данными о погоде из Интернета, распечатать их и раздать ученикам.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок 11. Математические модели

Урок 11. Математические модели

Урок 12. Табличные информационные модели

Урок 12. Табличные информационные модели

Урок 13. Простые таблицы

Урок 13. Простые таблицы

Урок 14. Табличное решение логических задач

Урок 14. Табличное решение логических задач

Урок 15. Вычислительные таблицы

Урок 15. Вычислительные таблицы

Урок 16. Знакомство с электронными таблицами

Урок 16. Знакомство с электронными таблицами

Желательно открыть окно табличного процессора и на большом экране показать ученикам строки, столбцы, ячейки, диапазоны ячеек, табличный курсор, активную ячейку и др

Желательно открыть окно табличного процессора и на большом экране показать ученикам строки, столбцы, ячейки, диапазоны ячеек, табличный курсор, активную ячейку и др

Урок 17 Работа с электронными таблицами

Урок 17 Работа с электронными таблицами

Задание 5 работы 8. Таблица может иметь следующий вид:

Задание 5 работы 8. Таблица может иметь следующий вид:

Урок 18 Графики и диаграммы.

Урок 18 Графики и диаграммы.

Из курса алгебры семиклассники уже знают, что такое график

Из курса алгебры семиклассники уже знают, что такое график
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2021