1. 9класс
Тема «Механическое движение. Тело отсчета. Система отсчета. Относительность движения»
Цели:
- Образовательная: познакомить с механическим движением, сформировать общие
представления о теле отсчета и относительности движения
- Развивающая: развивать коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное;
сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения
по проблеме урока.
- Воспитательная: воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться; развивать
культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.
Тип рассматриваемого урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические
Програм. дидактическое обеспечение : учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска
Ход урока:
1. Этап организации начала урока
2. Этап актуализации знаний (работа с карточками, тест). Проверка выполнения домашнего задания
3. Этап усвоения новых знаний
Теория (Параллельно демонстрация на интерактивной доске flash - объекта)
Представьте себе, что вы стоите на железнодорожной станции, и мимом вас едет поезд. Движется ли поезд? «Конечно же да!» - скажете вы и будете правы. Теперь представьте себе, что ваш друг сидит в этом поезде и смотрит на вас из окна. Если спросить, движется ли поезд, он ответит , что нет, движется железнодорожная станция и друзья , которые на ней стоят. И будет тоже прав.
Так как же определить, движется то или иное тело или нет? Чтобы судить о движении тела, надо узнать, меняется ли положение этого тела среди других тел. Поэтому говоря о движении тела обязательно надо указать, относительно каких тел происходит это движение.
Механическое движение – изменение с течением времени положения тела относительно других тел.
Тело отсчета - любое физическое тело относительно , которого происходит движение.
Задание: Заполнить таблицу используя учебник
Физическая величина |
Обозначение |
Единица измерения |
Формула |
Определение |
Скорость |
|
|
|
|
Путь |
|
|
|
|
Время |
|
|
|
|
4. Подведение итогов
5. Домашнее задание
2
Тема: «Материальная точка. Траектория движения»
Цели:
- Образовательная: сформировать общие представления о материальной точке и
траектории движения
- Развивающая: развивать коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное;
сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения
по проблеме урока.
- Воспитательная: воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться; развивать
культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.
Тип рассматриваемого урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические
Програм. дидактическое обеспечение : учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска
Ход урока:
1. Этап организации начала урока
2. Этап актуализации знаний (устный опрос). Проверка выполнения домашнего задания
3. Этап усвоения новых знаний
Теория (Параллельно демонстрация на интерактивной доске flash - объекта)
Очень часто при движении тела можно не учитывать его собственные размеры, то есть считать точкой. Например, если самолет летит из Астаны в Сочи и требуется рассчитать время движения самолета, то в этом случае не важно какие у него размеры. Однако когда самолет въезжает в ангар, размеры самолета играют важную роль.
Материальная точка – тело, размерами которого в зависимости от рассматриваемых условий можно пренебречь.
Когда материальная точка движется в пространстве, переходя из одного места в другое, она движется по некоторой линии. Эта линия называется траекторией. Она может быть видимой или невидимой. Траектории могут иметь разную форму.
4. Подведение итогов
Учащиеся самостоятельно подводят итоги, т. е. говорят, что они изучили на уроке, что нового узнали и затем отвечают на следующие вопросы:
5. Домашнее задание
2. Тема «Путь и перемещение. Равномерное и неравномерное движение»
Цели:
- Образовательная: сформировать общие представления о равномерном и неравномерном
движении, познакомить с двумя физическими величинами: путь и
перемещение.
- Развивающая: развивать коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное;
сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения
по проблеме урока.
- Воспитательная: воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться; развивать
культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.
Тип рассматриваемого урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические
Програм. дидактическое обеспечение : учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска
Ход урока:
1. Этап организации начала урока
2. Этап актуализации знаний (устный опрос). Проверка выполнения домашнего задания
3. Этап усвоения новых знаний
Теория (Параллельно демонстрация на интерактивной доске flash - объекта)
Траектория тела характеризуется не только формой, но и длиной. Длина траектории, по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени называется пройденным путем.
Заполни таблицу
Физическая величина |
Обозначение |
Единица измерения (в СИ) |
Формула |
Определение |
Путь |
|
|
|
|
Перемещение тела – направленный отрезок, соединяющий начальное положение тела находящегося в движении, с его конечным положением.
Заполни таблицу
Физическая величина |
Обозначение |
Единица измерения (в СИ) |
Формула |
Определение |
Перемещение |
|
|
|
|
Равномерное движение – движение, при котором тело, за любые равные промежутки времени проходит одинаковое расстояние.
Неравномерное движение - движение, при котором тело, за любые равные промежутки времени разное одинаковое расстояние.
4. Подведение итогов
5. Домашнее задание
4.Тема «Скорость. Средняя скорость неравномерного движения»
Цели:
- Образовательная: сформировать общие представления о средней скорости неравномерного
движения; познакомить с физической величиной - новостью
- Развивающая: развивать коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное;
сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения
по проблеме урока.
- Воспитательная: воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться; развивать
культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.
Тип рассматриваемого урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические
Програм. дидактическое обеспечение : учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска
Ход урока:
1. Этап организации начала урока
2. Этап актуализации знаний (письмен. работа по вариантам).
1 – вариант
1. Что называют материальной точкой?
2. Какое движение называют равномерным? Приведите пример
3. Что называют перемещением?
2 – вариант
1. Что называют траекторией движения?
2. Какое движение называют неравномерным? Приведите пример
3. Чем отличается пройденный путь от перемещения? Приведите пример
Проверка выполнения домашнего задания
3. Этап усвоения новых знаний
Теория (Параллельно демонстрация на интерактивной доске flash - объекта)
Перемещение различных тел, находящихся в движении, за одинаковые промежутки времени может быть различным.
Чтобы охарактеризовать различие между разными движениями, вводят новую физическую величину – скорость движения.
Заполни таблицу
Физическая величина |
Обозначение |
Единица измерения (в СИ) |
Формула |
Определение |
Скорость |
|
|
|
|
Упр.7 (2,3,4) Стр 81
Ни одно тело не может двигаться все время с постоянной скоростью.
Что же понимают под скоростью тела при его неравномерном движении?
Здесь чаще всего говорят о средней скорости на данном участке пути или за данный промежуток времени.
Чтобы вычислить среднюю скорость, перемещение делят на промежуток времени, в течении которого происходило данное перемещение т.е. выполняют те же действия, что при вычислении скорости равномерного движения.
Упр 8 (1,2,3) Стр 83
4. Подведение итогов
5. Домашнее задание
5.Тема «График равномерного прямолинейного движения»
Цели:
- Образовательная: сформировать общие представления о графике равномерного
прямолинейного движения
- Развивающая: развивать коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное;
сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения
по проблеме урока.
- Воспитательная: воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться; развивать
культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.
Тип рассматриваемого урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические
Програм. дидактическое обеспечение : учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска
Ход урока:
1. Этап организации начала урока
2. Этап актуализации знаний (физический диктант).
1. Материальной точкой называют тело …
2. След, оставленный телом или материальной точкой в виде линии называют …
3. Длина траектории, по которой двигалось тело в течении какого-то промежутка времени называют …
4. Равномерным движением называют …
5. Отношение перемещения к промежутку времени называют …
3. Этап усвоения новых знаний
Теория (Параллельно демонстрация на интерактивной доске flash - объекта)
х=х0 +Ѵt - закон движения
Пример, предположим, что тело, двигаясь равномерно, за каждую секунду проходит 3м. Время отсчитывать с момента начала движения.
В начальный момент времени оно находилось в начале координат, т.е. его начальная координата х0=0.
Зная, что х=х0 +Ѵt, вычислим координаты в моменты времени: 1 с, 2 с, 3 с и т.д.
Строим график
t, с |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
х,м |
0 |
3 |
6 |
9 |
12 |
Упр 9 (1) Стр 86
4. Подведение итогов
5. Домашнее задание
6. Тема «Инерция»
Цели:
- Образовательная: сформировать общие представления о физическом явлении - инерции
- Развивающая: развивать коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное;
сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения
по проблеме урока.
- Воспитательная: воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться; развивать
культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.
Тип рассматриваемого урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические
Програм. дидактическое обеспечение : учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска
Ход урока:
1. Этап организации начала урока
2. Этап актуализации знаний (устный опрос). Проверка домашнего задания
3. Этап усвоения новых знаний
Теория (Параллельно демонстрация на интерактивной доске flash - объекта)
Из повседневного опыта мы знаем, что тело, движущееся с определенной скоростью, сохраняет эту скорость в течении некоторого времени.
Демонстрация
Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют инерцией.
На существование явления инерции впервые указал итальянский ученый Галилео Галилей.
Пример. Пассажир, находящийся в любом виде транспорта, при его внезапной остановке отклоняется вперед, а при резком увеличении скорости отклоняется назад. Быстро бегущий человек или автомобиль, движущийся на большой скорости по скользкой дороге может повернуть если встретят какое – либо препятствие. Во всех этих примерах тело стремится по инерции сохранить направление своего движения.
4. Подведение итогов
1. - Как будет двигаться тело если оно не взаимодействует с другими телами?
2. - Что называют инерцией?
3. - Почему вентилятор вращается еще некоторое время после его отключения от сети?
4. - В какую сторону наклоняются пассажиры при повороте автобуса вправо или влево? Почему?
5. Домашнее задание
7. Тема «Решение задач»
Цели:
- Образовательная: закрепление формул по пройденным темам
- Развивающая: развивать коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное;
сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения
по проблеме урока.
- Воспитательная: воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться; развивать
культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.
Тип рассматриваемого урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические
Програм. дидактическое обеспечение : учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска
Ход урока:
1. Этап организации начала урока
2. Этап актуализации знаний (устный опрос). Проверка домашнего задания
3. Этап решения задач
Задачи:
1. Плот, плывущий по реке прошел за 20 мин путь 900 м. Определите скорость движения плота в м/с.
2. Велосипедист проехал за 30 мин путь 9 км. Определите скорость велосипедиста в м/с.
3. Скорость электровоза Вл-23 равна 90 км/ч. Выразите эту скорость в м/с.
4. Лыжник, спускаясь с горы, проходит 50 м за 6 с. Спустившись с горы и продолжая двигаться он проходит до полной остановки еще 30 м за 15 с. Найдите среднюю скорость лыжника за время движения по склону горы и за все время движения.
5. Ружейная пуля движется со скоростью 800 м/с. Какой путь она пройдет за 0,3 с?
6. Велосипедист может ехать со скоростью 3 м/с. Успеет ли он за пол часа прибыть на станцию, расстояние до которой 5 км?
7. Постройте графики равномерного прямолинейного движения:
а)Ѵ=18 км/ч и х0=0 б)Ѵ=5 м/с и х0=2 м в) Ѵ=-3 м/с и х0=6 м
4. Подведение итогов
5. Домашнее задание
8. Тема «Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества»
Цели:
- Образовательная: сформировать общие представления о взаимодействии тел; познакомить
с массой тела и плотностью вещества
- Развивающая: развивать коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное;
сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения
по проблеме урока.
- Воспитательная: воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться; развивать
культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.
Тип рассматриваемого урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические
Програм. дидактическое обеспечение : учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска
Ход урока:
1. Этап организации начала урока
2. Этап актуализации знаний (устный опрос). Проверка домашнего задания
3. Этап усвоения новых знаний
Теория (Параллельно демонстрация на интерактивной доске flash - объекта)
На предыдущих уроках вы узнали, что изменение скорости тела происходит в результате действия на него других тел.
Демонстрация
К тележке прикреплена упругая пластинка, изогнутая и связанная нитью. Разрежьте нить, что произойдет? (тележка останется на месте)
Теперь вплотную к пластинке поставим другую тележку. Разрежем нить, что произойдет?
Вывод: в результате взаимодействия тел произойдет движение эти тележек
Перед выстрелом из ружья, пуля находится в покое относительно ружья.
При взаимодействии во время выстрела, пуля и ружье движутся в разные стороны.
Происходит явление отдачи.
Если человек сидящий в лодке, отталкивает от себя рукой другую лодку, то
происходит взаимодействие и его лодка тоже приходит в движение. Скорости тел
могут изменяться только при взаимодействии
Это интересно
Земная кора состоит из слоев вещества различающихся по плотности. Средние значения плотности земной коры и Земли в целом составляют, соответственно, 2700 и 5520 кг/м3
Так как в основном человек состоит из жидкости, средняя плотность тела человека 1 г/см3 или 1 кг/л. Из этого следует, что масса человека в килограммах численно равна объему его тела в литрах. Например, ученик массой 50кг имеет объем тела около 50 литров. Именно такой объем воды окажется на полу при погружении его в ванну, заполненную водой до краев.
Свежесть куриных яиц можно определить по их средней плотности. При длительном хранении часть жидкости испаряется через поры в яичной скорлупе и замещается воздухом. При том же объеме его средняя плотность уменьшается, и оно становится легче. Свежее яйцо тонет в воде, а несвежее всплывает.
Заполни таблицу
Физическая величина |
Обозначение |
Единица измерения |
Формула |
Определение |
Масса |
|
|
|
|
Плотность |
|
|
|
|
4. Подведение итогов
5. Домашнее задание
9.Тема: «Сила. Динамометр.»
Цели:
- Образовательная: сформировать общие представления о силе; познакомить с прибором, измеряющим силу
- динамометром;
- Развивающая: развивать коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное;
сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения
по проблеме урока.
- Воспитательная: воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться; развивать
культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.
Тип рассматриваемого урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические
Програм. дидактическое обеспечение : учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска
Ход урока:
1. Этап организации начала урока
2. Этап актуализации знаний (устный опрос). Проверка домашнего задания
3. Этап усвоения новых знаний
Теория (Параллельно демонстрация на интерактивной доске flash - объекта)
4. Подведение итогов
5. Домашнее задание
10
Тема: «Деформация. Закон Гука»
Цели:
- Образовательная: сформировать общие представления о деформации; познакомить с законом
- Гука;
- Развивающая: развивать коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное;
сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения
по проблеме урока.
- Воспитательная: воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться; развивать
культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.
Тип рассматриваемого урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические
Програм. дидактическое обеспечение : учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска
Ход урока:
1. Этап организации начала урока
2. Этап актуализации знаний (физический диктант). Проверка домашнего задания
3. Этап усвоения новых знаний
Теория (Параллельно демонстрация на интерактивной доске flash - объекта)
4. Подведение итогов
5. Домашнее задание
11
Тема «Явление тяготения. Сила тяжести. Вес тела.»
Цели:
- Образовательная: сформировать общие представления о явлении тяготения, познакомить с силой
тяжести и весом тела;
- Развивающая: развивать коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное;
сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения
по проблеме урока.
- Воспитательная: воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться; развивать
культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.
Тип рассматриваемого урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические
Програм. дидактическое обеспечение : учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска
Ход урока:
1. Этап организации начала урока
2. Этап актуализации знаний (устный опрос). Проверка домашнего задания
3. Этап усвоения новых знаний
Теория (Параллельно демонстрация на интерактивной доске flash - объекта)
4. Подведение итогов
5. Домашнее задание
12.Тема «Сила трения . Сложение сил»
Цели:
- Образовательная: сформировать общие представления о силе трения, сложении сил;
- Развивающая: развивать коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное;
сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения
по проблеме урока.
- Воспитательная: воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться; развивать
культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.
Тип рассматриваемого урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические
Програм. дидактическое обеспечение : учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска
Ход урока:
1. Этап организации начала урока
2. Этап актуализации знаний (устный опрос). Проверка домашнего задания
3. Этап усвоения новых знаний
Теория (Параллельно демонстрация на интерактивной доске flash - объекта)
4. Подведение итогов
5. Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.