Поурочный план по литературному чтению 2 класс "И. А. Крылов" Стрекоза и муравей ""

  • docx
  • 23.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Поурочный план по литературному чтению.Филипьева Диана.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

 

 

Поурочный план по литературного чтения для 2 класса

по теме: «И.А. Крылов «Стрекоза  и  Муравей».

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы Ш – 37

Филипьева Диана Андреевна

 

 

 

 

Соликамск, 2020

 

 

Структура технологической карты урока

 

Тема урока

«И.А. Крылов «Стрекоза  и  Муравей»

УМК

Школа России.

Цели деятельности педагога

- познакомить  учащихся   с  басней И.А. Крылова «Стрекоза  и Муравей»;

- учить  их  читать  басню по  ролям, различать речь  автора  и героев  басни;

- развивать  творческие  способности детей, навыки  беглого  чтения.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые

образовательные

результаты

Метапредметные

•        познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

•        коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

•        регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

•        личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения

Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины

Сказка – это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях. Всё, что происходит в сказке – это вымысел автора.

Образовательные ресурсы

Учебник (литературное чтение) 1 класс

Наглядно-демонстрационный материал

- портрет  И.А. Крылова, его книги;

-  видиозапись  басни  «Стрекоза  и  муравей»;

- карточки (текст для   речевой разминки, задания)

 

Оборудование

АРМ педагога.

 

Этапы

 урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Осуществляемые действия

Познавательная Регулятивная Коммуникативная

 

Осуществляемые действия 

Формируемые умения

 

1.Орг.

момент

- На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Покажите свое настроение.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Диана Андреевна сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

 

Приветствуют и слушают учителя.

Проверяют рабочие места.

Фронтальная

Коммуникативные УУД: приветствие учителя.

 Регулятивные УУД: готовность рабочего места

 

2. СТИЦ

- Отгадайте загадки. Кто это?

Этот малый вертолёт,
Отправляется в полёт,
Зависает, не летит,
Крылышками шевелит.
Как стекло, они прозрачны,
С виду, кажутся, невзрачны,
Вот такая егоза
Эта наша -...

Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…

 - Чем они похожи? (Это насекомые)

- Ребята нашли интересные сведения о насекомых, об этом они сейчас расскажут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, как вы думаете, в природе стрекоза и муравей часто встречаются? (Нет)

 - А в одном литературном произведении они однажды встретились.

-Сегодня мы с вами прочитаем басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей»

- Какую цель перед собой сегодня поставим? (Узнать о Стрекозе и Муравье. Можно ли их назвать друзьями и узнать новое правило дружбы.)

.

 

 

 

 

 

 

 

Стрекоза

 

 

Муравей

 

 

 

Стрекозы – удивительные создания природы.

Орган зрения у стрекозы необычный, состоит из множества маленьких глазок. Их у стрекозы около 30 тысяч. Верхними глазками стрекоза различает черно – белые цвета, а нижними – цветные краски. Стрекоза абсолютно глухая, но зато прекрасно чувствует запахи! А голова стрекозы способна поворачиваться в любую сторону.

Стрекозы – хищницы.

 Их зубчатые челюсти так мощно впиваются в жертву, что способны превратить в пюре любую муху. Учитывая то, что миловидные стрекозы обладают поистине зверским аппетитом, такой мощный челюстной аппарат подходит как нельзя кстати. Невероятно, но эта малышка способна сломать 40 мух за день!

 

Фронтальная

Словесная

 

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.

Личностные УУД: формирование учебной мотивации.

 

3.Подготовка к восприятию текста

 

Рассказ о писателе.

-Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком,мы знаем его, как великого русского поэта-баснописца.

Уже в 14 лет  Иван Андреевич Крылов сочинял стихи, потом оперы, трагедии, комедии. Крылов много ездил по России, много писал. В 37 лет он обратился к жанру басни. Иван Андреевич написал более 200 басен, изданных в 9 книгах. Его книги были переведены на десятки языков мира. И большая известность к Крылову пришла в 40 лет. Иван Андреевич не создавал басни специально для детей, но, благодаря интересным сюжетам, ярким образам героев, точным языковым выражениям, многие басни вошли в круг детского чтения: «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Волк и Ягненок», «Лисица и Виноград», «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Свинья под Дубом», «Кукушка и Петух» и др.

Выставка книг:

- Ребят, давайте посмотрим на книги, которые были написаны Иваном Андреевичем Крыловым.

- Такие произведения как : «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Волк и Ягненок», «Лисица и Виноград», «Квартет».

- Они тоже очень интересные, поэтому если у вас есть желание почитать ,  то возьмите книги в библиотеке или найдите их в интернете.

Словарная работа:

Ребята, в басне могут встретиться незнакомые слова, давайте их разберём. Посмотрите на доску. Первое слово тоска.

Давайте подберём к этому слову синоним (похожее слово)

Тоска – грусть

-Следующее слово «мурава». Как вы думаете что обозначает это слово?

Мурава – трава.

- Следующие два слова это «удручена» и «поплясать».

-Удручена – это значит огорчена

- А к слову «поплясать» подберём синоним.

Поплясать - танцевать.

-Молодцы! Мы узнали о Иване Андреевиче Крылове, посмотрели его произведения и разобрали слова , которые нам незнакомы.

Внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Словесная

Наглядная

Познавательные УУД: искать и  находить нужную информацию  в соответствии с заданием учителя, определять тему и главную мысль произведения  .

Коммуникативные УУД: формирование умения вести диалог.

 

 

4. Первичное  чтение текста

 

 

-Сейчас внимательно послушайте как я прочитаю басню.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»-
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»-
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило».-
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»

 

 

Внимательно слушают

Фронтальная

 

 

Познавательные УУД: извлекать информацию из текста .

Регулятивные УУД: формировать умение корректировать свою деятельность.

5.Повторное чтение

 

 

 

 

 

-Теперь прочитаем вместе. Сначала вы прочитайте жужжащим чтение, а потом прочитаем вслух.

-А теперь начинаем читаем вслух до слова «достаточно»

-Начинает читать (имя)

-Достаточно

 

 

Читают жужжащим чением.

Фронтальная

Словесная

 

Познавательные УУД: извлекать информацию из текста

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя.

6.Словесное рисование героев .

- А сейчас мы поработаем в парах , чтобы составить характеристику наших героев.

- Прочитайте и зачеркните лишние слова, которые не подходят к характеру вашего героя.

Стрекоза

Муравей

Трудолюбивая

Старательный

Серьёзная

Запасливый

Весёлая

Трудолюбивый

Резвая

Ленивый

Запасливая

Весёлый

Работящая

Серьёзный

- Давайте проверим

- Какой же порок человека высмеивает в басне Крылов? Найдите и прочитайте в басне слова, в которых об этом говорится.

- Как бы вы теперь ответили на вопрос: «Можно ли назвать Стрекозу и Муравья друзьями?» Почему?

- Что бы произошло, если бы Муравей пустил Стрекозу в дом?

- А как поступили бы друзья?

-Молодцы! Вы хорошо справились с этим задание.

 

 

Работают в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

Она бы так и продолжала и веселилась.

Словесная

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя. Научиться выслушивать мнение товарищей.

Познавательные УУД: -формировать умение строить логическую цепь размышлений.

7.Анализ прочитанного

-Пустил ли Муравей Стрекозу?

-В чем смысл басни?

-Почему у Стрекозы тоска, да еще злая?

-Как вы понимаете выражение «Зима катит в глаза?» Как она «катит?»

-Что значит выражение «Помертвело чисто поле»?

-Как вы понимаете выражение »Злой тоской удручена?».

-Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда?

-Что наступило для Стрекозы с холодной зимой?.

-Настали ли нужда и голод для Муравья

Выборочное чтение:

 -Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

-Прочитайте, где жила Стрекоза?

-Найдите слова, в которых заключается главная мысль?

Работа с иллюстрацией:

-Какой мы видим Стрекозу на рисунке?

-Каким мы видим Муравья?

- Сравнит стрекозу летом и какая она зимой.

 

Нет

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Веселилась.

Словесная

 

Познавательные умения: искать и  находить нужную информацию  в соответствии с заданием учителя, определять тему и главную мысль произведения  и обосновывать своё мнение.

Коммуникативные умения: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

8.Подготовка детей к выразительному чтению басни.

-Ребята, как мы должны передать чувства Стрекозы и муравья?

-Обратите внимание, на письме речь берется в кавычки. Кавычки открываются – начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.

-Сколько действующих лиц в басне? Какие?

- Ребята, как вы думаете, какое чувство хочет вызвать Стрекоза у муравья?

-Значит, какой интонацией мы покажем это при чтении?

- Везде ли мы будем использовать такую интонацию?

-Нет, когда Стрекоза рассказывает про веселье, про то, как она провела лето, мы должны ускорить темп и поменять  интонацию на радость.

- А теперь давайте посмотрим на муравья. Как мы будем читать его слова?

- Хорошо, вот мы с вами и подготовились к выразительному чтению.

 

 

Голосом, темпом, эмоциями, интонацией.

 

 

 

 

3 (Стрекоза, муравей, автор)

Сострадание

Интонацией просьбы, интонацию жалобы.

 

 

 

 

 

 

(гордо, убеждённо, замедленно)

Фронтальная

Коммуникативные умения: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

 

9.Выразительное чтение

-Сейчас мы с вами прочитаем басню по ролям, для этого мне нужны 3 человека. Кто хочет читать за автора? (выбирается желающий или учитель сам выбирает)

-Кто хочет читать за стрекозу? (выбирается желающий или учитель сам выбирает)

 

-Кто хочет читать за муравья? (выбирается желающий или учитель сам выбирает)

-Помните, что прочитать вы должны выразительно. Следите за всеми паузами и темпом, а так же передайте настроение героев  эмоционально.

- Итак, все остальные слушают внимательно.

-Молодцы! Вы хорошо и выразительно прочитали!

Дети читают по ролям

Фронтальная Словесная

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя. Научиться выслушивать мнение товарищей.

Коммуникативные УУД: формировать умение создавать устные высказывания.

Познавательные УУД: формирование умения выделять нужную информацию

10. Домашнее задание.

-Открываем дневники, записываем домашнее задание. Подготовить выразительное чтение по басне Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей»

Слушают

Наглядная

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь учителя.

11.Итог.Рефлексия

-Иван Андреевич Крылов написал много басен.

В своих баснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

- Вы сегодня хорошо потрудились на уроке. Молодцы!

 

- Оцените свою деятельность на уроке в листах самооценки. Если вы довольны своей работой на уроке и вам было всё понятно, то поставьте галочку возле весёлого смайлика. А если вам было не понятно и вы не довольны своей работой, то поставьте галочку возле грустного смайлика.

 

 

 

Оценивают свою работу.

Фронтальная

Словесная

 

Регулятивные УУД:

- оценка работы на уроке.

-формировать у учащихся адекватную самооценку.

Коммуникативные УУД: формировать умение подводить итоги