Поурочный план по предмету "Слушание музыки" 2 класс ДПП
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка +1
Взрослым
12.10.2019
Методическая разработка по предмету "Слушание музыки" дополнительной предпрофессиональной программы "Фортепиано" и "Народные инструменты", поурочный план к уроку на тему "Весенние праздники", 2 класс детских музыкальных и школ искусств. Материал содержит: план, цель, задачи урока, краткое описание хода урока, информацию о литературе, используемые ЭОР
весенние праздники.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УСТЬОРДЫНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Поурочный план
ПО.02.УП.02. «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и
«Народные инструменты»,
для учащихся 2 класса со сроком обучения 8 лет
Тема: Весна. Народные обряды и песни. Веснянки (2 часа)
Разработчик: Казанцева И.В. Тема: Весна. Народные обряды и песни. Веснянки (1ый час)
Образовательная цель: ознакомить детей с народными календарными праздниками
весны, особенностями того или иного обряда
Задачи:
выучить календарные обрядовые праздничные даты весны
разучить обрядовые песни весны
Межпредметные связи
Сольфеджио: интонирование песен
Специальность: игра на рояле
Хор: исполнение песенных примеров
Тип занятия: изучение нового материала. Жанр занятия: тематический. Вид занятия:
урокбеседа. Методы: словесный, наглядный, сравнения, ретроспективы, перспективы,
объяснительноиллюстративный, игровой, музыкального обобщения.
Оборудование:
музыкальный инструмент (фортепиано);
доска;
мультимедийное оборудование
Демонстрационный материал:
презентация «Праздники весны»,
картинки «Веснянки», «Пасха», «Троица», «Русалкина неделя»
Раздаточный материал:
нотный текст «Веснянка»
Оформление:
Место проведения занятия – кабинет большой теории. Использованная литература:
1.Программа учебного предмета ПО.02.УП.02. «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ», Разработчики:
Дмитриева Любовь Викторовна – преподаватель теоретических дисциплин МОУ ДОД
«УстьОрдынская ДМШ».
Белобородова Виктория Викторовна – зав. теоретическим отделением, член
методического совета школы, преподаватель теоретических дисциплин МОУ ДОД «Усть
Ордынская ДМШ».
Казанцева Ирина Владимировна – преподаватель теоретических дисциплин МОУ ДОД
«УстьОрдынская ДМШ».
2. Акимова Л. Слушание музыки в ДМШ и ДШИ (программа, методические
рекомендации). – Пенза, 2000.
3. Боровик Т. Музыкальноразвивающее издание для детей «Звуки, ритмы и слова»
ч.1,Минск ИООО «Книжный Дом», 1999.;
4. Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях.\Н.Г. Михайлова М.
2000216 с.
Использование ЭОР:
/1556698
www
www
www
www
http
. fb . ru > article
. ru
. infourok
. iplayer
. fm
. Soundtims
>9
. ru
. ebftour
:// www
. ru / articles
. htm
? id =8121
План занятия:
1.Организационный момент
2.Музыкальное приветствие
3.Пение колядок, сочиненных самостоятельно.
4.Рассказ о весеннем фольклоре русского народа.
5.Разучивание Веснянки
6.Презентация «Праздники весны»
7.Подведение итогов занятия
8.Домашнее задание.
Ход урока:
1.Песенкапопевка «Вот вошел учитель в класс…»
2.Знакомство с детьми, перекличка, пение на одном звуке имени и фамилии ребенка
– ответпение – «Это я!»
3.Проверка домашнего задания – пение колядок, сочиненных самостоятельно, или
прочитать стихиколядки.
4. В марте совершался обряд встречи весны. Её встречали с коротенькими песнями
веснянками. Веснянки сохраняли отзвуки древних заклинательных песен, в которых люди
призывали Весну. 23 апреля, в Егорьев (Юрьев) день, совершался первый выгон скота. Св. Егорий слился с
древнерусским Ярилой. В его власти была земля, дикие животные (особенно волки), он
мог оберечь стадо от зверя и от других несчастий. Егорьев день был днем пастухов, их
угощали и одаривали. Они произносили заговоры, производили разнообразные магические
действия с целью сохранить стадо в течение лета.
Главным праздником православного христианства является Пасха. Ей предшествует
Вербное воскресенье — самобытный русский праздник.
В Вербное воскресенье эти ветки освящались в церкви, а потом ими принято было слегка
хлестать детей и домашних животных — для здоровья и роста, приговаривая: "Верба
хлест, бей до слез!"
В день Пасхи люди разговлялись обрядовым хлебом (пасхальным куличом) и крашеными
яйцами. Хлеб освящен многими ритуалами как наиболее сакральная пища, символ достатка
и богатства. Яйцо, обязательная еда весенних обрядов, символизировало плодородие,
новую жизнь, пробуждение природы.
Кладбище посещали на Пасху; на Радуницу (вторник, а в некоторых местах понедельник
первой послепасхальной недели); в четверг, субботу и воскресенье Троицкой недели. На
кладбище несли с собой еду, пиво, ели, выпивали, поминая усопших. Женщины причитали.
Первое воскресенье после Пасхи, а иногда вся послепасхальная неделя
именовались Красной горкой. С этого времени начинались развлечения молодежи: качели,
игры, хороводы, которые с перерывами продолжались до Покрова (1 октября).
Качели — одно из любимых народных развлечений — когдато входили в аграрную магию.
Хоровод — древнее синкретическое действо, соединяющее песню, танец, игру.
Постепенно хороводы утратили свой магический характер, их поэзия расширилась за счет
песен лирических, они стали восприниматься только как развлечение. 5.Дети разучивают «Веснянку» в хороводе
6.Презентация «Праздники весны»
7.Подведение итогов урока
8.Домашнее задание: выучить веснянку, играть и петь
Тема: Весна. Народные обряды и песни. Троица (2ой час)
Образовательная цель: ознакомить детей с народными календарными праздниками
весны, особенностями того или иного обряда
Задачи:
выучить календарные обрядовые праздничные даты весны
разучить обрядовые песни весны
Межпредметные связи
Сольфеджио: интонирование песен
Специальность: игра на рояле
Хор: исполнение песенных примеров
Тип занятия: изучение нового материала. Жанр занятия: тематический. Вид занятия:
урокбеседа. Методы: словесный, наглядный, сравнения, ретроспективы, перспективы,
объяснительноиллюстративный, игровой, музыкального обобщения.
.
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано);
доска;
мультимедийное оборудование
Демонстрационный материал:
презентация «Праздники весны»,
картинки «Веснянки», «Пасха», «Троица», «Русалкина неделя»
Раздаточный материал:
нотный текст «Веснянка»
Оформление:
Место проведения занятия – кабинет большой теории.
Использованная литература:
1.Программа учебного предмета ПО.02.УП.02. «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ», Разработчики:
Дмитриева Любовь Викторовна – преподаватель теоретических дисциплин МОУ ДОД
«УстьОрдынская ДМШ».
Белобородова Виктория Викторовна – зав. теоретическим отделением, член
методического совета школы, преподаватель теоретических дисциплин МОУ ДОД «Усть
Ордынская ДМШ».
Казанцева Ирина Владимировна – преподаватель теоретических дисциплин МОУ ДОД
«УстьОрдынская ДМШ».
2. Акимова Л. Слушание музыки в ДМШ и ДШИ (программа, методические
рекомендации). – Пенза, 2000.
3. Боровик Т. Музыкальноразвивающее издание для детей «Звуки, ритмы и слова»
ч.1,Минск ИООО «Книжный Дом», 1999.;
4. Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях.\Н.Г. Михайлова М.2000
216 с.
Использование ЭОР:
/1556698
www
www
www
www
http
. fb . ru > article
. ru
. infourok
. iplayer
. fm
. Soundtims
>9
. ru
. ebftour
:// www
. ru / articles
. htm
? id =8121
План занятия:
1.Организационный момент
2.Музыкальное приветствие
3.Пение веснянки.
4.Рассказ о праздновании Троицы, Русалкина неделя. 5.Разучивание Веснянки
6.Презентация «Праздники весны»
7.Подведение итогов занятия
8.Домашнее задание.
Ход урока:
1.Песенкапопевка «Вот вошел учитель в класс…»
2.Знакомство с детьми, перекличка, пение на одном звуке имени и фамилии ребенка
– ответпение – «Это я!»
3.Проверка домашнего задания – пение колядок, сочиненных самостоятельно, или
прочитать стихиколядки.
4. В конце весны — начале лета, на седьмой послепасхальной неделе,
праздновались зеленые святки (троицкосемицкие обряды). "Зелеными" они названы
потому, что это был праздник растительной природы, "троицкими" — так как совпадали с
церковным праздником во имя Троицы, а "семицкими" — потому что важным днем
обрядовых действий был семик — четверг, да и вся неделя иногда называлась семицкой.
Дворы и избы снаружи и внутри украшали ветвями березы, пол посыпали травой, молодые
срубленные деревца ставили около изб. Культ расцветающей, входящей в силу
растительности соединялся с ярко выраженными женскими обрядами (участия мужчин в
них не допускалось). Эти обряды восходили к важнейшей инициации языческих славян —
принятию в род повзрослевших девушек как новых его матерей.
В семик завивали березку. Девушки с песнями шли в лес (иногда в сопровождении пожилой
женщины — распорядительницы обряда). Выбирали две молодые березки и связывали их
верхушки, пригибая к земле. Березки украшали лентами, из веток заплетали венки,
приплетали ветки к траве. В других местах украшали одну березку (иногда под березку
сажали соломенную куклу — Марену). Пели песни, водили хороводы, ели принесенную с
собой еду (обязательной была яичница).
При завивании березки девушки кумились — целовались Через березовые ветвии
обменивались кольцами или платками. Друг
друга они называли кумой. Этот обряд, не связанный с христианскими представлениями о
кумовстве, А. Н. Веселовский объяснял как обычай посестринства (в древности все
девушки одного рода действительно были сестрами). Березку они также как бы принимали
в свой родственный круг, пели о ней ритуальные и величальные песни:
Покумимся, кума, покумимся
Мы семицкою березкой покумимся.
Ой, Дид Ладо! Честному Семику.
Ой, Дид Ладо! Березке моей.
На Троицын день ходили в лес развивать березку и раскумлялисъ. Надев венки, девушки
гуляли в них, а потом бросали в реку и загадывали свою судьбу: если венок поплывет по
реке — девушка выйдет замуж; если его прибьет к берегу — останется еще на год в
родительском доме; утонувший венок предвещал смерть. Об этом пели ритуальную песню:
Красны девицы
Веночки завили,
Люшечкилюли,
Веночки завили. ...
В речку бросали,
Судьбу загадали... Быстра речка
Судьбу отгадала...
Коим девушкам
Замуж идти...,
Коим девушкам
Век вековать...,
А коим несчастным
Во сырой земле лежать.
Была и такая разновидность обряда: украшали (а иногда наряжали в женскую одежду)
срубленную березку. До Троицына дня ее носили по деревне с песнями, величали,
"угощали" ее в избах. В воскресенье несли к реке, разряжали и бросали в воду под
причитания. Этот обряд сохранил отголоски очень архаичных человеческих
жертвоприношений, березка стала заместительной жертвой. Позже бросание ее в реку
рассматривалось как обряд вызывания дождя.
Обрядовым синонимом березки могла быть кукушка. В некоторых южных губерниях «е
делали из травы "кукушкины слезки": одевали в маленькую рубаху, сарафан и платок
(иногда — в костюм невесты) — и шли в лес. Здесь девушки кумились между собой и
с кукушкой, затем клали ее в гробик и зарывали. На Троицын день кукушку откапывали и
сажали на ветки. Этот вариант обряда отчетливо доносит идею умирания и последующего
воскрешения, т. е. инициации. Когдато, по представлениям древних, инициируемые
девушки "умирали" — "рождались" женщины.
Троицкую неделю иногда называли Русальной, так как в это время, по народным поверьям,
в воде и на деревьях появлялись русалки — обычно девушки, умершие до брака. Русальная
неделя могла не совпадать с Троицкой.
Принадлежа к миру мертвых, русалки воспринимались как опасные духи, которые
преследуют людей и даже могут их погубить. У женщин и девушек русалки якобы просили
одежду, поэтому для них оставляли на деревьях сорочки. Пребывание русалок в ржаном
или конопляном поле содействовало цветению и урожаю. В последний день Русальной
недели русалки покидали землю и возвращались на тот свет, поэтому в южнорусских
областях совершался обряд проводов русалки. Русалку могла изображать живая девушка,
однако чаще это было соломенное чучело, которое с песнями и плясками несли в поле, там
сжигали, у костра плясали и прыгали через огонь.
Сохранился и такой тип обряда: двое рядились лошадью, которую также
называли русалкой. Русалкуконя под уздцы вели в поле, а вслед за ней молодежь водила
хороводы с прощальными песнями. Это называлось проводить весну.
5.Дети разучивают «Веснянку» в хороводе 6.Презентация «Праздники весны»
7.Подведение итогов урока
8.Домашнее задание: сочинить веснянку, играть и петь
Поурочный план по предмету "Слушание музыки" 2 класс ДПП
Поурочный план по предмету "Слушание музыки" 2 класс ДПП
Поурочный план по предмету "Слушание музыки" 2 класс ДПП
Поурочный план по предмету "Слушание музыки" 2 класс ДПП
Поурочный план по предмету "Слушание музыки" 2 класс ДПП
Поурочный план по предмету "Слушание музыки" 2 класс ДПП
Поурочный план по предмету "Слушание музыки" 2 класс ДПП
Поурочный план по предмету "Слушание музыки" 2 класс ДПП
Поурочный план по предмету "Слушание музыки" 2 класс ДПП
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.