"Психологические причины волнения у детей и некоторые пути его преодоления".
Оценка 4.7

"Психологические причины волнения у детей и некоторые пути его преодоления".

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
музыка +1
Взрослым
19.02.2019
"Психологические причины волнения у детей и некоторые пути его преодоления".
Методическая разработка поможет преподавателю выявить и устранить причины волнения у детей во время концертного выступления либо конкурса..Какова природа этих волнений-эмоции,характер,уровень подготовки ученика к концертному выступлению?Существуют приемы и методы,описанные в методической разработке,которые помогают справиться с волнением во время концертного выступления либо конкурса.
теория.docx
Российская Федерация Министерство культуры Калининградской области Муниципальное образование «Черняховский городской округ» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Черняховская детская музыкальная школа» ОГРН 1023902149897, ОКПО 05155598, ИНН 3914009058, КПП 391401001 Калининградская область                                                           Тел. (40141) 3­26­82 238150, город Черняховск,                                                          Тел. (40141) 3­25­91 улица Пионерская, дом 5                                                           Факс (40141) 3­25­91  «12» февраля  2019 г.                                                           e­mail doremi39@mail.ru   Методическое сообщение на тему:  «Психологические причины волнения у детей и некоторые пути его преодоления»  Автор: преподаватель по классу фортепиано  Мельникова Мария Владимировна По природе человек является творцом. Таким он создан, такова её сущность и ребенок тому доказательство. Стремление к осуществлению  заложенных  в организме творческих программ и возможностей ­ главная движущая сила развития ребенка. Само это стремление, есть не что иное, как природный инстинкт, который присущий человеческому роду вообще. Мы знаем из личного опыта, как маленькие дети любят выступать, как эмоционально и без всякого волнения они рассказывают о чем­то очень им понравившемся. Начинающие музыканты тоже с удовольствием играют перед публикой, не испытывая страх и волнение. По   мере   роста   ребенка,   увеличением   творческих   задач,   у   ученика   возрастает ответственность перед выступлением, появляется волнение. И очень важно направить его на яркое, эмоциональное, артистическое выступление. Учим ученика выражать свои чувства через раскрытие содержания пьесы, то есть не «что играю», а «о чем играю». Трудности   начинаются   чаще   всего   по   нашей   собственной   вине,   поскольку   грубо нарушаются какие­то фундаментальные, основополагающие нормы и правила творческой работы с детьми.  Существует как минимум три фактора, которые, сочетаясь и взаимодействуя, создают особо неблагоприятный фон для творческого обучения, ведут к нервному перенапряжению, волнениям , срывам. Первый фактор  Это большой объем материала, нежели тот, который ребенку под силу.  Второй фактор  Это сжатые сроки освоения материала. Для каждого ребенка сроки освоения материала индивидуальны. Третий фактор Обучение с установкой на успех, когда нужен не просто высокий результат, а самый высокий ­ победный.  Методы овладения оптимальным концертным состоянием Существует ряд особых методов психологической настройки. 1.Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления. Перед   днем   выступления   или   за   несколько   дней   до   выхода   на   сцену   музыкант   должен представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить выступление .На первом этапе проводится погружение   в   аутогенное   состояние,   на   втором   ­   прорабатывается   образная   картина концертного выступления. Первый этап Расслабление мышц тела. При помощи образных представлений расслабление мышц тела рефлекторно   вводит   кору   головного   мозга   в   промежуточное   состояние   между   сном   и бодрствованием. Оно называется фазовым. В этом состоянии увеличивается способность человека к внушению и самовнушению. Восстановительные процессы протекают в полтора­ два раза быстрее, чем в состоянии сна. Второй этап Сейчас   я   вижу   зал,   в   котором   буду   выступать   .Я  отчетливо   могу   представить   сцену, слушателей. Я спокоен, собран и сосредоточен. Я играю так же хорошо, как и в классе. Я знаю, что я сделаю все, что задумал. Я могу быстро перестроиться с одного произведения на другое. Мне легко и приятно держать всю программу в голове. 2.Игра перед воображаемой аудиторией. На   заключительных   этапах   работы   над   произведением   оно   проигрывается   перед воображаемой   аудиторией.   Вместо   слушателей   можно   выставить   ряд   стульев   и   на   них посадить игрушки. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при их возникновении не останавливаться, а играть дальше, как на концерте.  3.Медитативное погружение.  Погружение в звуковую материю происходит при следующих видах упражнений: ­пропевание (сольфеджирование) без инструмента; ­пропевание с инструментом, причем голос идет как бы впереди реального ­звучания; ­пропевание про себя; ­пропевание вместе с мысленным проигрыванием. 4.Обыгрывание программы. Лучше всего делать это перед зрителями и так часто, чтобы, говоря словами Константина Станиславского, «трудное стало привычным, привычное ­ легким, а легкое ­ приятным». 5.Ролевая подготовка. Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель входит в образ хорошо известного ему музыканта, не боящегося публичных выступлений, и начинает играть как бы в образе другого   человека.   Далее   надо   постараться   вжиться   в   этот   образ,   скопировать   манеру поведения, разговора, сидения за инструментом.  6. Выявление потенциальных ошибок. Для обнаружения возможных ошибок предлагается несколько приемов. 1.Сыграть   произведение   с   повязкой   на   глазах   в   медленном   темпе   с   крепким   туше. Проследить, чтобы не было мышечных зажимов. 2.Играть с помехами и отвлекающими факторами. Сыграть произведение с включенным телевизором на среднюю громкость.  3.В   момент   исполнения   в   трудном   месте   педагог   говорит   слово,   которое   травмирует психику. Это слово «Ошибка», но музыкант при этом не должен ошибиться. 4.Сделать пятьдесят прыжков или тридцать приседаний до большого учащения пульса и начать играть программу. Это состояние похоже на состояние в момент выхода на сцену. 7.Эмоциональный компонент оптимального концертного состояния. Эмоциональный   компонент   складывается   из   ощущений   эмоционального   подъема, радостного предвкушения предстоящего выступления, желания играть для других людей, принося им радость своим искусством. 8.Мыслительный компонент оптимального концертного состояния. Мыслительный компонент зависит от волевой концентрации внимания на том и только на том, что ты в данный момент играешь ­ задача почти неразрешимая для невнимательного человека. Отвлекающие мысли в момент игры почти всегда приводят к ошибкам. Во время концерта   в   связи   с   волнением   могут   появиться   какие­то   неожиданности,   случайности, шероховатости.   Важно   научиться     не   придавать   этому   никакого   значения,   чтобы мимолетная фальшь не перебила ход мыслей.  Регулярность выступлений Важную роль в стабилизации концертного состояния играет регулярность выступлений.  Внутренняя напряженность Творческий процесс несовместим с внутренней напряженностью и взвинченностью. Чтобы помочь   ребенку   войти   в   творческое   состояние,   безусловно,   нужна   привычка   к каждодневному,   регулярному   труду.   Все,   что   становится   привычным   ­   делается   лучше, увереннее, смелее. Привычное само по себе успокаивает.  Высокий уровень ответственности Слишком   высокий   уровень   ответственности   может   привести   к   психологическим трудностям. Ребенок слабеет от ответственности, возложенной на него, это привносит в его душу беспокойство, неуверенность, тревогу. Оптимальный уровень заинтересованности, как правило,   не   есть   максимально   возможный.   На   шкале   от   нуля   до   максимума   точка оптимальности чаще всего лежит где­то между максимумом и серединой. Лучше всего, если ребенок сосредоточен на самом процессе исполнения, а не на будущих результатах. При этом правильно подобранный репертуар ­ это тоже один из путей к удачному выступлению.  Обыграть пьесу За несколько дней до концерта желательно несколько раз обыграть пьесу или программу. Преодоление психического дискомфорта Необходимо подготовить ребенка к возможному психологическому дискомфорту, научить преодолевать его. Необходимо обратить волнение себе на пользу, сделать его управляемым. Говорят, что стресс для артиста, что яд в медицине: в определенных дозах лечит, в очень больших дозах губит. Важно запомнить, что не нужно употреблять самовнушения с частицей «не». Гораздо больше шансов у версии: «Я спокоен, я уверен», чем «Я не волнуюсь». Мозг человека устроен так, что на него действуют слова утвердительного свойства: могу, уверен, все будет нормально. Установка на успех Большую   роль   во   всем,   что   делает   человек,   играет   установка.   Как   бы   ни   был   человек спокоен и психически уравновешен, выходя на сцену, сильный душевный спазм ощущается в этой ситуации большинством исполнителей.  Выступление ­ не экзамен  Очень важно, чтобы ребенок относился к выступлению на концерте не как к испытанию или к экзамену. Это, прежде всего, для него должен быть праздник. А если это действительно праздник, то все вокруг сразу меняет свою эмоциональную окраску. Творческий процесс становится таким, каким ему и положено быть ­ светлым и радостным.  «Хочется» или «надо» Ребенок по­ разному делает что­либо в зависимости от того, «хочется» или «надо» это делать. «Хочу» обычно раскрепощает, освобождает. «Надо» многих сковывает, угнетает.   различными   отрицательными Состояние   «надо»   сопровождается   сомнениями, переживаниями.   Поэтому   особенно   важно,   чтобы   педагог   при   необходимости   умел превращать   «надо»   в  «хочу»,  тем   самым,   не  разрушая  творческий   процесс,   не   нарушая атмосферу праздника. Правила 1. Основательность и тщательность предварительной подготовки. 2. Неоднократная обыгранность концертной программы. 3. Необходимость уделять внимание внутреннему самочувствию ребенка. То, что помогло хотя бы один раз, должно браться на «вооружение», внедряться в практику. 4. Научить ребенка думать и опираться в трудные минуты на приятные воспоминания. Совсем не обязательно вводить все приёмы в работу с каждым учеником. Главное, чтобы процесс применения  упражнений сопровождался положительными эмоциями. Педагогика   и   психология   музыкального   образования   подтверждает,   что   можно значительно   снизить   отрицательные   стороны   эстрадного   волнения   и   тем   самым   лучше подготовить учащихся к концертному выступлению, к будущей концертной деятельности. Для   успеха   в   подобных   ситуациях   музыканту   необходимо   уметь   приводить   себя   в оптимальное   концертное   состояние,   которое   имеет   три   компонента   ­   физический, эмоциональный   и   мыслительный.   Каждый   из   этих   компонентов   нуждается   в целенаправленной тренировке соответствующих действий.

"Психологические причины волнения у детей и некоторые пути его преодоления".

"Психологические причины волнения у детей и некоторые пути его преодоления".

"Психологические причины волнения у детей и некоторые пути его преодоления".

"Психологические причины волнения у детей и некоторые пути его преодоления".

"Психологические причины волнения у детей и некоторые пути его преодоления".

"Психологические причины волнения у детей и некоторые пути его преодоления".

"Психологические причины волнения у детей и некоторые пути его преодоления".

"Психологические причины волнения у детей и некоторые пути его преодоления".

"Психологические причины волнения у детей и некоторые пути его преодоления".

"Психологические причины волнения у детей и некоторые пути его преодоления".

"Психологические причины волнения у детей и некоторые пути его преодоления".

"Психологические причины волнения у детей и некоторые пути его преодоления".

"Психологические причины волнения у детей и некоторые пути его преодоления".

"Психологические причины волнения у детей и некоторые пути его преодоления".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2019