Методическое сообщение на тему: Работа с начинающими пианистами в классе фортепиано
Оценка 4.9

Методическое сообщение на тему: Работа с начинающими пианистами в классе фортепиано

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
музыка +1
Взрослым
23.04.2019
Методическое сообщение на тему: Работа с начинающими пианистами в классе фортепиано
Первая задача преподавателя с начинающими пианистами-влюбить ребенка в мир музыки .Мы рассказываем о появлении фортепиано,как устроен этот необыкновенный инструмент. Учим ребенка ориентироваться на клавиатуре. Начинаем с донотного периода,подбираем по слуху,начинаем осваивать первоначальные штрихи-нон легато,легато,стаккато. У ученика начинают получаться простые мелодии .Возрастает интерес к занятиям.
Работа с начинающими пианистами.docx
Муниципальное автономное  учреждение   дополнительного образования  «Черняховская детская музыкальная школа»       Методическое сообщение на тему:  «Работа с начинающими пианистами в классе фортепиано»                  Подготовила преподаватель по классу фортепиано  Мельникова Мария Владимировна Калининградская область г. Черняховск 2019 год              Обучение игре на фортепиано­процесс творческий и увлекательный. Успешный   результат   занятий   во   многом   зависит   не   только   от   желания   и интереса ученика, но и от умения педагога найти правильный подход. У детей младшего возраста внимание неустойчивое. Но они с интересом относятся ко всему   новому,   неожиданному.   Поэтому   занятия   с   малышами   должны проходить   в   радостной,   эмоционально­живой   атмосфере.   «Больше   сказки, больше   фантазии,  рассказывать   и   показывать,   колдовать   вокруг   музыки»  ­ слова замечательного педагога А.Д.Артоболевской. Для того чтобы не просто развивать интерес к музыке у детей, но и заинтересовать их этим процессом, необходимо   придумывать   различные   творческие   задания,   позволяющие ребёнку,   применить   свои   знания   и   способности   в   области   музыкального творчества.         Путь к успеху начинается с подготовки педагога к уроку. Для педагога урок начинается задолго до того, как он встретится в классе с учеником. Одна из важных его забот ­ выбор программы. Дело ответственное. Помимо того, что программа должна отвечать требованиям, принятым в данном учебном заведении,   её   следует   подбирать   так,   чтобы,   исходя   из   индивидуальных качеств ученика, она максимально способствовала его развитию. Включаемые в неё произведения должны быть ученикам по силам. Чтобы предлагаемая программа   пришлась   учащемуся   по   душе,   надо   обязательно   учесть   его желания.   Обдумывая   репертуар,   лучше   намечать   не   одну,   а   несколько однотипных пьес, оставляя ученику свободу выбора. Подобрать программу ­ это ещё полдела, преподавателю надо самому освоить её. Освоить ­ это значит самому   основательно   поразмышлять   над   текстом:   над   особенностями структуры   произведения,   его   ладогармонического   языка,   ритмической организации, над средствами исполнительской выразительности. Это значит так   же   прикинуть,  где   ученик   может   встретить   трудные   места   и   чем   ему можно   будет   помочь.   Итак,   педагог   должен   выбрать   учебный   материал, проиграть   его,   проанализировать   и   отредактировать,   то   есть:   обнаружить возможные опечатки, которые часто встречаются в новых изданиях; уточнить обозначение   артикуляции   в   старых   изданиях,   дополнить   аппликатурную цифровку;  упростить  звуковую  ткань  для  маленькой  руки (убрать  один  из звуков   аккорда).   Исправление   в   нотах   на   ходу,   во   время   игры,   приучает ученика к небрежному отношению к нотному тексту при первом разборе.          Изучая нотную грамоту, можно играть в игру «Угадай ноту»: ученик с помощью карточек с нотами, называет и играет звуки на инструменте в разных октавах.   Это   способствует   развитию   координации,   музыкального   слуха, зрительной   памяти.   В   изучении   нот   очень   помогает   система А.Д.Артоболевской. Ученик запоминает короткие стихи: «ми соль си ре фа» ­ на линеечках сидят; «ре фа ля до ми» ­ те в окошечки глядят и т. д. Сначала в скрипичном, затем в басовом ключе делаем карточки для нот. Прикасаясь к клавишам кончиками пальцев ­ играем в учителя (большой палец) и учеников (остальные пальцы).  Как определить момент, когда ребёнок может перейти к игре на  фортепиано? Это когда ребёнок:  ­свободно ориентируется на клавиатуре;  ­нотный текст, который ребёнок читает глазами, озвучен внутренним слухом;  ­слух его развит, натренирован;  ­освоил ряд двигательных и дыхательных упражнений, необходимых для того, чтобы   привести   в   нужный   тонус   мышцы   пианистического   аппарата,   снять «зажимы» и спазмы, которые могут помешать игре.  И главное ­ ребенок хочет играть.  Содержанию музыкального произведения уделяем много времени. Но начало всему   –   первое   прикосновение   к   звуку.   И   главное,   чтобы   оно   было «благородным». В возрасте 5 – 7 лет дети очень эмоциональны, интуитивно они   очень   хорошо   чувствуют   характер   музыки.   Знакомясь   с   новыми произведениями, обсуждаем характер, впечатления от музыки, разговариваем о   жанре   (танец,   песня),   композиторе.   В   сборнике   Артоболевской   «Первая встреча с музыкой» много цветных иллюстраций, почти ко всем пьескам есть слова.   Дети   с   удовольствием   играют   «Вальс   собачек»,   «Болтунью»   …   в ансамбле   с  педагогом   –  это   очень   важно   чувствовать   поддержку   учителя, особенно если ребёнок застенчив, скован. С первых уроков играем простые песенки   и   упражнения   для   пальцев:   1,   2,   3   звука.   Например,   изображаем «кукушку». Ученик играет два звука через ноту поочерёдно каждой рукой 3м пальцем в разных октавах или «киску» 3­м и 2­м пальцем с использованием чёрной клавиши. «Пальчики идут в гости» ­ 3,2,1 пальцы вверх и вниз каждой рукой в разных октавах. В игре 4­м и 5­м использую песенку – упражнение «Дразнилка» из сборника Артоболевской.             В игре детей часто чувствуется скованность, внутреннее напряжение, многие поднимают плечи, напрягают мышцы лица, если вовремя не обратить внимания – это станет основой неправильной игры. Многие дети любят играть по краю клавиш, обычно это недостаток низкой посадки дома. Преодолеть эти трудности   помогают   упражнения,   индивидуальный   подход,   контроль педагога, самоконтроль. Можно привлечь родителей, бабушек…. Учить детей играть на фортепиано – это всё равно, что учить малыша ходить. Только что родившийся   младенец   не   может   сразу   пойти.   Вначале   он   задирает   ножки, потом   ползает,   потом   держится   за   что–нибудь   и   начинает   стоять   на неустойчивых ногах, а заботливая мама поддерживает его, помогая сохранить равновесие. И, в конце концов, как­то незаметно малыш делает свои первые осторожные шаги, а потом ­ с каждым днём, с каждым месяцем ходит всё увереннее. Детским пальцам тоже нужно дать время, чтобы они научились играть, а вначале им требуется всего лишь помощь.        После закрепления первоначальных навыков игры 2­м, 3­м и 4­м пальцами можно переходить к игре 1­м и 5­м. Учитывая функции последних, лучше начинать игру не отдельно каждым из них, а одновременно, то есть с квинт. Пятый палец продолжает боковую линию предплечья и плеча и достаточно независим,   поэтому   обычно   главная   функция   его   –   ведение   мелодической линии. Начинать игру 5­м пальцем без 1­ого нежелательно, на первом этапе практически   у   всех   детей   при   игре   квинт   ладонные   мышцы   напрягаются. Чтобы снять это напряжение, необходимо включать в работу крупные мышцы, используя ряд упражнений, разработанных А. А. Шмидт – Шкловской (см. её книгу   «О   воспитании   пианистических   навыков»).   Первоначально   играем квинты лишь на чёрных клавишах – стаккато, нон легато, портаменто. Затем подбираем этюды, в которых квинты играются обеими руками одновременно, попеременно то правой, то левой рукой, а также с дугообразным переносом руки из одной октавы в другую. Существует некоторое количество пьес и этюдов, в которых либо левая рука играет квинту, а правая – дугообразный перенос   из   октавы   в   октаву   терций   на   одинаковых   нотах,   либо   наоборот: правая – квинты, левая – терции. Терции дети играют то2­м и 4­м (вначале), а потом либо 3­м и 5­м, либо 3­м и 1­м. Играть можно любыми штрихами – стаккато, нон легато, портаменто.        Ребёнок   уже   готов   к   игре,   но   во   многих   произведениях   существуют гаммообразные   пассажи,   а   малыши   пока   умеют   играть   лишь   гаммы   по тетрахордам. Поэтому гаммы вводятся в игру в таком порядке:    1.Хроматическая гамма.  2.Расходящаяся гамма в октаву.  3.Короткое арпеджио.  4.Аккорды.           Чтобы воспитать независимость и беглость пальцев, надо использовать большее число мини­этюдов, в две­четыре строчки. Такие этюды можно найти в сборниках К. Черни. Стремиться к тому, чтобы ученик ознакомился с как можно   большим   количеством   этюдов.   При   подборе   репертуара   следует учитывать растяжение ладонных мышц, особенности строения руки, вкусы и предпочтения.            Вначале   обучения,   важно   не   только   научить   малыша   играть,   но   и познакомить его с музыкальным миром, заинтересовать, понять, о чём музыка говорит,   вложить   как   можно   больше   музыкальных   впечатлений.   Дети   1­го класса   очень   любят   пьесу   Галынина   «Зайчик».   В   этом   небольшом произведении сочетаются множество пианистических навыков: игра стаккато, аккордами,   быстрая   смена   рук.   Дети   не   замечают   этих   трудностей,   они увлечены образом прыгающего зайчика. Лиса нападает. Зайчик вырывается, и убегает.   Смена   образа   (заяц­лиса)   определяет   штрихи,   динамику.   Яркий пример такой образной пьесы ­ «Медведь» Г. Галынина. Она помогает при изучении басового ключа. Играя пьесу Рубаха «Воробей», где мы изображаем воробья и кошку, впервые знакомимся со штрихом стаккато. Пьеса А. Гедике «Ригодон»   ­   не   только   танец,   но   уже   и   простейшая   полифония.   Мы представляем праздничный бал. Сначала танцуют все гости, а в середине ­ принц   и   принцесса,   разговаривают   друг   с   другом,   «соединяются»   (момент кульминации­аккорд), продолжая танец с придворными. Тот же образ можно использовать   в   вальсе   из   балета   «Спящая   красавица»   Чайковского.   В сборнике Артоболевской «Первая встреча с музыкой» к Менуэту Л. Моцарта, есть   замечательные   стихи.   С   первых   уроков,   когда   дети   слышат   его   в исполнении   педагога,   проникаются   любовью,   стараются   запомнить   слова, хотят в дальнейшем играть.        Работа   над   музыкальным   произведением   в   классе   идёт   по   многим   направлениям.   Процесс   овладения   фортепианной   игрой   настолько трудоёмкий, что порой поглощает всё внимание ученика. Пианист, в отличие от   певца   не   должен   думать   о   чистоте   интонации,   поэтому   внимание   и контроль слуха ослабевает, игра становится часто набором звуков. Наряду с совершенствованием   технической   стороны,   необходимо   использовать   и развивать   вокальные   навыки.   Особенно   помогает   пение   в   работе   над произведениями кантиленного характера. Ученик, исполняя «Волынку» И. С. Баха, не мог услышать развитие и окончание фраз. Играл невыразительно, неровно,   угловато.   После   того   как   пропели   мелодию   правой   руки,   играя левую,   обратив   внимание   на   динамику,   скачки,   штрихи,   проанализировали движение мелодии по контуру, добавили движение кисти, придумали слова, содержание   ­   игра   стала   более   осмысленной,   появились   штрихи,   звуковое разнообразие, дыхание.             «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно   с   учителем   он   играет   простые,   но   имеющие   художественное значение   пьесы.   Дети   сразу   же   ощущают   радость   непосредственного восприятия хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над   художественным   образом,   работы,   которая   должна   начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано".   Г. Нейгауз           Перед   педагогом,   работающим   с   начинающими,   стоят   серьёзные   и   многообразные   задачи.   Сознание   большой   ответственности,   тщательная продуманность работы, подлинный интерес к занятиям с учениками, умение вникнуть   в   психологию   каждого   ученика,   хороший   вкус   музыканта   и музыкальная культура, ­ необходимые условия для их успешного решения. Список литературы: 1. Милич Б.Е. «Воспитание ученика – пианиста», изд.»Кифара»,2002  2. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой», ­ М.,1985  3. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры», ­ М., 1988  4. Шмидт   –   Шкловская   А.А.   «Воспитание   и   организация   пианистических навыков».  5. Корыхалова   Н.П.   «За   вторым   роялем.   Работа   над   музыкальным произведением в фортепианном классе». ­ СПб,:Композитор.

Методическое сообщение на тему: Работа с начинающими пианистами в классе фортепиано

Методическое сообщение на тему: Работа с начинающими пианистами в классе фортепиано

Методическое сообщение на тему: Работа с начинающими пианистами в классе фортепиано

Методическое сообщение на тему: Работа с начинающими пианистами в классе фортепиано

Методическое сообщение на тему: Работа с начинающими пианистами в классе фортепиано

Методическое сообщение на тему: Работа с начинающими пианистами в классе фортепиано

Методическое сообщение на тему: Работа с начинающими пианистами в классе фортепиано

Методическое сообщение на тему: Работа с начинающими пианистами в классе фортепиано

Методическое сообщение на тему: Работа с начинающими пианистами в классе фортепиано

Методическое сообщение на тему: Работа с начинающими пианистами в классе фортепиано

Методическое сообщение на тему: Работа с начинающими пианистами в классе фортепиано

Методическое сообщение на тему: Работа с начинающими пианистами в классе фортепиано

Методическое сообщение на тему: Работа с начинающими пианистами в классе фортепиано

Методическое сообщение на тему: Работа с начинающими пианистами в классе фортепиано
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2019