Исследовательская работа
Поваренная соль -обыкновенное чудо .
Работу выполнила
Куляшова Светлана
Руководитель:
Куляшова Ольга Николаевна
2021– 2022 уч. год
Оглавление:
Вступление………………………………………………………………….стр.
ü Цель и задачи работы.
ü Гипотеза.
ü Актуальность работы.
ü Практическое значение
Хлеб – соль…………………………………………………………………...стр.
Происхождение слова «соль».
Соль в народных приметах.
Опыты с солью…………………………………………………………….стр.
ü Выращивание кристаллов…………………………………………стр.
ü Плавающее яйцо…………………………………………………….стр
ü Соль – чистящее средство………………………………………...стр.
ü Незамерзающая соль……………………………………………….стр.
Куда деть пуд соли?......................................................................................стр.
ü Нетающий иней…………………………………………………….стр.
Полезные советы…………………………………………………………..стр.
Вывод………………………………………………………………………..стр.
Литература………………………………………………………………..стр.
Вступление.
Мы провели много опытов с солью с целью изучения особенностей соли, её свойств и качеств.
ü Задачи исследования:
1) изучить исторические сведения о соли;
2) узнать о значении соли в жизни человека;
3) познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении опытов;
4) провести опыты с солью;
5) проанализировать полученные результаты.
ü Гипотеза
Мы предположили, что соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.
ü Актуальность нашей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Мы выбрали соль. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Для наших наблюдений и опытов потребовался один пакет поваренной соли стоимостью 8 рублей.
ü Практическое значение: Опыты и исследования, которые мы провели, могут использоваться на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка. Они интересны и познавательны.
Историческая справка Обратившись к истории, можно узнать, насколько ценна соль для людей. Соль была известна человечеству с древнейших времен и ценилась буквально на вес золота. Её хранили в особых ларцах, меняли не только на товары, но даже на землю. Михаил Ломоносов писал, что в его время за 5 плиток соли можно было купить рабу. В Китае, в 18 веке, делали монеты из каменной соли. В древнем Риме наёмным солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово солдат.
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых современных учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца — Солонь
Хлеб-соль
По старинной традиции хлебом с солью до сих пор на Руси встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства. Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов съесть вместе с встречающими «пуд соли», готов разделить все их беды и заботы.
Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил. «Хлебосольством» и сейчас называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении.
Соль важна для организма человека. В приготовлении пищи - это важнейшая приправа. С малых лет мы знаем вкус соли, без которого пища кажется невкусной. Но много соли есть нельзя. Это вредно для здоровья человека.
Соль в народных приметах. С солью связано множество суеверий и примет, Одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета.
Много – много лет назад водилась соль не в каждом доме. Выставляли её на стол только для самых дорогих гостей. Если же гость ее случайно или, хуже того, специально просыпал — это считалось неуважением к хозяевам.
Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.
Соль в народном творчестве. Народ всегда уделял соли особое внимание. Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито - трава», «Соли нет и слова нет», «Без соли стол кривой». Много народных загадок о соли сложено.
Белый
камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
( соль)
Меня одну не едят,
а без меня мало едят.
(соль)
В русской народной сказке «Соль» говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра.
Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебала». Несолоно хлебавши - значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная. Выражение появилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Случалось, что в богатом доме важные гости «хлебали солоно», а незнатным гостям доставалась несолёная пища.
Опыты с солью.
ü Выращивание кристаллов соли.
А в ноябре, когда ждёшь, ждёшь снег, а его всё нет да нет, мы решили сделать опыты с солью. Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в стакан тёплой воды, засыпали соль, постоянно помешивая, чтобы она быстрее растворялась. Добавляли соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. Потом солёную воду процедили через чистую ткань. Это мы сделали для того, чтобы грязь не попала в раствор.
Для начала роста кристаллов взяли затравку - маленький кристаллик, на котором и станет образовываться большой кристалл. Но мы сделали разные опыты. Опустили в воду ниточку с гаечкой, с бисером. Привязали нитки к линейке так, чтобы гаечка погрузилась в раствор, но не касалась дна. Мы взяли ещё две баночки, нитку, блюдце. В обе баночки налили солёной воды. Поставила их на некотором расстоянии друг от друга, соединили ниткой так, чтобы между банками она провисала, а в баночках касалась дна.
Но на этом мы не остановились, налили солёную воду в чашку опустили в воду середину нитки, а края опустила на блюдечко. Утром побежали посмотреть, что же произошло. Оказалось, что середина нитки просто мокрая, зато её концы стали твёрдыми, упругими.
В банках на поверхности образовалась белая плёночка, мы хотели размешать размешать. Но у нас ничего не получилось. Оказалось, что это корочка из соли. Она похожа на первый лед на лужах: тонкий и хрупкий.
Через четыре дня кристаллик, который мы привязали к нитке и опустили в солёный раствор, оброс новыми кристаллами соли. Гаечка покрылась кубиками соли, а над гаечкой образовался зонтик из солёных кристаллов. Со временем кристаллы увеличивались, у гаечки зонтик стал совсем большим.
Когда кристалл принял красивый вид, вынули его из раствора, дали подсохнуть, покрыли бесцветным лаком. Но через некоторое время кристалл стал терять свой красивый вид, пришлось побрызгать его лаком для волос.
ü В школе мы обнаружили стаканчик, но в нем было что-то необычное. Как оказалось, когда-то в этом стаканчике была солёная вода, но вода испарилась, а соль образовала на стенках узоры похожие на те, которые рисует мороз на окнах. Узор на окне нарисовал мороз.
Узор из соли.
В нашей «лаборатории» всё покрылось белой солью. Красивая коса спускается из банки по верёвочке.
Проблемы, с которыми мы столкнулись:
ü Мы помещали затравку в солёный раствор, кристалл таял. Так продолжалось ровно 2 дня. На третий день на стенках банки появился соляной узор. Мы поместили наш кристаллик в раствор, и он не растаял. Оказывается, раствор, в который мы собираемся погрузить затравку, желательно приготовить заранее и оставить на пару дней для выпадения первых кристалликов (чтобы быть уверенным, что затравка не растворится).
ü Раствор со временем испаряется и если верхняя часть кристалла окажется на воздухе, то это может испортить весь опыт. Так случилось с одним из наших кристаллов. Воды в баночке осталось очень мало, и почти весь кристалл оказался на воздухе. Когда мы его достали из раствора, он просто рассыпался на мелкие кубики. Для того чтобы этого не происходило, надо добавлять новый раствор по мере необходимости.
ü У нас возникла ещё одна проблема. Когда рос основной кристалл, на дне появлялись и росли другие, случайно выпавшие кристаллы. Часть соли они забирали себе, их желательно периодически удалять.
ü Бисер и пластмасса - неподходящий материал для наращивания кристаллов, к ним соль не прилипает.
Плавающее яйцо.
Самым весёлым был опыт, который мы провели с яйцом. Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий солёный раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать на поверхности. В эту банку потихоньку начали подливать пресной воды. Яйцо стало опускаться вниз, но не утонуло. Оно плавало в середине раствора. Чем раствор соленей, тем яйцо поднимается выше, значит соль увеличивает плотность воды.
Соль – чистящее средство.
Соль продолжала нас удивлять. Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду. Мы взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету.
Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Когда мы идём по снегу, то он скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее сухой ложечкой, то слышен хруст.
Незамерзающая соль.
Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Мы налили в две чашечки воды, в одну добавили и размешали соль, а в другой была налита пресная вода. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставили воду в морозильной камере. Через два дня проверили. Солёная вода немного замерзла и стала похожа на жидкую кашу.
1.
2.
Но при этом соль разрушающе действует на обувь. Кожаный ботинок поместили в ёмкость с соляным раствором. Он постепенно пропитался солёной водой. Уже на третий день в верхней части ботинка образовались кристаллы соли. А на шестой день кристаллами обросла почти вся верхняя часть и образовалась плотная соляная корка. Сама кожа стала жёсткой. Ботинок достали из ёмкости и высушили. Кожа затвердела ещё больше. Соляная корка была хрупкой, а кожа под ней приобрела белёсый цвет. Белый налёт не счищался – соль глубоко въелась в кожу ботинка. Кожа утратила свою эластичность и при этом стала очень хрупкой.
Вот тогда мы и поняли, что соль действительно разрушительно действует на нашу обувь и что ухаживать за ней очень важно!
Если мы хотим продлить срок службы дорогих для нас вещей (сапог и ботинок), необходимо каждый день их мыть и начищать кремом. Это предотвратит проникновение соли и других химических веществ в кожу и сохранит прочность и красивый вид обуви.
Проникновение соли в почву. Комнатный цветок в течение 8 дней регулярно поливали соляным раствором. На третий день в нижней части стебля цветка появились кристаллы соли. На шестой день эксперимента кристаллами соли покрылась и земля, цветок начал сбрасывать листья. На восьмой день цветок погиб. Соль для растения губительна. Возможно, её проникновение в почву в городской зоне не проявляется так же явно и быстро, как это случилось в домашних условиях, или как это происходит с обувью, но понятно, что накапливаясь и плохо вымываясь из земли, она постепенно губит растения и деревья растущие на газонах.
Нетающий иней. Новый год закончился, но так хочется продолжения праздника. И соль опять помогла нам. Для создания новогоднего настроения в доме мы взяли веточки лиственницы с шишками, еловую ветку и сосновую. Для «заснеживания» веток мы приготовили крепкий солевой раствор. Дальше опыт проводила мама, а мы наблюдали. Мама вскипятила нашу солёную воду в кастрюле, опустила в нее ветки примерно на 5 - 6 часов. Когда время прошло, мы посмотрели на ветки и немного разочаровались. На ветках ничего не было, они просто намокли. Мы их осторожно вытащили и положили сушиться. После полного высыхания ветки заблестели и покрылись белым «инеем», как бывает в сильные морозы. Но наш иней не растает.
Полезный совет: При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
Выводы: Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, мы поняли, что знаем о ней мало. В ходе исследовательской работы мы научились работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди. Мы поняли, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными. Изучение соли невозможно провести даже за один год. Хочется узнать, как добывают соль, как она образуется, что еще интересного и удивительного можно сделать с её помощью.
Литература:
1. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 1978
2. Романовская А.Л. «Поделки из соленого теста», Минск «ХАРВЕСТ», 2006
3. Елена Рубцова «Фантазии из соленого теста», ООО «Из-во «Эксмо», 2008
4. Журнал «Азбука домоводства», ООО «ДПК», г. Дзержинск, 2009 г.
5. Материалы детской передачи «Спокойной ночи, малыши», декабрь 2010 г.
6. И. Балинская «Поваренок», «Домовенок», М., «Олма – пресс», 2002 г.
7. Ю.Р.Васильев «Занимательное природоведение», М., «Омена», 1997 г.
Интернет-ресурсы:
1. «Занимательные опыты на кухне» - http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtm
2. «Страна Мастеров. Соль» - http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1706
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.