Конспект занятия
для детей младшего школьного возраста
по медиабезопасности
Тема: «Правила поведения в Социальных сетях»
Цель: Обучение правилам безопасного поведения в социальных сетях.
Задачи:
1. Познакомить с опасностями социальных сетей.
2. Актуализировать детский опыт пользования социальными сетями.
3. Познакомить с правилами сетевого этикета.
Оборудование: Мультимедиа проектор, экран, глобус, сетка, маркеры.
Раздаточный материал: карточки с описанием ситуаций, шаблоны знаков «безопасного интернета».
Ход занятия:
1.Вступительное слово
Здравствуйте уважаемые гости. Здравствуйте дети, сегодня мы поговорим с вами о социальных сетях….
Цель нашего занятия сегодня - научиться правилам безопасного поведения в социальных сетях.
Скажите, откуда появились в нашей жизни «социальные сети»?
Дети отвечают: из Интернета.
-Что такое ИНТЕРНЕТ?
-Ответ детей.
- Для чего люди используют Интернет?
-Ответ детей.
-У кого есть интернет дома?
-Ответ детей.
В интернет можно выходить не только с компьютера или ноутбука, но и с мобильных телефонов.
– Для чего вы используете Интернет? С какой целью вы выходите в Интернет?
- Совершенно верно, интернет используют для получения информации, для игр, для просмотров фильмов, для прослушивания музыки.
- А для чего вы используете больше всего?
- Все правильно -для общения. Сейчас в интернете существует много социальных сетей, в которых вы можете не только общаться со своими друзьями, но и знакомиться с новыми людьми, находить друзей по переписке и даже влюбляться.
- Что же такое социальные сети? Интернет еще называют всемирная паутина. Представьте себе интернет, как сеть, которая покрывает весь земной шар (демонстрация - глобус, сетка). Благодаря этой сети люди в разных частях земного шара могут очень быстро общаться.
- Какие вы знаете сайты для общения?
- Как вы думаете, какая польза от этого?
-Найти своих родственников, старых друзей.
- Быстро и легко получить информацию, и поделиться ей (текст, видео, музыка)
- Общение на расстоянии с огромным количеством живущих людей в разных уголках планеты.
- Вступать в клубы по интересам.
- Помогать нуждающимся людям.
Но в современной жизни, все, что приносит пользу, может навредить при неправильном использовании. Нельзя забывать об опасности, которая таится для каждого ребенка в соц. сетях. Если ребёнок большую часть своего свободного времени проводит в интернете, это, прежде всего, вредит вашему здоровью.
Нарушается сон, появляется раздражительность, плаксивость. Может заболеть руки, голова, спина. А самое главное, это может быть небезопасно для вас. Чтобы узнать почему – предлагаю просмотреть видеоролик «Социальные сети и дети».
2.Просмотр видеоролика « Социальные сети и дети».
Беседа по сюжету видеоролика.
3. Решение ситуаций по применению правил безопасности в социальных сетей.
Мы познакомились с опасностями, которые подстерегают вас в социальных сетях, а так же вам были даны советы, как избежать и не допустить такие опасные ситуации. Чтобы проверить, сможете ли вы в жизни избежать таких ситуаций или нет, предлагаю поиграть. Сейчас мы разделимся на две группы. Каждая группа получит по две карточки, на которых описаны разные опасные ситуации, с которыми вы можете столкнуться в жизни. На размышление и обсуждение 2 минуты. Через две минуты дайте ответ.
Раздаются карточки.
Ситуация 1
- Вам пришло сообщение «Вы Выиграли телефон!». Для того чтобы его получить, вас просят отправить смс на номер 895467843. Ваши действия?
Дети отвечают.
Опасность интернет-общения заключается в том, что возможно придумать себе любой образ. В процессе переписки можно представить себя кем угодно, даже известной личностью, артистом, а на самом деле это мошенники, которые обманным путем забирают у вас ваши деньги.
ü Не отвечайте на незнакомые письма. В процессе ответа у вас могут снять деньги со счета.
ü Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам людей. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
Ситуация 2
Вы переписывались с виртуальным другом. В процессе общения у вас возник спор. В процессе спора он начал вас обзывать, оскорблять. Ваши действия?
Дети отвечают.
Общаться в социальных сетях легко и просто, не надо стесняться и бояться, что не понравишься собеседнику. Оскорбить человека несложно, никто за это не побьет, никто не видит, кто оскорбил тебя.
ü Не использовать брань, ругательные слова. То - есть нельзя обзываться и унижать друг друга.
Ситуация 3
-Вы приехали из отпуска и решили выставить новые фотографии на своей странице в социальных сетях. Какие из этих фото нежелательно размещать и почему?
1. Ты с обезьянкой.
2. Ты в купальнике у моря.
3. Вы рядом с мамой, в дорогом ресторане. И на вашей маме одеты дорогие украшения.
4. Покупаете дорогие сувениры.
5. Вы всей семьей обедаете в кафе.
6. Вы на аттракционах.
ü Если вы публикуете фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их, и использовать в корыстных целях.
Ситуация 4
- У вас новый виртуальный друг, вы с ним долго переписывались и подружились, он хочет прийти к тебе в гости. Поскольку он боится твоих родителей, спрашивает когда их нет дома….. Как вы поступите?
Часто такими уловками пользуются преступники, маньяки и насильники, чтобы завлечь свою жертву, они под именем подростка (мальчика или девочки) некоторое время общаются с вами, втираются в доверие, выясняют ваш адрес, номер телефона или школу, в которой вы учитесь. Затем предлагают встретиться. И вы, ничего не подозревая, с радостью мчитесь на встречу к новой знакомой «подружке», которая вам очень понравилась… НО… увы, вас ждет не просто разочарование от встречи с незнакомцем, но и реальная угроза потерять свою жизнь и стать жертвой насильника.
ü Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности!
- Молодцы ребята, вы поняли, как надо применять правила и правильно общаться. Ведь общение в Интернете почти ничем не отличается от общения в реальной жизни. Необходимо соблюдать правила этикета, как в настоящей жизни, так и в виртуальной.
4. Беседа об этикете.
-А вы знаете, что такое этикет?
Это правила поведения принятые в конкретном обществе.
В интернете тоже есть этикет – он называется Нэтикет… от слова нэт – интернет и этикет. Для того, чтобы не провоцировать собеседника на плохие отношения, самому не стать агрессором, необходимо соблюдать эти общепринятые правила.
Правила этикета:
· Не использовать брань, ругательные слова. То - есть нельзя обзываться и унижать друг -друга.
· Не ввязываться в конфликты, если вас оскорбляют, лучше не отвечайте. Исключите дальнейшее общение.
· Старайтесь, как и в жизни быть вежливыми и доброжелательными
· Обязательно пишите правильно, без ошибок.
· Уважайте время и возможность других.
5. Рефлексия.
Чтобы закрепить знания о правилах безопасного поведения в Интернете, сейчас мы на практике попытаемся их применить. Мы будем рисовать знаки по правилам общения в социальных сетях. По примеру дорожных знаков. Дорожные знаки бывают - запрещающие - в круге, и рекомендующие, предупреждающий - в треугольнике. Каждой команде я выдам три шаблона. С одной стороны нарисован круг, с другой – треугольник. Вы сами должны определить, что будет делать ваш знак. Итак, вам дается 10 минут, для того чтобы придумать и нарисовать по три знака - «Знаки безопасного виртуального общения». Основные правила вы видите на слайде.
Знаки на следующие правила:
· не указывайте при общении свой номер телефона, адрес и школу, не сообщайте незнакомцам сведения о своей семье;
· не назначайте встречи с людьми, которых вы в реальной жизни не видели. Часто за красивой фотографией скрывается совсем другое лицо
· если при общении вы заподозрили что-то неладное, сразу сообщите об этом родителям и прекратите общение с этим человеком;
· не выкладывайте личные фото и фото семьи, так как ими могут воспользоваться во вред вам.
Представление знаков.
6.Подведение итогов.
- Дети, как вы считаете, мы с вами достигли цели нашего занятия ?
Молодцы ребята. Я надеюсь, что вы на занятии взяли для себя много полезного и будите применять правила применять в жизни, научите своих друзей, родителей . И конечно же обезопасите себя.
Список литературы:
1. http://voprosum.ru/setevoe-obshhenie-etika-setevogo-obshheniya
2. Валентина Ялынская Социальные сети и дети http://www.youtube.com/watch?v=I-0-K_FWXec
3. Польза и опасность общения детей в социальных сетях. http://iknigi.net/avtor-marina-vinner/48577-socialnye-seti-bez-straha-dlya-teh-komu-za-marina-vinner.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.