Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение», 5 класс

  • Работа в классе
  • docx
  • 14.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разбор урока на тему "Местоимение"+ презентация
Иконка файла материала местоимения.docx

Урок «Повторение и обобщение изученного

по теме «Местоимение», 5 класс

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и я надеюсь, что вы покажете хорошие знания.

2. Словарно-орфографическая работа с использованием сигнальных карточек

Е или И?


ПОКРУТИТ

ВЕРТИТ

КОЛЕТ

СЛЫШИТ

ДУМАЕТ

РУБИТ

ЗАСЕЛИТ

КУПАЕШЬ

ПРЯЧЕШЬ

ЗНАЕТ

ГОНИШЬ

РАССТИЛАЕШЬ

МАНИШЬ

ХВАЛИШЬ

СТЕЛЕТ

СМОТРИШЬ

КЛЕИМ

СЕЕМ


3. Введение в тему.(слайд 20)

Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!» Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров? Выступление ученика.

 

Древнегреческий мудрец Биант Приенский (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

(слайд 21)

Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).

(слайд 22)

Актуализация опорных знаний

Местоимение – часть речи необычная, и поэтому урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по городу Местоимений. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Чтобы попасть в город Местоимений, вам нужно пройти шуточный тест. (слайд23)

Местоимения употребляют …

А) вместо имени

Б) вместо фамилии

В) вместо отчества

Местоимения бывают…

А) отличные

Б) личные

В) общие

Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться. Проверим себя. (слайд 24)

Экспресс-ответ (слайд 25)

Продолжить следующие фразы одним словом:

местоимения – это … (?) часть речи (самостоятельная )

она указывает на … (?) (на предмет, признак, количество )

но … (?) (что не делает?) ( но не называет их )

в предложении местоимения могут быть …(подлежащим, дополнением, определением)

(слайд 26)

 А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. Наша первая остановка – на Перекрёстке Орфограмм. (слайд 27,28)

Слайд 29 ,30

 (слайд 31)Учащиеся должны выписать только местоимения.

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?(куда наречие)
Желтый, красный, голубой, 
Не угнаться за тобой!(за предог)

Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд 
Прыгал в угол и назад(наречие).  (слайд 32)

 

6. Физминутка

Ребята, посмотрите, какая великолепная картина перед нами, представим, что это страна Местоимения. Она навевает покой, умиротворение. Давайте, расслабимся, посмотрим вверх, в стороны, повращаем глазками. Вдох-выдох.

7. Работа с текстом(слайд 33)

Замени, где необходимо, существительное местоимением.

В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.

 

9. Итоги урока

- О какой части речи мы говорили?

- А для чего нам еще служат местоимения? Сказали слайд 34)

Зачем нужны местоимения в разных стилях речи?

Местоимения используются не только для замены повторяющихся слов или избыточных конструкций, но и для выражения определенной стилистики в речи:

Местоимение вы может употребляться в единственном числе и выражать уважительное обращение к человеку, в таком случае оно пишется с заглавной буквы

 

В публицистической речи, а также в старинной торжественной речи, местоимение мы может употребляться в значении я.

Примеры: Мы проанализировали источники 

 

Местоимение мы может употребляться в разговорной речи в значении ты или вы, выражая сочувствие, сопереживание.

Примеры: Ну и когда мы оденемся?

 

Местоимения этот и тот часто употребляются для выражения противопоставления чего-либо.

Примеры: Я хочу не этот, а тот чай. 

 

Местоимение такой может указывать на высокую степень качества или состояния.

 

Слайд 35) (Чтобы понять, для чего нужны местоимения в русском языке, достаточно сравнить два текста с местоимениями и без местоимений:

Женщина сидела возле окна. Женщина наблюдала за проезжающими мимо автомобилями. Неизвестный человек позвал женщину. Женщина оглянулась и увидела мужчину, который принес принадлежащий женщине зонт и неопределенное количество яблок.

 

Женщина сидела возле окна. Она наблюдала за проезжающими мимо автомобилями. Кто-то позвал женщину. Она оглянулась и увидела мужчину, который принес ее зонт и несколько яблок.

 

- Как они помогают нам? (Слайд 36)

(Помогают сделать речь более красочной, разнообразной, избегать повтора).

Оценки.

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Оценки получают…

10. Домашнее задание. Упражнение 113

Я желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо.

 

 

 

 

 

 

 

 

Древнегреческий мудрец Биант Приенский (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

 

            Древнегреческий мудрец Биант Приенский (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

 

Древнегреческий мудрец Биант Приенский (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.