Урок «Повторение и обобщение изученного
по теме «Местоимение», 5 класс
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и я надеюсь, что вы покажете хорошие знания.
2. Словарно-орфографическая работа с использованием сигнальных карточек
Е или И?
ПОКРУТИТ
ВЕРТИТ
КОЛЕТ
СЛЫШИТ
ДУМАЕТ
РУБИТ
ЗАСЕЛИТ
КУПАЕШЬ
ПРЯЧЕШЬ
ЗНАЕТ
ГОНИШЬ
РАССТИЛАЕШЬ
МАНИШЬ
ХВАЛИШЬ
СТЕЛЕТ
СМОТРИШЬ
КЛЕИМ
СЕЕМ
3. Введение в тему.(слайд 20)
Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!» Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров? Выступление ученика.
Древнегреческий мудрец Биант Приенский (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
(слайд 21)
Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).
(слайд 22)
Актуализация опорных знаний
Местоимение – часть речи необычная, и поэтому урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по городу Местоимений. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Чтобы попасть в город Местоимений, вам нужно пройти шуточный тест. (слайд23)
Местоимения употребляют …
А) вместо имени
Б) вместо фамилии
В) вместо отчества
Местоимения бывают…
А) отличные
Б) личные
В) общие
Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться. Проверим себя. (слайд 24)
Экспресс-ответ (слайд 25)
Продолжить следующие фразы одним словом:
местоимения – это … (?) часть речи (самостоятельная )
она указывает на … (?) (на предмет, признак, количество )
но … (?) (что не делает?) ( но не называет их )
в предложении местоимения могут быть …(подлежащим, дополнением, определением)
(слайд 26)
А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. Наша первая остановка – на Перекрёстке Орфограмм. (слайд 27,28)
Слайд 29 ,30
(слайд 31)Учащиеся должны выписать только местоимения.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?(куда наречие)
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!(за предог)
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад(наречие). (слайд 32)
6. Физминутка
Ребята, посмотрите, какая великолепная картина перед нами, представим, что это страна Местоимения. Она навевает покой, умиротворение. Давайте, расслабимся, посмотрим вверх, в стороны, повращаем глазками. Вдох-выдох.
7. Работа с текстом(слайд 33)
Замени, где необходимо, существительное местоимением.
В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.
9. Итоги урока
- О какой части речи мы говорили?
- А для чего нам еще служат местоимения? Сказали слайд 34)
Местоимения используются не только для замены повторяющихся слов или избыточных конструкций, но и для выражения определенной стилистики в речи:
Местоимение вы может употребляться в единственном числе и выражать уважительное обращение к человеку, в таком случае оно пишется с заглавной буквы
В публицистической речи, а также в старинной торжественной речи, местоимение мы может употребляться в значении я.
Примеры: Мы проанализировали источники
Местоимение мы может употребляться в разговорной речи в значении ты или вы, выражая сочувствие, сопереживание.
Примеры: Ну и когда мы оденемся?
Местоимения этот и тот часто употребляются для выражения противопоставления чего-либо.
Примеры: Я хочу не этот, а тот чай.
Местоимение такой может указывать на высокую степень качества или состояния.
Слайд 35) (Чтобы понять, для чего нужны местоимения в русском языке, достаточно сравнить два текста с местоимениями и без местоимений:
Женщина сидела возле окна. Женщина наблюдала за проезжающими мимо автомобилями. Неизвестный человек позвал женщину. Женщина оглянулась и увидела мужчину, который принес принадлежащий женщине зонт и неопределенное количество яблок.
Женщина сидела возле окна. Она наблюдала за проезжающими мимо автомобилями. Кто-то позвал женщину. Она оглянулась и увидела мужчину, который принес ее зонт и несколько яблок.
- Как они помогают нам? (Слайд 36)
(Помогают сделать речь более красочной, разнообразной, избегать повтора).
Оценки.
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Оценки получают…
10. Домашнее задание. Упражнение 113
Я желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо.
Древнегреческий мудрец Биант Приенский (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
Древнегреческий мудрец Биант Приенский (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
Древнегреческий мудрец Биант Приенский (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.