Способы образования слов
Приставочный (прочитать ← читать)
Суффиксальный (стульчик ← стул)
Приставочно-суффиксальный
(прибрежный ← берег)
Бессуффиксный (выход ← выходить)
Сложение основ, слов (самовар ← сам, варить)
Переход одной части речи в другую
(столовая ложка - прилаг., идти в столовую -
сущ.)
Упражнения
1. Определите способ образования слов:
школьный -
вдох -
загородный -
школьный - суффиксальный
вдох - бессуффиксный
загородный - приставочно-суффиксальный
Чередующиеся гласные в корне слова
1. -кас- ‒ -кос- Если после корня стоит
суффикс а, в корне пишется
буква а (прикасаться, коснётся).
2. -гар- ‒ -гор- Под ударением пишем букву а
в корне (загаʹр, пригореть).
3. -зар- ‒ - зор- Под ударением пишем букву о
в корне (заря, зоʹрька).
Упражнение
Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы. Найдите слово, в котором нет корня с чередующейся гласной.
Алая з..ря. Заг..рать на пляже. К..сой дождь. Лёгкое прик..сновение. К..сание мяча.
Алая заря. Загорать на пляже. Косой дождь. Лёгкое прикосновение. Касание мяча.
Косой (коʹсо)
Буквы Ы и И после приставок
После приставок, оканчивающихся на согласные, пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются с буквы И.
Сыграть (играть). Предыстория (история).
После иноязычных приставок меж-, сверх-,
супер-, дез- пишется буква И.
Дезинфекция (инфекция).
Межинститутский(институт).
Упражнения
1. Замените словосочетание одним словом:
Участок при школе – …
полоса около моря – …
очень большой – …
чуть-чуть открыть дверь – …
Участок при школе – пришкольный
полоса около моря – приморская
очень большой – пребольшой
чуть-чуть открыть дверь – приоткрыть
2. Вставьте пропущенные буквы. Распределите
слова на две группы
Пр..дмет, пр..милый, пр..городный, пр..ключение,
пр..нести, пр..лететь, пр..рода.
ПРИСТАВКА | КОРЕНЬ |
ПРИСТАВКА | КОРЕНЬ |
премилый | предмет |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.