Данный материал будет полезен на уроках обобщающего повторения поле изучения разделов "Лексика и фразеология", "Морфология", "Словообразование". Учащиеся с удовольствием выполняют разнообразные разноуровневые задания, одновременно повторяя материал и закрепляя ранее изученные темы. Каждый учащийся способен выполнить данные задания, так как они подобраны учетом возрастных особенностей шестиклассников.
Умники и
умницы.
Урок-игра в 6
классе.6
Конкурс 1. Разминка.
1. Что посеешь, …
2. Без труда…
3. Кончил дело – …
4. Волков бояться – …
5. С кем поведешься – …
6. Как аукнется – …
7. За двумя зайцами погонишься
8 .Тяжело в учении – …
9.Любишь кататься - …
10.Учение – свет, …
– …
то и пожнешь.
не вынешь и рыбку из пруда.
гуляй смело.
в лес не ходить.
От того и наберешься.
так и откликнется.
ни одного не поймаешь.
легко в бою.
люби и саночки возить.
а неученье- тьма.
Конкурс 2. «Фонетический».
1. Какой раздел науки о языке изучает его
звуковую сторону?
2. Необходимо найти слово, в котором есть
[ с ] : просьба, синий, косьба, слушать,
звук
сиять, синеть.
СЛУШАТЬ
Конкурс 3. «СЛОВА-
ЗМЕЙКИ».
1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.
Члены команд (один за другим) подходят к
доске записывают каждый по слову
(существительные - единственного числа,
именительного падежа), начинающемуся с
последней буквы слова, написанного
предыдущим учеником.
Конкурс 4. «СОБЕРИ
СЛОВА».
1-ой команде.
1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ –
УЧЕНИКИ.
ПОДСНЕЖНИКИ
2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ.
МОЛОДЦЫ
2-ой команде.
1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА.
ЗАГОРОДКА
2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ .
ДВОРОВЫЙ
Конкурс 5. «Словообразовательный».
1. От корня слов так же, как и от дерева,
идут новые ростки – однокоренные слова.
Чьё дерево ветвистее, та команда
получает 2 очка.
(Исходное слово: «говор»)
2. За 1 минуту запишите слова, состоящие
из 3 букв.
(Победитель тот, у кого больше слов.)
Конкурс 6. «Синтаксический».
1. Вы должны правильно написать
слова и расставить знаки препинания.
1 команда. 1. Язык (до) Киева (до) ведет.
2. Мой сын летчик.
3. Я побывал в городах
Ростове в Москве, в Киеве.
2 команда. 1. Хорошее слово (до) сердца
2. Пословица народная
3. В корзине лежали ягоды малина
(до) йдет.
мудрость.
земляника.
1 команда. 1. Язык до Киева доведет.
2. Мой сын -летчик.
3. Я побывал в городах: в
Ростове,в Москве, в Киеве.
2 команда. 1. Хорошее слово до сердца
дойдет.
мудрость.
,земляника.
2. Пословица - народная
3. В корзине лежали ягоды: малина
2. Составьте предложение, выполнив предварительные действия:
1).Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.
2).Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».
3).Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.
4).Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».
5).Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».
6).Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое
является обращением.
Желтые листья осенью щедро выстлали
дороги.
Конкурс 7. «Блиц-опрос».
1. Часть речи, обозначающая предмет ?
2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» ?
3. Он бывает между корнем и окончанием в слове.
4. Неопределённая форма глагола.
5. Изменение глагола по лицам и числам.
6.Какое числительное во всех падежах имеет
7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей?
8. Предложение с двумя грамматическими основами.
окончание –а?
Существительное.
Антоним.
Суффикс.
Инфинитив.
Спряжение.
Полтора,полтораста.
Определение.
Сложное.
9. Какие разряды
местоимений
различаются только
значением?
10.Какой падеж
существительных
никогда не
употребляется с
предлогом?
Относительные и
вопросительные.
Именительный
падеж.
Конкурс 8. «Разгадай».
1. Возьмите предлог К, стоящий перед
местоимением МНЕ.
2. Прибавьте существительное СОН в
дательном падеже единственного
числа.
3. Допишите слово так, чтобы оно
отвечало на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?
коснуться
1.Приставка у этого слова обозначает
приближение.
2.К ней прибавили основу от
прилагательного КОСНЫЙ.
3.Затем суффикс, который пишется у
прилагательных после шипящих и ц
под ударением (камышовый,
песцовый).
4. И суффикс с окончанием, как у
существительного ВЫПАДЕНИЕ.
прикосновение
Конкур 9. «Редактор».
Неграмотная бабушка из деревни
прислала родственникам телеграмму:
Здорова. Прибываю в полном
благополучии.
Пребывать – находиться где-
нибудь или в каком-нибудь состоянии.
Все отправились на вокзал встречать
бабушку, но она не приехала. Что
случилось?
Прибывать – приходить, приезжать куда-
либо;
Конкурс 10. «Шерлок
Холмс».
Найдите разносклоняемые
существительные во всех
предложениях:
его имени.
Времени,пламени,имени.
1.Кузнец ушёл, пожар свирепствовал
ещё несколько времени.
2.Наконец унялся, и груды углей без
пламени ярко горели в темноте ночи, и
около них бродили погорелые жители
Кистенёвки.
3.Губернские чиновники трепетали при
Образовать существительные общего рода от слов:
выскочить
задираться
не посидеть
размазать
трудиться
выскочка
задира
непоседа
размазня
трудяга
Спасибо за
работу!!!
Солнечного
вам
настроения
!!!