«ПОВТОРЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ
И РЕЗУЛЬТАТОМ ВЫЧИТАНИЯ»
Цели: повторить связь между компонентами и результатом вычитания; использовать полученные выводы для проверки вычитания; закреплять умение находить значение выражения с переменной.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Игра «Составление поезда из примеров». Учитель выставляет вразброс картинки с записанными на них примерами:
Дети должны составить поезд из вагончиков (карточек с примерами) так, чтобы пример на следующем вагончике начинался с числа, совпадающего с ответом примера на предыдущем вагончике.
2. Составьте и решите тройки примеров:
… + 9 = 17 6 + … = 14 … + 5 = 13
17 – 9 = ………….. ……………
………….. ………….. ……………
III. Объяснение нового материала.
1. Подготовка к восприятию и усвоению выводов, характеризующих связь между уменьшаемым, вычитаемым и разностью, ведется аналогично тому, как это делалось на предыдущем уроке (задание № 1). Затем дети читают выводы, помещенные в учебнике в рамке.
Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое.
Если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.
2. После разбора выводов учащиеся приступают к выполнению задания № 2 с комментированием у доски:
Ученик. Записываю десятки под десятками, единицы под единицами.
Вычитаю единицы: 9 – 5, получится 4.
Записываю под единицами.
Вычитаю десятки: 4 – 3, получится 1.
Записываю под десятками.
Читаю ответ: 14.
Учитель. Как можно использовать эти правила для проверки вычитания?
Дети. Для проверки вычитания нужно к полученной разности прибавить вычитаемое. Если получится уменьшаемое, значит, пример решен верно.
Проверка примера:
3. Решение задач. Учитель с учащимися разбирает задание № 5.
Красные – 15 астр
Розовые – ?, на 3 астры м. белые
Белые – ?
После краткой записи условия задачи учитель спрашивает:
– Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?
Дети. Нет.
Учитель. Почему?
Дети. Мы не знаем, сколько розовых астр расцвело.
Учитель. А это мы можем узнать?
Дети. Да.
Учитель. Каким действием?
Дети. Вычитанием. Из 15 вычтем 3.
Учитель. Хорошо. А после этого можно будет узнать, сколько белых астр?
Дети. Да.
Учитель. Каким действием узнаем?
Дети. Сложением. К количеству красных астр прибавим количество розовых астр.
Далее учащиеся решают задачу самостоятельно.
1) 15 – 3 = 12 (астр) – розовые
2) 15 + 12 = 27 (астр)
О т в е т: 27 белых астр.
4. Для закрепления умения решать уравнения выполняется задание № 6. Перед решением учитель должен спросить у учащихся, какие записи из предложенных можно отнести к уравнениям и почему.
Учитель. Ребята, рассмотрите записи. Какие из них мы можем отнести к уравнениям?
Дети. 16 + х = 29, х + 6 = 54.
Учитель. А почему только эти?
Дети. Потому что это равенства, содержащие неизвестное число, которое надо найти.
После беседы учащиеся решают выбранные уравнения у доски с комментированием.
16 + х = 29
Учащиеся. Нам неизвестно второе слагаемое. Чтобы найти второе слагаемое, надо из суммы 29 вычесть известное слагаемое 16. Получится 13.
х = 29 – 16
х = 13
16 + 13 = 29
29 = 29
5. Для самостоятельной работы можно предложить учащимся выполнить задания № 4, № 7 и № 3. Задание № 3 оформляется учащимися как выражение с переменной.
Сначала записывается сумма в + 10 и находятся значения этой суммы при данных значениях в: в + 10
в = 36 36 + 10 = 46
в = 57 57 + 10 = 67
в = 63 63 + 10 = 73
в = 10 10 + 10 = 20
Аналогичная работа проводится с разностью в – 10:
в – 10
в = 36 36 – 10 = 26
в = 57 57 – 10 = 47
в = 63 63 – 10 = 53
в = 10 10 – 10 = 0
IV. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что мы повторяли сегодня на уроке?
Дети. Сегодня на уроке мы повторяли связь между компонентами и результатом вычитания.
Учитель. Какую же связь мы выявили?
Дети. Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое. Если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.
Учитель. Где использовали эти правила?
Дети. Мы их использовали при проверке вычитания.
Учитель. Что ещё мы повторяли сегодня на уроке?
Дети. Повторяли, как найти значение выражения с переменной, а также решали задачи.
Домашнее задание: с. 11, № 4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.