Урок русского языка в 7 классе № 55
Тема: Повторение темы «Деепричастие».
Цели урока
1.Общеобразовательные:
-Учащиеся понимают, что такое деепричастия, узнают его в устной и письменной речи.
-Доказывают принадлежность к деепричастию, иллюстрируют своими примерами и примерами из учебников для 7-го класса.
-Используют знания по теме «Деепричастие» в различных видах коллективной и самостоятельной работы.
-Умеют распределить деепричастия на совершенный и несовершенный вид.
-Видят ошибки в употреблении деепричастий в речи и умеют их исправить.
2.Развивающие: развивать творческие способности учащихся, умение анализировать, строить умозаключения, делать выводы, осуществлять контроль и самоконтроль.
-Способствовать развитию самостоятельности, проявлению лучших качеств личности.
-Развивают коммуникативные качества личности.
-Развивают интерес к русскому языку и литературе.
3. Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к слову, культуру речи.
-Воспитывать чувство уважения к товарищам при фронтальной работе.
-Воспитывать аккуратность оформления работ в тетрадях и на доске.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: урок-практикум.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы и цели урока. Проверка домашнего задания.
- Итак, сегодня проводим ещё один урок по теме «Деепричастие». Это урок – практикум. Мы 14 уроков изучали эту тему. Кто попробует сформулировать цель нашего урока? (Сегодня обобщаем, повторяем, систематизируем знания по теме «Деепричастие»)
- Верно. Вы должны уметь слышать и видеть деепричастия в устной и письменной речи и правильно употреблять их. Запишем сегодняшнее число. Но, прежде, чем мы перейдем к повторению, необходимо проверить домашнее задание.
3. Работа по теме урока
- Что же такое деепричастие?
А) Нахождение деепричастий в устной речи.
Ваша задача – найти в текстах деепричастие, выписать их и доказать правильность своего выбора, выделив суффиксы и задав вопросы к выписанным словам.
1.Размышляя о Пушкине, люди невольно сравнивают себя с ним. Это очень полезные размышления. Они способствуют пробуждению в наших душах и умах самых лучших высоконравственных мыслей и устремлений.
2. Впитав в себя драгоценные традиции отечественной литературы, обогатившись глубоким знанием отечественной истории, включив в круг своего писательского внимания все достижения мировой литературы, Пушкин всю свою писательскую жизнь посвятил открытию новых имён для русской, а тем самым и для мировой литературы.
3. Отвечая на мои вопросы, Блок сообщил, что стихи он создает всегда на бумаге, не произнося их в процессе творчества и не проверяя написанных слов на слух.
4. А речка, оказывается, всё так же текла, журчала на перепадах, и родники всё так же били, перезваниваясь между собой. Раздвигаю заросли, обжигаясь крапивой, и отыскиваю один родничок, второй, третий….
- Молодцы! С вами очень приятно работать!
1)Признаки каких частей речи объединяет деепричастие?
2) Какие признаки позаимствовало деепричастие у глагола?
Б) Игра «Найди лишнее»
- На экране вы видите 4 слова. Одно из них лишнее. Найти его и доказать, что оно лишнее.
1.Читая, думая, рисуя, вдумавшись.
2.Занимаясь, развлекая, собираясь, увлекаясь.
3.Проиграв, пропустив, поразмыслив, отдыхающей.
4.Развёртывая, промолвить, наклоняясь, понимая.
В) Как образуются деепричастия?
- Запишите в столбик глаголы и рядом с ними запишите деепричастия, образованные от этих глаголов.
Просохнуть – просохнув
Окрепнуть – окрепнув
Дуть – дуя
Замер – замерши
Идти – идя
Начать – начав
Сидеть – сидя
Г) Синтаксический разбор предложения.
- Каким членом предложения может быть деепричастие?
- Как называется деепричастие с зависимыми словами?
- Как деепричастный оборот выделяется на письме?
(Ученик работает у доски для проверки.)
Запишите предложение. В саду летают пчёлы, собирая нектар с цветов. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено деепричастным оборотом)
Д) Морфологический разбор деепричастия
Традиционно изучение любой части речи мы заканчиваем морфологическим разбором.
Выпиши из пословиц деепричастия, выполните их морфологический разбор.
• Не бравшись за топор, избы не срубишь.
• Не учась, и лаптя не сплетёшь.
• Поработавши до поту, и поешь в охоту.
• Убегая от дыма, не бросайся в огонь.
Е) Игра «Корректор»
4. Итог урока. Проверочный тест
Тест по теме "Деепричастие"
1. Найти предложения, в которых есть часть речи, обозначающая добавочное действие к основному.
А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
Г) Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.
А) Мама сидела, откинувшись в кресле.
Б) Я открыл окно и залюбовался видом.
В) Разложив игры, дети сели в кружок.
Г) Уставшая, она не хотела идти домой.
3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?
А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;
Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;
В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;
Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.
4. Сколько деепричастий в предложении?
Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
А) 2;
Б) 3;
В) 4;
Г) 5.
5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
А) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;
Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;
В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;
Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.
5. Домашнее задание: Пар.28, задание 4 – выписать из текста предложения с деепричастными оборотами, расставить знаки препинания, выполнить морфологический разбор деепричастий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.